Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.
Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
1.2 Содержание и средства развития умственной деятельности старших дошкольников
1.3 Загадка как эффективное педагогическое средство воспитания и обучения дошкольников
1.4 Особенности отбора содержания загадок в разных возрастных группах
Выводы по первой главе
2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК
2.1 Содержание работы по данной проблеме в ДОУ № 106 «Родничок»
2.2 Методика обучения детей составлению и отгадыванию загадок как средства развития умственной деятельности
2.3 Изучение динамики умственной деятельности у испытуемых
2.4 Анализ и интерпретация данных по результатам контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика познавательной
сферы детей старшего
1.2 Содержание и средства
развития умственной
1.3 Загадка как эффективное
педагогическое средство
1.4 Особенности отбора содержания загадок в разных возрастных группах
Выводы по первой главе
2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Содержание работы по данной проблеме в ДОУ № 106 «Родничок»
2.2 Методика обучения детей
составлению и отгадыванию
2.3 Изучение динамики умственной деятельности у испытуемых
2.4 Анализ и интерпретация
данных по результатам
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.
Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.
Современному ребенку
необходимо не столько много знать,
сколько последовательно и
В связи с этим представляется актуальным изучение педагогических средств, способствующих повышению качества умственной деятельности детей уже на ступени дошкольного возраста.
Проблема познавательной деятельности издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов от Сократа до наших дней (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, Д. Н. Богоявленская, Г. И. Щукина, А. Н. Поддьяков и др.). Выполнено немало работ, посвященных изучению возникновения, развития познавательной активности у детей первых лет жизни (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддьяков и др.).
В психолого-педагогической литературе в качестве средств развития умственной деятельности изучалась природа, явления общественной жизни, значительно меньше в таком качестве рассматривались народные и литературные загадки.
Загадки – одно из древнейших средств народной педагогики. Они имеют мифологическое происхождение. Загадки появились в те времена, когда люди испытывали страх перед природой, окружающей жизнью, их пугали злые силы, которые, как им казалось, были повсюду.
Поэтому первоначально загадки содержали в себе магические запреты, условный «тайный» язык в образах и своих темах. Этим люди пытались отвести от себя гнев природы, иных непонятных для них внешних сил.
С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры человека, «тайный» язык постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека.
Содержание загадки отражает жизнь человека и окружающую действительность, поэтому с развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому и круг тем, отражаемый в загадках, значительно расширяется на современном этапе. Ученые характеризуют загадки как поэзию парадокса и средство испытания сообразительности.
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Разнообразие видов и форм загадок позволяет использовать их для инициирования умственной деятельности детей. Однако методика обучения детей составлению загадок и их отгадывания недостаточно разработана. Единственное исследование в этом направлении вела Ю. Г. Илларионова [11]. Актуальностью данной проблемы и обусловлена тема нашего исследования.
Объектом исследования данной работы является умственная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
В качестве предмета рассматривается процесс использования загадок в развитии умственной деятельности ребенка.
Цель исследования: выявить теоретико-методические основы использования загадок в развитии умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
Мы исходили из того, что
загадки представляют собой своеобразную
проблемную задачу, решение которой
сопряжено с проявлением
Задачи исследования:
- Изучить природу
- Определить особенности отбора содержания загадок и требования к ним в разных возрастных группах;
- Изучить особенности познавательной активности у детей опытной группы;
- Выявить и экспериментально
обосновать методику обучения
составлению загадок и их
- Выявить динамику развития
умственной деятельности детей
под влиянием обучения
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования; наблюдение; эксперимент; анкетирование; статистическая обработка данных эксперимента.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении взглядов педагогов и психологов на развитие умственной деятельности старших дошкольников при помощи малых фольклорных жанров, а в частности народных загадок.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана система методических мероприятий по развитию умственной деятельности дошкольников, проведена диагностика уровня развития умственной деятельности детей до проведения мероприятий с использованием народных загадок и после него; представлены результаты изменения уровня развития умственной деятельности детей старшего дошкольного возраста при применении в обучении народных загадок.
Опытная работа осуществлялась на базе детского сада №106 «Родничок». Ею было охвачена группа детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Исследование проходило в 3 этапа:
На 1 этапе изучалась психолого-
На 2 этапе было подготовлено,
организованно и проведено
На 3 этапе – количественный и качественный анализ результатов исследования, оформление курсовой работы.
1. Теоретические
основы проблемы развития
1.1 Характеристика познавательной
сферы детей старшего
Дошкольный возраст – период
расцвета детской познавательной активности.
К 3-4 годам ребенок как бы освобождается
от давления воспринимаемой ситуации
и начинает думать о том, что не
находится у него перед глазами.
Дошкольник пытается как-то упорядочить
и объяснить для себя окружающий
мир, установить в нем какие-то связи
и закономерности. Примерно с 5 лет
начинается расцвет идей маленьких
философов о происхождении
Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок, в отличии от взрослого, в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими дает непосредственное восприятие, т. е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным. Жан Пиаже, наиболее детально исследовавший познавательное развитие детей, назвал это явление «реализмом» [17, с. 212]. Именно такой реализм не позволяет рассматривать вещи независимо от субъекта, от их внутренней взаимосвязи. Эту «реалистическую» позицию ребенка по отношению к вещам нужно отличать от объективной. Основное условие объективности заключается в осознании относительности своей позиции, в учете своей точки зрения. Дети до определенного возраста не умеют различать свой субъективный и внешний мир. Ребенок отождествляет свои представления и восприятия со свойствами внешнего мира. В результате возникает парадокс детской мысли: ребенок находится ближе к непосредственному восприятию вещей, а следователь и к самим вещам, чем взрослые, но в то же время он больше отдален от реальности.
Одним из следствий этой позиции ребенка является неразличение психического и объективного мира, которое порождает такие важнейшие особенности детского мышления, как:
- анимизм (одушевление всего неживого);
- артификализм (рассмотрение природных явлений как результата сознательной деятельности людей) [21, с. 186].
Для выявления этих особенностей детской
мысли Пиаже использовал метод
клинической беседы. Он задавал детям
вопросы о причине
Оказалось, что ребенок 4 – 6 лет рассуждает так, как если бы неодушевленные предметы и объекты обладали сознанием и душой. Эти объекты неравнодушны к людям: солнце и луна следуют за нами, подчиняются нашим желаниям. Для такого ребенка – центр всего мира человек (точнее он сам).
Современные дети, так же, как испытуемые Пиаже, считают ветер результатом человеческого дыхания. Дыхание, в свою очередь, они тесно связывают со словом, мыслью. В результате в сознании ребенка мысль и ветер (физическое и психическое явление) образуют одно неразделимое целое.
Основную причину смешения природного и психического Пиаже видит в том, что ребенок не выделят самого себя из окружающего мира. Он как бы растворен в мире и не различает, что принадлежит ему, его психике и сознанию, а что от него не зависит. В той степени, в какой ребенок игнорирует существование собственной мысли, он приписывает жизни и сознание каждому объекту, который встречается у него на пути. Субъект, который игнорирует свое Я, неизбежно вкладывает во все окружающее свои непосредственные суждения и восприятия. Особенности детского мышления, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, Пиаже назвал эгоцентризмом. Он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется [9, с. 321].
Одним из самых ярких и широко известных проявлений эгоцентризма у ребенка является понимание принципа сохранения количества. Пиаже создал много ярких и оригинальных методик, иллюстрирующих эту особенность детского интеллекта.
Все эти феномены получили название в психологии феномены Пиаже. Они показывают, что ребенок доверяет только своему непосредственному восприятию, что он рассматривает вещи со своей субъективной позиции, которая выступает как единственная и абсолютная. Один наиболее яркий и бросающийся в глаз признак (уровень жидкости или длина ряда пуговиц) становится главным и единственным критерием оценки количества. Другие измерения (диаметр сосуда или расстояние между пуговицами) ребенок учитывать не может он становится как бы жертвой собственной иллюзии, жертвой своего реализма.
Эгоцентрическая позиция ребенка, открытая Ж. Пиаже, убедительно показывает, что внешний мир не действует на человека непосредственно, а наши знания не просто отпечаток внешних событий.
При изучении умственной деятельности дошкольников важное значение, имеет осознание понятия опосредованности познавательных процессов дошкольника.
Представление об
Идея о знаковой опосредованности нашла свое выражение в экспериментальных исследованиях различных познавательных процессов - восприятия, внимания, памяти, воображения. Одним из первых и наиболее ярких исследований этого направления была работа А. Н. Леонтьева, посвященная становлению произвольного, (т. е. опосредованного) запоминания у дошкольников. Результаты этой работы показали, что введение внешних вспомогательных средств не отражается на эффективности запоминания у младших дошкольников. В среднем дошкольном возрасте введение этих средств значительно повышает успешность запоминания; в старшем дошкольном возрасте разрыв между эффективностью непосредственного и опосредованного запоминания снова сокращается – дети одинаково успешно запоминают и при использовании дополнительных средств и без них. Эти результаты позволили Леонтьеву сформулировать закон развития опосредствования психических функций, который получил название закона «параллелограмма развития». Суть этого закона заключалась в том, что в раннем возрасте дети не обладают способностью использовать внешние средства для повышения эффективности познавательной деятельности, поэтому различия в успешности непосредственного и опосредованного запоминания практически нет. В середине дошкольного возраста они начинают эффективно использовать внешние средства для организации познавательной деятельности, поэтому успешность опосредованного запоминания становится значительно выше, чем непосредственного.
Информация о работе Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок