Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.
Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
1.2 Содержание и средства развития умственной деятельности старших дошкольников
1.3 Загадка как эффективное педагогическое средство воспитания и обучения дошкольников
1.4 Особенности отбора содержания загадок в разных возрастных группах
Выводы по первой главе
2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК
2.1 Содержание работы по данной проблеме в ДОУ № 106 «Родничок»
2.2 Методика обучения детей составлению и отгадыванию загадок как средства развития умственной деятельности
2.3 Изучение динамики умственной деятельности у испытуемых
2.4 Анализ и интерпретация данных по результатам контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Маленький коробок мои карандаши спрятал. (Пенал)
Из носа кипяток льет, чай мне дает. (Чайник)
Две сестры: куда одна – туда другая. (Иголка с ниткой)
Она как дождик польет все цветы. (Лейка)
Похожа на книгу, но на листах – линейки и клетки. (Тетрадь)
Волшебная коробочка, в которую мы говорим и слушаем. (Телефон)
Проанализировав составленные загадки можно отметить, что дети при их конструировании, широко используют художественный прием образных сравнений, демонстрируют умения анализа, синтеза, обобщения, обращаются к личному опыту.
2.4 Анализ и интерпретация
данных по результатам
По результатам проведения контрольного
этапа педагогического
Для понимания результатов
Из ранее построенной таблицы
мы четко можем увидеть, что в
обеих группах половина из общего
количества детей обладает средним
уровнем развития умственной деятельности.
Это 45 и 50% детей соответственно. Высокий
уровень имели лишь10% детей экспериментальной
группы и 20% контрольной. Остальные
же дети по результатам констатирующего
этапа педагогического
Анализ сводной таблицы по результатам контрольного этапа позволяет отметить следующие данные. Процентное соотношение детей, обладающих средним уровнем развития умственной деятельности оказалось 60 и 70% соответственно. То есть несомненно то, что в обеих группах показатели по данной графе таблицы возрасли. Также необходимо отметить, что процент встречаемости у детей низкого уровня овладения приемами умственной деятельности по результатам контрольного эксперимента стал заметно ниже – всего 10% детей остались на данном уровне.
Теперь рассмотрим показатели детей экспериментальной группы в отдельности. Они нас интересуют особенно, так как с детьми данной группы мы провели определенную методику обучения построению и отгадыванию загадок, описанную выше. Итак, необходимо отметить, что если раньше детей со средним уровнем развития в группе было столько же, сколько и с низким (по 45%), то по результатам контрольного этапа можно увидеть, что отрыв заметно увеличился. Так детей с низким уровнем овладения приемами умственной деятельности осталось лишь 10%. Остальная часть детей перешла на средний уровень развития. Таким образом, общее количество детей, которые повысили свой уровень развития составляет 25%.
Особое внимание хочу обратить на следующий аспект. В контрольной группе детей с высоким уровнем развития умственной деятельности было 20%, тогда как количество дошкольников экспериментальной группы составляло лишь 10% данной категории. После проведения формирующего этапа нашего эксперимента и повторного проведения диагностического исследования оказалось, что детей с высоким уровнем овладения приемами умственной деятельности в экспериментальной группе стало на 20% больше, что составило 30% от общего количества детей данной группы. Тогда как общее количество детей данного уровня в контрольной группе осталось неизменным (20%).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что разработанная методика обучения детей самостоятельному составлению загадок и путей их решения, позволила повысить уровень умственной деятельности по всем ее показателям у дошкольников опытной группы.
Выводы по второй главе
При организации экпериментального исследования мы исходили из того, что загадки представляют собой своеобразную проблемную задачу, решение которой сопряжено с проявлением ребенком умственного напряжения, смекалки и инициативы. Загадки могут быть действенным средством развития умственной деятельности у старших дошкольников при условии обучения конструированию загадок и приемов их решения.
Для проверки гипотезы была организованна опытная работа, которая проводилась на базе детского сада №106 «Родничок». Ею были охвачены 2 группы - экпериментальная и контрольная - детей в возрасте от 5 до 6 лет.
Результаты констатирующего
этапа педагогического
Анализ опытной работы
выявил следующие особенности и
трудности детей при
Для повышения качества мыслительной деятельности старших дошкольников была составлена определенная методика конструированию загадок. Цель которой являлось: научить детей видеть и понимать образные сравнения; с помощью модели определять обобщенный образ загадываемого предмета; обучить детей самостоятельно конструировать загадки.
Мы исходили из того, что при успешной реализации этих задач дети смогут создавать самостоятельно образные сравнения, овладеть приемами мышления.
В результате составленной
и проведенной нами методики составлению
и отгадыванию загадок удалось
развить у детей
По полученным результатам проведения опытной работы приходим к выводу о том, что дети научились понимать схему и обобщать признаки и свойства предметов на основе модели; при отгадывании, дети стали понимать сравнения, приводить доводы, рассуждать, делать выводы и самостоятельно находить отгадки.
Проанализировав составленные детьми загадки можно отметить, что дети при их конструировании, стали широко использовать художественный прием образных сравнений, демонстрировать умения анализа, синтеза и обобщения, стали обращаться к личному опыту.
Заключение
Анализ психолого-
1. Анализ психолого-
2. Показателями умственной
3. Успешным для развития
4. При отборе загадок для
5. Анализ опытной работы выявил
следующие особенности и
6. Разработанная методика
7. Опытная работа оправдала себя в силу того, что дает возможность:
8. В результате исследования
были определены
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев Б. Г. Психология умственного познания. – М., 1960.
2. Аникин В. И. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
3. Богоявленская Д. Н.
4. Бодрова Е. В., Юдина Е. Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1987.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
6. Бондаренко С. М. Психология развития дошкольников. – Минск, 1980.
7. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. – М., 1986.
8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
9. Давыдов В. В. Проблемы
10. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. – Ярославль, 1997.
11. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М., 1976.
Информация о работе Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок