Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание

На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.
Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
1.2 Содержание и средства развития умственной деятельности старших дошкольников
1.3 Загадка как эффективное педагогическое средство воспитания и обучения дошкольников
1.4 Особенности отбора содержания загадок в разных возрастных группах
Выводы по первой главе
2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК
2.1 Содержание работы по данной проблеме в ДОУ № 106 «Родничок»
2.2 Методика обучения детей составлению и отгадыванию загадок как средства развития умственной деятельности
2.3 Изучение динамики умственной деятельности у испытуемых
2.4 Анализ и интерпретация данных по результатам контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая Microsoft Office Word (3).docx

— 121.80 Кб (Скачать документ)

Маленький коробок мои  карандаши спрятал. (Пенал)

Из носа кипяток льет, чай мне дает. (Чайник)

Две сестры: куда одна –  туда другая. (Иголка с ниткой)

Она как дождик польет все  цветы. (Лейка)

Похожа на книгу, но на листах – линейки и клетки. (Тетрадь)

Волшебная коробочка, в  которую мы говорим и слушаем. (Телефон)

Проанализировав составленные загадки  можно отметить, что дети при их конструировании, широко используют художественный прием образных сравнений, демонстрируют  умения анализа, синтеза, обобщения, обращаются к личному опыту.

 

2.4 Анализ и интерпретация  данных по результатам контрольного  эксперимента

 

По результатам проведения контрольного этапа педагогического эксперимента были построены аналогичные таблицы, как и после констатирующего  этапа (Приложение 4 и 5). Прежде всего  необходимо отметить, что у обоих групп детей показатели стали выше по многим критериям. Так можно заметить, что такие операции мыслительной деятельности, как понимание проблемной ситуации и образных сравнений, умение мыслить по аналогии и обобщать предметы по внешним признакам стали доступны большему количеству детей как в одной группе, так и в другой. Также необходимо отметить, что основным способом доказательств отгадок для большинства детей стала модель «доказательство - тезис», нежели «тезис - доказательство», как было по результатам констатирующего эксперимента. Также детям стало доступнее обобщение предметов по функциональной принадлежности. Всё это касалось лишь отдельных элементов умственной деятельности учащихся.

Для понимания результатов педагогического  эксперимента мы выделили и определили уровни овладения детьми приемами умственной деятельности при отгадывании загадок. По результатам контрольного этапа  эксперимента была составлена сводная  таблица уровней для каждой группы детей (Приложение 6). Анализ данной таблицы  мы приведем в сравнении с таблицей, построенной по результатам констатирующего  этапа проведенного нами эксперимента.

Из ранее построенной таблицы  мы четко можем увидеть, что в  обеих группах половина из общего количества детей обладает средним  уровнем развития умственной деятельности. Это 45 и 50% детей соответственно. Высокий  уровень имели лишь10% детей экспериментальной  группы и 20% контрольной. Остальные  же дети по результатам констатирующего  этапа педагогического эксперимента обладали низким уровнем развития, а это 45 и 30% соответственно. В результате чего мы говорили о достаточно небольшом  уровне развития мыслительной деятельности у детей обеих групп.

Анализ сводной таблицы по результатам  контрольного этапа позволяет отметить следующие данные. Процентное соотношение  детей, обладающих средним уровнем развития умственной деятельности оказалось 60 и 70% соответственно. То есть несомненно то, что в обеих группах показатели по данной графе таблицы возрасли. Также необходимо отметить, что процент встречаемости у детей низкого уровня овладения приемами умственной деятельности по результатам контрольного эксперимента стал заметно ниже – всего 10% детей остались на данном уровне.

Теперь рассмотрим показатели детей  экспериментальной группы в отдельности. Они нас интересуют особенно, так  как с детьми данной группы мы провели  определенную методику обучения построению и отгадыванию загадок, описанную  выше. Итак, необходимо отметить, что  если раньше детей со средним уровнем  развития в группе было столько же, сколько и с низким (по 45%), то по результатам контрольного этапа можно увидеть, что отрыв заметно увеличился. Так детей с низким уровнем овладения приемами умственной деятельности осталось лишь 10%. Остальная часть детей перешла на средний уровень развития. Таким образом, общее количество детей, которые повысили свой уровень развития составляет 25%.

Особое внимание хочу обратить на следующий аспект. В контрольной  группе детей с высоким уровнем  развития умственной деятельности было 20%, тогда как количество дошкольников экспериментальной группы составляло лишь 10% данной категории. После проведения формирующего этапа нашего эксперимента и повторного проведения диагностического исследования оказалось, что детей  с высоким уровнем овладения  приемами умственной деятельности в  экспериментальной группе стало  на 20% больше, что составило 30% от общего количества детей данной группы. Тогда  как общее количество детей данного  уровня в контрольной группе осталось неизменным (20%).

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что разработанная методика обучения детей самостоятельному составлению  загадок и путей их решения, позволила  повысить уровень умственной деятельности по всем ее показателям у дошкольников опытной группы.

 

Выводы по второй главе

 

При организации экпериментального исследования мы исходили из того, что загадки представляют собой своеобразную проблемную задачу, решение которой сопряжено с проявлением ребенком умственного напряжения, смекалки и инициативы. Загадки могут быть действенным средством развития умственной деятельности у старших дошкольников при условии обучения конструированию загадок и приемов их решения.

Для проверки гипотезы была организованна опытная работа, которая  проводилась на базе детского сада №106 «Родничок». Ею были охвачены 2 группы - экпериментальная и контрольная - детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Результаты констатирующего  этапа педагогического эксперимента позволил определить уровень владения детьми приемами умственной деятельности. Причем необходимо отметить, что данные уровень оказался достаточно низок. В среднем 40% дошкольников имели  низкий уровень овладения, еще 40% детей  составили средний уровень. И  лишь 20% детей обеих групп продемонстрировали высокий уровень владения приемами умственной деятельности.

Анализ опытной работы выявил следующие особенности и  трудности детей при отгадывании  загадок: недостаток представлений  о загадываемом предмете; невнимательность и рассеянность при прослушивании  загадок; частое непонимание образных сравнений или их игнорирование; неумение анализировать и проводить  синтез известных признаков, свойств  и качеств предмета или явления; нечеткая, неясная формулировка доказательств; неумение делать выводы и обобщения.

Для повышения качества мыслительной деятельности старших дошкольников была составлена определенная методика конструированию загадок. Цель которой являлось: научить детей видеть и понимать образные сравнения; с помощью модели определять обобщенный образ загадываемого предмета; обучить детей самостоятельно конструировать загадки.

Мы исходили из того, что  при успешной реализации этих задач  дети смогут создавать самостоятельно образные сравнения, овладеть приемами мышления.

В результате составленной и проведенной нами методики составлению  и отгадыванию загадок удалось  развить у детей наблюдательность, внимание, воображение, сформировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

По полученным результатам  проведения опытной работы приходим к выводу о том, что дети научились  понимать схему и обобщать признаки и свойства предметов на основе модели; при отгадывании, дети стали понимать сравнения, приводить доводы, рассуждать, делать выводы и самостоятельно находить отгадки.

Проанализировав составленные детьми загадки можно отметить, что  дети при их конструировании, стали  широко использовать художественный прием  образных сравнений, демонстрировать  умения анализа, синтеза и обобщения, стали обращаться к личному опыту.

 

 

Заключение

 

Анализ психолого-педагогической литературы и проведенная нами экспериментальная  работа позволяет сделать следующие  выводы:

1. Анализ психолого-педагогической  литературы (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, А. М. Матюшкин, Ю. Г. Илларионова) дает основание сделать выводы, что умственная деятельность проявляется в различных формах, особыми формами являются любознательность и познавательный интерес. Познавательная активность является процессом осуществления творческого исследовательского поиска, отсюда можно определить что, основная линия педагогической работы с детьми - формирование у них творческого отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Творчество – одна из наиболее содержательных форм психической активности детей; основным путем формирования творчества у детей является создание взрослыми проблемных ситуаций, постановка творческих задач.

2. Показателями умственной деятельности  являются следующие умения:

    • анализировать любое целое, его части, элементы, свойства, их связи, отношения;
    • синтезировать, преобразовывать целое, новое соотношение, устанавливать характер изменений в зависимости от несущественных факторов;
    • сравнивать, обобщать;
    • рассуждать, делать умозаключения, выводы;
    • предоставлять аргументы и доказательства.

3. Успешным для развития умственной  деятельности и ее показателей  может стать применение загадок  как проблемных задач, которые  направляют детей на познание  окружающего мира. Загадки, являясь  одним из древнейших средств  народной педагогики, содержат в  себе множество сведений об окружающей действительности, взаимосвязях и отношениях предметов и явлений, полны познавательного смысла. Загадки построены путем различных логических задач, и являются для ребенка основой для овладения операциями мышления. Она способствует умственному развитию ребенка. Играя в загадку, ребенок сдает экзамен на сообразительность, где выясняется как хорошо он знает признаки, свойства, качества предметов и явлений. Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в ином образе, в ином качестве. Загадка учит образности и нестандартности мышления.

4. При отборе загадок для дошкольников  необходимо учитывать их возрастные  особенности, уровень развития, жизненный  опыт детей, а также определенные  требования:

    • доступность загадки для детей;
    • учет достаточно полных представлений детей о том или ином предмете или явлении;
    • учет степени трудности логической задачи; характера умственной операции, которую предстоит совершить ребенку; сложность художественного образа и речевой формы загадки;
    • по содержанию, логике и форме, должны быть для детей занимательны, правдивы, грамотны, художественно полноценны.

5. Анализ опытной работы выявил  следующие особенности и трудности  детей при решении проблемных  задач (загадок) вне условий  специального обучения:

    • недостаток представлений о загадываемом предмете, явлении;
    • невнимательность и рассеянность при прослушивании загадок;
    • частое непонимание образных сравнений или их игнорирование;
    • неумение анализировать и проводить синтез известных признаков, свойств и качеств предмета или явления;
    • нечеткая, неясная формулировка доказательств;
    • неумение делать выводы, обобщения.

6. Разработанная методика обучения  детей составлению и отгадыванию  загадок позволила сделать вывод,  что загадки как средство развития  умственной деятельности детей  будут эффективны при условии:

    • применение их в качестве педагогического средства на всех этапах обучения;
    • предоставления возможности детям самостоятельно составлять загадки на любую тематику;
    • применение их как средства ознакомления детей с новыми предметами и явлениями окружающей действительности.

7. Опытная работа оправдала себя  в силу того, что дает возможность:

    • активизировать обследовательские действия детей, их личный опыт, внимание, речь, наблюдательность;
    • сочетать активизацию мыслительных процессов и практическую деятельность;
    • помогает ребенку увидеть новые качества, свойства, взаимосвязи, отношения предметов и явлений.

8. В результате исследования  были определены педагогические  условия для развития умственной  деятельности посредством загадок:

    • организация познавательного поиска детей;
    • создание обогащенной предметно-пространственной среды;
    • обеспечение детям возможностей для интересного и нетрадиционного выполнения заданий;
    • обучать детей конструированию загадок и приемам их решения;
    • предоставлять детям возможность для самостоятельного и коллективного составления и отгадывания загадок в повседневной жизни и на занятиях.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Ананьев Б. Г. Психология  умственного познания. – М., 1960.

2. Аникин В. И. Русские народные  пословицы, поговорки, загадки  и детский фольклор. – М., 1957.

3. Богоявленская Д. Н. Интеллектуальная  активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: РГУ. – 1983.

4. Бодрова Е. В., Юдина Е. Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1987.

5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

6. Бондаренко С. М. Психология  развития дошкольников. – Минск, 1980.

7. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. – М., 1986.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего  обучения. – М., 1986.

10. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. – Ярославль, 1997.

11. Илларионова Ю. Г. Учите  детей отгадывать загадки. –  М., 1976.

Информация о работе Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок