Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание

На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.
Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
1.2 Содержание и средства развития умственной деятельности старших дошкольников
1.3 Загадка как эффективное педагогическое средство воспитания и обучения дошкольников
1.4 Особенности отбора содержания загадок в разных возрастных группах
Выводы по первой главе
2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК
2.1 Содержание работы по данной проблеме в ДОУ № 106 «Родничок»
2.2 Методика обучения детей составлению и отгадыванию загадок как средства развития умственной деятельности
2.3 Изучение динамики умственной деятельности у испытуемых
2.4 Анализ и интерпретация данных по результатам контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая Microsoft Office Word (3).docx

— 121.80 Кб (Скачать документ)

Вопросы, догадки, предположения  детей Н. Н. Поддьяков рассматривает как особую форму проявления творчества. Их основой являются неопределенные проблемные знания, которые образуют значительную часть психики ребенка.

Эти знания – особая, наиболее изменчивая и противоречивая сфера  человеческого творчества. Вопросы, догадки – отражение проблемного  виденья мира ребенком [16,с.195 ].

Считается, что творческий процесс – это переход от известного к неизвестному, новому. Н. Н. Поддьяков доказал, что неопределенные проблемные знания – центральное звено такого перехода.

Дело в том, что известное, ясное в процессе такого перехода начинает терять свою ясность, определенность и все более становится неопределенным, проблемным. При этом возрастает общая  проблемность психики ребенка, а она становится мощным стимулятором умственной деятельности.

Для поддержания у детей  высокой познавательной активности необходимо, чтобы рост неопределенных знаний обгонял рост ясных, определенных[17, с. 224]. Разделяя эту точку зрения, можно предположить, что загадки, обучение их составлению и решению  – важнейший фактор стимулирования умственной деятельности дошкольников.

Обнаружено, что мышление ребенка начинается с преодоления  кажущейся ясности, точности своих  знаний, осознание их неполноты, неопределенности, противоречивости.

Это акт творчества, поскольку  в процессе такого акта ребенок получает нечто новое по сравнению с  исходными данными.

Ребенок в процессе такого преодоления преобразует ясное, само собой разумеющееся неопределенное, проблемное. Это и есть типичный акт проблематизации, описанный в целом ряде философских и психологических работ [8, с.172]. У детей выявлена стойкая нарастающая тенденция возникновения и развития неопределенных проблемных знаний, превращения ясных определенных в знания неясные, проблемные. Этим объясняется лавинообразный рост детских вопросов.

Проблематизация – постановка субъектом системы вопросов, системы проблемно-творческих задач, которые направляют мышление на наиболее важные стороны исследуемого объекта. Г. С. Батищев выделяет два типа проблематизации [9, с.113]:

- узкоутилитарный тип;

- всеобщеуниверсальный тип, на основе которого выделяются фундаментальные связи и зависимости исследуемого объекта.

Ребенку необходимы начальные  формы так называемых методических знаний, начальных форм диалектического  рассмотрения и анализа окружающих предметов и явлений в их движении, изменении, в их взаимосвязях и взаимопереходах. Можно сформировать у детей общий способ анализа предметов.

Таким образом, формируется  общая стратегия умственной деятельности, которая успешно реализуется  в самостоятельном ознакомлении с различными объектами живой  и неживой природы на фоне высокого уровня познавательной активности и  творчества.

Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме дает основание сделать выводы, важные для нашей опытной работы:

  • умственная деятельность дошкольников проявляется в творческом исследовательском поиске;
  • успешными для развития умственной деятельности могут стать загадки, которые представляют для ребенка своеобразную проблемную задачу;
  • показателем умственной деятельности является уровень овладения детьми такими мыслительными операциями как анализ, синтез, особенно сравнение, классификация.

 

1.3 Загадка как эффективное  педагогическое средство воспитания  и обучения дошкольников

 

Педагогическая ценность загадки  была подмечена еще древними. Исследователь  фольклора Ф. Буслаев пишет, что  уже в первобытном обществе загадка  стала играть «экзаменационную»  роль, она была средством испытания  мудрости и взрослости молодых людей, а также одним из средств передачи опыта и языка поколений [20, с.153].

Сам жанр загадки содержит в себе многие потенциальные педагогические возможности.

По определению В. И. Чичерова, «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса» [20, с. 31].

По определению фольклориста В. П. Аникина, загадка – это «мудреный  вопрос, поданный в форме замысловатого, короткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления» [2, с. 248]. В  основе всех определений лежат одни и те же признаки:

  • по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;
  • описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;
  • как правило, описание лаконично;
  • загадке часто присущ ритм.

Учитывая эти признаки, загадку  можно определить так:

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в  поэтической форме, заключающее  в себя замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Загадки, будучи разнообразны по тематике и содержанию, едины по своей сущности, по проявлению своей главной особенности. Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логическую задачу.

Отгадать загадку – значит найти  решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную  мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в  загадке, скрыт, зашифрован разными  способами. От способа шифра зависит  тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

В исследованиях Ю. Г. Илларионовой были выделены различные способы  построения логических задач в загадках [11, с.228]:

  • Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления. В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и нужно найти отгадку.

Например:

 Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку

Здесь перечислены четыре признака, свойственные кролику; признаки внешнего вида и действия животного.

Решение логических задач подобного  типа основано на анализе (выделении  всех признаков) и синтезе (объединении  в целое). Достаточное количество признаков и их конкретность позволяют  полнее производить умственные операции и успешнее решать логическую задачу.

  • Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон.

Отгадывающий должен по двум, а  то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета:

Рук нет, а строить умеет. (Птичка);

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык);

В воде купался, а сух остался. (Гусь).

Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке.

В этих загадках раскрываются признаки, воспринимаемые при многократном наблюдении. Эти признаки должны выделяться отгадывающим в общей системе обследования предмета и осознаваться наряду с другими признаками.

  • Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.

Например:

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. (Осел)

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них  сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и  путем исключения возможных, но ошибочных  ответов, при накоплении новых признаков  находить отгадку.

Такой анализ развивает способность  логически мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.

  • Метафорические загадки. Разгадывание представляет собой расшифровывание метафор.

Например: Красненьки сапожки в земельке лежат. (Свекла)

Проникая в скрытый смысл  метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой  категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу.  Разгадывание таких загадок развивает как образное, так и отвлеченное мышление.

По словам Л. Е. Стрельцовой, загадки учат ребенка образности, неожиданности сопоставления, нестандартности мышления [22, с.49].

Таким образом, в основе разных загадок  лежат различные логические механизмы. Ими определяются типы логических задач  и характер мыслительных операций при  отгадывании. Из этого можно сделать  вывод, что отгадывание загадки  связано с овладением операциями мышления.

Проблеме их формирования посвящены  труды Д. Н. Богоявленской, Н. А. Менчинской, А. А. Люблинской, Е. Н. Кабановой-Меллер, С. М. Бондаренко и др. Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций.

Особое место ученые отводят  таким основным операциям, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация. Стихийное овладение этими операциями только благодаря содержанию учебного материала и показу педагогам  образца использования анализа, сравнения и т. д., без обучения этим операциям не обеспечивает в  полной мере творческого мышления. Показателем сформированности мыслительной операции является – понимание ее сути и умение сознательно применять  на практике.

А. А. Люблинская доказала, что уже в дошкольном возрасте дети овладевают всеми операциями мышления в самой элементарной форме. Без специального обучения мыслительным операциям дети осуществляют их стихийно (не осознает, как он делает), или полустихийно (осознает, как делает, но не понимает существа операции, не знает правил применения) [23, с.117].

Между операциями мышления есть диалектическое единство, но, по мнению авторов (Д. Н. Богоявленская, Н. А. Менчинская), ведущими являются анализ и синтез. Они в разных формах присутствуют, проявляются в других мыслительных операциях. Анализ и синтез – две стороны мыслительного процесса. Правильный анализ любого целого всегда представляет собой анализ не только частей, элементов, свойств, но и их связей, отношений. Он ведет не только к распаду целого, но и к его преобразованию. Это преобразование целого, новое соотношение выделенных анализом компонентов целого и есть синтез [3, с.18].

Задача анализа состоит как  в разложении предмета и явления  на части, так и в глубоком проникновении  в сущность этих явлений. И задача синтеза заключается не только в  объединении частей предмета, но в  установлении характера изменений  их в зависимости от несущественных факторов, отброшенных при анализе. Опираясь на эти положения, мы определили для своей опытной работы: у  детей нужно формировать умения:

  • разлагать объект на части;
  • выделять отдельные существенные стороны объекта;
  • изучать каждую часть в отдельности как элемент единого целого;
  • соединять части объекта в целое.

Умение сравнивать – важнейшая  операция сознательного усвоения знаний.

Самым высоким уровнем творческого  мышления является теоретическое мышление, которое предполагает, что у человека развито и конкретное и абстрактное, и логическое и другие виды мышления.

Загадка занимает особое место в  работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка  своеобразной гимнастикой, мобилизующей умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать  жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленить, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное.

Успешность решения мыслительной задачи, заключенной в загадке, зависит  от того, какие стороны предметов  и явлений и с какой полнотой в ней отражены. Логическая задача в загадке облечена в своеобразную художественную форму. Благодаря этому  она особенно привлекательна. И построение загадки, и ее лексика собирают внимание ребенка, вызывают интерес к задаче. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого умственного  состязания. Это умственное состязание, в свою очередь, развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению, доказательству, развивает способность к анализу, формирует умение самостоятельно делать вы воды, умозаключения.

Загадки полны познавательного  смысла. Загадка ставит перед ребенком вопросы:

  • Что откуда?
  • Что из чего делается?
  • Что чему служит?

Она ставит перед ребенком предмет  то одной, то другой гранью, то останавливает  внимание на внешнем виде, то указывает  на сущность предмета, на его назначение. Каждая группа загадок содержит широкий  круг сведений об окружающем мире. Все, что раньше было для ребенка предметом  знакомства и стороннего наблюдения, что составляло пространство его  жизни, теперь – предмет загадывания. Играя в загадку, ребенок как  бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений. Таким образом, наблюдение и изучение жизненных  явлений в сложных и многообразных  связях является базой для логически  правильного рассуждения и умозаключения. Анализ исследований, посвященных загадкам, помог изучить способы их построения, понять взаимосвязь между развитием  мышления и отгадыванием загадок, что  определило ход нашей опытной  работы.

 

1.4 Особенности отбора  содержания загадок в разных  возрастных группах

Информация о работе Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок