Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.
Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
1.2 Содержание и средства развития умственной деятельности старших дошкольников
1.3 Загадка как эффективное педагогическое средство воспитания и обучения дошкольников
1.4 Особенности отбора содержания загадок в разных возрастных группах
Выводы по первой главе
2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК
2.1 Содержание работы по данной проблеме в ДОУ № 106 «Родничок»
2.2 Методика обучения детей составлению и отгадыванию загадок как средства развития умственной деятельности
2.3 Изучение динамики умственной деятельности у испытуемых
2.4 Анализ и интерпретация данных по результатам контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ю. Г. Илларионова выделяла особенности отбора содержания загадок для детей разных возрастных групп. Она отмечает, что при отборе загадок для дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень развития, жизненный опыт, а также определенные требования[11, с. 43].
Важнейшим требованием, по словам Ю. Г. Илларионовой, предъявляемым к загадкам для дошкольников, является их доступность. Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях (например, о старинных обрядах и обычаях, о времени, жизни и смерти) [11, с. 48].
Следует загадывать детям загадки
о тех предметах и явлениях,
которые доступны для их понимания
и наблюдения и пробуждают у них
интерес к окружающей действительности,
желание внимательно
Основой для отгадывания загадок является достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок, нужно учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.
Также Ю. Г. Илларионова отмечает, что надо исходить из мыслительно-речевой природы загадки: учитывать степень трудности логической задачи, характер умственной операции, которую предстоит совершить ребенку, сложность художественного образа и особенности речевой формы загадки.
Доступность содержания загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определенных признаков указано в загадке, чем они конкретнее, точнее и типичнее, тем она проще. Наиболее просты те загадки, в которых указываются самые типичные признаки.
Доступность загадки для ребенка
зависит от сложности художественного
образа, от того, какими выразительными
средствами он создан. Если образ создан
словами в их прямом значении, то
отгадывание максимально
Наиболее трудны для понимания детей метафорические загадки, у которых слова используются в переносном значении. Отгадывать их нелегко, потому что они рассчитаны на достаточный жизненный опыт, развитое художественное представление, понимание разных значений слов и чуткость к веселой шутке.
Дети часто не понимают иносказательный язык загадок и дают на них неправильные ответы.
Загадки для работы с детьми должны быть по содержанию, логике, форме занимательны, правдивы, грамотны, художественно полноценны.
Отбирая загадки для детей младшего возраста, необходимо учитывать психологические особенности ребенка.
Для малышей характерна общая эмоциональная восприимчивость. Они живо реагируют на предметы, которые вызвали у них положительные эмоции. Эти предметы возбуждают у детей особый интерес и внимание; с ними ребенок чаще действует, играет. В младшем возрасте у ребенка активно развивается внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета.
Все это позволяет использовать загадку в работе с детьми младшего возраста.
Тематика загадок для
Малышам нужно предлагать загадки, в которых названы характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают. Например:
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молочко пьет,
Песенки поет. (Кошка)
Учитывая, что у младших дошкольников возрастает восприимчивость к некоторым элементам художественной формы литературного произведения, детям можно предложить рифмованные загадки. Например:
Беленькие перышки,
Красный гребешок,
Кто это на колышке? (Петя-петушок)
Загадки для малышей не
должна быть очень подробны, так
как большое количество
Дети среднего дошкольного возраста
(5 года жизни) умеют выделять в предметах
различные качества и свойства (форму,
цвет, величину, материал, вкус, запах,
назначение и др.), сравнивать предметы
между собой. Они выделяют и частные,
и существенные и внешние, и внутренние
особенности предметов и
Признаки предмета в загадках должны быть определены конкретно и ясно, четко выражены в словах прямыми значениями. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.
Для детей среднего дошкольного возраста рекомендуется загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Облегчает задачу и рифмующаяся загадка. Для детей среднего возраста характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете [11, с. 38]. Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за животными, они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды; отмечают изменения погоды в разное время суток, в разное время года. Дети ухаживают за животными, растениями, посильно трудятся в природе, в быту и в процессе этой деятельности и этих наблюдений постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.
В старшем дошкольном возрасте у детей продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Учитывая это, в работе с 5-6 летними детьми загадки используют широко, разнообразной тематики: в них говорится о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы и их закономерностях; предметах обихода и орудий труда; о средствах передвижения, связи и информации; о спорте, человеке, грамоте, книге [11, с. 43]. Старшим дошкольникам можно загадывать и народные, и литературные загадки; среди них могут быть и лаконичные и подробные.
Широко используются загадки, отгадывание
которых строится на постепенном
исключении неверных сопоставлений, на
сравнении и сопоставлении
Учитывая достаточный
Таким образом, можно сделать вывод,
что при отборе загадок следует
анализировать их содержание, учитывать
полноту, конкретность, точность характеристик,
сложность художественного
Выводы по первой главе
Анализ психолого-
Этими показателями мы пользовались при проведении нашей опытной работы.
2. условия
развития умственной
2.1 Содержание работы по данной проблеме в ДОУ № 106 «Родничок»
Для проверки гипотезы была
организованна опытная работа, которая
проводилась на базе детского сада
№ 106 «Родничок». Ею были охвачены 2 группы
- экспериментальная и
Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента:
В соответствии с выделенными целями мы провели задание: «Знаешь ли ты предметы, среди которых живешь?»
Цель задания: выявить уровни развития умственной деятельности дошкольников, способность отгадывать загадки и приводить доказательства отгадки.
Методика:
Детям задавался вопрос, хорошо ли они знают предметы, которые есть в группе. Заранее были подготовлены предметы, о которых предлагались загадки (часы, стол, книга).
Воспитатель:
«Ребята, вы хорошо знаете, какие предметы есть в группе, отгадав загадки, вы найдете их. Слушайте внимательно, запомните, как говорится в загадке о предмете; отгадайте и принесите или покажите этот предмет; докажите, что вы правильно отгадали».
Для того чтобы дети по-разному и самостоятельно строили доказательство, предлагали несколько загадок об одном и том же предмете. Так, о часах было предложено четыре загадки:
Ног нет, а хожу, Мы день не спим,
Рта нет, а скажу, Мы ночь не спим,
Когда спать, когда вставать, И день и ночь
Когда работу начинать. (Часы) Стучим, стучим. (Часы)
За стеклянной дверцей Что всегда идет,
Бьется чье-то сердце – А с места не сойдет? (Часы)
Тихо так,
Тихо так. (Часы)
О книге – три загадки:
Не куст, а с листочками, Страну чудес откроем мы
Не рубашка, а сшита, И встретимся с героями,
Не человек, а рассказывает. (Книга) В строчках, на листочках,
Где станции на точках. (Книга)
Загадки о столе:
Четыре ноги, Под крышей четыре ножки,
А ходить не может. (Стол) А на крыше – суп да ложки. (Стол)
Четыре брата
Под одной шляпой стоят,
Одним поясом обвязаны. (Стол)
По тому, как дети объясняли отгадку, можно было судить об их понимании сравнений и способах доказательств при отгадывании.
В загадке про часы дети выделяли лишь последний признак «когда спать, когда вставать, когда работу начинать».
О признаке «всегда идет, а с места не сойдет?» Сережа К. сказал: «Телевизор, потому что там герои бегают, а он стоит», то есть присвоил признаки одного предмета другому. Но о сравнении часов с сердцем все дети ответили, что «сердце бьется, часы тикают», отметили общность биения сердца и тиканья часов: «тихо, неслышно».
Услышав в загадке про книгу «не куст, а с листочками…», некоторые дети по первому же признаку, не дослушав, сразу дали ответ: «дерево, потому что у него тоже есть листья». Оказалось, что переносное значение слова дети не поняли.
В загадках про стол все дети увидели самый яркий и явный признак – «четыре ноги».
Вопросы воспитателя были обращены к опыту детей:
«Все ли столы имеют четыре ножки? У кого дока есть столы с одной, тремя ножками? Вспомните, какой стол мы делали из бумаги?»
Аналогично дети подводились к пониманию, что и такой признак стола, как «на крыше – суп да ложки», не может быть обязательным признаком стола. Дети говорили, что «на крыше могут быть книги, тетради» (Оля П.), «духи и крем на туалетном столе» (Вера О.), «газета на журнальном столике» (Петя В.).
На вопрос воспитателя, может ли
быть признаком стола его
Вера О.: «Стоит в спальне, на него кладут расчески, баночки с кремом, духи». (Туалетный столик)
Петя В.: «В кабинете на него кладут книги, тетради, ручки». (Стол)
Дальше воспитатель спросила о «крыше» стола: какой формы она бывает.
Наташа Б.: «Еще овальная, квадратная».
Петя В.: «А у нас в группе крыша прямоугольная».
Воспитатель: «Молодцы, много признаков стола назвали. Но если перечислить одни признаки, загадка будет неинтересная. Интересная, когда один предмет можно сравнить с другими. Например, круглый стол в саду с чем можно сравнить?».
Дети назвали:
Саша К.: «Кружок на ножке».
Наташа Б.: «Грибок с плоской шляпкой».
Воспитатель попросила детей назвать предметы в групповой комнате, которые можно:
Легче всего дети выделили внешние признаки: объединение по форме, цвету, материалу. Только двое детей (Петя В., Оля П.) объединили предметы функциональной принадлежности: стол и стул – мебель; фломастер и карандаш для письма, рисования; картины, растения – для украшения.
Информация о работе Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок