Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание

На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.
Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
1.2 Содержание и средства развития умственной деятельности старших дошкольников
1.3 Загадка как эффективное педагогическое средство воспитания и обучения дошкольников
1.4 Особенности отбора содержания загадок в разных возрастных группах
Выводы по первой главе
2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК
2.1 Содержание работы по данной проблеме в ДОУ № 106 «Родничок»
2.2 Методика обучения детей составлению и отгадыванию загадок как средства развития умственной деятельности
2.3 Изучение динамики умственной деятельности у испытуемых
2.4 Анализ и интерпретация данных по результатам контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая Microsoft Office Word (3).docx

— 121.80 Кб (Скачать документ)

Одним из учеников Выготского, А. В. Запорожцем было показано, что в качестве средства для ребенка могут выступать особые структурированные образы, овладение которыми также связано с усвоением общечеловеческого опыта. Психические процессы с этой точки зрения стали рассматриваться как особые ориентировочные действия, опосредованные определенными средствами. Так, А. В. Запорожцем была выдвинута гипотеза о том, что специфические человеческие сенсорные способности (т. е. восприятие предметов и их свойств) представляют собой перцептивные ориентировочные действия, опосредованные сенсорными эталонами – общественно выработанными средствами осуществления перцептивных действий. Эти эталоны являются общепринятыми образцами при восприятии различных свойств предметов [4, с. 184].

При восприятии формы такими эталонами являются геометрические фигуры, при восприятии цвета –  решетка цветов спектра и их вариациями по интенсивности, при восприятии величины – градации различий между однородными  предметами разного размера, а позднее  единицы метрической системы  мер. Перцептивное действие заключается в сопоставлении воспринятых свойств с эталоном.

Данная гипотеза была подтверждена и апробирована Л. А. Венгером. Л. А. Венгер высказал идею о том, что в основе формирования общих интеллектуальных способностей должно лежать овладение универсальной формой опосредования с учетом специфики дошкольного возраста. Эта специфика, согласно А. В. Запорожцу и Л. А. Венгеру, заключается в том, что в дошкольном возрасте создаются особо благоприятные условия для развития различных форм познания – восприятия, памяти, наглядно-образного мышления, воображения и пр. Следовательно, необходимо найти такую форму опосредования, которая соответствует специфике наглядно-образного мышления дошкольников. Анализ характерных для дошкольного возраста видов деятельности позволил прийти к выводу, что такой формой опосредования является наглядное моделирование.

 

1.2 Содержание и средства  развития умственной деятельности  старших дошкольников

 

Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания предполагает формирование и развитие знаний, навыков  и умений с учетом требований современной  жизни и деятельности. Чему и как  учить сегодня ребенка-дошкольника? Для современной образовательной  системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие, на пороге которого стоит человечество, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30 — 40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н.Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания [17, с. 218].

В работах отечественных  и зарубежных ученых дошкольное детство  определяется как период, оптимальный  для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие  первые системы дошкольного воспитания, — Ф.Фребель, М. Монтессори. Но в исследованиях А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Фребеля, М. Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач [14, с.193] .

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе  ребенка - на 50 - 60% (в зарубежной научной  литературе указывается более высокий  уровень - до 80%). Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка  от рождения носят преимущественно  творческий характер, но не у всех получают должное развитие. Оказывается, от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться  умственные способности малыша, а тем более - какое направление они получат.

Об умственном развитии ребенка  судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности  к самостоятельному творческому  познанию. Основная особенность умственного  развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения [6, с. 93].

Так для полноценного умственного  воспитания детей дошкольного возраста необходимо заботиться о развитии его  восприятия и мышления. В связи  с этим важнейшими задачами умственного  развития детей дошкольного возраста являются:

- сенсорное развитие –  целенаправленные педагогические  воздействия, обеспечивающие формирование  чувственного познания и совершенствование  ощущений и восприятия;

- развитие мыслительной  деятельности (овладение мыслительными  операциями, познавательными процессами  и способностями);

- становление речи;

- развитие любознательности  и познавательных процессов [15, с. 81].

Таким образом, задачей умственного  воспитания детей дошкольного возраста является, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие  умственного роста.

Современный ребенок в  старшем дошкольном возрасте обладает уникальными потенциальными возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойства нужен  целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий педагогический процесс. В мышлении ребенка доминирует эмоционально-образный компонент, поэтому  необходимо развивать у него “интеллектуальные  эмоции”. Познавательный интерес чаще всего сочетается с общей любознательностью и свидетельствует о развитии активности и богатстве интеллектуальных эмоций. У детей это проявляется в вопросах к воспитателю (учителю), стремлении по собственному желанию участвовать в индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, в умении переносить знания в новые ситуации. Формирование познавательного интереса является одним из основных методов активизации мыслительной деятельности дошкольников. Поэтому необходимо развивать мотивационную основу мыслительных способностей старших дошкольников (актуальная зона развития), ориентируясь на способности младших школьников (ближайшая зона).

Для активизации мыслительной деятельности ребенка, в аспекте  развития познавательных способностей необходима активизация различных  видов деятельности в соответствующем  направлении с опорой на ведущую  деятельность и творчество ребенка, с оптимальным использованием методов  развивающего образования.

Педагогу необходимо пересмотреть, проанализировать свою работу с детьми, изменить акценты в ней. С одной стороны, один и тот же предмет, - можно преподать так, что он будет тренировать только память, тем самым внушать отвращение к учению, с другой стороны можно преподавать и так, что он будет развивать самостоятельность, мыслительные способности, давать навыки к строгому логическому мышлению, развивать любознательность, трудолюбие, стремление узнать что-то новое (развитие знаний). Познавательные задачи, решение которых не требует от ребенка никаких усилий, не могут вызвать положительных эмоций, ибо он при этом не переживает чувства движения вперед, удовлетворения своих потенциальных возможностей, настроенных на развитие [7, с. 121].

Между тем, познавательная задача, отвечающая уровню ближайшего развития, требует познавательных усилий, поиска новых подходов, актуализирует созревшие  и готовые к действию функции. У ребенка возникает интерес  к задаче, стремление овладеть способом ее решения, желание, во что бы то ни стало преодолеть реальную, но посильную трудность. Сосредоточение внимания на создании доступных детям проблемных ситуаций, постановке творческих заданий ведет к формированию творческой личности. Применение игровых, творческих, экспериментальных форм в развитии мышления старших дошкольников влечет за собой проявление любознательности, познавательной активности, формирование мотивации к учению, обеспечивает гармоничный переход от одной ведущей (игровой) деятельности к другой (учебной).

В процессе развития мыслительных способностей ребенка важен учет нравственной стороны формирования личности, именно это нужно учитывать  при составлении проблемных ситуациях, где (ребенку, педагогу, родителю) необходимо отреагировать на ситуацию, сделать  нравственный выбор, осознать свое поведение. Проблемная ситуация в своей психологической  структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т.д.). Какие же дидактические  задачи преследует создание проблемных ситуаций в учебно-воспитательном процессе дошкольников? Можно указать на следующие:

- привлечь внимание ребенка,  возбудить у него познавательный  интерес и другие мотивы мыслительной  деятельности;

- поставить его перед  таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало  бы мыслительную деятельность;

- помочь ему определить  в познавательной задаче, вопросе,  задании основную проблему и  наметить план поиска путей  выхода из возникшего затруднения; 

- побудить ребенка к  активной поисковой, экспериментальной  деятельности;

- помочь ему определить  и указать направление поиска  наиболее рационального пути  выхода из ситуации затруднения  [3, с. 245].

Необходимо также учитывать  то, что:

- ситуация должна быть  доступной пониманию ребенка  (проблема должна быть сформулирована  в известных терминах, чтобы все  или, по крайней мере, большинство  детей уяснили сущность поставленной  проблемной ситуации и средства  для ее решения);

- посильность и естественность  выдвигаемой проблемной ситуации;

- формулировка должна  заинтересовать учащихся (весьма  существенно подобрать надлежащее  словесное оформление, учитывая  эмоциональность, образность детского  мышления);

- варианты возможного  выхода из предложенной ситуации  могут состоять из: самостоятельного  принятия решения, возможности  посторонней помощи, нежелания выбора  решения, собственного способа  [1, с. 87].

Н. Н. Поддьяков считает основной линией педагогической работы с детьми – формирование у них творческого отношения к явлениям окружающей действительности (как в плане восприятия и познание этих явлений, так и в плане их практического преобразования). Творчество – одна из наиболее содержательных форм психической активности детей, которую следует рассматривать как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение самых разнообразных детских деятельностей [17, с. 132].

Неверно говорить об обучении творчеству: обучают, как правило, отдельным  приемам и способом творчества. Но это не ведет к развитию истинного  творчества детей, формированию творческой личности. А вот внутренний мир  ребенка, вся его личность, построенные  в соответствии с законами саморазвития и творчества, на долгие годы станут мощным источником полноценного развития человека.

Основной путь формирования у детей творчества заключается  как в создании взрослыми доступных  детям проблемных ситуаций, постановке творческих задач, так и формировании такой общей эвристической структуры  личности, которая благоприятствует самостоятельному поиску и выделению  ребенком в окружающей действительности проблемных ситуаций и задач [17, с. 144].

Эта мысль Н. Н. Поддьякова особенно важна для нашего исследования, поскольку загадки, на материале которых предполагается развивать умственную деятельность дошкольников в данной курсовой работе, представляют для ребенка своеобразную проблемную задачу, и отгадывание загадки сродни решению проблемной ситуации: надо выдвинуть гипотезу, найти аргументы, которые ее подтвердят или опровергнут.

Важнейшая характеристика эвристической  структуры личности, по мнению Н. Н. Поддьякова, состоит в том, что в ней формируются все новые, неопределенные проблемные знания, образуя те неясные горизонты познавательного развития детей, которые на длительное время становятся путеводной звездой развития детского воображения, мышления [17, с. 149]. Неясные знания (которые активизируются в процессе отгадывания загадки) – это мощный стимулятор умственной деятельности детей. Порождение ребенком таких знаний обгоняет рост и развитие ясных, четких знаний. В этом суть стимуляции саморазвития ребенка. Н. Н. Поддьяков впервые рассматривает усвоение детьми общественного опыта, общечеловеческой культуры как творческий процесс. Дети не просто усваивают общественный опыт, но могут далеко выходить за пределы предлагаемого взрослыми содержания (знаний, умений), проявляя при этом незаурядное творчество, самостоятельно добывая новые знания, открывая для себя новые способы умственной деятельности. Это важнейшая закономерность в развитии дошкольников.

Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков сформулировали новый принцип обучения и воспитания детей: стимулирование и развитие познавательной активности и творчества детей на всех этапах их обучения и даже на этапе усвоения детьми, так называемых готовых знаний. Обычно этот этап считается несовместимым с познавательной активностью и творчеством. Долгое время этот этап определяли как репродуктивный процесс. Лишь по мере накопления солидного багажа знаний и умений разрешалось расшатывание усвоенных репродуктивным способом знаний – перейти на этап формирования творчества[16, с.179].

Информация о работе Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок