Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.
Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
1.2 Содержание и средства развития умственной деятельности старших дошкольников
1.3 Загадка как эффективное педагогическое средство воспитания и обучения дошкольников
1.4 Особенности отбора содержания загадок в разных возрастных группах
Выводы по первой главе
2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК
2.1 Содержание работы по данной проблеме в ДОУ № 106 «Родничок»
2.2 Методика обучения детей составлению и отгадыванию загадок как средства развития умственной деятельности
2.3 Изучение динамики умственной деятельности у испытуемых
2.4 Анализ и интерпретация данных по результатам контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
12. Кригер Е. Э. Педагогические
условия развития
13. Крутецкий В. А. Психология. – М., 1980.
14. Куликова Т. А. Введение детей в технологию решения проблемной задачи // Современное образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997.
15. Лисина М. И. Общение, личность и психология ребенка. – М., 1997.
16. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
17. Поддьяков Н. Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. – Нижний Новгород, 1999.
18. Развитие познавательных
19. Развитие мышления и
20. Садовников Д. Н. Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. – М., 1995.
21. Сорокина А. И. Умственное воспитание в детском саду. – М., 1975.
22. Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия. – М., 1992.
23. Усова А. П. Обучение в детском саду. – М., 1981.
24. Худяков И. А. Великорусские загадки. – СПб., 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты констатирующего эксперимента
(экспериментальная группа)
Ф.И.О. ребенка |
Понимание проблемной задачи |
Учитывание всех названных признаков |
Понимание образных сравнений |
Умение мыслить по аналогии |
Обобщение предметов по внешним признакам |
Обобщение предметов по функциональной принадлежности |
Сравнение предметов |
Способы доказательства |
Итоговый результат (1 балл за каждый «+») | ||||
1-2 (1б.) |
>2 (2б.) |
тезис – доказ-во (1б.) |
доказ-ство – тезис (2б.) | ||||||||||
Василюк Л.Н. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
4 | ||
Данилович А.В. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
6 | ||
Завадская Р.Д. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
5 | ||
Красова Н.В. |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 | ||
Лимончук С.Ф. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
4 | ||
Лебедева Р.Л. |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
5 | ||
Миронович И.А. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
8 | ||
Наумчик Г.В. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
5 | ||
Овсяник М.И. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
8 | ||
Обод А.Д. |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
4 | ||
Поддубная Д. Н. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
7 | ||
Полховская Т.Н. |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
2 | ||
Рамульт С. С. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
7 | ||
Салькаева Т.Р. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
3 | ||
Середич С.О. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
3 | ||
Селюк М. А. |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
4 | ||
Тимощук Н.Т. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
3 | ||
Федорович А.Н. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
5 | ||
Хомич Л.Б. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
4 | ||
Якимчук Л.М. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
5 | ||
Общее кол-во человек |
7 |
13 |
7 |
7 |
9 |
8 |
6 |
6 |
15 |
5 |
|||
% соотношение |
35 |
65 |
35 |
35 |
45 |
40 |
30 |
30 |
75 |
25 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты констатирующего эксперимента
(контрольная группа)
Ф.И.О. ребенка |
Понимание проблемной задачи |
Учитывание всех названных признаков |
Понимание образных сравнений |
Умение мыслить по аналогии |
Обобщение предметов по внешним признакам |
Обобщение предметов по функциональной принадлежности |
Сравнение предметов |
Способы доказательства |
Итоговый результат (1 балл за каждый «+») | ||||||||||
1-2 (1б.) |
>2 (2б.) |
тезис – доказ-во (1б.) |
доказ-ство – тезис (2б.) | ||||||||||||||||
Андреева А.Р. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
5 | ||||||||
Архипович В.Л. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
8 | ||||||||
Вабищевич М.Ф. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
5 | ||||||||
Варфоломеев Г.М. |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
5 | ||||||||
Гончарук Л.И. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
6 | ||||||||
Дмитрович И.Н. |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
4 | ||||||||
Евтухович Р.Р. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
7 | ||||||||
Ильина П.Р. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
5 | ||||||||
Ковалевич Е.Р. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
8 | ||||||||
Крачук В.О. |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
4 | ||||||||
Кривопуст Н.С. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
8 | ||||||||
Литвинчук А.Б. |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
3 | ||||||||
Моисеенко А.Д, |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
6 | ||||||||
Наумчик Р.А. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
3 | ||||||||
Обод С.К. |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
5 | ||||||||
Олейничев Л.Д |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
4 | ||||||||
Полюхович Д.Е. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
3 | ||||||||
Суховерхий М.А. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
6 | ||||||||
Тевтовичев А.С |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
8 | ||||||||
Юрович П.Ф. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
6 | ||||||||
Общее кол-во человек |
8 |
11 |
9 |
9 |
8 |
10 |
10 |
6 |
12 |
8 |
|||||||||
% соотношение |
40 |
55 |
45 |
45 |
40 |
50 |
50 |
30 |
60 |
40 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Уровни овладения детьми приемами умственной деятельности
по результатам констатирующего эксперимента
Уровни |
Кол-во набранных баллов |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Кол-во детей |
% соотношение |
Кол-во детей |
% соотношение | ||
Высокий |
8-10 |
2 |
10 |
4 |
20 |
Средний |
5-7 |
9 |
45 |
10 |
50 |
Низкий |
1-4 |
9 |
45 |
6 |
30 |
Всего |
20 |
100 |
20 |
100 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Результаты контрольного эксперимента
(экспериментальная группа)
Ф.И.О. ребенка |
Понимание проблемной задачи |
Учитывание всех названных признаков |
Понимание образных сравнений |
Умение мыслить по аналогии |
Обобщение предметов по внешним признакам |
Обобщение предметов по функциональной принадлежности |
Сравнение предметов |
Способы доказательства |
Итоговый результат (1 балл за каждый «+») | |||||||||
1-2 (1б.) |
>2 (2б.) |
тезис – доказ-во (1б.) |
доказ-ство – тезис (2б.) | |||||||||||||||
Василюк Л.Н. |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
6 | ||||||||
Данилович А.В. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
8 | |||||||
Завадская Р.Д. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
5 | |||||||
Красова Н.В. |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
6 | |||||||
Лимончук С.Ф. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
5 | |||||||
Лебедева Р.Л. |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
5 | |||||||
Миронович И.А. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
8 | |||||||
Наумчик Г.В. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
5 | |||||||
Овсяник М.И. |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
8 | |||||||
Обод А.Д. |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
5 | |||||||
Поддубная Д. Н. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
8 | |||||||
Полховская Т.Н. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
6 | |||||||
Рамульт С. С. |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
8 | |||||||
Салькаева Т.Р. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
4 | |||||||
Середич С.О. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
7 | |||||||
Селюк М. А. |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
4 | |||||||
Тимощук Н.Т. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
4 | |||||||
Федорович А.Н. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
9 | |||||||
Хомич Л.Б. |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
5 | |||||||
Якимчук Л.М. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
8 | |||||||
Общее кол-во человек |
10 |
5 |
15 |
8 |
11 |
12 |
8 |
7 |
5 |
15 |
||||||||
% соотношение |
50 |
25 |
75 |
40 |
55 |
60 |
40 |
35 |
25 |
75 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Результаты контрольного эксперимента
(контрольная группа)
Ф.И.О. ребенка |
Понимание проблемной задачи |
Учитывание всех названных признаков |
Понимание образных сравнений |
Умение мыслить по аналогии |
Обобщение предметов по внешним признакам |
Обобщение предметов по функциональной принадлежности |
Сравнение предметов |
Способы доказательства |
Итоговый результат (1 балл за каждый «+») | |||||||||||
1-2 (1б.) |
>2 (2б.) |
тезис – доказ-во (1б.) |
доказ-ство – тезис (2б.) | |||||||||||||||||
Андреева А.Р. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
5 | |||||||||
Архипович В.Л. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
8 | |||||||||
Вабищевич М.Ф. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
5 | |||||||||
Варфоломеев Г.М. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
7 | |||||||||
Гончарук Л.И. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
5 | |||||||||
Дмитрович И.Н. |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
4 | |||||||||
Евтухович Р.Р. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
7 | |||||||||
Ильина П.Р. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
5 | |||||||||
Ковалевич Е.Р. |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
8 | |||||||||
Крачук В.О. |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
4 | |||||||||
Кривопуст Н.С. |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
8 | |||||||||
Литвинчук А.Б. |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
3 | |||||||||
Моисеенко А.Д, |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
7 | |||||||||
Наумчик Р.А. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
3 | |||||||||
Обод С.К. |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
6 | |||||||||
Олейничев Л.Д |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
5 | |||||||||
Полюхович Д.Е. |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
4 | |||||||||
Суховерхий М.А. |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
8 | |||||||||
Тевтовичев А.С |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
8 | |||||||||
Юрович П.Ф. |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
7 | |||||||||
Общее кол-во человек |
9 |
8 |
12 |
10 |
9 |
11 |
11 |
8 |
8 |
12 |
||||||||||
% соотношение |
45 |
40 |
60 |
50 |
45 |
55 |
55 |
40 |
40 |
60 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Уровни овладения детьми приемами умственной деятельности
по результатам контрольного эксперимента
Уровни |
Кол-во набранных баллов |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Кол-во детей |
% соотношение |
Кол-во детей |
% соотношение | ||
Высокий |
8-10 |
6 |
30 |
4 |
20 |
Средний |
5-7 |
12 |
60 |
14 |
70 |
Низкий |
1-4 |
2 |
10 |
2 |
10 |
Всего |
20 |
100 |
20 |
100 |
Информация о работе Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок