Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.
Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
1.2 Содержание и средства развития умственной деятельности старших дошкольников
1.3 Загадка как эффективное педагогическое средство воспитания и обучения дошкольников
1.4 Особенности отбора содержания загадок в разных возрастных группах
Выводы по первой главе
2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК
2.1 Содержание работы по данной проблеме в ДОУ № 106 «Родничок»
2.2 Методика обучения детей составлению и отгадыванию загадок как средства развития умственной деятельности
2.3 Изучение динамики умственной деятельности у испытуемых
2.4 Анализ и интерпретация данных по результатам контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Задания на сравнение выполняла половина испытуемых. Сравнивали аквариум с бассейном; электрическую лампочку с солнцем; растения на окне с садом.
Проанализировав полученные данные констатирующего этапа, мы пришли к выводам:
Результаты проведения констатирующего
этапа педагогического
В результате анализа и сравнения заполненных таблиц была составлена сводная таблица и выявлено, что уровень овладения приемами умственной деятельности у детей экспериментальной группы почти не отличаются от уровня детей контрольной группы (Приложение 3) и является достаточно низким.
Так, высокий уровень овладения в экспериментальной группе продемонстрировали лишь 10% дошкольников и 20% дошкольников контрольной группы.
Средний уровень овладения приемами умственной деятельности имеют 45-50 % дошкольников обеих групп.
Необходимо отметить, что в обеих группах выявлен достаточно низкий уровень мыслительной деятельности ребят. Так в экспериментальной группе 45% детей не способны продемонстрировать основные операции мышления как познавательного процесса личности.
В контрольной группе таких детей чуть меньше – их 30%.
Таким образом, сравнив результаты двух групп, приходим к выводу о необходимости проведения методики обучения отгадыванию и составлению загадок как одного из средств формирования и повышения уровня мыслительной деятельности ребенка.
Данная методика была проведена с экспериментальной группой детей, учитывая, что уровень умственной деятельности дошкольников данной группы все же немного ниже уровня детей контрольной группы.
2.2 Методика обучения
детей составлению и
Формирующий этап психолого-педагогического эксперимента.
Анализ психолого-
Поэтому главными задачами опытной работы на данном этапе были:
Мы исходили из того, что при успешной реализации этих задач дети смогут создавать самостоятельно образные сравнения, овладеть приемами мышления.
Решение указанных задач велось поэтапно:
I этап
Исходя из того, что наблюдение
и изучение предметов в их многообразных
связях являются базой для логически
правильного рассуждения и
Задание 1.
Цель: учить детей находить сходные предметы в окружающей обстановке по одному общему признаку – по материалу, сравнивать и обобщать их; развивать наблюдательность и внимание
Воспитатель дала задание: «Назовите все деревянные предметы в группе».
Дети сначала перечисляли
Наташа Б.: «Столы, стулья, двери».
Аня А.: «Шкафы, полочки, рамка у зеркала».
Миша Ш.: «Шкафы в раздевалке и скамеечки».
Оля П.: «Домик нашего хомячка»
Ира Р.: «Рамы на окнах деревянные».
Воспитатель: «Есть ли среди них похожие предметы? Что между ними общего?».
Саша К.: «Столы и стулья похожи, потому что на них можно сидеть, писать, кушать».
Петя В.: « Из конструктора можно построить домик для нашего хомячка, тогда они будут похожи».
Вера О.: «А еще у стола и стула четыре ножки».
Саша К.: «Общее у них, что они деревянные».
Воспитатель предложила найти в окружающей обстановке предметы из металла, пластмассы. Дети выполнили задание, довольно легко находили нужные предметы, пытались сравнивать их, находили между ними сходные признаки, обобщали по ним.
Задание 2.
Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по форме; продолжать развивать наблюдательность и внимание.
Воспитатель дала задание: «Назовите все предметы круглой формы».
Дети перечислили: «Часы, зеркальце из «Парикмахерской», мячики».
Воспитатель задала вопрос: «А если повнимательнее рассмотреть ваши вещи, игрушки, увидите ли вы детали, части круглой формы?»
Дети стали активно
Женя К.: «Пуговицы тоже круглые».
Аня А.: «Глаза у медведя и голова у него круглая».
Ира Р.: «Ластик у меня круглый».
Наташа Б.: «И у куклы тоже глаза и голова круглые».
Миша Ш.: «А у конструктора есть детали круглые».
Петя В.: «У меня значок круглый» и т.д.
Аналогично воспитатель
Задание 3.
Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по цвету; продолжать развивать наблюдательность и внимание.
Воспитатель предложила детям задание: «Назовите все предметы красного цвета в нашей группе».
Дети, обследуя группу, перечисляли предметы: «Деревянный конструктор, платье у куклы, мячик, ковер и т.д.».
Затем воспитатель предложила найти в окружающей обстановке предметы синего, коричневого цветов.
Воспитатель усложнила задание: «Какие предметы бывают только желтыми (зелеными, оранжевыми)?».
Желтые предметы:
Воспитатель уточнил: «А какие цветы бывают только желтыми?».
– «Цыплята тоже
всегда маленькие и желтые». (
Зеленые предметы:
Оранжевые предметы:
Дети, выполняя задание уже точнее, называли необходимые признаки, абстрагируясь от других, и активнее обследовали группу. При усложнении задания, дети, допускали ошибки, но упражнения в разных заданиях оказались эффективными для более тонкого анализа предметов, хотя многие анализировали без опоры на наглядность.
Задание 4.
Цель: учить детей находить предметы-заместители, обращаясь к личному опыту; развивать воображение, абстрактное и логическое мышление.
Воспитатель предложила задание: «Ребята, назовите предметы, которыми можно есть, копать?».
Воспитатель обратилась к детям с вопросом, побуждающим их на поиск предметов-заместителей: «А если бы у вас под рукой не оказалось в нужный момент ни ложки, ни вилки, чтобы вы тогда делали?».
На первом этапе формирующего эксперимента можно было проследить, что дети сначала невнимательно слушали задание и неверно отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, они активизировались, начали искать, предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий интерес к заданиям мы поддержали вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей.
В результате решения поставленных
перед дошкольниками заданий, старались
развивать у них
II этап
Этот этап был построен с целью активизировать внутреннюю содержательную сторону познавательного интереса, что помогло бы ребенку размышлять. Особое внимание уделено овладению умением находить образные сравнения. С этой целью была разработана следующая группа заданий:
На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму. (Р. Сеф)
Воспитатель: «Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком (луну с глазом, журавля с подъемным краном, кота с пижамой)? Какое между ними сходство?», предложила картинки (змея и ремень, журавль и кран и т.д.), вместе с детьми находили сходство. Например: «Змея, как и ремень, из кожи, тоже длинная» (Петя В.); «Луна и глаз круглые». (Ира Р.)
Воспитатель: «Посмотрите, это предметы-братья, так как они похожи друг на друга по форме как луна и глаз, по расцветке как кот и пижама» и т.д.
Детям предложили набор картинок с изображением предметов, которые различны между собой, но схожи в образном сравнении (например: гриб – зонтик – шляпа; груша – лампочка; арбуз – мячик; подсолнух – солнце; еж – иголки – булавки; змея – ремень – веревка – шнур и т. д.).
Воспитатель предлагает найти на картинках предметы-братья и объяснить сходство. Дети, рассматривая картинки, затруднялись дать ответ, тогда воспитатель предложила послушать загадки, где присутствовало образное описание предмета, например:
Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)
Ребенок находил картинку с изображением груши и лампочки и проводил анализ этих предметов, объясняя сравнение: «Лампочка похожа, потому что они висят и похожи по форме». (Петя В.)
Под кочкой крошка
Только шляпка да ножка. (Гриб)
Женя К.: «У гриба шляпка на ножке, вот здесь есть картинка со шляпой», показал картинку. Затем дети приходили к выводу, что гриб чем-то похож на зонт, у которого есть ручка (как ножка у гриба) и шляпка от дождя.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый – все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)
Дети нашли картинки с изображением арбуза и мяча, сравнили их: «Арбуз, как мячик круглый, он полосатый». (Наташа Б.); «А еще арбуз похож на шарик». (Оля П.)
Вьется веревка,
На конце – головка. (Змея)
Дети отвечали: «Здесь есть картинка со змеей, значит змея, потому что она длинная и голова у нее есть». (Сережа К.); «И веревка тоже длинная, как змея». (Аня А.)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
Информация о работе Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок