Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание

На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.
Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
1.2 Содержание и средства развития умственной деятельности старших дошкольников
1.3 Загадка как эффективное педагогическое средство воспитания и обучения дошкольников
1.4 Особенности отбора содержания загадок в разных возрастных группах
Выводы по первой главе
2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК
2.1 Содержание работы по данной проблеме в ДОУ № 106 «Родничок»
2.2 Методика обучения детей составлению и отгадыванию загадок как средства развития умственной деятельности
2.3 Изучение динамики умственной деятельности у испытуемых
2.4 Анализ и интерпретация данных по результатам контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая Microsoft Office Word (3).docx

— 121.80 Кб (Скачать документ)

Задания на сравнение выполняла  половина испытуемых. Сравнивали аквариум с бассейном; электрическую лампочку с солнцем; растения на окне с садом.

Проанализировав полученные данные констатирующего  этапа, мы пришли к выводам:

    • дети не привыкли вслушиваться в загадку и размышлять над включенной в нее проблемной задачей;
    • невнимательно слушали, не учитывали все названные признаки, торопились дать ответ, учитывая один из признаков;
    • выделив один признак из целого описания, дети не связывали его с другими признаками, давали неправильную отгадку;
    • доказательство отгадки начинали с тезиса, после чего подтверждали ее признаками;
    • когда не понимали образное сравнение, игнорировали его;
    • вопросы педагога помогали ребенку увидеть признаки предмета, осознать существенные и несущественные, понять суть сравнения как средства осознания признаков предмета;
    • особенно ценны вопросы, обращенные к опыту детей, побуждающие их мыслить по аналогии;
    • из показателей познавательной активности лучше всего владели обобщением, сравнением;
    • для того чтобы загадки способствовали формированию познавательной активности, заставили ребенка умственно напрячься, необходима методика загадывания и отгадывания, которая направляла бы детей на полное вычленение признаков загаданного предмета и установление существенных связей между ними, на понимание образных сравнений.

Результаты проведения констатирующего  этапа педагогического эксперимента отражены в сводных таблицах. Основные приемы умственной деятельности дошкольников экспериментальной группы приведены  в Приложении 1, контрольной –  в Приложении 2.

В результате анализа и сравнения  заполненных таблиц была составлена сводная таблица и выявлено, что  уровень овладения приемами умственной деятельности у детей экспериментальной  группы почти не отличаются от уровня детей контрольной группы (Приложение 3) и является достаточно низким.

Так, высокий уровень овладения  в экспериментальной группе продемонстрировали лишь 10% дошкольников и 20% дошкольников контрольной группы.

Средний уровень овладения приемами умственной деятельности имеют 45-50 % дошкольников обеих групп.

Необходимо отметить, что в обеих  группах выявлен достаточно низкий уровень мыслительной деятельности ребят. Так в экспериментальной  группе 45% детей не способны продемонстрировать основные операции мышления как познавательного  процесса личности.

В контрольной группе таких детей  чуть меньше – их 30%.

Таким образом, сравнив результаты двух групп, приходим к выводу о необходимости проведения методики обучения отгадыванию и составлению загадок как одного из средств формирования и повышения уровня мыслительной деятельности ребенка.

Данная методика была проведена  с экспериментальной группой  детей, учитывая, что уровень умственной деятельности дошкольников данной группы все же немного ниже уровня детей  контрольной группы.

 

2.2 Методика обучения  детей составлению и отгадыванию  загадок как средства развития  умственной деятельности

 

Формирующий этап психолого-педагогического  эксперимента.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что система знаний об окружающем мире, владение умениями анализа, синтеза, сравнения, воспитание чуткости к смысловым  оттенкам слова и обучение детей  умению пользоваться точным словом для  выражения своих мыслей является важным составляющим для понимания, а значит и для успешного отгадывания  загадок.

Поэтому главными задачами опытной  работы на данном этапе были:

  • учить детей видеть и понимать образные сравнения;
  • с помощью модели определять обобщенный образ загадываемого предмета;
  • учить детей самостоятельно конструировать загадки.

Мы исходили из того, что при  успешной реализации этих задач дети смогут создавать самостоятельно образные сравнения, овладеть приемами мышления.

Решение указанных задач велось поэтапно:

  1. Нахождение сходных предметов по какому-либо признаку в окружающей обстановке;
  2. С помощью набора картинок учить детей анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;
  3. Введение модели, с помощью которой дети учатся загадывать – отгадывать;
  4. Коллективное составление загадок.

I этап

Исходя из того, что наблюдение и изучение предметов в их многообразных  связях являются базой для логически  правильного рассуждения и умозаключения, с этой целью на первом этапе формирующего эксперимента мы предложили детям следующие  задания:

Задание 1.

Цель: учить детей находить сходные предметы в окружающей обстановке по одному общему признаку – по материалу, сравнивать и обобщать их; развивать наблюдательность и внимание

Воспитатель дала задание: «Назовите все деревянные предметы в группе».

Дети сначала перечисляли предметы, которые находились в поле их зрения, потом стали ходить и искать в  группе деревянные предметы. Дети перечислили:

Наташа Б.: «Столы, стулья, двери».

Аня А.: «Шкафы, полочки, рамка у зеркала».

Миша Ш.: «Шкафы в раздевалке и скамеечки».

Оля П.: «Домик нашего хомячка»

Ира Р.: «Рамы на окнах деревянные».

Воспитатель: «Есть ли среди них похожие предметы? Что между ними общего?».

Саша К.: «Столы и стулья похожи, потому что на них можно сидеть, писать, кушать».

Петя В.: « Из конструктора можно построить домик для нашего хомячка, тогда они будут похожи».

Вера О.: «А еще у стола и стула четыре ножки».

Саша К.: «Общее у них, что они деревянные».

Воспитатель предложила найти в  окружающей обстановке предметы из металла, пластмассы. Дети выполнили задание, довольно легко находили нужные предметы, пытались сравнивать их, находили между  ними сходные признаки, обобщали по ним.

Задание 2.

Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по форме; продолжать развивать наблюдательность и внимание.

Воспитатель дала задание: «Назовите все предметы круглой формы».

Дети перечислили: «Часы, зеркальце из «Парикмахерской», мячики».

Воспитатель задала вопрос: «А если повнимательнее рассмотреть ваши вещи, игрушки, увидите ли вы детали, части круглой формы?»

Дети стали активно обследовать  вещи, игрушки и называть детали круглой формы.

Женя К.: «Пуговицы тоже круглые».

Аня А.: «Глаза у медведя и голова у него круглая».

Ира Р.: «Ластик у меня круглый».

Наташа Б.: «И у куклы тоже глаза и голова круглые».

Миша Ш.: «А у конструктора есть детали круглые».

Петя В.: «У меня значок круглый» и т.д.

Аналогично воспитатель предложила детям найти предметы треугольной, квадратной, прямоугольной формы. При  выполнении заданий дети испытали трудности  в нахождении предметов схожих по форме, так как были невнимательны. После вопросов воспитателя, стимулирующих  их анализирующее восприятие, дети активизировались, исследовали пространство и находили нужные предметы.

Задание 3.

Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по цвету; продолжать развивать наблюдательность и внимание.

Воспитатель предложила детям задание: «Назовите все предметы красного цвета в нашей группе».

Дети, обследуя группу, перечисляли  предметы: «Деревянный конструктор, платье у куклы, мячик, ковер и т.д.».

Затем воспитатель предложила найти  в окружающей обстановке предметы синего, коричневого цветов.

Воспитатель усложнила задание: «Какие предметы бывают только желтыми (зелеными, оранжевыми)?».

Желтые предметы:

    • «Желтыми бывают многие цветы». (Оля П.)

Воспитатель уточнил: «А какие цветы бывают только желтыми?».

    • «Одуванчики, нарциссы, розы, мимоза и тюльпаны желтые бывают». (Ира Р.)
    • «Ребята, будьте внимательны, надо назвать предметы, которые бывают только желтыми. Мимоза и одуванчик только желтые, а розы, тюльпаны, нарциссы могут быть разных цветов ». (Воспитатель)

 – «Цыплята тоже  всегда маленькие и желтые». (Миша Ш.)

    • «Солнышко – оно только желтое». (Сережа К.)
    • «А ведь лимон желтый всегда». (Вера О.) (Дети заспорили: «Он не всегда желтый, бывает и зеленый»).
    • «Банан тоже желтый». (Петя В.) (Дети опровергли: «Бананы бывают зеленые и черные»).

Зеленые предметы:

    • «Листья на деревьях». (Саша К.)
    • «А разве листья только зеленые?». (воспитатель)
    • «Нет, листья осенью желтые и красные, но листья комнатных растений бывают всегда зелеными». (Аня А.)
    • «Огурцы всегда зеленые». (Женя К.)
    • «А елка тоже зеленая». (Наташа Б.)

Оранжевые предметы:

    • «Я знаю, что апельсин всегда оранжевый». (Сережа К.)
    • «А морковка тоже оранжевая». (Ира Р.)

Дети, выполняя задание уже точнее, называли необходимые признаки, абстрагируясь  от других, и активнее обследовали  группу. При усложнении задания, дети, допускали ошибки, но упражнения в  разных заданиях оказались эффективными для более тонкого анализа  предметов, хотя многие анализировали  без опоры на наглядность.

Задание 4.

Цель: учить детей находить предметы-заместители, обращаясь к личному опыту; развивать воображение, абстрактное и логическое мышление.

Воспитатель предложила задание: «Ребята, назовите предметы, которыми можно есть, копать?».

    • «Есть можно ложкой, вилкой». (Вера О.)
    • «А ложкой можно копать и вилкой тоже». (Женя К.)
    • «Лопатой обычно копают или совком». (Петя В.)

Воспитатель обратилась к детям  с вопросом, побуждающим их на поиск  предметов-заместителей: «А если бы у вас под рукой не оказалось в нужный момент ни ложки, ни вилки, чтобы вы тогда делали?».

    • «Ножом можно и есть и копать». (Сережа К.)
    • «Копать можно палкой». (Саша К.)
    • «Линейкой тоже можно землю раскопать, есть тоже можно». (Аня А.)
    • «Руками люди могут кушать, копать руками тоже можно». (Наташа Б.)

На первом этапе формирующего эксперимента можно было проследить, что дети сначала невнимательно слушали  задание и неверно отвечали на поставленные вопросы, но при помощи вопроса воспитателя, стимулирующего на обследование, они активизировались, начали искать, предметы, детали в окружающей обстановке, исследовать пространство, делать для себя открытия. Возникающий  интерес к заданиям мы поддержали вопросом о предметах-заместителях, обратились к личному опыту детей.

В результате решения поставленных перед дошкольниками заданий, старались  развивать у них наблюдательность, внимание, воображение, формировать  умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.

II этап

Этот этап был построен с целью  активизировать внутреннюю содержательную сторону познавательного интереса, что помогло бы ребенку размышлять. Особое внимание уделено овладению умением находить образные сравнения. С этой целью была разработана следующая группа заданий:

  1. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение:

На свете все на все  похоже:

Змея – на ремешок  из кожи,

Луна – на круглый  глаз огромный,

Журавль – на тощий кран подъемный,

Кот полосатый – на пижаму,

Я – на тебя, а ты –  на маму. (Р. Сеф)

Воспитатель: «Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком (луну с глазом, журавля с подъемным краном, кота с пижамой)? Какое между ними сходство?», предложила картинки (змея и ремень, журавль и кран и т.д.), вместе с детьми находили сходство. Например: «Змея, как и ремень, из кожи, тоже длинная» (Петя В.); «Луна и глаз круглые». (Ира Р.)

Воспитатель: «Посмотрите, это предметы-братья, так как они похожи друг на друга по форме как луна и глаз, по расцветке как кот и пижама» и т.д.

  1. Усложнение задания:

Детям предложили набор картинок с  изображением предметов, которые различны между собой, но схожи в образном сравнении (например: гриб – зонтик – шляпа; груша – лампочка; арбуз  – мячик; подсолнух – солнце; еж – иголки – булавки; змея – ремень – веревка – шнур и т. д.).

Воспитатель предлагает найти на картинках  предметы-братья и объяснить сходство. Дети, рассматривая картинки, затруднялись дать ответ, тогда воспитатель предложила послушать загадки, где присутствовало образное описание предмета, например:

Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)

Ребенок находил картинку с изображением груши и лампочки и проводил анализ этих предметов, объясняя сравнение: «Лампочка похожа, потому что они висят и похожи по форме». (Петя В.)

Под кочкой крошка

Только шляпка да ножка. (Гриб)

Женя К.: «У гриба шляпка на ножке, вот здесь есть картинка со шляпой», показал картинку. Затем дети приходили к выводу, что гриб чем-то похож на зонт, у которого есть ручка (как ножка у гриба) и шляпка от дождя.

Он большой, как мяч  футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (Арбуз)

Дети нашли картинки с изображением арбуза и мяча, сравнили их: «Арбуз, как мячик круглый, он полосатый». (Наташа Б.); «А еще арбуз похож на шарик». (Оля П.)

Вьется веревка,

На конце – головка. (Змея)

Дети отвечали: «Здесь есть картинка со змеей, значит змея, потому что она длинная и голова у нее есть». (Сережа К.); «И веревка тоже длинная, как змея». (Аня А.)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

Информация о работе Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок