Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа

Описание

На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.
Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
1.2 Содержание и средства развития умственной деятельности старших дошкольников
1.3 Загадка как эффективное педагогическое средство воспитания и обучения дошкольников
1.4 Особенности отбора содержания загадок в разных возрастных группах
Выводы по первой главе
2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК
2.1 Содержание работы по данной проблеме в ДОУ № 106 «Родничок»
2.2 Методика обучения детей составлению и отгадыванию загадок как средства развития умственной деятельности
2.3 Изучение динамики умственной деятельности у испытуемых
2.4 Анализ и интерпретация данных по результатам контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курсовая Microsoft Office Word (3).docx

— 121.80 Кб (Скачать документ)

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ежик)

Ответы детей: «Иголки есть у ежа и молоко они любят, нам говорили, поэтому это еж». (Петя В.)

В результате выполнения задания, мы отметили, что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснить свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку). Дети глубже и точнее анализировали предметы, рассуждали, делали умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого давали образное сравнение.

III этап

На этом этапе детям предлагалась модель, целью которой являлось: учить детей выделять существенные признаки предметов и явлений  и на этой основе самостоятельно составлять загадки.

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств предмета. Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление дошкольников развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Этот переход от внешних свойств предметов к существенному отношению – важнейший в развитии познавательной активности. При этом учитывали основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно воспринимаемым свойствам, качествам вещей. Эти скрытые свойства и связи являются весьма существенными для познаваемого объекта, их осознание поднимает знания детей на более высокий обобщенный уровень, приближает их к пониманию понятия. С этой целью были проведены задания с использованием модели, где дети, опираясь на принцип моделирования, учились анализировать свойства предметов, составлять собственные загадки.

Модель – на листе бумаги изображены:

  • человек – назначение и способы использования предмета;
  • геометрические фигуры – форма предмета;
  • цветовой спектр – цвет предмета;
  • кусочки ткани – материал (гладкий, шероховатый).

Задание 1.

Детям было предложено для анализа  и рассмотрения яблоко. Опираясь на модель, дети выделяли признаки данного  предмета.

Воспитатель:

  • «Какой формы яблоко, есть ли эта форма на модели?»
  • «Какого цвета яблоко? Каких цветов бывает?»
  • «Какое яблоко на ощупь?»
  • «Как оно используется человеком?»

Ответы детей:

    • «Яблоко круглое, похоже на шар, круг». (Наташа Б.)
    • «Оно зеленое, но бывают разные яблоки желтые, красные, смешанных цветов». (Вера О.)
    • «Оно гладкое вот как здесь», ребенок показал на гладкий материал в модели. (Женя Ш.)

Сложнее всего было установить связь  «человек-яблоко». С помощью вопросов воспитателя дети назвали: «Варят варенье, есть сок яблочный» (Аня А.), «пироги пекут с яблоками» (Петя В.), «яблоки люди выращивают, мы едим их, они вкусные» (Саша К.).

Воспитатель предложила проанализировать и сравнить с помощью модели киви, кубик и т.д.

Задание 2.

Дети с помощью модели составляли загадки о каком-нибудь предмете. Ребенок показывал на модели свойства загаданного предмета, а остальные  искали отгадку по предложенным свойствам. Воспитатель обратил внимание детей  на то, чтобы они внимательно слушали  загадку и не торопились с ответом. Например: «Круглый, оранжевый, шершавый, люди его выращивают, делают из него сок, он вкусный» (Сережа К.), «Это апельсин, я догадалась сразу, потому что он оранжевый» (Аня А.); «Коричневый, прямоугольный, гладкий, люди кладут в него свои вещи» (Вера О.).

На данном этапе опытной работы дети научились понимать схему и  обобщать признаки и свойства предметов  на основе модели, что будет необходимо для следующего этапа обучения детей  составлению загадок.

IV этап

Цель: учить детей самостоятельно конструировать загадки, используя образные сравнения; закреплять умения детей сравнивать предметы, образно мыслить при составлении загадок.

Задание 1.

Воспитатель вместе с детьми внимательно  рассмотрели несколько предметов (настольная лампа, мяч, книга, аквариум и т.д.).

Воспитатель задала детям вопросы  для активизации наблюдательности и подведения их к поиску образных сравнений. Например: «На какие предметы похож мяч? Чем они похожи между собой?», дети сравнивали мяч с шариком, яблоком, апельсином, глобусом, арбузом. Воспитатель: «Это предметы-братья мяча. А теперь, давайте найдем предметы-братья для других предметов». Затем каждый ребенок давал свое сравнение предмету:

Настольная лампа: «Она похожа на гриб» (Оля П.), «светит как солнышко, оно тоже светит» (Женя К.), «шнур у нее как веревка» (Аня А.), «а еще она как свечка светит или как маленькая люстра» (Саша К.).

Аквариум: «как дом стеклянный для рыбок» (Миша Ш.), «как большая банка с водой» (Ира Р.), «похож на маленькое море» (Наташа Б.), «как пруд с рыбками, только дома» (Петя В.).

Задание 2.

Воспитатель предложила детям следующее  задание: «Пусть каждый из вас нарисует любой предмет, а потом вы к каждому рисунку придумаете загадку».

Дети, нарисовав предметы, придумали  загадки, например:

Цветок (Аня А.): «Растет в саду и на поле, похож на маленькое солнце, круглая серединка, а от нее лучики» (Ира Р.), «растет, цветет, пахнет, как духи» (Наташа Б.).

Солнце (Вера О.): «Желтое, как цыпленок, круглое, как блин» (Женя К.), «летом греет, как печка» (Саша К.), «утром, днем и вечером большая тарелка на небе» (Петя В.).

Самолет (Миша Ш.): «Большая железная машина с крыльями» (Сережа К.), «летает, с крыльями, но это не птица, большой» (Оля П.), «по небу железная птица людей несет» (Женя К.).

Задание 3.

Игра «Отгадай и найди предмет».

Правила игры: С помощью считалки выбрать ребенка, который будет водящим и выйдет из групповой комнаты в спальню.

Остальные дети в это время определяют какой-либо предмет, находящийся в  группе, придумывают про него загадку. После того, как водящий зашел, он должен отгадать и найти этот предмет, отгадав загадку, придуманную  детьми.

Условие: Водящий может задать два наводящих вопроса о загаданном предмете (например: «Из чего сделан предмет? Как он используется человеком? Съедобный или несъедобный? Какого он цвета?» и т.д.), если какие-либо качества, свойства, признаки данного предмета не были названы в загадке. В ходе игры детьми были составлены и отгаданы следующие загадки:

Чудо-ящик сам говорит, поет, новости передает. (Радио)

Большое озеро в стекле, а там много жителей. (Аквариум)

Она нас встречает и  провожает. (Дверь)

Они молчат и учат нас. (Книги)

Большой хранитель наших  вещей. (Шкаф)

В стеклянном домике огонек горит. (Лампочка)

Игра вызвала большой интерес  у детей, они активно придумывали  загадки, приходили к общему мнению. Воспитатель вместе с детьми обсуждала  выбранные предметы, направляла мысли  детей так, чтобы они в результате из всех названных признаков и свойств предмета, выделили основные и составили загадку. При конструировании загадок дети старались использовать образные сравнения.

В результате проведения формирующего этапа педагогического эксперимента хотелось бы отметить общую динамику: так у детей возрос интерес  к загадкам, они стали более  внимательны и наблюдательны, их рассуждения стали более аргументированы. Для более подробного рассмотрения и анализа динамики развития умственной деятельности был проведен контрольный  этап педагогического эксперимента.

 

2.3 Изучение динамики  умственной деятельности у испытуемых

 

Принимая во внимание работу, проведенную  в рамках формирующего этапа педагогического  эксперимента, были определены задачи контрольного этапа:

    • выявить результативность разработанной методики обучения детей самостоятельному составлению загадок;
    • определить динамику умственной деятельности у испытуемых.

Для осуществления поставленных задач  были проведены следующие задания:

Задание 1.

Цель: выявить умения детей понимать образные сравнения, рассуждать, доказывать отгадку, делать умозаключения, выводы.

Перед детьми выкладывались картинки (например: снежинка, морковь, лук, холодильник  и т.д.). Воспитатель дал задание: «Я тебе загадаю загадку, а ты отгадай ее, найди отгадку на картинке и докажи, что правильно отгадал».

За зеленый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень  гладкая,

На вкус, как, сахар, сладкая. (Морковь)

Миша Ш. выбрал картинку с изображением моркови и объяснил отгадку: «Это морковка, потому что она сладкая».

Воспитатель: «А почему в загадке морковку сравнивают с лисой? Чем они похожи?».

Миша Ш.: «Потому что лиса и морковка похожи по цвету, у лисы есть хвост, только он большой, а у морковки он поменьше и зеленый».

Вера О.: «А еще потому что, лиса живет в норе, а морковка тоже сидит в маленькой норке».

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Оля П. выбрала картинку с изображением снежинки: «Снежинку можно сравнить со звездочкой, она на нее похожа».

Саша К.: «Снежинки тают, когда попадают на одежду и в воздухе летают».

Сидит дед

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

Ира Р.: «Сто шуб – это одежка лука, а когда его чистишь, всегда слезы льются. Это лук».

В нашей кухне целый  год

Дел Мороз в шкафу  живет. (Холодильник)

Женя К.: «Шкаф – это холодильник, он у всех на кухне стоит»; «Дед Мороз всегда холодный, он зимой приходит, поэтому это холод в холодильнике на кухне». (Петя В.)

Кто самый первый

Входит в дом,

А все за ним идут хвостом? (Ключ)

Сережа К.: «Мы открываем дверь ключом, а потом входим, поэтому это ключ»; «это ключ, потому что без него не войдешь в дом, только после того, как им открыли дверь можно входить». (Наташа Б.)

В результате этого задания можно  увидеть, что дети представляя свое доказательство при отгадывании, понимают сравнения, приводят доводы, рассуждают, делают выводы и находят отгадку.

Задание 2.

Цель: выявить у детей умения анализировать, логически и образно  мыслить, представлять аргументы и  доказательства при отгадывании  загадок.

Воспитатель предлагает детям набор  картинок, среди которых дети должны найти отгадку к заданию (лошадь – телега – сани; иголка – нитки  – платье; цветок – пчела –  мед; и т.д.). Например, воспитатель загадала загадку: «Живут три брата. Один лета боится. Другой – зимы. Третий ничего не боится» (Телега, сани, лошадь); найдите нужные картинки и объясните, почему в загадке их называют братьями?».

Дети отобрали нужные картинки, объяснив свой выбор: «Лошадь ничего не боится, потому что она всегда может скакать, на ней можно ездить» (Сережа К.); «телега только летом может ехать и без лошади она не поедет, лошадь тащит ее» (Саша К.); « у телеги колеса, зимой сани нужны, так удобнее груз возить» (Миша Ш.); «даже мы зимой на санках катаемся, потому что они скользят по снегу и едут» (Аня А.); «без лошадки тележка и сани не могут ехать, она их везет» (Оля П.); «на лошади люди ездят и зимой и летом» (Вера О.)

Воспитатель: «Три сестры друг без друга жить не могут. Две всегда вместе, а третьей жить помогают» (Иголка, нитка, платье)

Дети отвечали, выбрав картинки: «Нитка и иголка всегда вместе, потому что без нитки нельзя ничего сделать» (Ира Р.); «без нитки нельзя ничего зашить и без иголки тоже, поэтому они вместе» (Аня А.); «иголкой с ниткой платье шьют» (Петя В.); «а еще зашить дырку на платье можно ниткой и иголкой» (Наташа Б.); «это три сестры, потому что они всегда вместе, платье без ниток и иголок не получится». (Оля П.)

Воспитатель предложила детям модель – на листе бумаги изображены:

  • дерево – один календарный год;
  • 12 веток дерева – 12 месяцев в году;
  • по четыре гнезда на каждой ветке – 4 недели в месяце;
  • в каждом гнезде по семь яиц – семь дней в неделе.

Воспитатель: «Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте и объясните ее».

Стоит дуб, у дуба 12 веток, на каждой ветке 4 гнезда, а в каждом гнезде – 7 яиц. Что это такое?

Воспитатель предложила детям внимательно  рассмотреть модель и найти с  ее помощью отгадку.

Дети рассуждали: «Дуб – это дерево. Здесь оно одно. На нем 12 веток. Это как год, а в нем 12 месяцев» (Петя В.), «один дуб – один год, его ветки – это месяцы в году, значит гнездо – это неделя в месяце» (Оля П.), «Здесь 4 гнезда. Если ветка – это месяц, значит, 4 гнезда – это 4 недели в одном месяце, нам это говорили» (Миша Ш.), «значит яйца – это дни в неделях, как раз в одной неделе 7 дней, 7 яиц» (Вера О.), «весь этот дуб – целый год, где есть месяцы, недели и дни» (Сережа К.).

В результате анализа ответов детей  можно было увидеть, что они в  своей практической деятельности при  поиске отгадки применяют умения анализировать, логически и образно  мыслить, представлять аргументы, рассуждать, доказывать, делать умозаключения и  выводы. Это позволяет сделать  вывод, что у детей значительно  повысился уровень познавательной активности по всем его показателям.

Чтобы выявить умения детей самостоятельно конструировать загадки была проведена игра «Магазин».

Детям было объявлено, что у нас  открывается новый магазин, но он непростой, а особенный. Здесь будут  продаваться товары, но деньги покупателям не нужны, а понадобятся ум, смекалка и сообразительность. Каждый покупатель должен подумать, какой товар ему нужен, и сказать продавцу загадку о нем. Дети предлагали свои загадки, покупали товары. Развернулась игра. В ходе игры многие хотели поучаствовать в роли продавца, самим отгадать загадку. Поэтому дети в игре побывали как в роли загадывающего, так и отгадывающего. В ходе игры детьми были составлены следующие загадки: Он как толстый арбуз, такой же круглый и большой, но его не едят, в него играют. (Мяч)

Информация о работе Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок