Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:03, курсовая работа
На современном этапе, в условиях динамичного развития общества повышаются требования к самостоятельным, инициативным, творческим людям. Между тем психологи, педагоги и социологи разных стран обеспокоены снижением уровня интеллектуального развития детей.
Бесспорно, что растет информированность современных детей, но их способность к самостоятельному мышлению, воображению падает.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Характеристика познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
1.2 Содержание и средства развития умственной деятельности старших дошкольников
1.3 Загадка как эффективное педагогическое средство воспитания и обучения дошкольников
1.4 Особенности отбора содержания загадок в разных возрастных группах
Выводы по первой главе
2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК
2.1 Содержание работы по данной проблеме в ДОУ № 106 «Родничок»
2.2 Методика обучения детей составлению и отгадыванию загадок как средства развития умственной деятельности
2.3 Изучение динамики умственной деятельности у испытуемых
2.4 Анализ и интерпретация данных по результатам контрольного эксперимента
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ежик)
Ответы детей: «Иголки есть у ежа и молоко они любят, нам говорили, поэтому это еж». (Петя В.)
В результате выполнения задания, мы отметили, что дети, опираясь на образные сравнения, пытались объяснить свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку). Дети глубже и точнее анализировали предметы, рассуждали, делали умозаключения, находили в различных предметах сходство и на основе этого давали образное сравнение.
III этап
На этом этапе детям предлагалась модель, целью которой являлось: учить детей выделять существенные признаки предметов и явлений и на этой основе самостоятельно составлять загадки.
Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств предмета. Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление дошкольников развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Этот переход от внешних свойств предметов к существенному отношению – важнейший в развитии познавательной активности. При этом учитывали основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно воспринимаемым свойствам, качествам вещей. Эти скрытые свойства и связи являются весьма существенными для познаваемого объекта, их осознание поднимает знания детей на более высокий обобщенный уровень, приближает их к пониманию понятия. С этой целью были проведены задания с использованием модели, где дети, опираясь на принцип моделирования, учились анализировать свойства предметов, составлять собственные загадки.
Модель – на листе бумаги изображены:
Задание 1.
Детям было предложено для анализа и рассмотрения яблоко. Опираясь на модель, дети выделяли признаки данного предмета.
Воспитатель:
Ответы детей:
Сложнее всего было установить связь «человек-яблоко». С помощью вопросов воспитателя дети назвали: «Варят варенье, есть сок яблочный» (Аня А.), «пироги пекут с яблоками» (Петя В.), «яблоки люди выращивают, мы едим их, они вкусные» (Саша К.).
Воспитатель предложила проанализировать и сравнить с помощью модели киви, кубик и т.д.
Задание 2.
Дети с помощью модели составляли загадки о каком-нибудь предмете. Ребенок показывал на модели свойства загаданного предмета, а остальные искали отгадку по предложенным свойствам. Воспитатель обратил внимание детей на то, чтобы они внимательно слушали загадку и не торопились с ответом. Например: «Круглый, оранжевый, шершавый, люди его выращивают, делают из него сок, он вкусный» (Сережа К.), «Это апельсин, я догадалась сразу, потому что он оранжевый» (Аня А.); «Коричневый, прямоугольный, гладкий, люди кладут в него свои вещи» (Вера О.).
На данном этапе опытной работы дети научились понимать схему и обобщать признаки и свойства предметов на основе модели, что будет необходимо для следующего этапа обучения детей составлению загадок.
IV этап
Цель: учить детей самостоятельно конструировать загадки, используя образные сравнения; закреплять умения детей сравнивать предметы, образно мыслить при составлении загадок.
Задание 1.
Воспитатель вместе с детьми внимательно рассмотрели несколько предметов (настольная лампа, мяч, книга, аквариум и т.д.).
Воспитатель задала детям вопросы
для активизации
Настольная лампа: «Она похожа на гриб» (Оля П.), «светит как солнышко, оно тоже светит» (Женя К.), «шнур у нее как веревка» (Аня А.), «а еще она как свечка светит или как маленькая люстра» (Саша К.).
Аквариум: «как дом стеклянный для рыбок» (Миша Ш.), «как большая банка с водой» (Ира Р.), «похож на маленькое море» (Наташа Б.), «как пруд с рыбками, только дома» (Петя В.).
Задание 2.
Воспитатель предложила детям следующее задание: «Пусть каждый из вас нарисует любой предмет, а потом вы к каждому рисунку придумаете загадку».
Дети, нарисовав предметы, придумали загадки, например:
Цветок (Аня А.): «Растет в саду и на поле, похож на маленькое солнце, круглая серединка, а от нее лучики» (Ира Р.), «растет, цветет, пахнет, как духи» (Наташа Б.).
Солнце (Вера О.): «Желтое, как цыпленок, круглое, как блин» (Женя К.), «летом греет, как печка» (Саша К.), «утром, днем и вечером большая тарелка на небе» (Петя В.).
Самолет (Миша Ш.): «Большая железная машина с крыльями» (Сережа К.), «летает, с крыльями, но это не птица, большой» (Оля П.), «по небу железная птица людей несет» (Женя К.).
Задание 3.
Игра «Отгадай и найди предмет».
Правила игры: С помощью считалки выбрать ребенка, который будет водящим и выйдет из групповой комнаты в спальню.
Остальные дети в это время определяют какой-либо предмет, находящийся в группе, придумывают про него загадку. После того, как водящий зашел, он должен отгадать и найти этот предмет, отгадав загадку, придуманную детьми.
Условие: Водящий может задать два наводящих вопроса о загаданном предмете (например: «Из чего сделан предмет? Как он используется человеком? Съедобный или несъедобный? Какого он цвета?» и т.д.), если какие-либо качества, свойства, признаки данного предмета не были названы в загадке. В ходе игры детьми были составлены и отгаданы следующие загадки:
Чудо-ящик сам говорит, поет, новости передает. (Радио)
Большое озеро в стекле, а там много жителей. (Аквариум)
Она нас встречает и провожает. (Дверь)
Они молчат и учат нас. (Книги)
Большой хранитель наших вещей. (Шкаф)
В стеклянном домике огонек горит. (Лампочка)
Игра вызвала большой интерес у детей, они активно придумывали загадки, приходили к общему мнению. Воспитатель вместе с детьми обсуждала выбранные предметы, направляла мысли детей так, чтобы они в результате из всех названных признаков и свойств предмета, выделили основные и составили загадку. При конструировании загадок дети старались использовать образные сравнения.
В результате проведения формирующего
этапа педагогического
2.3 Изучение динамики
умственной деятельности у
Принимая во внимание работу, проведенную в рамках формирующего этапа педагогического эксперимента, были определены задачи контрольного этапа:
Для осуществления поставленных задач были проведены следующие задания:
Задание 1.
Цель: выявить умения детей понимать образные сравнения, рассуждать, доказывать отгадку, делать умозаключения, выводы.
Перед детьми выкладывались картинки (например: снежинка, морковь, лук, холодильник и т.д.). Воспитатель дал задание: «Я тебе загадаю загадку, а ты отгадай ее, найди отгадку на картинке и докажи, что правильно отгадал».
За зеленый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус, как, сахар, сладкая. (Морковь)
Миша Ш. выбрал картинку с изображением моркови и объяснил отгадку: «Это морковка, потому что она сладкая».
Воспитатель: «А почему в загадке морковку сравнивают с лисой? Чем они похожи?».
Миша Ш.: «Потому что лиса и морковка похожи по цвету, у лисы есть хвост, только он большой, а у морковки он поменьше и зеленый».
Вера О.: «А еще потому что, лиса живет в норе, а морковка тоже сидит в маленькой норке».
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Оля П. выбрала картинку с изображением снежинки: «Снежинку можно сравнить со звездочкой, она на нее похожа».
Саша К.: «Снежинки тают, когда попадают на одежду и в воздухе летают».
Сидит дед
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук)
Ира Р.: «Сто шуб – это одежка лука, а когда его чистишь, всегда слезы льются. Это лук».
В нашей кухне целый год
Дел Мороз в шкафу живет. (Холодильник)
Женя К.: «Шкаф – это холодильник, он у всех на кухне стоит»; «Дед Мороз всегда холодный, он зимой приходит, поэтому это холод в холодильнике на кухне». (Петя В.)
Кто самый первый
Входит в дом,
А все за ним идут хвостом? (Ключ)
Сережа К.: «Мы открываем дверь ключом, а потом входим, поэтому это ключ»; «это ключ, потому что без него не войдешь в дом, только после того, как им открыли дверь можно входить». (Наташа Б.)
В результате этого задания можно увидеть, что дети представляя свое доказательство при отгадывании, понимают сравнения, приводят доводы, рассуждают, делают выводы и находят отгадку.
Задание 2.
Цель: выявить у детей умения анализировать, логически и образно мыслить, представлять аргументы и доказательства при отгадывании загадок.
Воспитатель предлагает детям набор картинок, среди которых дети должны найти отгадку к заданию (лошадь – телега – сани; иголка – нитки – платье; цветок – пчела – мед; и т.д.). Например, воспитатель загадала загадку: «Живут три брата. Один лета боится. Другой – зимы. Третий ничего не боится» (Телега, сани, лошадь); найдите нужные картинки и объясните, почему в загадке их называют братьями?».
Дети отобрали нужные картинки, объяснив свой выбор: «Лошадь ничего не боится, потому что она всегда может скакать, на ней можно ездить» (Сережа К.); «телега только летом может ехать и без лошади она не поедет, лошадь тащит ее» (Саша К.); « у телеги колеса, зимой сани нужны, так удобнее груз возить» (Миша Ш.); «даже мы зимой на санках катаемся, потому что они скользят по снегу и едут» (Аня А.); «без лошадки тележка и сани не могут ехать, она их везет» (Оля П.); «на лошади люди ездят и зимой и летом» (Вера О.)
Воспитатель: «Три сестры друг без друга жить не могут. Две всегда вместе, а третьей жить помогают» (Иголка, нитка, платье)
Дети отвечали, выбрав картинки: «Нитка и иголка всегда вместе, потому что без нитки нельзя ничего сделать» (Ира Р.); «без нитки нельзя ничего зашить и без иголки тоже, поэтому они вместе» (Аня А.); «иголкой с ниткой платье шьют» (Петя В.); «а еще зашить дырку на платье можно ниткой и иголкой» (Наташа Б.); «это три сестры, потому что они всегда вместе, платье без ниток и иголок не получится». (Оля П.)
Воспитатель предложила детям модель – на листе бумаги изображены:
Воспитатель: «Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте и объясните ее».
Стоит дуб, у дуба 12 веток, на каждой ветке 4 гнезда, а в каждом гнезде – 7 яиц. Что это такое?
Воспитатель предложила детям внимательно рассмотреть модель и найти с ее помощью отгадку.
Дети рассуждали: «Дуб – это дерево. Здесь оно одно. На нем 12 веток. Это как год, а в нем 12 месяцев» (Петя В.), «один дуб – один год, его ветки – это месяцы в году, значит гнездо – это неделя в месяце» (Оля П.), «Здесь 4 гнезда. Если ветка – это месяц, значит, 4 гнезда – это 4 недели в одном месяце, нам это говорили» (Миша Ш.), «значит яйца – это дни в неделях, как раз в одной неделе 7 дней, 7 яиц» (Вера О.), «весь этот дуб – целый год, где есть месяцы, недели и дни» (Сережа К.).
В результате анализа ответов детей
можно было увидеть, что они в
своей практической деятельности при
поиске отгадки применяют умения
анализировать, логически и образно
мыслить, представлять аргументы, рассуждать,
доказывать, делать умозаключения и
выводы. Это позволяет сделать
вывод, что у детей значительно
повысился уровень
Чтобы выявить умения детей самостоятельно конструировать загадки была проведена игра «Магазин».
Детям было объявлено, что у нас открывается новый магазин, но он непростой, а особенный. Здесь будут продаваться товары, но деньги покупателям не нужны, а понадобятся ум, смекалка и сообразительность. Каждый покупатель должен подумать, какой товар ему нужен, и сказать продавцу загадку о нем. Дети предлагали свои загадки, покупали товары. Развернулась игра. В ходе игры многие хотели поучаствовать в роли продавца, самим отгадать загадку. Поэтому дети в игре побывали как в роли загадывающего, так и отгадывающего. В ходе игры детьми были составлены следующие загадки: Он как толстый арбуз, такой же круглый и большой, но его не едят, в него играют. (Мяч)
Информация о работе Обучения детей среднего дошкольного возраста отгадыванию загадок