Организация обучения детей раннего возраста, создание условий для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучить особенности организации обучения детей раннего возраста, и научиться создавать условия для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребёнка.
Задачи:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по организации обучения детей раннего возраста:
Особенности развития детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет;
психолого-педагогические условия воспитания и развития детей от 1,5 до 3 лет;
Изучить опыт работы в ДОУ д/с №
локальные внутренние нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по организации обучения детей раннего возраста;
научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
организация педагогического процесса и учебно-развивающей среды;
система диагностики и мониторинга качества обучения детей раннего возраста.

Содержание

Введение 2
1. Особенности развития детей раннего возраста. 4
1.1 Педагогические основы развивающей работы с детьми раннего и 4 возраста.
1.2 Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение. 11
1.3 Педагогические условия, содержание и методы воспитания 14
и обучения детей раннего возраста.
2. Эмпирическое исследование влияния коммуникативного 18
стиля педагога на развитие детей раннего возраста
2.1 Организация исследования 18
2.2 Выявление уровня развития речи детей раннего 22
возраста и стиля общения педагога
3. Методические рекомендации по развитию речи 26
детей раннего возраста и рекомендации к планированию
конкретных занятий группы для детей раннего возраста.
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения

Работа состоит из  1 файл

педагогика 3.docx

— 96.40 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение                                                                                                              2

1. Особенности развития  детей раннего возраста.                                          4

1.1 Педагогические основы  развивающей работы с детьми  раннего и        4 возраста.

1.2 Предметно-развивающая  среда и социокультурное окружение.          11

1.3 Педагогические условия,  содержание и методы воспитания                14

и обучения детей раннего  возраста.

2. Эмпирическое исследование  влияния коммуникативного                     18

стиля педагога на развитие детей раннего возраста

2.1 Организация исследования                                                                      18

2.2 Выявление уровня развития  речи детей раннего                                   22

возраста и стиля общения  педагога

3. Методические рекомендации  по развитию речи                                     26

детей раннего возраста и  рекомендации к планированию

конкретных занятий группы для детей раннего возраста.

 Заключение                                                                                                    34

 Список использованных источников                                                          36

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается над тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь, сможет ли он найти себя в современном мире. И конечно, каждый хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным, чему способствует получение образования. Но часто родители педагоги недооценивают значение периода раннего детства. А ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж опыта, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека.

С психолого-педагогической точки зрения это ранний возраст  от 1 года до 3 лет. По данным, которыми в  настоящее время располагает  психологическая наука, этот возраст  является одним из ключевых в жизни  ребёнка и во многом определяет его  будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется  тем, что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребёнка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребёнок овладевает умениями, которые существенным образом влияют на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно способность понимать и пользоваться языком в общении с людьми.

     Вот почему тема: «Особенности взаимодействия педагога и ребенка раннего возраста» была выбрана для изучения и рассмотрения опыта работы в данной работе.

     Цель работы: Изучить особенности организации обучения детей раннего возраста, и научиться создавать условия для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребёнка.

Задачи:

 Изучить и проанализировать  научно-методическую литературу  по организации обучения детей  раннего возраста:

Особенности развития детей  раннего возраста от 1,5 до 3 лет;

 психолого-педагогические  условия воспитания и развития  детей от 1,5 до 3 лет;

 Изучить опыт работы  в ДОУ д/с №     

 локальные внутренние  нормативно-правовые документы,  регламентирующие деятельность  по организации обучения детей  раннего возраста;

 научно-методическое  обеспечение воспитательно-образовательного процесса;

 организация педагогического  процесса и учебно-развивающей  среды;

 система диагностики и мониторинга качества обучения детей раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Особенности развития детей раннего возраста

1.1.Педагогические основы развивающей работы с детьми раннего возраста

     Первая трудность – это проблема адаптации к новым условиям и к детскому учреждению. Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребёнку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение. Не только по тому, что все дети разные, но ещё и потому, что маленький ребёнок может воспринять только, то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему. Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращённые целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращённости взрослого. Только в этом случае они могут принять и понять предложения воспитателя.

     Ещё одна  особенность работы с детьми  раннего возраста – неэффективность  любых чисто вербальных методов  воспитания. Любые инструкции, объяснения  правил, призывы к послушанию  оказываются бесполезными. Даже  не потому, что дети ещё плохо  понимают их, а потому что до 3-4 лет малыши не могут регулировать  своё поведение посредством слова.  Они живут только настоящим,  и воздействия ситуации (окружающие  предметы, движения, звуки) являются  для них гораздо более сильными  побудителями, чем значение слов  взрослого. Эта особенность маленьких  детей предъявляет высокие требования  к действиям воспитателя.

     Следует помнить,  что педагог воспитывает не  словами, а своими чувствами,  действиями и поступками. [1,c.68]

      Из этого  следует, что с маленькими детьми  нельзя проводить организованных  фронтальных занятий, когда воспитатель  что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия  не только не эффективны, но  и вредны, поскольку могут парализовать  собственную активность детей.  Задача же воспитания в этом  возрасте состоит в том, чтобы  стимулировать активность каждого  ребёнка, вызывать его желание  действовать, общаться, играть, решать  практические задачи. Для этого  совершенно недостаточно сообщать  детям новую информацию или  демонстрировать нужные способы  действия. Здесь необходимы эмоциональное  вовлечение детей, создание общего  смыслового поля, эмоциональная  включённость взрослого в нужные  действия. Только так можно передать  ребёнку интерес к новой деятельности, привлечь к ней и увлечь  ею, и таким образом вызвать  его собственное желание. 

      Универсальным  методом воспитания для маленьких  детей, как известно, является  игра. Игра малышей требует непременного  участия взрослого, который не  только передаёт им необходимые  правила и способы игровых  действий, но и «заражает» их  интересом к деятельности, стимулирует  и поддерживает их активность. Любая игра обладает комплексным  воспитательным воздействием: она  требует и умственных, и волевых,  и физических усилий, и координации  своих действий с другими и,  конечно же (если ребёнок по-настоящему  включён в неё) приносит эмоциональное  удовлетворение. Вместе с тем  применительно к раннему возрасту  существуют специфические и конкретные  задачи развития, которые определяют  содержание педагогической работы  с детьми раннего возраста.      Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества, поскольку призвана заниматься воспитанием подрастающего поколения. В течение большого исторического отрезка времени воспитание осуществлялось без профессионально подготовленных специалистов, в ходе естественных жизненных отношений старшего поколения с младшим.

     Само слово  «педагог» возникло в Древней  Греции, где в состоятельных семьях  попечение о детях возлагали  на более или менее образованного  раба. Он сопровождал ребенка  своего господина в школу, нес  все необходимое для учебы,  дожидался окончания занятий  и сопровождал ребенка обратно.  Дома раб следил за поведением  своего подопечного, охранял от  разного рода опасностей. Собственно, «педагог» и означало в переводе  с греческого «детоводитель» (paidagogos).

     Воспитатель  дошкольного учреждения – одна  из современных массовых педагогических  профессий. Она возникла в XVII–XVIII вв., когда появились первые дошкольные  учреждения. В Европе и в России  такие учреждения первоначально  предназначались для детей—сирот.  Затем появились частные платные  детские учреждения, куда приходили  играть и заниматься дети состоятельных  родителей. Лица, которые осуществляли присмотр за детьми, проводили с ними игры, занятия, т. е. выполняли воспитательную работу, именовались в разных странах по—разному: няни, руководительницы, учителя, наставницы, воспитатели. Надо сказать, что лиц мужского пола среди первых педагогов дошкольных учреждений было больше, чем в настоящее время. [5,c.49]

      Начальным  этапом в работе с детьми  раннего возраста считается комплексная  медико-психолого-педагогическая диагностика ребенка и изучение социальной ситуации его развития. Однако отсутствие официального заключения о состоянии здоровья ребенка, невозможность проведения его обследования профильными специалистами не может служить поводом для отказа от осуществления комплекса педагогических мероприятий.

     В наиболее  раннем возрасте задачи физического,  умственного, эстетического и  нравственного воспитания как  бы слиты. Однако по мере  роста и взросления ребенка  все стороны воспитания начинают  дифференцироваться. Это отражается  в усложнении задач, ставящихся  перед малышом уже в конце  первого и второго лет жизни.

     На первом  году жизни ребенок интенсивно  овладевает движениями, у него  формируется предметное восприятие, развиваются действия руки, проходит  подготовительный период овладения  речью, возникают первые чувства  привязанности и многое другое. На втором году жизни малыш  овладевает ходьбой, речью, усложняются  все виды его деятельности (общение,  предметная, бытовая и др.), возрастает  интерес к окружающему.

     Успешное выполнение  всех этих задач зависит в  большой мере от того, насколько  эффективно воспитатель учитывает  особенности возраста и изменяет  педагогические методы и приемы  по мере овладения детьми теми  или иными навыками, умениями, способами  действий, знаниями, постепенно усложняя  их деятельное освоение. Педагогическая  работа с детьми раннего возраста, построенная с учетом охраны  их здоровья, предусматривает организацию  жизни ребенка, режима дня,  различных видов самостоятельной  деятельности, а также занятий. [4,c.82]

     Изучение ребенка должно начинаться с анализа социальной ситуации его развития, выяснения круга общения, характера и способов взаимодействия в его ближайшем окружении. Выясняя ситуацию социального развития ребенка необходимо обратить внимание на режим дня в семье, состояние предметно-развивающей среды и возможности ее динамического изменения в соответствии с запросами и потребностями малыша. При этом выделяют три области, которые нуждаются в системном подходе при организации педагогического процесса:

- характер взаимодействия взрослого и ребенка;

 -предметно-развивающая среда;

 -организация системной и комплексной педагогической работы с ребенком в среде его сверстников.

     Прежде всего, это развитие предметной деятельности, поскольку именно в этой деятельности происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной педагогической задачей.

      Во-первых, это развитие культурно нормированных,  специфических и орудийных действий. Маленький ребёнок должен научиться  пользоваться окружающими предметами  «по-человечески»: правильно есть  ложкой, и пить из чашки, рисовать  карандашом, копать совочком, причёсываться  расчёской, застёгивать пуговицы  и пр. Это задача не только  развития движений руки и общей  моторики. Все эти действия требуют  преодоления спонтанной, импульсивной  активности, а значит овладения  собой и своим поведением. Ребёнок  должен понять и присвоить  смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать  свою умелость. Всё это даёт  ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности  в себе. Для решения этой задачи  необходимо, начиная с 1 года, приучать  детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться,  держать ложку или чашку, оставляя  им возможность самостоятельных  действий и побуждая к ним.  Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игрушки, созданные  для детей раннего возраста. Это  всевозможные вкладыши различной  формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки и пр. Очень хороши  для этой цели материалы, позволяющие  малышам застёгивать пуговицы, завязывать  бантики или шнурки, застёгивать  молнии, доставать что-нибудь сачком, нанизывать бусинки на шнурок, перекладывать что-либо ложкой  из одной ёмкости в другую  и пр. Можно использовать также  ситуацию ухода за куклой: одевание  и раздевание, причёсывание, кормление.  Обычно такие занятия очень  увлекают малышей и вызывают  достаточно продолжительное сосредоточение, которое ни в коем случае  нельзя прерывать. 

Информация о работе Организация обучения детей раннего возраста, создание условий для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребенка