Другой
линией предметной деятельности
является развитие наглядно-действенного
мышления и познавательной активности.
Ребёнок раннего возраста мыслит,
прежде всего, действуя руками.
Соотнося форму или размер
отдельных предметов, проводя
шарики по лабиринту или пытаясь
открыть загадочные коробочки,
в которых спрятан желанный
приз, малыш решает самые настоящие
мыслительные задачи. И хотя решение
этих задач неотделимо от практических
действий, оно требует значительных
умственных усилий и познавательной
активности. Задача воспитателя
здесь состоит в не в том, чтобы показать
правильный способ действия (т. е. подсказать
решение задачи) а в том, чтобы вызвать
и поддержать познавательную активность,
заинтересовать малыша загадочным предметом
и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Конечно же, для этого нужны, предложить
детям специальные развивающие игрушки,
которых в настоящее время чрезвычайно
мало. Однако при желании их можно придумать
и изготовить самому. Разнообразные коробочки
(из-под духов или кремов) старые футляры
для очков или пеналы бачки для фотоплёнки
могут служить хорошим материалом для
таких пособий.
Ещё одним
важнейшим направлением развития
предметной деятельности является
формирование целенаправленности
и настойчивости действий ребёнка.
Известно, что деятельность ребёнка
до 2-х лет имеет процессуальный
характер: малыш получает удовольствие
от самого процесса действий,
их результат ещё не имеет
какого-либо самостоятельного значения.
К трём годам у ребёнка уже
складывается определённое представление
о результате того, что он хочет
сделать, и это представление
начинает мотивировать действия
ребёнка. Ребёнок действует уже
не просто так, а целенаправленно,
с целью получения определённого
результата. Для формирования этого
ценного качества необходима
помощь взрослого. Маленькому
ребёнку нужно помогать «удерживать»
цель, направлять его на достижение
желанного результата. Для этого
можно использовать конструктивные
игры и игрушки, предполагающие
получение определённого продукта.
Это могут быть фигурные пирамидки,
из которых нужно собрать определённый
предмет (машинку, солдатика, собачку
и пр.), всевозможные мозаики или
составные картинки для маленьких
детей. Все эти игры требуют
определённого представления о
том, что должно получиться, и
настойчивости в достижении результата.
Все перечисленные
виды предметных действий предполагают
индивидуальную работу ребёнка.
Не нужно принуждать их к
совместной деятельности с предметами
раньше времени – это может
только вызвать ненужные конфликты
с ровесниками. У каждого ребёнка
должна быть в руках своя
игрушка и свои способы действия
с ней. Такая индивидуальная
деятельность с предметами вызывает
сосредоточенность и концентрацию
на предмете, своеобразную «завороженность»
своими действиями. Это очень важное и
ценное состояние. Монтессори видела в
концентрации малышей на действиях с предметами
начало воли ребёнка. Поэтому ни в коем
случае нельзя прерывать индивидуальную
работу ребёнка с предметами; напротив,
нужно всячески поддерживать её и создавать
для неё все возможные условия.
Другой
чрезвычайно важной и ответственной
задачей воспитания детей раннего
возраста является развитие речи.
Овладение речью в основном
происходит именно в этот период
– от года до трёх. [8,c.94]
Речь маленького
ребёнка возникает и первоначально
функционирует в общении со взрослым.
Поэтому первая задача воспитания - это
развитие активной, коммуникативной речи.
Для этого необходимо не только постоянно
разговаривать с ребёнком, но и включать
его в диалог, создавать потребность в
собственных высказываниях. Нередко занятия
по развитию речи детей сводятся к повторению
слов взрослого: дети заучивают стишки
или сказки, повторяют за взрослым новые
слова, вместе с ним поют детские песенки.
Но собственная речь ребёнка не развивается
через подражание чужим даже самым правильным
образцам. Чтобы ребёнок заговорил, у него
должна быть потребность в этом, необходимость
выразить словом то, что другими средствами
выразить невозможно. Такую речевую задачу
(задачу сказать нужное слово) ставит перед
ребёнком взрослый. Для этого нужно говорить
не перед ребёнком и не вместо него, а с
ним, создавая ситуацию диалога.
На первых
этапах развития речь малыша
включена в его практические
предметные действия и неотделима
от них. Ребёнок может говорить
только о том, что он видит
и что делает здесь и сейчас.
Поэтому включённость слов в
конкретные действия, или «единство
слова и дела» очень важный
принцип формирования активной
речи. Каждое новое слово должно
быть понятно ребёнку, нести
в себе определённое значение
и опираться на конкретную
ситуацию. Создать такую речепорождающую
ситуацию достаточно трудно; здесь
требуется терпение, изобретательность
и постоянный поиск новых игр
и приёмов, активизирующих речь
детей. Важно только, чтобы все
эти приёмы не были оторваны
от конкретных жизненных интересов
малышей, чтобы это не были
специальные занятия по развитию
речи.
Второй
важной линией речевого развития
является совершенствование так
называемой пассивной речи, т.е.
понимания речи взрослого. Большинство
малышей в 1,5-2 года уже хорошо
понимают все слова и простые
фразы, когда они включены в
конкретную ситуацию. Однако, постепенно
речь отделяется от наглядной ситуации
и приобретает собственный смысл, без
опоры на восприятие. Преодоление ситуационной
связанности и становление грамматической
структуры речи – важнейшая линия развития
в раннем возрасте. Неоценимую роль для
этого играет литература для малышей.
Короткие и простые детские сказки, стишки
А.Барто или С.Маршака, народные потешки
и песенки дают неоценимый материал для
речевого развития. Однако, взрослые должны
открыть малышам этот материал, сделать
его понятным и привлекательным. Для этого
нужно выразительное чтение, которое сопровождается
жестами, яркими интонациями и возможно
спектаклем игрушек. Причём каждое произведение
должно повторяться много раз, пока дети
не присвоят его и не запомнят его наизусть.
Обычно маленькие дети очень радуются,
когда узнают знакомые слова, и с восторгом
повторяют их. Пассивная и активная речь
при этом развиваются в единстве.
В раннем
возрасте возникает ещё одна
важнейшая функция речи – регулятивная.
Появляется способность управлять
своим поведением с помощью
слова. Если до 2-х лет действия
ребёнка определяются в основном
воспринимаемой ситуацией, то
во второй половине раннего
возраста возникает возможность
регулировать поведение ребёнка
посредством речи, т.е. выполнение
речевых инструкций взрослого.
Эту форму поведения психологи
рассматривают как первый этап
развития произвольного поведения,
когда действия ребёнка опосредованы
речевым знаком, который направлен
на своё поведение. Поэтому
действие по инструкции открывает
возможность развития саморегуляции
и самоконтроля. Однако, это действие даётся
ребёнку не сразу. Понимание речи взрослого
и в частности понимание его просьбы, ещё
вовсе не означает, что малыш способен
подчинять этой инструкции свои действия.
Долгое время воспринимаемые предметы
и сложившиеся двигательные стереотипы
остаются более сильными побудителями
действий, чем значение слов взрослого.
Вместе с тем эту важнейшую способность
следует развивать и упражнять. Для этого
можно использовать всевозможные поручения:
принести что-либо, поставить, положить
что-то в определённое место, постепенно
наращивая их сложность. Важно выбрать
для каждого ребёнка определённый уровень
сложности инструкции, который соответствует
его возможностям и способностям. Это
очень существенная в раннем возрасте
линия развития ребёнка, которая нуждается
в соответствующей работе воспитателя.
Овладение
речью в раннем возрасте делает
возможным становление детского
воображения. Воображение возникает
на третьем году жизни, когда
появляется способность к игровым
замещениям, когда знакомые предметы
наделяются новыми именами и
начинают использоваться в новом
качестве. Например, карандаш может
стать ракетой, или градусником,
или ружьём, или змеёй, носовой
платок может превратиться в
одеяло для куклы, или в шляпу
или стать цветком. Такие игровые
замещения являются первой формой
воображения ребёнка и составляют
важнейший шаг к новой ведущей
деятельности ребёнка – сюжетно-ролевой
игре. Многочисленные наблюдения
и исследования показывают, что
игра не возникает сама по
себе, без участие тех, кто уже умеет играть
– взрослых или старших детей. Маленького
ребёнка нужно научить играть. Обучение
игре осуществляется, конечно же, не на
занятиях, а в процессе совместной игры
со взрослым, который передаёт ребёнку
способ замещения одних предметов другими.
Главным условием перерастания стереотипных,
процессуальных действий с игрушками
в настоящую игру является эмоциональная
вовлечённость ребёнка в действия взрослого.
Дети принимают и усваивают новые игровые,
замещающие действия только в том случае,
если взрослый активно выражает свою увлечённость
игрой и если ребёнок «заражается» этой
увлечённостью. Если же воспитатель просто
демонстрирует новые действия с предметами
и комментирует их, дети не переходят к
самостоятельным замещениям и в лучшем
случае ограничиваются подражанием. Поэтому
развитие творческой игры и воображения
у детей 2-3 лет требует от воспитателя
большой эмоциональной отдачи и постоянного
педагогического творчества.
В раннем
возрасте возникает ещё одна
чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности
ребёнка – его общение и
взаимоотношения со сверстниками.
Несмотря на то, что потребность
в сверстнике занимает далеко
не главное место в жизни
ребёнка и обычно не рассматривается
как главная линия его развития,
первые формы взаимодействия
малышей играют исключительно
важную роль для развития личности
ребёнка и дальнейшего развития
межличностных отношений. Именно
здесь закладывается чувство
непосредственной общности и
связи с другими, равными ребёнку
людьми. Эмоционально-практическое
взаимодействие даёт ребёнку
ощущение своего сходства с
другим, равным ему существом.
Переживание сходства и общности
вызывает бурную радость и
способствует осознанию себя. Воспринимая
своё отражение в другом, малыши
лучше выделяют себя и как бы получают
подтверждение своей целостности и активности.
Поэтому прерывать или запрещать такое
взаимодействие нельзя. Но воспитатель
может придать ему культурную, организованную
форму. Оптимальным средством для этого
являются известные всем воспитателям
игры, в которых дети действуют одновременно
и одинаково. К ним относятся, прежде всего,
хороводные игры (Каравай, Карусели, Раздувайся
пузырь, Зайка и пр.). Игры типа «Воробушки
и автомобили», «Гуси-гуси» и т.д. В этих
играх нет предметов, разделяющих детей,
нет конкуренции, но есть общая воображаемая
ситуация, общие чувства, слова и движения.
Всё это как нельзя лучше отвечает потребностям
маленьких детей. Естественно, эти игры
в раннем возрасте должны проходить при
непосредственном участии взрослого,
который организует детей, показывает
им нужные движения и слова, погружает
их в общую атмосферу игры.[1,c.72]
1.2. Предметно-развивающая
среда и социокультурное окружение
Важнейшим механизмом полноценного
развития личности с раннего
детства являются разнообразные
виды деятельности ребенка: общение,
игра, движение, труд, конструирование,
рисование. На разных возрастных
этапах те или иные виды
деятельности выступают в качестве
ведущих: в период младенчества
— ориентировочно-исследовательская
деятельность, осуществляемая в условиях
общения с взрослыми, в период раннего
детства — предметная деятельность, в
дошкольном детстве — игровая. Предметная
среда в целом или ее отдельные фрагменты
— это всегда поле детской деятельности,
ее объекты, условия и средства достижения
цели. Предметно-развивающая среда детства
— это система условий, обеспечивающих
полноценное развитие всех видов детской
деятельности, коррекцию отклонений высших
психических функций и становление личности
ребенка. Она включает ряд базовых компонентов,
необходимых для физического, социального,
познавательного и эстетического развития
детей. Это природные среды и объекты,
культурные ландшафты, физкультурно-игровые
и оздоровительные сооружения, предметно-игровая
среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная
среда, предметно-развивающая среда и
др.
Организм маленького
ребенка подвержен различным заболеваниям,
поэтому одна из главных задач детского
учреждения и семьи – охрана здоровья
ребенка, укрепление его организма, создание
условий для правильного развития. Гигиенический
уход, рациональное питание, прогулки,
закаливание воздухом, водой, режим дня,
массаж и гимнастика, двигательная активность
– важнейшие условия физического развития
и здоровья ребенка.
Большую роль
в развитии детей играет рациональная
организация их самостоятельной
деятельности. Воспитатель должен
обратить внимание на правильный
подбор игрушек, чередование спокойных
и подвижных игр, обеспечение
разумной занятости, создание
положительной эмоциональной настроенности.
Гигиенические
требования, предъявляемые к игрушкам,
касаются материала, из которого
они изготовлены, а также формы,
веса, размеров, окраски и отделки.
Игрушки должны по весу соответствовать
силе ребенка и способствовать
развитию его мускулатуры и
органов чувств (осязание, зрение), а
форма и отделка – исключать
всякую опасность травмы, т.е.
не иметь трещин, щелей, острых
царапающих элементов.
Игрушки
занимают большое место в жизни
ребенка, имеют воспитательное
значение и должны отвечать
как гигиеническим, так и педагогическим
требованиям.