Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа
Цель работы: Изучить особенности организации обучения детей раннего возраста, и научиться создавать условия для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребёнка.
Задачи:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по организации обучения детей раннего возраста:
Особенности развития детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет;
психолого-педагогические условия воспитания и развития детей от 1,5 до 3 лет;
Изучить опыт работы в ДОУ д/с №
локальные внутренние нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по организации обучения детей раннего возраста;
научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
организация педагогического процесса и учебно-развивающей среды;
система диагностики и мониторинга качества обучения детей раннего возраста.
Введение 2
1. Особенности развития детей раннего возраста. 4
1.1 Педагогические основы развивающей работы с детьми раннего и 4 возраста.
1.2 Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение. 11
1.3 Педагогические условия, содержание и методы воспитания 14
и обучения детей раннего возраста.
2. Эмпирическое исследование влияния коммуникативного 18
стиля педагога на развитие детей раннего возраста
2.1 Организация исследования 18
2.2 Выявление уровня развития речи детей раннего 22
возраста и стиля общения педагога
3. Методические рекомендации по развитию речи 26
детей раннего возраста и рекомендации к планированию
конкретных занятий группы для детей раннего возраста.
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения
Особые
требования предъявляются к
Относительно
дошкольных учреждений, к игрушкам
также предъявляются
Определение базового содержания компонентов предметно-развивающей среды современного дошкольного учреждения опирается на деятельностно-возрастной подход. Содержание этих компонентов должно обеспечивать потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становление его индивидуальных способностей. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте обусловлено общей системой требований к предметно-развивающей среде, учитывающей специфику образовательного направления дошкольного учреждения. [2,c.62]
В зависимости от своеобразия семейного окружения, культурных традиций семьи, от типа детского учреждения и коррекционной направленности содержания воспитания предметно-развивающая среда может приобретать особый колорит. При этом она предполагает вариативность, которая выражается в содержательно-педагогическом наполнении и проективно-дизайнерском исполнении.
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла свое основное назначение — создавала условия для полноценного развития ведущих видов деятельности и способствовала развитию типичных видов детской деятельности, — она должна удовлетворять следующим требованиям:
соответствовать возможностям
ребенка на границе перехода
к следующему этапу его
содержать как известные
ребенку компоненты, так и проблемные,
подлежащие исследованию, то есть
соответствовать уровню
быть для ребенка
неисчерпаемой, информативной,
соответствовать
быть системной, то
есть отвечать определенному
возрасту и содержанию
Основными
принципами использования
- учет возрастных особенностей развития ребенка;
- учет уровня сформированности
ведущей и типичных видов
- учет индивидуальных особенностей, склонностей и предпочтений ребенка;
- создание условий,
учитывающих особенности
- создание динамичной
среды, соответствующей
- использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде;
- исследовательская позиция
взрослого в процессе
1.3. Педагогические условия, содержание и методы воспитания и обучения детей раннего возраста
Достижением отечественной педагогики ХХ в. является разработка форм и методов обучения детей раннего возраста. Обучение рассматривается как процесс передачи ребенку начальных элементов социального опыта, осуществляемый в разных видах его деятельности, организуемой и направляемой взрослым. При этом основной формой являются занятия. Система занятий направлена на всестороннее развитие ребенка, формирование необходимых способов действия, сферы восприятия, предметной деятельности и т. д.
Содержание
и методы обучающего
Психолого—педагогическая наука последних лет не только доказала возможность обучения детей раннего возраста, но и подтвердила их исключительную восприимчивость в освоении учебного материала при условии организации занятий на принципах програмности, планомерности, постепенности усложнения дидактических задач, поставленных в доступной форме.
Значение занятий
в том, что в ходе овладения
способами действий ребенок
Л. С. Выгодский считал, что «социальное воспитание должно быть подчинено социальному развитию». Социализацию ребенка раннего возраста он рассматривал как процесс его «врастания» в цивилизацию, связывая это с овладением способностью к знаковому опосредованию, что происходит главным образом в символико-моделирующих видах деятельности и речи. Общность основных закономерностей развития ребенка определяет основные направления педагогической работы, обеспечивающие, прежде всего целостность, гармоничность психического развития. Он считал, что для детей раннего возраста основными направлениями развития являются:
- смена ведущих мотивов
деятельности; развитие эмоционально-
- развитие и активизация общих движений;
- развитие предметных
действий и предметной
- развитие наглядно-
- интенсивное накопление
пассивного словаря,
- овладение различными
навыками в процессе
- становление представлений о себе;
- формирование предпосылок
к конструктивной и
- активизация самостоятельности
в быту и формирование
- закрепление навыков самообслуживания;
- развитие внутренней речи.
В совокупности
эти направления работы
Сенсорное
воспитание на втором и
Как показывает
анализ психолого-
Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.
Важнейшим
приобретением (
В развитии
речи детей ведущая роль
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния коммуникативного стиля педагога на развитие детей раннего возраста
2.1 Организация исследования
Цель эмпирического исследования: изучение особенности развития речи детей раннего возраста и стиля общения воспитателей групп раннего возраста.
Задачи исследования:
Проведение и анализ методик на изучение исследования развития речи детей раннего возраста.
Выявление стиля общения педагогов с детьми раннего возраста
Изучение взаимосвязи стиля педагогического общения воспитателя и уровня развития речи детей раннего возраста
Рекомендации родителям и воспитателям по улучшению развития речи детей раннего возраста. Исследование проводилось на базе ДОУ д/с № г. . В исследовании приняло участие 2 группы детей третьего года жизни (по10 человек)и воспитатели данных групп (№1 и №2).
Возраст от
2 до 3 лет является периодом
выявление уровня восприятия речи взрослого,
выявление понимания речи взрослого,
выявление объема активного и пассивного словаря,
определение уровня активного словарного запаса детей,
выявление состояния грамматического строя речи.
Для изучения
развития речи детей раннего
возраста мы применили
1. "Изучение понимания речи".