Организация обучения детей раннего возраста, создание условий для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучить особенности организации обучения детей раннего возраста, и научиться создавать условия для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребёнка.
Задачи:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по организации обучения детей раннего возраста:
Особенности развития детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет;
психолого-педагогические условия воспитания и развития детей от 1,5 до 3 лет;
Изучить опыт работы в ДОУ д/с №
локальные внутренние нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по организации обучения детей раннего возраста;
научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
организация педагогического процесса и учебно-развивающей среды;
система диагностики и мониторинга качества обучения детей раннего возраста.

Содержание

Введение 2
1. Особенности развития детей раннего возраста. 4
1.1 Педагогические основы развивающей работы с детьми раннего и 4 возраста.
1.2 Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение. 11
1.3 Педагогические условия, содержание и методы воспитания 14
и обучения детей раннего возраста.
2. Эмпирическое исследование влияния коммуникативного 18
стиля педагога на развитие детей раннего возраста
2.1 Организация исследования 18
2.2 Выявление уровня развития речи детей раннего 22
возраста и стиля общения педагога
3. Методические рекомендации по развитию речи 26
детей раннего возраста и рекомендации к планированию
конкретных занятий группы для детей раннего возраста.
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения

Работа состоит из  1 файл

педагогика 3.docx

— 96.40 Кб (Скачать документ)

      Особые  требования предъявляются к игрушкам  для детей раннего возраста, потому  что они берут их в рот,  бросают на пол и т.д. Игрушки  должны быть хорошо отполированы, а наиболее мелкие элементы  составных игрушек (пирамиды, наборы колец или шариков на стрежне и т.д.) во избежание заглатывания должны иметь диаметр не менее 30 мм.

      Относительно  дошкольных учреждений, к игрушкам  также предъявляются требования  групповой изоляции. Для каждой  группы выделяются определенные  игрушки для игр, как в помещении,  так и на улице.

     Определение базового содержания компонентов предметно-развивающей среды современного дошкольного учреждения опирается на деятельностно-возрастной подход. Содержание этих компонентов должно обеспечивать потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становление его индивидуальных способностей. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте обусловлено общей системой требований к предметно-развивающей среде, учитывающей специфику образовательного направления дошкольного учреждения. [2,c.62]

      В зависимости от своеобразия семейного окружения, культурных традиций семьи, от типа детского учреждения и коррекционной направленности содержания воспитания предметно-развивающая среда может приобретать особый колорит. При этом она предполагает вариативность, которая выражается в содержательно-педагогическом наполнении и проективно-дизайнерском исполнении.

      Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла свое основное назначение — создавала условия для полноценного развития ведущих видов деятельности и способствовала развитию типичных видов детской деятельности, — она должна удовлетворять следующим требованиям:

 соответствовать возможностям  ребенка на границе перехода  к следующему этапу его развития, то есть создать зону ближайшего  психического развития;

 содержать как известные  ребенку компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, то есть  соответствовать уровню развития  когнитивной сферы ребенка; 

 быть для ребенка  неисчерпаемой, информативной, удовлетворяя  его потребность в новизне,  преобразовании и самоутверждении; 

 соответствовать корригирующей  и компенсирующей направленности  содержания воспитательного процесса;

 быть системной, то  есть отвечать определенному  возрасту и содержанию деятельности  детей, а также отражать основы  национальной культуры.

      Основными  принципами использования предметно-развивающей  среды в педагогическом процессе  являются:

- учет возрастных особенностей  развития ребенка; 

- учет уровня сформированности  ведущей и типичных видов детской  деятельности;

- учет индивидуальных  особенностей, склонностей и предпочтений  ребенка; 

-  создание условий,  учитывающих особенности недоразвития  познавательной деятельности и  личности ребенка и способствующих  сглаживанию их проявлений;

-  создание динамичной  среды, соответствующей запросам  и потребностям ребенка; 

- использование вариативных  методов и приемов обучения  в динамичной среде; 

- исследовательская позиция  взрослого в процессе взаимодействия  с ребенком и организации его  функционирования.

 

1.3. Педагогические  условия, содержание и методы  воспитания и обучения детей  раннего возраста

          Достижением отечественной педагогики ХХ в. является разработка форм и методов обучения детей раннего возраста. Обучение рассматривается как процесс передачи ребенку начальных элементов социального опыта, осуществляемый в разных видах его деятельности, организуемой и направляемой взрослым. При этом основной формой являются занятия. Система занятий направлена на всестороннее развитие ребенка, формирование необходимых способов действия, сферы восприятия, предметной деятельности и т. д.

     Содержание  и методы обучающего воздействия  взрослого на детей на занятиях  на протяжении раннего детства  меняются. В доречевом периоде главное значение приобретает организация ориентировочно—исследовательской работы ребенка. С развитием речи в этом процессе существенную роль начинает играть регуляция его поведения словом. Язык становится одновременно и объектом, которым овладевает под руководством взрослых ребенок, и средством передачи ему опыта.

     Психолого—педагогическая наука последних лет не только доказала возможность обучения детей раннего возраста, но и подтвердила их исключительную восприимчивость в освоении учебного материала при условии организации занятий на принципах програмности, планомерности, постепенности усложнения дидактических задач, поставленных в доступной форме.

     Значение занятий  в том, что в ходе овладения  способами действий ребенок успешно  развивается, учится достигать  результата, действовать целенаправленно, сосредоточенно. На занятиях он приобретает первые навыки коллективного поведения. Всестороннее развитие детей раннего возраста реализуется в процессе комплексного воздействия, включающего правильно организованный уход и целенаправленное воспитание с первых дней жизни.[10,c.77]

     Л. С. Выгодский считал, что «социальное воспитание должно быть подчинено социальному развитию». Социализацию ребенка раннего возраста он рассматривал как процесс его «врастания» в цивилизацию, связывая это с овладением способностью к знаковому опосредованию, что происходит главным образом в символико-моделирующих видах деятельности и речи. Общность основных закономерностей развития ребенка определяет основные направления педагогической работы, обеспечивающие, прежде всего целостность, гармоничность психического развития. Он считал, что для детей раннего возраста основными направлениями развития являются:

- смена ведущих мотивов  деятельности; развитие эмоционально-делового  и предметного общения; 

- развитие и активизация  общих движений;

- развитие предметных  действий и предметной деятельности;

- развитие наглядно-действенного  мышления;

- интенсивное накопление  пассивного словаря, стимуляция  активной речи;

- овладение различными  навыками в процессе подражания;

- становление представлений  о себе;

- формирование предпосылок  к конструктивной и изобразительной  деятельности;

- активизация самостоятельности  в быту и формирование потребности  в признании собственных достижений;

- закрепление навыков  самообслуживания;

- развитие внутренней  речи.

      В совокупности  эти направления работы обеспечивают  решение общеразвивающих задач. Тенденции развития гуманной педагогики, проявляющиеся в последние годы, направляют усилия педагогов, на разработку индивидуальных программ развивающего обучения и воспитания. В этих программах обучение предстает в виде образовательного маршрута, в который включены педагоги разных специальностей и родители. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение детей раннего возраста в коллектив сверстников через сопровождающего их взрослого. В целом это ведет к необходимости пересмотра содержания и организации образовательного процесса в массовых дошкольных учреждениях. Такая организация обучения и воспитания, целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение на всем протяжении раннего детства позволит ребенку заложить основы для его гармоничного развития, поможет ему адаптироваться в коллективе сверстников.

      Сенсорное  воспитание на втором и третьем  году жизни это основное условие  развития ребенка раннего возраста  и заключается, прежде всего,  в обучении детей предметным  действиям, требующим соотнесения  предметов по их внешним признакам:  величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних  свойствах предметов достигается  путем соотнесения их между  собой (так как на этом этапе  дети еще не владеют эталонными  представлениями). Исследования педагогов  - ученых выявили наиболее оптимальный  путь овладения правильным выполнением  действий - от практических проб  к выполнению действий при  помощи зрительного соотнесения.  Специально организованные занятия  с дидактическим материалом, дидактическими  игрушками, предметами-орудиями  и строительным материалом являются  основной формой работы по  сенсорному воспитанию детей  второго-третьего года жизни (С.Л.Новоселова, Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина и др.). Кроме того, развитие восприятия  пронизывает все стороны детской  деятельности: развитие движений, игровую  деятельность, речевое общение, музыкальное  воспитание, изобразительную деятельность  и служит важнейшей предпосылкой  для их дальнейшего развития. [3,c.85]

     Как показывает  анализ психолого-педагогической  литературы, педагогическое общение  - это особенное общение, специфика  которого обусловлена различными  социально-ролевыми и функциональными  позициями субъектов этого общения.  Воспитатель в процессе педагогического  общения осуществляет (в прямой  или косвенной форме) свои социально-ролевые  и функциональные обязанности  по руководству процессом обучения  и воспитания. От того, каковы  стилевые особенности этого общения  и руководства, в существенной  мере зависит эффективность процессов  обучения и воспитания, особенности  развития личности и формирования  межличностных отношений в учебной  группе. Стиль педагогического общения  влияет на характер эмоциональных  переживаний: авторитарный стиль  вызывает у детей депрессию,  астению. А состояние спокойного  удовлетворения и радости возникает  в том коллективе, где во главе  стоит воспитатель, придерживающийся  демократичных принципов воспитания.

     Раннее детство  - период интенсивного развития  ребенка. В период с 1 года  до 3 лет изменяется социальная  ситуация развития и ведущая  деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

     Важнейшим  приобретением (новообразованием) возраста  становится развитие речи, которая  понятна другим и используется  как средство общения с другими  и управления собой, поэтому  рассмотрим особенности речевого  развития детей раннего возраста.

     В развитии  речи детей ведущая роль принадлежит  взрослым: воспитателю - в детском  саду, родителям и близким - в  семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с  ребенком, сколько внимания уделяют  речевому общению с ним, во  многом зависят успехи дошкольника  в усвоении языка. Очень важным  является то, как общаются с  ребенком с начала его появления.  Является это общение взаимным  и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении  возрастает все больше. Речь - это  способ общения, и, как любая  функция, она формируется только  в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается,  если ребенка не слушают - речь  становится ненужной, и ее развитие  тормозится.[7,c.98]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Эмпирическое исследование влияния коммуникативного стиля педагога на развитие детей раннего возраста

2.1 Организация  исследования

    

     Цель эмпирического  исследования: изучение особенности развития речи детей раннего возраста и стиля общения воспитателей групп раннего возраста.

     Задачи исследования:

     Проведение и анализ методик на изучение исследования развития речи детей раннего возраста.

     Выявление  стиля общения педагогов с  детьми раннего возраста

     Изучение взаимосвязи  стиля педагогического общения  воспитателя и уровня развития  речи детей раннего возраста

     Рекомендации  родителям и воспитателям по  улучшению развития речи детей  раннего возраста. Исследование проводилось на базе ДОУ д/с №        г.                     . В исследовании приняло участие 2 группы детей третьего года жизни (по10 человек)и воспитатели данных групп (№1 и №2).

     Возраст от 2 до 3 лет является периодом интенсивного  речевого развития. Поэтому диагностике  речевого развития в этом возрасте  следует уделять более пристальное  внимание, чем на предыдущих этапах. Особенно быстро в это время  развивается активная речь ребенка.  Вместе с тем, количество произносимых  речевых звуков и слов не  является главным и единственным  показателем нормального речевого  развития. Важно, чтобы между активным  и пассивным словарями ребенка  существовала тесная взаимосвязь,  а каждое слово было наполнено  определенным смыслом. Поэтому  при диагностике речевого развития  главное - учитывать гармоничность  развития разных его аспектов. В основу проведения нижеописанных  методик были положены следующие  параметры измерения уровня речевого  развития детей раннего возраста, предлагаемые А.Н. Гвоздевым:

выявление уровня восприятия речи взрослого,

выявление понимания речи взрослого,

выявление объема активного  и пассивного словаря,

определение уровня активного  словарного запаса детей,

выявление состояния грамматического  строя речи.

     Для изучения  развития речи детей раннего  возраста мы применили комплекс  методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной:

1. "Изучение понимания  речи".

Информация о работе Организация обучения детей раннего возраста, создание условий для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребенка