Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа
Цель работы: Изучить особенности организации обучения детей раннего возраста, и научиться создавать условия для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребёнка.
Задачи:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по организации обучения детей раннего возраста:
Особенности развития детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет;
психолого-педагогические условия воспитания и развития детей от 1,5 до 3 лет;
Изучить опыт работы в ДОУ д/с №
локальные внутренние нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по организации обучения детей раннего возраста;
научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
организация педагогического процесса и учебно-развивающей среды;
система диагностики и мониторинга качества обучения детей раннего возраста.
Введение 2
1. Особенности развития детей раннего возраста. 4
1.1 Педагогические основы развивающей работы с детьми раннего и 4 возраста.
1.2 Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение. 11
1.3 Педагогические условия, содержание и методы воспитания 14
и обучения детей раннего возраста.
2. Эмпирическое исследование влияния коммуникативного 18
стиля педагога на развитие детей раннего возраста
2.1 Организация исследования 18
2.2 Выявление уровня развития речи детей раннего 22
возраста и стиля общения педагога
3. Методические рекомендации по развитию речи 26
детей раннего возраста и рекомендации к планированию
конкретных занятий группы для детей раннего возраста.
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.
2." Найди игрушку".
Цель: выявить понимание речи взрослого.
3. "Кто это".
Цель: выявить объем активного словаря.
4. "Беседа по картинке".
Цель: определить
уровень активного словарного
запаса детей, выявить
Данные методики
позволяют определить
Для оценки успешности выполнения заданий нами использовалась балльная система. По сумме набранных баллов мы определили уровень импрессивной и экспрессивной речи ребенка раннего возраста, а также уровень развития речи в целом.
По структурным
компонентам языковой системы
(наличие фразы, восприятие и
понимание речи, словарный запас,
грамматический строй речи) нами
были введены обозначения
Импрессивная речь:
Высокий уровень
- 17 - 19 баллов: активность ребенка
в общении, проявление им
Выше среднего уровень - 14-16 баллов: активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание инструкции при однократном повторении.
Средний уровень
- 10-13 баллов: незначительная помощь
в виде подсказок, ребенок
Низкий уровень
- 6-9 баллов: ребенок не проявляет
активности и инициативности
при общении, отсутствие
Очень низкий
уровень - 0 - 5 баллов: не умение
реализовать поставленную
Экспрессивная речь:
Высокий уровень
- 27-30 баллов: развернутая фразовая
речь, использование в речи простых
распространенных и сложных
Выше среднего уровень - 21-26 баллов: развернутая фразовая речь, аграмматизмы, объем активного словаря соответствует возрастным нормам, интонационная выразительность, активность ребенка в общении.
Средний уровень
- 15 - 20 баллов: активная речь - простые
предложения из 2-3 слов, правильно
употребляет простые
Низкий уровень
- 7-14 баллов: простая фраза из 2-3 слов;
простые конструкции
Очень низкий
уровень - 0 - 6 баллов: фраза отсутствует;
ребенок пользуется жестами,
Уровень развития речи в целом:
Высокий уровень - 44 - 49 баллов.
Выше среднего уровень - 35-43 баллов.
Средний уровень - 25-34 баллов
Низкий уровень - 13-24 баллов.
Очень низкий уровень 0-12 балла
Таким образом,
нами с помощью комплекса
Методика диагностики стиля
Обработка
результатов, полученных в
Демократический
стиль. Это поощряющее
Авторитарный
стиль. Формально-
Либеральный
стиль. Непоследовательный тип
отношения к воспитанникам
Таким образом, с помощью комплекса методик, разработанного Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной, нами был изучен уровень развития речи у детей третьего года жизни, а также с помощью методики диагностики стиля взаимодействия, предлагаемой В.Л. Симоновым, мы изучили стиль педагогического общения воспитателей групп раннего возраста.
2.2 Выявление уровня развития речи детей раннего возраста и стиля общения педагога
Результаты проведенного исследования стиля взаимодействия воспитателей групп раннего возраста №1 и №2 по методике В.Л. Симонова целесообразно представить в виде таблицы 1
Таблица 1. Результаты исследования стиля педагогического общения
Номер группы |
Авторитарный стиль |
Демократический Стиль |
Либеральный стиль |
Формула |
1 |
27,4% |
37,1% |
35,5% |
Д >Л >А |
2 |
51,2% |
28,35% |
20,7% |
А>Д>Л |
Таким образом,
демократический стиль
Наблюдения
также показали, что наличие у
воспитателя №2 авторитарного
стиля общения сказывается на
взаимоотношениях педагога с
детьми, а именно: отрицательный
опыт общения с воспитателем
приводит к нежеланию и
В группе
№1, по результатам наблюдения, большинство
детей приходит в группу
Некоторые
дети, быстро освоившись в новой
обстановке группы, умеют сами
занять себя. Они не ходят постоянно
за воспитателем, но при необходимости
спокойно и уверенно
В результате исследования уровня развития речи детей раннего возраста каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи (см. табл.2).
Таблица 2. Уровень развития речи детей раннего возраста (воспитатель группы №1)
№ п/п |
Ф.И. ребенка |
Импрессивная речь |
Экспрессивная речь |
Сумма баллов |
Уровень развития речи | |||||
№1 "Изучение понимания речи" |
№2 " Найди игрушку" |
Сумма баллов / Уровень |
№3 "Кто это" |
№4 "Беседа по картинке" |
Сумма баллов / Уровень | |||||
1 |
Даша К. |
10 |
6 |
16/В/с |
10 |
18 |
28 /В |
44 |
Высокий | |
2 |
Саша Т. |
5 |
10 |
15/В/с |
8 |
16 |
24 /В/с |
39 |
Выше среднего | |
3 |
Егор С. |
8 |
7 |
15/В/с |
13 |
10 |
23 /В/с |
38 |
Выше среднего | |
4 |
Артем Р. |
5 |
6 |
11/С |
8 |
14 |
22 /в/с |
33 |
Средний | |
5 |
Юля Р. |
6 |
9 |
15/В/с |
10 |
6 |
16 /с |
31 |
Средний | |
6 |
Вика Д. |
6 |
10 |
16/ В/с |
8 |
8 |
16 /с |
32 |
Средний | |
7 |
Данила К. |
5 |
5 |
10 /С |
13 |
12 |
25 /в/с |
35 |
Выше среднего | |
8 |
Вадим В. |
8 |
8 |
16/В/с |
13 |
10 |
23 /в/с |
39 |
Выше среднего | |
9 |
Вероника П. |
8 |
7 |
15/В/с |
8 |
8 |
16 /с |
31 |
Средний | |
10 |
Алеша К. |
6 |
6 |
12/С |
8 |
14 |
22 /в/с |
33 |
Средний |