Организация обучения детей раннего возраста, создание условий для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучить особенности организации обучения детей раннего возраста, и научиться создавать условия для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребёнка.
Задачи:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по организации обучения детей раннего возраста:
Особенности развития детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет;
психолого-педагогические условия воспитания и развития детей от 1,5 до 3 лет;
Изучить опыт работы в ДОУ д/с №
локальные внутренние нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по организации обучения детей раннего возраста;
научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
организация педагогического процесса и учебно-развивающей среды;
система диагностики и мониторинга качества обучения детей раннего возраста.

Содержание

Введение 2
1. Особенности развития детей раннего возраста. 4
1.1 Педагогические основы развивающей работы с детьми раннего и 4 возраста.
1.2 Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение. 11
1.3 Педагогические условия, содержание и методы воспитания 14
и обучения детей раннего возраста.
2. Эмпирическое исследование влияния коммуникативного 18
стиля педагога на развитие детей раннего возраста
2.1 Организация исследования 18
2.2 Выявление уровня развития речи детей раннего 22
возраста и стиля общения педагога
3. Методические рекомендации по развитию речи 26
детей раннего возраста и рекомендации к планированию
конкретных занятий группы для детей раннего возраста.
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения

Работа состоит из  1 файл

педагогика 3.docx

— 96.40 Кб (Скачать документ)

Цель: выявить уровень  восприятия речи взрослого.

2." Найди игрушку".

Цель: выявить понимание  речи взрослого.

3. "Кто это".

Цель: выявить объем активного  словаря.

4. "Беседа по картинке".

     Цель: определить  уровень активного словарного  запаса детей, выявить состояние  грамматического строя, речи.

     Данные методики  позволяют определить состояние  импрессивной и экспрессивной речи ребенка раннего возраста, а именно определить уровень восприятия и понимания речи взрослого, умение действовать по инструкции, объем активного и пассивного словаря, изучить навыки словообразования и грамматический строй речи.

     Для оценки  успешности выполнения заданий  нами использовалась балльная система. По сумме набранных баллов мы определили уровень импрессивной и экспрессивной речи ребенка раннего возраста, а также уровень развития речи в целом.

     По структурным  компонентам языковой системы  (наличие фразы, восприятие и  понимание речи, словарный запас,  грамматический строй речи) нами  были введены обозначения уровня  речевого развития: высокий уровень,  выше среднего уровень, средний  уровень, низкий уровень, очень  низкий уровень.

     Импрессивная речь:

     Высокий уровень  - 17 - 19 баллов: активность ребенка  в общении, проявление им интереса, понимание инструкции с первого  раза.

Выше среднего уровень - 14-16 баллов: активность ребенка в общении, проявление им интереса, понимание  инструкции при однократном повторении.

     Средний уровень  - 10-13 баллов: незначительная помощь  в виде подсказок, ребенок участвует  в общении чаще по инициативе  взрослого, редко пользуется невербальными  средствами общения, понимание  инструкции при 2-3-х повторениях,  выполнение 50% заданий.

     Низкий уровень  - 6-9 баллов: ребенок не проявляет  активности и инициативности  при общении, отсутствие интереса  к заданию, невнимателен, частичное  понимание инструкции при 2-3-х  повторениях, выполнение 30% заданий.

     Очень низкий  уровень - 0 - 5 баллов: не умение  реализовать поставленную задачу  или отказ от его выполнения, понимание речи носит ситуативный  характер; отсутствует понимание  значений грамматических изменений  слов, значений предлогов

     Экспрессивная  речь:

     Высокий уровень  - 27-30 баллов: развернутая фразовая  речь, использование в речи простых  распространенных и сложных предложений,  правильно употребляет простые  грамматические формы, объем активного  словаря соответствует возрастным  нормам, интонационная выразительность,  активность ребенка в общении.

     Выше среднего  уровень - 21-26 баллов: развернутая  фразовая речь, аграмматизмы, объем активного словаря соответствует возрастным нормам, интонационная выразительность, активность ребенка в общении.

     Средний уровень  - 15 - 20 баллов: активная речь - простые  предложения из 2-3 слов, правильно  употребляет простые грамматические  формы, неточное употребление  глаголов, пропускает и заменяет  предлоги; в активном словаре  заметно преобладание существительных.

     Низкий уровень  - 7-14 баллов: простая фраза из 2-3 слов; простые конструкции предложений;  высказывания на уровне перечисления  воспринимаемых предметов и действий, грамматический строй речи не  сформирован, ограничен активный  словарь, ошибки в употреблении  действий и признаков.

     Очень низкий  уровень - 0 - 6 баллов: фраза отсутствует;  ребенок пользуется жестами, мимикой,  отдельными лепетными словами и звукокомплексами, звукоподражаниями, словарный запас резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены.

     Уровень развития  речи в целом:

Высокий уровень - 44 - 49 баллов.

Выше среднего уровень - 35-43 баллов.

Средний уровень - 25-34 баллов

Низкий уровень - 13-24 баллов.

Очень низкий уровень 0-12 балла

     Таким образом,  нами с помощью комплекса методик  была проведена оценка качественных  и количественных показателей  развития речи детей третьего года жизни.

          Методика диагностики стиля взаимодействия  состоит из суждений закрытого  типа. Предполагаемые суждения сгруппированы  по три и образуют 50 блоков. Формулировка  суждений не дает возможности  отвечающему догадаться, какую реальную информацию извлекает экспериментатор из его ответов. Из каждого блока испытуемый должен выбрать тот вариант, который больше соответствует его поведению.

     Обработка  результатов, полученных в ходе  выполнения методики, состоит из  двух этапов. На первом этапе  в соответствии с ключевой  таблицей подсчитывается количество  сырых баллов по каждому стилю  (авторитарному, демократическому, либеральному). На втором этапе  числовые показатели выраженности  стилей умножаются на два (при  этом общий итоговый показатель  числовых значений будет равен  100 баллам). Таким образом, результаты  переводятся в процентное соотношение  выраженности стилей.

     Демократический  стиль. Это поощряющее отношение,  которое предполагает заботливость  и внимание к ребенку, преобладание  в общении с ним положительных  оценок и ободряющих требований. При таком отношении педагога  детям становятся понятны чувства,  которые испытывает взрослый. У  ребят возникают переживания,  созвучные переживаниям воспитателя,  инициативные действия. Дошкольники  становятся особенно чувствительны к положительной оценке и сами побуждают взрослого проявлять к себе эмоциональное отношение. Они переживают ярко выраженное удовольствие от похвалы. А если воспитатель эмоционально-выразительно передает свое отношение к негативному поступку ребенка, то малыш испытывает чувство вины и в дальнейшем избегает соответствующих действий.

     Авторитарный  стиль. Формально-требовательное, холодное  отношение педагога к ребенку  заключается в том, что забота  взрослого носит формальный характер  и состоит в управлении и  руководстве. Преобладают отрицательные  оценки и порицательные мотивации,  эмоциональная окраска которых  отсутствует. Поэтому эффективность  воспитания очень низкая. Эмоциональная  реакция дошкольником не переносится  на оцениваемый поступок или  действие. Воспитатель подавляет  инициативность детей и их  желание действовать. Дети отрицательно  реагируют не только на педагога, но и на детский сад в  целом.

     Либеральный  стиль. Непоследовательный тип  отношения к воспитанникам характеризуется  неуравновешенными эмоциональными  проявлениями, нестабильными требованиями, отсутствием контроля за выполнением своих распоряжений. Поведение детей такой воспитатель оценивает ситуативно, в зависимости от своего настроения, и слишком личностно, опираясь не на поступок, а на собственные симпатии и антипатии. Дети стараются заслужить расположение воспитателя, но такое стремление угасает, поскольку не получает постоянной поддержки педагога. В одних ситуациях он замечает и выделяет старания малышей, а в других игнорирует. Значимость оценок воспитателя для детей резко снижается. Дошкольники избегают прямых контактов с ним, не проявляют инициативы и активности в общении.

     Таким образом,  с помощью комплекса методик,  разработанного Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной, нами был изучен уровень развития речи у детей третьего года жизни, а также с помощью методики диагностики стиля взаимодействия, предлагаемой В.Л. Симоновым, мы изучили стиль педагогического общения воспитателей групп раннего возраста.

  

2.2 Выявление уровня развития речи детей раннего возраста и стиля общения педагога

 

     Результаты  проведенного исследования стиля взаимодействия воспитателей групп раннего возраста №1 и №2 по методике В.Л. Симонова целесообразно представить в виде таблицы 1

Таблица 1. Результаты исследования стиля педагогического общения

Номер группы

Авторитарный 

стиль

Демократический

Стиль

Либеральный

стиль

Формула

1

27,4% 

37,1% 

35,5% 

Д >Л >А

2

51,2% 

28,35% 

20,7% 

А>Д>Л


 

    Таким образом,  демократический стиль взаимодействия  доминирует у воспитателя группы  № 1. У воспитателя группы №2  выявлено доминирование авторитарного  стиля взаимодействия.

     Наблюдения  также показали, что наличие у  воспитателя №2 авторитарного  стиля общения сказывается на  взаимоотношениях педагога с  детьми, а именно: отрицательный  опыт общения с воспитателем  приводит к нежеланию и неумению  ряда детей устанавливать с  ними контакт. При поступлении  таких детей в детский сад,  на все действия воспитателя  они реагируют негативно: плачут, вырываются из рук, стремятся  отдалиться, а не приблизиться  к воспитателю. Строгость к  детям не уверенным, малообщительным  вызывает у них слезы, нежелание  находиться в детском саду. Резкий  тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание. Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: "хочу домой!", "где моя мама?", отрицательное отношение к персоналу, к детям группы, к предложениям поиграть - и бурная радость при возвращении мамы (бабушки или другого члена семьи) являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с воспитателем.

     В группе  №1, по результатам наблюдения, большинство  детей приходит в группу уверенно, они внимательно рассматривают  окружающее, самостоятельно находят  занятие. Часть детей делает  это с меньшей уверенностью, но  тоже не проявляет особого  беспокойства. Они внимательно наблюдают  за воспитательницей, выполняют  предложенные ею действия. И те  и другие дети спокойно прощаются  с родными, которые приводят  их в детский сад, и идут  в группу. Например, Саша Т., расставаясь  с мамой, заглядывая ей в  глаза, спрашивает: "Ты меня  любишь?". Получив ответ, идет  в группу. Он подходит к воспитательнице,  заглядывает ей в глаза, но  задать вопрос не решается. Воспитатель  ласково поглаживает его по  голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок чувствует себя  счастливым. Он неотступно следует  за воспитателем, подражает его  действиям. Поведение ребенка  показывает, что он испытывает  потребность в общении со взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.

     Некоторые  дети, быстро освоившись в новой  обстановке группы, умеют сами  занять себя. Они не ходят постоянно  за воспитателем, но при необходимости  спокойно и уверенно обращаются  к нему.

     В результате  исследования уровня развития речи детей раннего возраста каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи (см. табл.2).

Таблица 2. Уровень развития речи детей раннего возраста (воспитатель  группы №1)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Импрессивная речь

Экспрессивная речь

Сумма баллов

Уровень развития речи

№1 "Изучение понимания речи"

№2 " Найди игрушку"

Сумма баллов / Уровень

№3 "Кто это"

№4 "Беседа по картинке"

Сумма баллов / Уровень

1

Даша К.

10

6

16/В/с

10

18

28 /В

44

Высокий

2

Саша Т.

5

10

15/В/с

8

16

24 /В/с

39

Выше среднего

3

Егор С.

8

7

15/В/с

13

10

23 /В/с

38

Выше среднего

4

Артем Р.

5

6

11/С

8

14

22 /в/с

33

Средний

5

Юля Р.

6

9

15/В/с

10

6

16 /с

31

Средний

6

Вика Д.

6

10

16/ В/с

8

8

16 /с

32

Средний

7

Данила К.

5

5

10 /С

13

12

25 /в/с

35

Выше среднего

8

Вадим В.

8

8

16/В/с

13

10

23 /в/с

39

Выше среднего

9

Вероника П.

8

7

15/В/с

8

8

16 /с

31

Средний

10

Алеша К.

6

6

12/С

8

14

22 /в/с

33

Средний

Информация о работе Организация обучения детей раннего возраста, создание условий для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребенка