Организация обучения детей раннего возраста, создание условий для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание

Цель работы: Изучить особенности организации обучения детей раннего возраста, и научиться создавать условия для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребёнка.
Задачи:
Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по организации обучения детей раннего возраста:
Особенности развития детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет;
психолого-педагогические условия воспитания и развития детей от 1,5 до 3 лет;
Изучить опыт работы в ДОУ д/с №
локальные внутренние нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по организации обучения детей раннего возраста;
научно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса;
организация педагогического процесса и учебно-развивающей среды;
система диагностики и мониторинга качества обучения детей раннего возраста.

Содержание

Введение 2
1. Особенности развития детей раннего возраста. 4
1.1 Педагогические основы развивающей работы с детьми раннего и 4 возраста.
1.2 Предметно-развивающая среда и социокультурное окружение. 11
1.3 Педагогические условия, содержание и методы воспитания 14
и обучения детей раннего возраста.
2. Эмпирическое исследование влияния коммуникативного 18
стиля педагога на развитие детей раннего возраста
2.1 Организация исследования 18
2.2 Выявление уровня развития речи детей раннего 22
возраста и стиля общения педагога
3. Методические рекомендации по развитию речи 26
детей раннего возраста и рекомендации к планированию
конкретных занятий группы для детей раннего возраста.
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложения

Работа состоит из  1 файл

педагогика 3.docx

— 96.40 Кб (Скачать документ)

     У детей этого возраста яркие красивые предметы и картинки вызывают желание подольше рассматривать их, поэтому демонстрируемый на занятиях иллюстративный материал должен быть в хорошем состоянии, со вкусом оформленным и привлекательным для малышей. Пособия следует размещать так, чтобы на их поиски не тратилось время. Если картинки будут падать с фланелеграфа или батарейка электрической игрушки окажется непригодной для употребления, то нормальный ход занятия нарушится, восприятие материала детьми будет затруднено.

      Большое значение имеет речь воспитателя, его умение разговаривать с детьми. Речь педагога должна быть четкой, выразительной, неторопливой. Слова и фразы, сказанные детям, не должны быть случайными. По возможности их следует продумать заранее. Особенно это касается тех оборотов речи, которые педагог стремится сделать достоянием собственных высказываний ребенка: слова, обозначающие качества предметов, синтаксические конструкции, в частности предложения с однородными членами и т.п. Используя их на занятии, одобряя попытки того или иного ребенка воспроизвести слово или предложение, воспитатель тем самым обогащает активную речь детей.

     В первой младшей группе педагог учит детей понимать вопрос и отвечать на него. Но если ребенок почему-то молчит и пауза затягивается, целесообразнее подсказать ответ, повторить его с детьми, а через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос.

     Известно, что ребенку третьего года жизни очень легко что-либо внушить. Об этой особенности стоит помнить, обучая детей. ("У Ани получится... Вова сумеет... Алеша сейчас подумает и непременно найдет нужную картинку (игрушку)..." и т. п).

     Любой разговор с детьми должен быть деловым, обстоятельным, а интерес воспитателя к тому, что говорит и делает ребенок, должен быть "интересом всерьез". Дети безошибочно реагируют на настроение педагога, его интонацию, жесты. И если воспитатель искренне, с удовольствием "дует на горячие блины и съедает их", показывает, как бодаются козлики, ребенок не просто заражается желанием сделать так же, а стремится сделать это очень хорошо, с настроением.

     В свою очередь, удачный ответ, хорошо выполненное действие усиливают радость малыша и его стремление неоднократно воспроизвести увиденное, услышанное. Все это обеспечивает работоспособность детей и их контакт с воспитателем.

     Кроме того, существует еще несколько факторов, повышающих эффективность обучения.   

     Чередование различных приемов обучения и, прежде всего, пояснений, указаний и показов (образца, способа действия) с игровыми заданиями. Приведем пример. Воспитатель говорит детям: "Ав-ав-ав - лает собачка. - Как она лает?" После того как дети произнесут звукоподражание, педагог продолжает: "Сейчас мы поиграем в заводных собачек. Собачка, которую я заведу ключом (делает имитационное движение), должна лаять: ав-ав-ав".

     Сочетание хоровых ответов детей с индивидуальными. Обычно один хоровой ответ сочетается с 3-4 и более индивидуальными ответами. Это значительно повышает плотность занятия, помогает вовлечь в работу всех детей, а также выяснить, кто из малышей не овладел осваиваемым навыком, с тем чтобы дополнительно что-то объяснить, показать (на занятии).

     Использование разнообразных демонстрационных материалов (предметы, игрушки, картинки, фигурки настольного театра и т. п). Рассматривание их поддерживает внимание детей, повышает речевую активность, формирует способность к обобщению.

     Использование заданий, направленных на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; заглянуть под стулья, чтобы найти, куда спряталась кисонька-мурысенька; изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т.п.). В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учатся игровым действиям, необходимым для развертывания самостоятельных сюжетно-ролевых игр, появление которых на третьем году жизни ребенка свидетельствует о новой ступени в его развитии.

     Приведем примеры конспектов занятий по развитию речи детей раннего возраста .

     Таким образом, развитию речи ребенка раннего возраста способствует выполнение следующих условий:

1. Постоянное доброе общение  с ребенком и как следствие  - доверие его к взрослому и  желание с ним говорить.

2. Удовлетворение потребности  ребенка в общении со сверстниками  и детьми разного возраста.

3. Культура речи всех  взрослых, окружающих ребенка! Не  забывайте, что дети этого возраста  схватывают сразу все, что вы  говорите и делаете.

4. Предоставление детям  в достаточном количестве образовательного  материала; книг, картинок, игрушек  и др. Помните: главное не в  красоте оформления (хотя и это  важно), а в содержании того, что  написано, нарисовано, сделано.

5. Проведение специальных  игр и упражнений по развитию  речи.

     Доверие малыша и его родителей к воспитателю само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.

     При планировании  конкретных занятий группы для  детей раннего возраста, прежде  всего, педагогу нужно правильно  выбрать игру для своей группы  с учетом уровня развития большинства  детей. Главный методический принцип  в использовании игр — их  многократное повторение, которое  является необходимым условием  развивающего эффекта. Дети по-разному  и в разном темпе принимают  и усваивают новое. Систематически  участвуя в той или иной  игре, дети начинают понимать  ее содержание, лучше использовать  условия, которые создает игра  для освоения и применения  нового опыта.

     Очень важно  не только правильно выбрать  игру, но и хорошо ее провести. Предварительно нужно подготовить  необходимый игровой материал, внимательно  прочитать и осмыслить психологические  особенности игры и ее воспитательное  значение. Нужно мысленно представить  весь ход игры: как заинтересовать  детей, как объяснить им правила  и действия как предотвратить  возможные затруднения.

      Во время  игры все ее участники должны  быть активными. Это является  необходимым условием развивающего  и воспитательного успеха игры.

      Одним из  главных условий проведения всех  предлагаемых игр является добровольность  участия детей. Не беда, если  не все сразу включатся в  игру. Можно начинать ее и с  небольшой группой желающих, которые  откликнулись на приглашение  ведущего. Обычно младшие дети (1-2 лет) не включаются в общую  игру, и первое время стоят  в стороне. Не стоит торопить  их втягивать в общий круг. Какое-то время ассистент может  позаниматься с ними индивидуально  - и игрушками или без них.  Однако, такое пассивное пребывание  в группе для малышей вовсе  не бесполезное занятие. Наблюдение  за сверстниками станет интересным  и полезным для них. Вскоре  у них наверняка возникнет  желание включиться в общую  игру. Постепенно все дети группы  втянутся в игру и станут  ее участниками.

      Ни в  коем случае нельзя насильно (запретами,  угрозами, наказаниями) заставлять  ребенка делать то, чего он  не хочет, к чему он еще  не готов. Задача взрослого  (и в этом заключается искусство  воспитания) — заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением  можно только отбить интерес  к игре, что делает ее бессмысленной.  Подменять игру упражнением или  уроком, требовать механического  повторения каких-то слов или  движений недопустимо. Тем более  недопустимы раздраженный тон и грубость в отношениях с детьми. Доброжелательность, сюрпризность, разного рода неожиданности являются значительно более эффективными средствами в работе с детьми. И эти средства всегда в ваших руках. Нужно уметь вовремя удивиться или огорчиться, заинтриговать детей какой-то неожиданностью, выразить восхищение, показать мимикой, интонацией, движением свою заинтересованность игрой и успехами в ней ребенка. Конечно, все это требует от взрослого эмоциональной выразительности и артистизма. Но ведь педагогика — это искусство. Только радость от успеха, увлеченность и заинтересованность ведут к развитию личности человека.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     В соответствии с задачами исследования в первой главе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния коммуникативного стиля педагогики на развитие детей раннего возраста, что позволило нам сделать следующие выводы.

     Педагогическое  общение - это особенное общение,  специфика которого обусловлена  различными социально-ролевыми и  функциональными позициями субъектов  этого общения. Воспитатель в  процессе педагогического общения  осуществляет (в прямой или косвенной  форме) свои социально-ролевые  и функциональные обязанности  по руководству процессом обучения  и воспитания. От того, каковы  стилевые особенности этого общения  и руководства, в существенной  мере зависит эффективность процессов  обучения и воспитания, особенности  развития личности и формирования  межличностных отношений в учебной  группе. Стиль педагогического общения  влияет на характер эмоциональных  переживаний: авторитарный стиль  вызывает у детей депрессию,  астению. А состояние спокойного  удовлетворения и радости возникает  в том коллективе, где во главе  стоит воспитатель, придерживающийся  демократичных принципов воспитания.

     Раннее детство  - период интенсивного развития  ребенка. В период с 1 года  до 3 лет изменяется социальная  ситуация развития и ведущая  деятельность детей. Ведущим видом  деятельности ребенка раннего  возраста становится - предметная, а  ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто "источником предметов" и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

     Важнейшим  приобретением (новообразованием) возраста  становится развитие речи, которая  понятна другим и используется  как средство общения с другими  и управления собой, поэтому  рассмотрим особенности речевого  развития детей раннего возраста.

     В развитии  речи детей ведущая роль принадлежит  взрослым: воспитателю - в детском  саду, родителям и близким - в  семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с  ребенком, сколько внимания уделяют  речевому общению с ним, во  многом зависят успехи дошкольника  в усвоении языка. Очень важным  является то, как общаются с  ребенком с начала его появления.  Является это общение взаимным  и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь - это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают - речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

     Во второй  части работы нами было проведено  исследование стиля общения воспитателей групп раннего возраста и уровня развития речи детей раннего возраста.

     Для изучения  развития речи детей раннего  возраста мы применили комплекс  методик, разработанный Е.М. Мастюковой и А.Г. Московкиной. Также мы провели анализ стиля педагогического общения воспитателей групп раннего возраста. Им была предложения методика диагностики стиля взаимодействия В.Л. Симонова.

     Результаты исследования показали, что демократический стиль взаимодействия доминирует у воспитателя №1. У воспитателя №2 выявлено доминирование авторитарного стиля взаимодействия.

     Следует отметить, что развитие импрессивной речи детей третьего года жизни имеет некоторые отличия: в группе №1, где воспитатель использует демократический стиль общения мы отмечаем большое количество детей с уровнем развития импрессивной речи выше среднего; в группе №2, где воспитатель использует в общении авторитарный стиль отмечается больше детей со средним уровнем развития импрессивной речи. В тоже время уровень экспрессивной речи значительно выше в группе детей третьего года жизни, где воспитатель №1 использует в работе демократический стиль. Дети данной группы активно участвуют в общении со взрослым, имеют большой активный словарь, составляют предложения из 3 и более слов, у них реже встречаются аграмматизмы. Дети третьего года жизни группы, где воспитатель №2 использует в работе авторитарный стиль, показали ограниченный экспрессивный словарь.

     Таким образом, нами отмечено, что уровень развития речи детей раннего возраста в группе, где ведущим стилем взаимодействия воспитателя является демократический стиль выше, чем в группе раннего возраста, где выявлено доминирование авторитарного стиля взаимодействия. Следовательно, мы можем говорить о том, что эффективное развитие речи детей раннего возраста возможно при условии систематического специального коммуникативно направленного общения со взрослым человеком.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста. – СПБ., 2002.
  2. Вегнер Л.А., Вегнер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет. – М., 1988.
  3. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – Т.2. Собрание сочинений: в 6-ти т. – М., 1983.
  4. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста – от 1,5 до 3 лет. – М.,2005.
  5. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие. М.,2006.
  6. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.
  7. Сестра-воспитательница яслей и младших групп детских садов / под ред. М.Д. Ковригиной. – М. 1977.
  8. Мотессори М. Дом ребенка: метод научной педагогики. – М., 2006.
  9. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – РнД.,206.
  10. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. - М.: Просвещение, 2005. - 176с.
  11. Авдеева, Н.Н., Мещерякова, С.Ю. Вы и младенец / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова. - М.: Просвещение, 2001. - 213с.
  12. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. - М.: Медецина 2007. - 304с.
  13. Алямовская, В.Г. Ясли - это серьезно / В.Г. Алямовская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 159с.
  14. Андрианов, М. Невербальная коммуникация / М. Андрианов // Вопросы психологии, 1999, №6, С.89 - 100.
  15. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л.В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2006. - 236с.
  16. Браткова М. О психолого-педагогической помощи семьям, воспитавающим детей раннего возраста с проблемами в развитии / М. Браткова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 2. - С.55-60.
  17. Виноградова, А.Д., Коновалова, Н.Л., Крючкова, Л.Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / А.Д.
  18. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Психология общения в детском возрасте / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педобщество, 2003. - 240с.
  19. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада /Под ред. Т.И. Оверчук. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", - 2003. - 136 с.
  20. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.
  21. Вяткин Б.А., Исмагилова А.Г. Структура индивидуального стиля педагогических воздействий воспитателя и его системообразующая функция / Б.А. Вяткин, А.Г. Исмагилова - Пермь: Академия, 2008. - 154 с.
  22. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - Ростов-на-Дону, 1999. - 345 с.
  23. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.
  24. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
  25. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада / В.В. Гербова - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 241 с.
  26. Грехнев, В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. - М.: Просв., 2000 - 197с.

Информация о работе Организация обучения детей раннего возраста, создание условий для целенаправленного развития потенциальных возможностей ребенка