Организация внеурочной деятельности по предмету иностранный язык как условие обучения диалогической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:21, дипломная работа

Описание

Цель исследования – организация внеурочной деятельности по иностранному языку как условие обучения диалогической речи. Задачи:
1. подобрать и проанализировать источники информации по теме;
2. проанализировать понятия по теме: деятельность, обучение, диалог, речь, внеурочная деятельность, диалогическая речь.
3. изучить историю вопроса;
9. сделать общие выводы по теме.

Работа состоит из  1 файл

квалификационная выпускная работа . Фирсова О. С..doc

— 420.00 Кб (Скачать документ)

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГОУ СПО Алапаевский  профессионально-педагогический колледж

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИНОСТРАННЫЙ  ЯЗЫК КАК УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

 

 

 

 

                                             Исполнитель:

 

Фирсова Олеся Сергеевна, студентка группы 522 ИН. ЯЗ.

Руководитель:

Филиппова Светлана Владимировна,

преподаватель 1 категории.

 

Оценка:____________________

 

 

 

Алапаевск

2009

ВВЕДЕНИЕ

 

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и  расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны  и в первую очередь уровень коммуникативных способностей, а в частности повышает уровень диалогической речи.

Выбор темы внеклассного мероприятия для того или иного  уровня обучения определяется, с одной  стороны, объемом языкового материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательной  подготовки учащихся, возможностью реализации некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы и участии во внеклассной работе, минимально загружать их заучиванием нового материала, особенно такого, который содержит незнакомые лексические единицы и грамматические явления.

Тема дипломной работы была выбрана исходя из того, что  внеклассные мероприятия имеют  огромное значение для усвоения школьниками  учебного материала и овладения  дополнительными знаниями, а также  способствует развитию обучения диалогической речи коммуникативных компетентности способностей по иностранному языку с использованием доступных и интересных методов.

     В условиях  компетентностного подхода в  образовании важно умение формировать  общие компетенции, в том числе  и коммуникативную, следовательно, правильно организованная диалогическая речь и средствами иностранного языка способствует этому, поэтому тема актуальна.

 

В работе будут рассмотрены  основные цели и задачи, внеклассных  мероприятий, методика их проведения, требования к ним. Противоречие возникает между современными требованиями государства к уровню обучения диалогической речи по иностранному языку и возможностями организации внеурочного дела как его основы.

Проблема в методически правильной организации внеурочного дела как условия обучения диалогической речи по иностранному языку.

Объект исследования – процесс обучения диалогической речи.

Предмет исследования – организация внеурочной деятельности по иностранному языку как условие обучения диалогической речи.

Цель исследования – организация внеурочной деятельности по иностранному языку как условие обучения диалогической речи.

Гипотеза – при организации внеурочных дел совершенствуется диалогической речь у учащихся.

Задачи:

1. подобрать и проанализировать источники информации по теме;

2. проанализировать понятия по теме: деятельность, обучение, диалог, речь, внеурочная деятельность, диалогическая речь.

3. изучить историю вопроса;

4. раскрыть содержание нормативно-правовых документов с точки зрения темы;

5. проанализировать теоретические аспекты исследования;

6. исследовать состояние проблемы внеурочной деятельности в МОУ СОШ №1 в 6 А классе;

7. спроектировать и организовать внеурочные дела, дать их анализ с точки зрения влияния на формирование диалогической речи;

9. сделать общие выводы по теме.

 

Методологической основой  является  опора на общенаучные  принципы:

• принцип объективности (требование доказательности);

• принцип сущностного анализа (учет непрерывного изменения);

• принцип логического и исторического (изучение истории объектов); учебные пособия: Н. Д. Гальскова, Соловова.

В работе будут применяться  следующие методы исследования: анализ источников информации, контрольные срезы и психолого-педагогические методики: «Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе», «Эмоционально-психологический климат группы», методика «КОС», психологические тесты: «Умеете ли Вы излагать свои мысли?» и «Коммуникабельны ли вы?», анкета для педагогов иностранного языка.

База исследования: МОУ СОШ №1, 6 А класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ ИНОСТРАННЫЙ  ЯЗЫК КАК УСЛОВИЕ 

ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ  РЕЧИ

У УЧАЩИХСЯ

 

1.1 Анализ понятийного аппарата

 

 

Научное исследование, в том числе  педагогическое опирается на анализ основных понятий по теме. Мною проанализированы следующие понятия: деятельность, обучение, диалог, речь, внеурочная деятельность и диалогическая речь.

  Теперь разберем что же  такое деятельность. В словаре- справочнике по педагогике В. А. Мижерикова деятельность-это специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Деятельность включает цель, мотив, способы, условия, результат. В отличие от законов природы, законы общества обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт. Важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. К деятельности человек побуждается различными потребностями, отражающимися в его сознании в виде образов соответствующих им объектов и действий, ведущих к удовлетворению этих потребностей. От характера мотивации деятельность в большой мере зависит настойчивость в ее выполнении и тем самым успех в достижении цели. Мотивы и цели деятельности зависят от общественных условий жизни человека и уровня его индивидуального развития. Ведущую роль в индивидуальном развитии деятельности играет усвоение индивидом общественного опыта. Деятельность осуществляется через ряд внутренне связанных между собой действий и включает те или иные автоматизированные компоненты. Однако в целом каждая деятельность  носит сознательный характер. Она побуждает к активному преодолению препятствий, возникающих на пути к получению желаемого результата. Основным видом деятельности человека является его физический и умственный труд. Физический производительный труд направлен на создание материальных ценностей, необходимых для жизни общества и каждого его члена. Умственный труд направлен на изучение действительности, на создание научных теорий, литературных, художественных и др. духовных ценностей. Деятельность человека - необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна, Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Деятельность состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность ведущая - деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А.Н. Леонтьевым. Д.Б. Эльконин определил следующие виды ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность. Деятельность групповая - социологический и социально-психологический феномен, продукт общения, не равный механической сумме деятельности людей, входящих в группу. Деятельность групповая имеет следующий иерархический ряд видов, различаемых в основном по их целям: коллективная деятельность, совместная деятельность, деятельность вместе, одновременная деятельность. Деятельность информационная это совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения информации, а деятельность организаторская - практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совместных действий и управлению ими. Деятельность педагогическая - профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Основная проблема деятельности педагогической - совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное осуществление деятельности педагогической обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой. Существуют три модели педагогической деятельности: педагогика необходимости (авторитарная), педагогика свободы, педагогика сотрудничества. Деятельность познавательная - продукт и предпосылка усвоения социального опыта. Человек не приносит на свет готовых форм поведения, не обладает врожденным логическим мышлением, готовыми знаниями о мире, математическими или музыкальными способностями. Его развитие идет не путем развертывания изнутри готовых, заложенных наследственностью способностей, а путем усвоения («присвоения») опыта, накопленного предыдущими поколениями (А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина). Причем главную роль в этом процессе играет учитель, общественная функция которого и состоит в передаче новому поколению опыта предыдущих. Деятельность педагогическая школьника в процессе обучения - это учение, в котором отражаются предметный материальный мир и его активная преобразующая роль как субъекта этой деятельности. Предметом педагогической деятельности школьника в процессе обучения являются действия, выполненные им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Важнейшими качествами этой деятельности являются самостоятельность, которая может быть выражена в самокритичности; познавательная активность, проявляющаяся в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, связанная с проявлением усидчивости и силы воли; оперативность, предполагающая правильное понимание учебных задач, осознанный выбор нужного действия и темпа их решения.  Деятельность речевая - речь с точки зрения деятельностного подхода, т.е. речь, выступающая или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность; структура речевой деятельности включает этапы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. Деятельность совместная - вид групповой деятельности, в которой действия ее участников подчинены общей цели. Деятельность совместная - сознательное взаимодействие двух или нескольких человек в процессе совместного достижения общей цели в труде, игре, спорте, обучении, воспитании, лечении, руководстве и т.д. От совместной деятельности надо отличать деятельность отдельных лиц, выполняемую только одновременно с другими, а цели и способы ее достижения у них не взаимодействуют. Высший вид совместной деятельности - коллективная деятельность. Также есть творческая деятельность - деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Деятельность учебная - один из видов деятельности, направленный на усвоение знаний, приобретение умений и навыков самостоятельно учиться, применять на практике полученные знания. В отличие от трудовой, деятельность учебная не обеспечивает производства материальных и духовных ценностей, но она обеспечивает усвоение человеком общественного исторического опыта в виде знаний, обобщенных способов действий, без чего невозможно ни воспроизводство, ни приумножение ценностей. Содержанием деятельность учебная выступают теоретические знания, овладение которыми посредством этой деятельности развивает у учащихся основы теоретического сознания и мышления, а также творчески-личностный уровень осуществления практических видов деятельности. В процессе учебной деятельности усваиваются важные социальные и моральные ценности, благодаря чему она обладает огромным воспитательным потенциалом. Предметом учебной деятельности являются действия ученика, выполняемые им для достижения предполагаемого результата учения, побуждаемые тем или иным мотивом. В структуру учебной деятельности (по И.С. Якиманской) входят потребности и мотивы, учебные задачи, их реализация в учебных действиях, разных по своему характеру и содержанию, приемы (способы) их выполнения, контроль и оценка учебных результатов, анализ способов их достижений. [19]

В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова деятельность является формой психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека деятельность состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат. Деятельность ведущая - деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Термин введен отечественным психологом А.Н. Леонтьевым. Д.Б.Эльконин определил следующие виды ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личное общение, учебно-профессиональная деятельность. Деятельность информационная - совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения информации. Деятельность организаторская - практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совместных действий и управлению ими. Деятельность педагогическая - профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Основная проблема педагогической деятельности - совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное осуществление педагогической деятельности обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им педагогической технологией, педагогической техникой. Выделяют три модели педагогической деятельности: педагогика принуждения (авторитарная педагогика), педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества. Предметная деятельность - практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно обусловленному назначению. Деятельность предметная рассчитана на усвоение человеком способов употребления предметов материальной и духовной культуры и на развитие способностей, умений и навыков. Деятельность учащихся коллективная - такая форма сотрудничества, при которой сами учащиеся являются активными и равноправными участниками достижения общей познавательной задачи совместными усилиями под руководством учителя и при условии такой ее организации, когда от деятельности одного ученика зависит общий результат. [21]

В словаре «Нового педагогического  мышления» В. С. Безрукова деятельность - активное взаимодействие человека с окружающей действительностью в целях удовлетворения своих потребностей. Различают ориентировочную деятельность как изучение условий ее осуществления в определенной среде. На основе этого выделяют «педагогическую ориентацию», «политическую ориентацию» и т. д. Есть также спортивная, художественная, трудовая,. производственная, профессиональная, в том числе педагогическая и управленческая деятельность. [16]

В словаре-справочнике по педагогике В. А. Мижерикова

Также мне  бы хотелось рассмотреть понятие обучение. В словаре «Нового педагогического мышления» В. С. Безрукова обучение - процесс  непосредственной передачи общественного опыта и восприятие и усвоение его обучающимися. Этот процесс направлен на развитие и тех, кто его передает этот опыт как информацию, и тех, кто. его принимает, усваивает. Обучение – процесс двусторонний. Он включает в себя процесс преподавания, т. е. дидактическую деятельность учителя,  и процесс учения самого учащегося. [16]

  В педагогическом словаре  Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова  обучение - 1. специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2. пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3. целенаправленное влияние на развитие иформационно-операционной сферы человека; 4. двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

Обучение включенное - специально организуемая и планируемая учебная деятельность. направленная на получение практического результата, а необходимые для этого знания усваиваются попутно. Обучение дистанционное (дистантное) – образовательная технология, при которой становится возможным для каждого  человека в любом месте изучить программу любого колледжа или университета с использованием современных средств передачи учебно-методической информации на расстоянии. Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набором информационных технологий, на которые опирается дистанционное обучение: учебники и др. печатные издания, передача изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям, видеопленки, дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации, трансляция учебных программ по национальным и региональным телевизионным радиостанциям, кабельное телевидение и голосовая почта, двусторонние видеоконференции, односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону и др. дистанционное обучение обеспечивает обучающимся гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей, свободу выбора дисциплин, возможность общения с видными представителями науки, образования и культуры, способствует активизации самостоятельной работы и удовлетворению самообразовательных потребностей учащихся.

Обучение компьютерное -  такая  система обучения, когда одним  из технических средств обучения является компьютер; система образовательно-развиваюших процессов в дидактической компьютерной среде. Компьютер может использоваться в учебном процессе в следующих целях: обучения ученика предмету и программированию; учения и самообучения ученика; контроля и повторения знаний; развития и закрепления навыков (счета, решения задач, графики и др.); научной организации труда учителя и ученика; получения справок (библиография, формулы, физические величины, исторические даты и т.п.); изобразительного

музыкального, литературного творчества учащихся; накопления и анализа данных об успеваемости, посещаемости и поведения учащихся; моделирования физических процессов, технических устройств, химических реакций, путешествий на Земле и космических полетов; организации досуга и игр.

Обучение политехническое - обучение, ориентированное на усвоение учащимися  общенаучных принципов современного производства, овладение практическими  приемами и навыками обращения с  техническими средствами производства и орудиями труда и формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии, в тенденциях их развития. В советский период все общеобразовательные школы страны были политехническими.

Обучение проблемное - активное развивающее  обучение, осознанное на организации  поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий, в ходе которого они учатся мыслить, творчески усваивать знания и овладевают элементами исследовательской деятельности. Его фундаментом является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). Если проблема заинтересовывает обучаемых, то возникает проблемная  ситуация. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни. Проблемное обучение разработано С. Л. Рубинштейном, Н. А. Менчинской, А. И. Матюшкиным, М. Н, Скаткиным, М. И. Махмутовым, И. Я. Лернером и др.

Обучение программированное - обучение путем достаточно жесткого управления процессом усвоения знаний, умений и навыков в соответствии с заранее заданной программой на основе внутренней и внешней обратной связи (по малым дозам) умственной деятельностью учащихся в процессе приобретения знаний, умений и навыков; особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом. Характерные черты программированного обучения: разделение строго отобранного учебного материала на отдельные небольшие части ( шаги, порции, фрагменты); включение системы предписаний по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части; предъявление заданий по проверке усвоения каждой части; наличие ответов, информирующих учащегося о степени правильности его ответа. Виды: линейное, разветвленное. Линейное программирование построено на том, что ученик, работая над учебным материалом, последовательно переходит от одного шага программы к следующему, независимо от правильности выбираемых ответов. Все ученики идут одним путем, прорабатывая все шаги программы подряд. При разветвленной программе, если ученик дает неправильный ответ, он направляется программой раннее изученному материалу для его доработки и правильного усвоения и вновь возвращается к материалу, который изучался. Ученик получит новую порцию материала только при выборе правильного ответа. Такое построение программ обучения позволяет больше индивидуализировать обучение учащихся, продвигающихся по ней каждый своим путем, и обеспечить более глубокое и полное усвоение материала. Средства: пособия, обучающие машины. программное обучение разработано Б. Ф. Скиннером, Н. Краудером (США), отечественными психологами и педагогами А. И. Бергом, В. П. Беспалько, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Ю. А. Самариным, Т. А. Ильиной и др.

Информация о работе Организация внеурочной деятельности по предмету иностранный язык как условие обучения диалогической речи