Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:21, дипломная работа
Цель исследования – организация внеурочной деятельности по иностранному языку как условие обучения диалогической речи. Задачи:
1. подобрать и проанализировать источники информации по теме;
2. проанализировать понятия по теме: деятельность, обучение, диалог, речь, внеурочная деятельность, диалогическая речь.
3. изучить историю вопроса;
9. сделать общие выводы по теме.
Обучение развивающее - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. В концепции развивающего обучения ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. [19]
В «Словаре – справочнике по
педагогике» В. А. Мижерикова,
ОБУЧЕНИЕ - специально организованный,
управляемый процесс активного
целенаправленного
Обучение бригадно-
Обучение взаимное - метод группового обучения, при котором каждый из учащихся является одновременно учителем по отношению к другим членам группы, помогая им освоить те знания и умения, которыми они владеют наиболее успешно, что способствует выравниванию общего уровня освоения учебного материала.
Обучение включенное - специально организуемая и планируемая учебная деятельность направленная на получение практического результата, а необходимые для этого знания усваиваются попутно.
Обучение воспитывающее - обучение,
при котором достигается
Обучение дистанционное - образовательная технология, при которой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или университета. Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набором современных информационных технологий: учебники и другие печатные издания, передача изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям, видеопленки, дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации, трансляция учебных программ по национальным и региональным телевизионным и радиостанциям кабельное телевидение и голосовая почта, двусторонние видеоконференции, односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону и др. Обучение дистанционное обеспечивает учащимся гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, свободу выбора дисциплин, возможность общения с видными представителями науки, образования и культуры, способствует интерактивному взаимодействию обучаемых и преподавателей, активизации самостоятельной работы и удовлетворению самообразовательных потребностей учащихся.
Обучение индивидуальное – одна из форм организации учебных занятий, при которой осуществляется педагогическое взаимодействие учителя с обещающимся, находящимся вне класса
Обучение интегрированное - совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми, с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних. Обучение интегрированное бывает комбинированным (ученик обучается в классе/группе здоровых детей и получает систематическую помощь учителя-дефектолога), частичным (отдельные дети часть ДНЯ учатся в спецгруппах, а другую часть дня - в обычных), временным (дети, обучающиеся в спецгруппах, и учащиеся обычных классов объединяются лишь на короткое время), полным (Один-два ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада, классы, школы, коррекционную помощь им оказывают родители под контролем специалистов).
Обучение контекстное - обучение, в котором соединяются предметное и социальное содержание будущего профессионального труда и тем самым обеспечиваются условия перевода учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. О.К. позволяет преодолеть основное противоречие профессионального обучения, которое заключается в том, что овладение деятельностью специалиста должно обеспечиваться в рамках и средствами качественно иной учебной деятельности. Это противоречие преодолевается в О.к. за счет реализации динамической модели движения деятельности студентов: от собственно учебной деятельности (в форме лекции, например) через квазипрофессиональную (игровые формы) и учебно-профессиональную (научно-исследовательская работа студентов, производственная практика и др.) к собственно профессиональной деятельности. Разрабатывается АА Вербицким.
Обучение проблемное- активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом О.п. является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес). Если проблема заинтересовала обучаемых, то возникает проблемная ситуация. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни. О.п. разработано СЛ. Рубинштейном, НА. Менчинской, А.И. Матюшкиным, М.Н. Скаткиным, М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером и др.
Обучение программированное - один из видов обучения, осуществляемый по заранее составленной обучающей программе, реализуемой обычно с помощью программированных учебников и обучающих машин. При программированном обучении материал и деятельность обучаемого расчленяются на порции (дозы) и шаги (этапы обучения); выполнение каждого шага контролируется, переход к усвоению последующей порции материала зависит от качества усвоения предыдущей. Такое построение обучения обеспечивает более глубокое и полное усвоение учащимися материала. О.п. разработано Б.Ф. Скиннером, Н. Краудером, отечественными психологами и педагогами - АИ. Бергом, В.П. Беспалько, ПЯ. Гальпериным, ТА. Ильиной и др.
Обучение развивающее - ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. В концепции О.р. ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения.
Обучение раздельное - обучение мальчиков
и девочек в учебно-
Обучение совместное - обучение детей и молодежи обоего пола в образовательных учреждениях.
Обучение теоретическое –
Обучение традиционное - обучение, при котором работа учителя ориентирована прежде всего на сообщение знаний и способов действий, передаваемых учащимся в готовом виде и предназначенных для воспроизводящего усвоения; педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер.
Теперь хотелось бы проанализировать понятие диалог. В «Словаре – справочнике по педагогике» В. А. Мижерикова диалог – это (режим диалога, диалог в реальном времени) – диалог с (вычислительной системой, при котором ответ на реплику получается практически сразу.
В «Словаре – справочнике по педагогике» В. А. Мижерикова
речь - один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Психологически речь способность, присущая только человеку, называть понятия словами мысленно (внутренняя речь) или вслух как сочетания лексем, морфем и фонем (внешняя Р.). Возникнув в антропогенезе психики, речь развивается в онтогенезе как результат общения ребенка со взрослыми и принимает форму различных языков. Различают такие виды речи как: монолог, диалог, беседа, реплика.
Речь внутренняя - скрытая речь, произносимая «про себя» в процессе мышления и сопровождаемая микроартикуляцией. Внутренняя речь возникает на основе устной речи как вторичная, производная форма и характеризуется большой сокращенностью словесного выражения. Внутренняя речь - важнейшая форма развитого речевого мышления человека. Одна из главных развивающих задач педагога – учить учащихся переводить внутреннюю речь во внешнюю в процессе обучения. Отсутствие у обучаемого такого умения свидетельствует о том, что получаемые им зна¬ния усвоены лишь на уровне представления и узнавания.
В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова речь - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Речь изучается психологией речи, психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и др. науками.
В «Словаре – справочнике по педагогике» В. А. Мижерикова внеклассная(внеурочная) деятельность понимается как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые педагогом во внеучебное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных способностей учащихся, а также удовлетворения их интересов и обеспечения активного и разумного досуга. Организационные формы внеурочной работы: кружки ученические; культурно-массовая работа (проведение читательских конференций, смотров, конкурсов, тематических вечеров, школьных праздников, встреч с интересными людьми и пр.); индивидуальная работа учащихся под руководством учителей и родителей (чтение книг, занятия техникой, искусством и т.п.). [19]
Организация внеурочной деятельности по иностранному языку как условие развития коммуникативных способностей у учащихся – организация педагогом разных видов деятельности у учащихся во внеурочное время по предмету иностранный язык, обеспечивающая необходимые условия для развития способностей, проявляемых в сфере общения и способствующих успешности человека в области иностранного языка.
Таким образом, в основе темы лежат следующие понятия: деятельность, коммуникативный, способности, внеурочная деятельность, коммуникативные способности, после анализа которых мы будем опираться в ходе исследования.
1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОПРОСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Говоря об организации внеурочной деятельности, нельзя не затронуть историю её развития. Без знания истории вопроса невозможно его усвоение; раскрытие его теоретического и практического осмысления.
Внеурочная работа, составная часть
учебно-воспитательного
До сер. 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации. Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить Внеурочную работу не смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.
Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистические перспективы и приподнятости.[15].
Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т.п. Развитие художественного и технического творчества учащихся, художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. С учётом воспитательного значения производственной трудовой деятельности проводятся эксперименты по организации школьных кооперативов и других трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и учреждений.
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во время школьных вечеров праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме внеурочной работы относится организация продлённого дня. Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.
Организация внеурочной деятельности в современном образовательном процессе опирается на лучшие традиции воспитания 20-80-хх годов, ориентируясь на цель воспитания сегодняшнего дня.