Организация внеурочной деятельности по предмету иностранный язык как условие обучения диалогической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:21, дипломная работа

Описание

Цель исследования – организация внеурочной деятельности по иностранному языку как условие обучения диалогической речи. Задачи:
1. подобрать и проанализировать источники информации по теме;
2. проанализировать понятия по теме: деятельность, обучение, диалог, речь, внеурочная деятельность, диалогическая речь.
3. изучить историю вопроса;
9. сделать общие выводы по теме.

Работа состоит из  1 файл

квалификационная выпускная работа . Фирсова О. С..doc

— 420.00 Кб (Скачать документ)

Участие в языковых олимпиадах, конкурсах, практика преподавания языка в школе и вузе убеждают в том, что наибольшее затруднение в данной связи представляют следующие моменты: Умение сформулировать содержательно ценный вопрос. Недаром существует поговорка: «Каков вопрос, таков и ответ». Содержательный вопрос не столько запрашивает информацию, сколько несет ее, определяет общение и облегчает понимание речевой задачи для партнера. И наоборот, примитивный вопрос, предполагающий очевидный всем ответ, может вызвать недоумение и даже раздражение. С помощью вопроса можно смоделировать нужный ответ, изменить характер общения. Не только ученики, но и многие начинающие учителя не умеют задавать вопросы, а ведь именно умно заданный вопрос провоцирует нужный ответ, может изменить ход всего речевого общения, позволяет обоим участникам диалога быть равноправными партнерами общения, сохранить необходимую степень инициативы и независимости. Логично планировать серию вопросов, ориентированных на получение нужной информации, даже в том случае, если партнер немногословен и явно не расположен к общению.

Что же можно предложить учителю, чтобы проблема грамотного использования вопросов учащимися  перестала быть неразрешимой? 1. Пересмотреть отношение к использованию собственных  вопросов на уроке, сделав их более  содержательными, открытыми, проблемными, творческими. Избегать формальных, бессмысленных вопросов. Недаром говорят: «На примерах учимся». 2. Обучать не столько ответам на вопросы, сколько новым способам мышления, а вместе с ними и деятельности •. Не отрывать учебные задания от реальных жизненных ситуаций и проблем, конкретных социальных условий, ролей и потребностей. Помнить о том, что понимание учебного материала наступает только тогда, когда этот материал используется не как инструмент для сдачи экзамена, а как способ усовершенствования своего образа мира, «самоизменения» для реальных действий. З. Учить учащихся мыслить самостоятельно, спорить и задавать вопросы учителю. 4. Использовать творческие игры и задания, предполагающие формирование различных стратегий использования вопросов (игры на отгадывание героев/стран/задуманных слов; проведение викторин, социологических опросов, интервью; осуществление взаимоконтроля на понимание прочитанного/изученного материала; заполнение диалогов с пропусками и т. д.). 5. Начинать изучение новой темы не с вопроса «Что вы знаете о ...?», а с задания обсудить в парах и группах, сформулировать и записать те вопросы, на которые хотелось бы получить ответы в ходе обсуждения. Тогда учитель и ученики становятся партнерами, решающими общие задачи, а ученики учатся не только обсуждать, но и самостоятельно выделять и формулировать проблемы, что для подготовки к реальной жизни гораздо важнее.

При обучении диалогу  большое значение имеет формирование умения спонтанно реагировать на реплики партнера, а также умения реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств. Формировать данные навыки можно не только при обучении диалогическому общению, но и в процессе работы над текстом, при совершенствовании лексических, грамматических, фонетических навыков. Некоторые задания и упражнения можно с успехом использовать в качестве разминки или забавной паузы на уроке. Важно, чтобы отработка этих речевых навыков велась в системе, а не походила на аврал в строительных работах.

Теперь рассмотрим контроль и оценку умений говорения. Существует много форм и видов контроля. Очевидно, что в данном случае речь идет только об устных формах контроля. Контроль может быть текущим, промежуточным и итоговым. Можно отметить, что в этом случае контроль имеет комплексный характер, охватывает различные языковые и речевые умения и навыки. Оценка, при контроле навыков устной речи, обычно выставляется: за подготовленные дома диалоги; за неподготовленные диалоги, которые учитель предлагает выполнить в классе. В порядке исключения оценка может быть выставлена и за одну-две реплики, если они действительно ценны в речевом отношении и являются ярким примером владения учащимся дискурсивными умениями. Рассмотрим наиболее важные положения итогового контроля в области умений говорения. 1. Итоговый контроль подразумевает контроль диалогических умений. Поэтому, как правило, у стола экзаменаторов одновременно находятся двое экзаменуемых, которые по очереди выполняют задания диалогического характера, а затем вместе решают одну из поставленных речевых задач, взаимодействуя на иностранном языке. 2. Необходимо заранее определить тематику и формат контроля, чтобы и то и другое не явилось неожиданностью для студентов в конце срока обучения. 3. Обучение данному виду речевой деятельности должно строиться с учетом требований итогового контроля, а тренировочные упражнения и задания должны моделировать аналогичные задания итогового контроля. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5   СОВРЕМЕННОЕ  СОСОТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

 

В процессе подготовки дипломной работы был проанализирован Мною была проанализирована статья Бачуриной Елены Михайловны, учителя английского языка. Статья называется «Связь урочной и внеурочной работы есть путь интенсификации учебно-воспитатального процесса в обучении иностранному языку»

В основе обучения иностранным языком сегодня лежит коммуникативность. Важнейшим условием коммуникативности является наличие мотива к осуществлению речевой деятельности на иностранном языке. “Деятельности без мотива не бывает”. (А. Н. Леонтьев).

Важным условием эффективности деятельности является совпадение мотива и предмета деятельности.

Например, ученик читает интересную книгу, предмет его деятельности – содержимое книги, мотив – узнать это содержание. В данном случае, мотив и предмет совпадает, и  ученик читает не по внешнему принуждению, а по внутреннему побуждению, потому что ему интересно содержание книги.

Возьмем другой случай. Ученик читает текст из учебника иностранного языка. Предмет в этом случае тот  же – содержание книги, текста. А  мотив? Мотив другой – либо получить хорошую отметку, либо после прочтения получить разрешение погулять, или же чтобы избежать наказания родителей и т.д.

Как видим, мотив и  предмет в этом случае не совпадают, и деятельность ученика выполняется  по принуждению или из чувства  долга. Казалось бы, в таком обучении нет ничего плохого. Без принуждения мы порой и не представляем себе обучения. С этим можно было бы согласиться. Если бы не один психологический закон, согласно которому результаты деятельности, усвоенные по принуждению, сохраняются лишь до тех пор, пока есть условия сохранять эти результаты; как только изменяются условия, исчезают и результаты деятельности, выполненной по принуждению.

Почему Елена Михайловна так подробно остановилась на мотивации? Да потому, что именно ее и можно и нужно искать в разнообразных видах внеурочной работы. Коммуникативный подход к преподаванию английского языка требует создания реальных ситуаций человеческого общения. В условиях урока это не всегда возможно, вот тут-то на помощь приходит внеклассная работа. Трудно переоценить значение внеклассной работы в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Вне урока дети чувствуют себя более свободно. Окончив школу, бывшие ученики будут вспоминать не бесконечные диалоги и упражнения, а участия в спектаклях, викторинах. Урок, внеклассная работа, домашнее задания- звенья одной цепи, считает Елена Михайловна

Одним из важнейших средств  поддержания интереса к иностранному языку является такая организация  обучения, при которой и урок, и домашнее задание, и внеклассная работа были бы звеньями одной цепи. Развивать творчество и коммуникативные способности, школьников необходимо уже с первого года обучения иностранному языку.

В обучении иностранному языку огромную роль играет эмоциональный  фактор, взаимодействующий с коммуникативно-познавательной деятельностью учащихся. Эмоции связаны и с потребностью общения, эмоции связаны и с жаждой познания; эстетические эмоции, романтические эмоции, эмоции, вызванные успехом деятельности, языковые и интеллектуальные эмоции. Сочетание всех эмоциональных факторов наиболее благоприятно для развития познавательной активности учащихся в процессе овладения иностранным языком. Палитра положительных эмоций распространяется также на формы и характер организации деятельности учащегося вне урока.

Внеклассная работа должна быть естественным продолжением системы  уроков, которым свойственна атмосфера  сотрудничества учителя и учащихся. Именно в условиях внеурочной работы создается подлинная педагогическая среда непринужденного общения, которую можно условно назвать педагогической иноязычной средой. Во время проведения внеклассных мероприятий в центре внимания постоянно находится сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся. В результате проведения внеклассных мероприятий наблюдается повышение мотивации к обучению иностранного языка, и меняется само отношение к предмету “английский язык”. Елена Михайловна выделила формы внеклассной работы – это театральные постановки

Чем чаще и раньше учитель  обращается к театральным постановкам  на уроке. Тем эффективнее и интенсивнее происходит усвоение лексико-грамматического материала, навыков речевой деятельности, развития коммуникативных способностей. Участвуя в спектаклях, учащиеся видят практическое применение своих знаний и уже не будут сидеть на уроках со скучающим видом и задавать подобный вопрос: “А зачем мне учить английский?”. Отличным стимулом к активному участию школьников в театре является выступление перед учащимися других классов и перед родителями. Немногие ученики остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа.

Вот уже несколько  лет Елена Михайловна со своими учениками  ставила сказку “GOLDILOCKS AND THE THREE BEARS” by Oxford University Press. Сказка записана на аудиокассету с прекрасным музыкальным сопровождением. Ученики говорят, поют и танцуют и каждый участник добавляет что-то свое, т. е. проявляет свое творчество. Эта английская сказка похожа на русскую сказку “Машенька и три медведя ”, поэтому, когда дети выступают перед детьми начальной школы, у них не возникает трудности в понимании содержания сказки. Использование английской песни.

Музыка и пение оказывают  неоценимую помощь в изучении иностранного языка в школе. Песня на уроках английского языка может использоваться в самых разных целях: для развития аудитивных, произносительных и грамматических навыков, пополнения словарного запаса, отработки речевых навыков, а также для ознакомления учеников с элементами культуры страны изучаемого языка. Использовать песни нужно по возможности на всех этапах учебного процесса: для фонетической зарядки; для более прочного закрепления лексики и грамматики; для проведения физкультпауз; для релаксации.

При подборе песен  нужно придерживаться некоторых  принципов:

1.песня должна быть  аутентичной; 

2.должна соответствовать  интересам и возрасту учеников;

3. должна соответствовать  уровню языковой подготовки учеников;

4. должна соответствовать  учебным программам.

Если будут соблюдены  эти принципы, то эффективность в  использовании песен будет очень высока. В песне представляет интерес не только текст, но и сама музыка, которая может создать благоприятную, креативную атмосферу в классе, стимулировать воображение учащегося.

Итак, применение песен  во время уроков, а также во внеурочное время помогает повысить мотивацию  к изучению языка, а также является эффективным средством развития коммуникативных способностей и повышает социокультурную компетенцию.

Для повышения интереса учащихся к предмету иностранного языка  необходимо в первую очередь усилить и разнообразить его познавательную, страноведческую ориентацию. Одним из средств достижения этой цели может стать деятельность школьного клуба интернациональной дружбы  .

Члены КИДа переписываются со своими английскими и американскими  сверстниками, делают первые, пусть  робкие, но осязаемые и сопровождаемые радостными эмоциями шаги к осознанию важности и необходимости практического овладения английским языком.

В современных условиях, с появлением компьютеров, электронной  почты и Интернета, появились и новые возможности общения. Теперь КИД может называться центром страноведения, который поддерживает постоянные связи со многими зарубежными организациями (детскими, миротворческими, природоохранительными), а также с редакциями периодических изданий США, Великобритании, Канады, Индии, Мексики и других.

Материалы центра пополняются  также книгами, буклетами, журналами  и газетами, которые привозят сами учащиеся побывавшие заграницей или родители.

Данная информация может  быть использована полностью или  частично на уроках английского языка. Работа со свежей корреспонденцией, с  прекрасно иллюстрированными журналами, с комиксами, с письмами всегда интересна и, несомненно, способствует повышению уровня коммуникативных способностей. [1]

Цель таких мероприятий  – расширить знания о традициях  и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, развивать  коммуникативные способности, таким  образом повысить интерес к языку.

День святого Валентина  в нашей школе празднуется  уже много лет. Мы стараемся приурочить проведение предметной недели к какому–либо  английскому празднику.

Обычно среди учащихся организуем инициативные группы, которые  знакомят детей с праздником как на русском, так и на английском языках.

Информация о работе Организация внеурочной деятельности по предмету иностранный язык как условие обучения диалогической речи