Организация внеурочной деятельности по предмету иностранный язык как условие обучения диалогической речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:21, дипломная работа

Описание

Цель исследования – организация внеурочной деятельности по иностранному языку как условие обучения диалогической речи. Задачи:
1. подобрать и проанализировать источники информации по теме;
2. проанализировать понятия по теме: деятельность, обучение, диалог, речь, внеурочная деятельность, диалогическая речь.
3. изучить историю вопроса;
9. сделать общие выводы по теме.

Работа состоит из  1 файл

квалификационная выпускная работа . Фирсова О. С..doc

— 420.00 Кб (Скачать документ)

Другие готовят представления  и также в течении предметной недели ходят по классам и показывают свои мини-спектакли.

Викторины обладают большими возможностями, которые необходимо использовать в учебном процессе по созданию благоприятных условий для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышению учебной мотивации и положительного отношения к предмету; использованию возможностей межличностной коммуникации учащихся; развитию умений сотрудничать, проявлять смекалку, эрудицию, убеждать и соотносить свои действия с действиями своих товарищей.

Данная форма работы сочетает в себе элементы познавательной игровой деятельности. Наличие элемента соревнования в викторине отвечает потребностям различных возрастных групп учащихся.

Разнообразные по содержанию и форме викторины открывают  простор для творчества, как школьников, так и самого учителя.

Хорошо подготовленная и проведенная викторина становится настоящим праздником для ее участников.

Опыт преподавателя  помог в разработке моей проблемы. [25]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ 6 А КЛАССА  МОУ СОШ №1

 

2.1 Анализ условий организации внеурочной деятельности в классе

 

Чтобы проанализировать состояние проблемы организации внеурочной деятельности в 6 классе МОУ СОШ №1, были проведены следующие психолога - педагогические методики: «Коммуникативно-организаторские способности» (КОС), «Эмоционально – психологический климат», психологический тест «Умеете ли Вы излагать свои мысли?» и «Коммуникабельны ли вы?», а также на уроках проводились контрольные срезы по теме Christmas. И мною проводилось и анкетирование учителей на тему обучение диалогической речи..

Первичные контрольные среза на тему Christmas. (смотрите приложение 1)

На среднем  этапе обучения иностранному языку  существуют следующие характеры  текстов диалогов: диалог – расспрос, диалог – обмен информацией, диалог – побуждение. На проведенных мною уроках я проверила уровень умения учащихся составлять данные разновидности диалогов.

1) Проверочная  работа

Цель: выявление  уровня умения грамотного  построения диалога- расспроса.

Место проведения: МОУ СОШ №1

Время проведения: 25 минут.

Участники: учащиеся 6А класса ( в составе 8 человек).

Проверочные работы проводились на проверку умения грамотно составлять диалог-расспрос на тему Рождество, а также  на уровень знания лексики по данной теме.

2) Проверочная  работа.

Цель: выявление  уровня умения грамотного построения диалога – обмен информацией.

Место проведения: МОУ СОШ №1.

Время проведения: 25 минут.

Участники: учащиеся 6А класса ( в составе 8 человек).

Проверочные работы проводились на проверку умения грамотно составлять диалог-обмен информацией на тему Рождество.

3) Проверочная  работа.

Цель: выявление  уровня умения грамотного построения – побуждения.

       Место проведения: МОУ СОШ №1.

Время проведения: 25 минут.

Участники: учащиеся 6А класса ( в составе 8 человек).

Проверочные работы проводились на проверку умения грамотно составлять диалог-побуждение на тему Рождество.

Результат:

Следует обратить внимание на то, что в процессе организации  внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать как психологические  особенности личности, так и психологические  особенности коллектива. Поэтому мною были проведены 2 психологических теста «Умеете ли Вы излагать свои мысли?» и «Коммуникабельны ли вы?». С помощью данных тестов мы хотели узнать способны учащиеся грамотно общаться   и готовы ли к этому.

1) Психологический  тест «Умеете ли Вы излагать свои мысли?».

Цель: выявление  умения учащихся излагать свои мысли.

Место проведения исследования: МОУ СОШ №1.

Время проведения: 18.02.09, 20 минут.

Участники: учащиеся 6 класса (в составе 8 человек, мальчики и девочки, возраст 12-13 лет).

Анализ и  результат:  у всех учащихся отличный результат.

2) Психологический  тест «Коммуникабельны ли вы?».

Цель: выявление  у учащихся уровень коммуникабельности.

Место проведения исследования: МОУ СОШ №1.

Время проведения: 18.02.09, 20 минут.

Участники: учащиеся 6 класса (в составе 8 человек, мальчики и девочки, возраст 12-13 лет).

Анализ и  результат: 2 учащихся неразговорчивы, предпочитают одиночество, и поэтому  у них, наверное, мало друзей. Новое  место учебы и необходимость  новых контактов, если не ввергают их в панику, то надолго выводят из равновесия. 6 учащихся в известной степени общительны, в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают, и все же с новыми людьми они сходятся с оглядкой, в спорах и деспутах участвуют неохотно.

Вывод: проведя  данные психологические тесты мы можем сказать, что  готовность и умение общаться на достаточном уровне.

 Психолого-педагогический тест «Коммуникативные и организационные способности».  (приложение 2)

Цель: выявление коммуникативных и организаторских способностей для организации внеурочного дела.

Место проведения исследования: МОУ СОШ №1.

Время проведения: 19.02.09, 40 минут.

Участники: учащиеся 6 класса (в составе 8 человек, мальчики и девочки, возраст 12-13 лет).

Анализ и  результат:

1. Коммуникативные способности.

  • 1 учащийся имеет «очень высокие» коммуникативные способности. «Очень высокие» – общительные, не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, в общении проявляют инициативу, стремятся расширить круг своих знакомств, по полученным данным они составляют.
  • 1 учащийся «высокие» коммуникативные способности. «Высокие» – общительные, не теряются в новой обстановке, в общении проявляют инициативу, стремятся расширить круг своих знакомств, по полученным данным они составляют
  • 2 учащихся имеют «средние» коммуникативные способности. «Средние» – общительные, разговорчивые, круг знакомств не ограничен.
  • 3 учащихся имеют «низкие» коммуникативные способности. «Низкие» – студент малообщительный, испытывает трудности и определенные неудобства в установлении контактов с людьми.
  • 1 учащийся имеет «ниже среднего» коммуникативные способности. «Ниже среднего»- человек не стремится к общению, чувствует себя скованно в незнакомом коллективе, круг своих знакомых ограничивает, не стремится отстаивать свое мнение и трудно переживает обиды.

2. Организаторские способности.

  • На «очень высоком» уровне организаторские способности у одного учащигося. «Очень высокие» – испытывают потребность в организаторской деятельности. Принимают самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими.
  • «Высокий» уровень организаторских способностей у 2 учащихся. «Высокие» – учащиеся все делают согласно внутренним устремлениям. В трудной ситуации способен принимать самостоятельные решения.
  • Уровень организаторских способностей «ниже среднего» у двух студентов. «Ниже среднего» – учащиеся избегают принятия самостоятельного решения, проявления инициативы в общественной жизни занижена.
  • «Средний» уровень организаторских способностей у 1 учащегося. «Средний»- в экстремальных ситуациях человек может организовывать себя и убедить коллег в принятий какого-либо решения.
  • «Низкий» уровень организаторских способностей у 2 учащихся. «Низкий» уровень – учащиеся не умеют себя организовать, отсутствует внутренняя собранность. В общественной жизни инициативы не проявляют.   С результатами теста можно ознакомиться в приложении.

Вывод: коммуникативные  и организаторские способности у учащихся плохо развиты, следовательно для повышения уровня развития коммуникативных способностей необходимо проведение внеурочного дела.

Методика: «Эмоционально – психологический климат».  (приложение 3)

Цель: исследование эмоционально – психологического климата в группе.

Место проведения исследования: МОУ СОШ №1.

Время проведения: 20.02.08, 40 минут.

Участники: учащиеся 6 класса (в составе 8 человек, мальчики и девочки, возраст 12-13 лет).

Анализ и  результат.

В ходе обработки  результатов,  получены следующие  данные:

1.С. – 12 баллов; 

2. Г. -  5 баллов;

3. О – 14 баллов; 

4. М.  - 34 балла;

5. Х. – 11 баллов;

6. К. – 15 баллов; 

7. Б. – 15 баллов;

8. П. – 7 баллов;

   Полученные  данные суммируются и образуют  реальный групповой индекс ЭПК:

12+5+14+34+11+15+15+7 = 113 баллов

   Конкретный  уровень ЭПК определяем по  формуле:

 

*100%

 

· 100%  = 32,10 %

 

Сверяем результаты на оценочной шкале:

40% > 32,10 %

Результат: Если величина индекса менее 40 %, это свидетельствует о низком уровне эмоционально-психологического состояния группы. С результатами методики можно познакомиться в приложении. Вывод: в 6 классе низкий уровень эмоционально-психологического состояния, следовательно внеурочною деятельность по предмету иностранный язык необходимо проэктировать на более эмоциональном уровне.

Также, чтобы  узнать как учителя иностранного языка МОУ СОШ № 1 обучают учащихся диалогической речи, мною было проведено анкетирование.

Место проведения исследования: МОУ СОШ №1.

Время проведения: 20.02.08, 20 минут.

Участники: педагоги иностранного языка Кабакова Анастасия Геннадьевна и Хамадьянова Екатерина Геннадьевна.

Анкета состоит  из 5 вопросов.

Результат: педагоги  иностранного языка МОУ СОШ №1 при обучении диалогической речи учащихся используют все типы дискурсов: бытовой/деловой разговор, интервью, дискуссию и полемику. По мнению педагогов иностранного языка на среднем этапе обучения диалогической речи учащиеся должны обладать следующими речевыми умениями: запрашивать и сообщать информацию в соответствии с коммуникативными намерениями, логично и последовательно высказываться, аргументировать точку зрения/собственное мнение, использовать эмоционально – экспрессивные средства, выражать различные коммуникативные намерения. Также при обучении диалогической речи Анастасия Геннадьевна и Екатерина Геннадьевна используют различные упражнения такие как ответы на вопросы, постановка узловых вопросов к тексту, составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию, дополнение или видоизменение диалога; составление направленного диалога по содержанию рассказа, положительный или отрицательный ответ на вопросы и пояснения его. По их мнению грамотно организованные внеурочные дела по иностранному языка положительно влияют на обучение учащихся диалогической речи. Отсюда следует, что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Проекты и организация внеурочных дел: «CHRISTMAS-PARTY», «THE WORLD OF THE PAST SIMPLE TENSE».

 

Внеурочное дело «The Christmas- Party» ( смотрите приложение 4)

1. Сущность внеурочного дела.

Мое дело - это  способ организации класса, наполнение игрой, творчеством и товариществом, так же является основным условием обучения диалогической речи учащихся

2. Организация внеурочного дела.

Перед тем  как организовывать внеурочное дело, мною были проведены уроки по теме Christmas. Поэтому материал внеурочного дела базировался на материале проведенных уроков. Класс заранее делится на команды из четырех человек. Форма внеурочного дела – соревнование.

Также мною была выполнена мультимедийная презентация  на тему Christmas.

4. Проведение самого дела.

Цель: Повторение раннее изученной лексики на тему Christmas и построение диалогов по данной теме.

 

Место проведения: МОУ СОШ №1, участники 6 класс, возраст 12-13 лет.

Время проведения: 45 минут.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал. (смотрите приложение 5)

 
Предварительная работа:

В коллективе группы формируется две команды игроков .

Ход дела.

Ведущий: Good morning, dear children! Today we are going to have an unusual party. We will speak about Christmas – a wonderful holiday. Today we’ll have a contest and I’ll have to divide you into two teams. Take the card and name who you are.

Ведущий: I hope, now you are ready to name all Christmas symbols, don’t you? Я надеюсь , что готовы назвать символы Рождества.

Играющие в командах создают пары. У каждого должна быть какая-нибудь емкость(коробочка, пенал), внутри какой-нибудь символ Рождества (звезда, рисунок с Санта Клаусом и др.). Играющие должны угадать что содержиться в коробке товарища. С этой целью они задают друг другу вопросы о форме, цвете, назначении предмета. Если они ещё не знают слова, обозначающего предмет, то в коробку надо вложить листочек бумаги с написанным словом. Учащиеся играют.

Ведущий: Молодцы, а теперь следующее задание. (в это время учитель показывает презентацию). Santa Clause sent us a secret massage we must  decode the letter and guess what Santa Claus wishes boys and girls on Christmas. (Учитель раздаёт конверты с секретным посланием, причем каждой команде разные послание). После того как учащиеся раскодируют послания, они должны прочитать их команде противников.

Учащиеся  выполняют задание

Ведущий: Создаются пары, причем собеседники из разных команд. Обменяться с другом информацией о рождестве в Великобритании и в Росси и обсудить тему «Где бы вы хотели с другом справить рождество, в России или в Великобритании и почему?»

Информация о работе Организация внеурочной деятельности по предмету иностранный язык как условие обучения диалогической речи