Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
· Дать определение адаптации,
· Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению,
· Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,
· Выделить индивидуальные варианты адаптации детей,
· Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер адаптации,
· Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
1.1 Понятие, значение и причины адаптации
1.2 Формы адаптации
1.3 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
2. Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
2.1 Этапы адаптационного периода
2.2 Принципы и критерии успешной адаптации
2.3 Новые подходы к адаптации детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 95.20 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

1. Теоретические основы  проблемы адаптации детей раннего  возраста к условиям дошкольного  учреждения

1.1 Понятие, значение и  причины адаптации

1.2 Формы адаптации

1.3 Организация работы  в адаптационный период детей  раннего возраста

2. Исследования особенностей  адаптации детей раннего возраста  в дошкольном учреждении

2.1 Этапы адаптационного  периода

2.2 Принципы и критерии  успешной адаптации

2.3 Новые подходы к адаптации  детей раннего возраста

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 
Введение

С поступлением ребенка 3-4-летнего  возраста в дошкольное учреждение в  его жизни происходит множество  изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более  часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много  неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти  изменения обрушиваются на ребенка  одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной  организации может привести к  невротическим реакциям, таким, как  капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия  и т.д. В последнее время повышение  возрастного порога начала посещения  дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной  нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Объект исследования курсовой работы - адаптация ребенка раннего  возраста к дошкольному учреждению.

Предмет исследования - психологические  аспекты адаптации ребенка раннего  возраста.

Сложность приспособления организма  к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые  успехи, определяют необходимость тщательного  учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего  возраста к условиям дошкольного  учреждения.

Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:

·  Дать определение адаптации,

·  Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению,

·  Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,

·  Выделить индивидуальные варианты адаптации детей,

·  Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер адаптации,

·  Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного  возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого  взрослого человека и которые  способны вдохновить его на большие  дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные  переживания без специального образования, так как способность произвольно  управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного  детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое  содержание и всё более сложные  формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Проблема эмоционального развития исследовалась многими  психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.)

Проблема адаптации детей  раннего возраста к условиям общественного  воспитания рассматривалась в исследованиях  Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Р.В. Тонковой-Ямпольской. Мы согласны с позицией этих исследователей, подчеркивающих сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного  решения всех вопросов всестороннего  развития личности ребенка.

адаптация дошкольник детский  сад

На наш взгляд, можно  выделить два направления в изучении проблемы адаптации дошкольников к  условиям дошкольного образовательного учреждения:

особенности протекания периода  адаптации;

факторы и механизмы, влияющие на продолжительность и характер адаптации.

Первое направление связано  с выделением целого ряда особенностей протекания периода адаптации, получивших название симптомокомплекс. К проявлениям симптомокомплекса адаптации ученые относят следующее: возникновение у ребенка преимущественно респираторных заболеваний; нарушение сна, значительное снижение аппетита; снижение речевой и игровой активности и др.

Второе направление исследует  многообразные факторы, влияющие на процесс привыкания. Мы систематизировали факторы адаптации на основании их объективности и субъективности. Мы считаем, что уровень самостоятельности ребенка является важным субъективным фактором адаптации. В связи с анализом симптомокомплекса адаптации и факторов, влияющих на этот процесс, поставлен вопрос о необходимости изучения связи самостоятельности, сформированной у детей двух-трех лет в семье, и адаптации к ДОУ.

Курсовая работа напечатана на 54 листах компьютерного текста на основе изучения 37 источников, состоит  из оглавления, введения, двух глав с  подглавами исследования, заключения, списка использованных источников, приложений.

 
1. Теоретические основы  проблемы адаптации детей раннего  возраста к условиям дошкольного  учреждения 1.1 Понятие, значение и причины адаптации

Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято  понимать способность организма  приспосабливаться к различным  условиям внешней среды [16, с. 5]. Социальная адаптация - приспособление человека к  условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [16, с. 6].

Адаптация неизбежна в  тех ситуациях, когда возникает  противоречие между нашими возможностями  и требованиями среды. Выделяют три  стиля, с помощью которых человек  может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда  человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным  является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий [13, с. 187].

В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к  изменившимся условиям его жизни  и деятельности при поступлении  в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при  вхождении в новый коллектив. Исследования К.Л. Печора (1998) показали, что только 18,2% детей готовы к  посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы. В  связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей [35, с. 32].

В условиях семьи ребёнок  с первых дней жизни привыкает  к определённому режиму, способу  вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.

Изменения или нарушения  в установленном порядке жизни  малыша незамедлительно сказываются  на его поведении. Это объясняется  тем, что жизненный опыт ребёнка  невелик и приспособление к новым  условиям представляет определённую трудность.

Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например переход в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных  реакций. У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования  новых, что для ребёнка данного  возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым  условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро.

Характер поведения в  адаптационный период зависит от возраста детей. До 5-6 месяцев они  сравнительно легко переносят эту  перемену. Объясняется это тем, что  у ребёнка динамические стереотипы поведения находятся только в  стадии становления. Но дети 5-6 месяцев  тяжело адаптируются в случае, если нарушается способ вскармливания их, а также, если изменяется температура  в помещении. Поэтому при приёме таких детей необходимо подробно расспрашивать родителей, чем они  докармливали ребёнка в домашних условиях, временно исключить из рациона  новый вид пищи. Для того, чтобы  создать более комфортные условия, в случае необходимости следует  надевать на малыша дополнительно тёплую безрукавочку, носочки, лёгкую шапочку  или платочек.

Дети в возрасте 6-9 месяцев  болезненно реагируют на разрушение таких устоявшихся привычек, как  сосание соски, пустышки, укачивание перед сном, длительное пребывание на руках у взрослых. Чтобы облегчить  жизнь малыша этого возраста, в  адаптационный период можно оставлять  ему индивидуальную соску. Воспитатель  должен периодически брать таких  детей на руки, успокаивая каждого.

Дети в возрасте от 10 месяцев  до 1 года 6 месяцев трудно переносят  расставание с близкими, отказываются от контактов с незнакомыми взрослыми  и детьми. Сон их становится прерывистым  и беспокойным. Нарушается аппетит  ребёнка, он часто отказывается от кормления, во время приёма пищи наблюдаются  случаи рвотных позывов. Разрушаются  ранее приобретённые привычки: ребёнок  перестаёт проситься на горшок, речь его затормаживается. Встречаются  случаи, когда дети, начавшие ходить в домашних условиях, в детском  саду переходят на ползание. Можно  также отметить и другие регрессивные изменения более глубокого плана: повышение температуры, расстройство функций желудка, изменение кожного  покрова и т.п.

На характер адаптации  влияет уровень здоровья ребёнка: ослабленные, часто болеющие дети значительно  тяжелее переносят период привыкания.

Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего  опыта малыша, то есть от наличия  или отсутствия тренировки его нервной  системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут  в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают  к новым условиям, чем дети, жизнь  которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим  кругом взрослых.

Как видно из вышесказанного, главное для ребёнка - это взрослый. От того, как взрослые подойдут к  малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.

Следует учитывать потребность  ребёнка в общении. Выделяются примерно три группы детей по характеру  различий в поведении и потребности  общения.

Первая группа - это дети, у которых преобладает потребность  в общении с близкими взрослыми. Они переживают, расставаясь с  ними, много плачут. Адаптационный  период у детей длится от 20 дней до 2-3 месяцев.

Вторая группа - это дети, у которых имеется некоторый  опыт общения с незнакомыми людьми. Период адаптации их проходит в два  этапа (второй и третий) и длится от 7 до 10-20 дней.

Третья группа - дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных  действиях, в общении со взрослыми  на познавательные темы. Эти дети привыкают  в течение 3-10 дней [7, с. 23-25].

На процесс адаптации  ребенка влияют:

·  достигнутый уровень психического и физического развития,

·  состояние здоровья,

·  степень закаленности,

·  сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,

·  личностные особенности самого малыша,

·  уровень тревожности и личностные особенности родителей [6, с. 122].

Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка.

1.2 Формы адаптации

Адаптация обычно протекает  сложно с массой негативных сдвигов  в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Обычно видна надводная часть  айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит взрослых в смятение.

А если бы родители знали, что  творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский  сад, то вряд ли отдали б его когда-то в этот новый детский коллектив. В нем он постоянно, как под  током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Он на грани стресса или  в полной мере ощущает стресс.

Если бы удалось сравнить одним и тем же методом исследования всю силу стресса, ощущаемую малышом  в период адаптации к организованному  коллективу, с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты ошеломили бы. Они были б просто идентичны [5, с. 58].

Если выраженность стресса  у ребенка минимальна, в скором времени Вы позабудете о негативных сдвигах адаптационного процесса и  о том, что беспокоит родителей  сегодня. Это будет говорить о  легкой или же благоприятной адаптации. Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв и  он, по-видимому, заболеет. Срыв, как  правило, свидетель неблагоприятной  или же тяжелой адаптации у  малыша. Значит, адаптация бывает легкой и тяжелой. Но ведь это - крайности, а  крайности соединяет промежуточный  вариант.

Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении