Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
· Дать определение адаптации,
· Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению,
· Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,
· Выделить индивидуальные варианты адаптации детей,
· Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер адаптации,
· Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
1.1 Понятие, значение и причины адаптации
1.2 Формы адаптации
1.3 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
2. Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
2.1 Этапы адаптационного периода
2.2 Принципы и критерии успешной адаптации
2.3 Новые подходы к адаптации детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 95.20 Кб (Скачать документ)

Адаптация проявляется, главным  образом, на психоэмоциональном уровне у ребенка. Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, учёными специально разработан и уточнён целый ряд  необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности  поведения и проявление эмоций у  ребенка, адаптирующегося к новому организованному коллективу, и создан эмоциональный профиль, или портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Он включает следующие показатели.

I. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент  ЭП, встречающийся в основном  у каждого ребенка, впервые  адаптирующегося к новому организованному  коллективу. Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии,  напоминающей собою плен. При  ней малыш подавлен, угнетен и  безучастен ко всему на свете.  Он есть, и в то же время  его нет. Сидит, как будто  окаменелый, весь погруженный сам  в себя, похожий на глухонемого  или на пришельца с неизвестной  нам планеты. Не ест, не пьет, не отвечает на вопросы. О  сне вообще не стоит говорить.. И вдруг, вдруг исчезает вся  окаменелость, и он безумно мечется  по группе, напоминая "белку  в колесе". Как вихрь вырывается  из рук нянь или воспитателей  и мчится к выходу, со всеми  конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. Но вдруг бессильно замолкает,  вновь превратившись в манекен.  И так по нескольку раз в  день. Довольно часто дети выражают  свои негативные эмоции палитрой  плача: от хныканья до постоянного.  Но наиболее информативен приступообразный  плач, свидетельствующий о том,  что, хоть на время, у малыша  все негативные эмоции внезапно  отступают на последний план  в связи с тем, что их оттесняют  положительные. Но, к сожалению,  все это лишь на время. Чаще  всего на время ориентировочной  реакции, когда малыш во власти  новизны. В палитру плача входит  также и "плач за компанию", которым уже почти адаптированный  к саду ребенок поддерживает "новичков", пришедших в группу, и составляет "плачущий дуэт" или же просто  подпевает в хоре. Обычно дольше  всех из отрицательных эмоций  у ребенка держится так называемое  хныканье, которым он стремится  выразить протест при расставании  с родителями, убегающими на работу.

II. Страх - обычный спутник  отрицательных эмоций, их "сослуживец", "компаньон" и "друг". Навряд  ли удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя  бы раз, во время адаптации  к детсаду. Ведь малыш, впервые  придя в детский коллектив,  во всем лишь видит скрытую  угрозу для своего существования  на свете. Поэтому он многого  боится, и страх преследует его  буквально по пятам, гнездится  в нем самом. Малыш боится  неизвестной обстановки и встречи  с незнакомыми детьми, малыш боится  новых воспитателей, а главное,  того, что Вы забудете о нем,  уйдя из сада на работу.

Малыш боится, что родители предали его, что не придут за ним  вечером, чтобы забрать домой.. Малыш  боится.. Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать  как пусковые механизмы стрессовых реакций.

III. Гнев. Порой на фоне  стресса у ребенка вспыхивает  гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш, словно  маленький агрессор, пантерой готов  прыгнуть на обидчика, отстаивая  свою правоту. В период адаптации  ребенок похож на "ахиллесову  пяту" и оттого раним настолько,  что поводом для гнева может  служить все. Поэтому гнев и  рождаемая им агрессия способны  разгореться, даже если нет  искры, как будто бы в самом  ребенке заложена пороховая бочка.

IV. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным  эмоциям и главный выключатель  их. Они сравнимы только лишь  с рассветом, который возвещает  нам о том, что ночь уже  давно пошла на убыль и будет  светлый, много обещающий всем  день. Обычно в первые дни адаптации  они не проявляются совсем  или немного выражены в те  моменты, когда малыш как будто  "опьянен" ориентировочной  реакцией на "прелесть новизны". Чем легче адаптируется ребенок,  тем раньше проявляются они,  похожие на первых ласточек, всем  возвещающих о завершении у  Вашего ребенка адаптационного  процесса. Особенно благоприятна  радость. Вообще улыбка и веселый  смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из  негативных сдвигов адаптационного  периода.

V. Социальные контакты. Уже  в три года малыш обычно  любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это  благо для успешного исхода  адаптационного процесса. Однако  в первые дни нахождения в  дошкольном учреждении у некоторых  малышей утрачивается и это  свойство. Такие дети замкнуты  и нелюдимы, все время проводящие  лишь в "гордом одиночестве". На смену этой "гордой бесконтактности"  приходит "компромиссная контактность", означающая то, что Ваш ребенок  вдруг сам стал проявлять инициативу  для вступления в контакт со  взрослыми людьми. Однако эта  инициатива мнима. Она нужна  ребенку только лишь как выход  из сложившегося положения и  не направлена на улучшение  общения с людьми, особенно со  сверстниками. В такой момент  малыш обычно, плача, подбегает  к воспитательнице, хватает ее  за руку, пытается тянуть к  входной двери и молит, чтобы  она отвела его домой. Малыш  готов пойти на компромисс  с заведующей или няней, он  даже молит медсестру.. пусть не  домой, но только чтобы увели  его из группы, чтобы забрали  поскорей от этих неумеющих  вести себя детей. Нет, он  не хочет и не может дружить  с ними. Она назойливы, невыносимы  и "жалят" посильнее роя  пчел. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни  один.

Как только малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в  группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это  будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.

VI. Познавательная деятельность - обычно верный "друг" всех  положительных эмоций. Как и они,  познавательная деятельность, как  правило, снижается и угасает  на фоне стрессовых реакций.  В три года эта деятельность  тесно связана с игрой. Поэтому  малыш, впервые придя в детский  сад, нередко не интересуется  игрушками и не желает интересоваться  ими. Ему не хочется знакомиться  со сверстниками, понять, что происходит  рядом с ним. "Почемучка"  словно в зимней спячке, и познавательная  деятельность его заторможена.  Однако как только он проснется  или в конце концов Вы все-таки "разбудите" его, активность  стресса станет минимальной и  в скором времени исчезнет  насовсем.

VII. Социальные навыки. Под  прессом стресса малыш обычно  изменяется настолько, что может  "растерять" почти все навыки  самообслуживания, которые уже давно  усвоил и которыми успешно  пользовался дома. Все это вызывает  частые насмешки у детей и  недовольство воспитателей, как правило, считающих, что малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как будто бы младенца. Он "не умеет" одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь.

Однако же по мере адаптации  ребенка к условиям организованного  коллектива он "вспоминает" вдруг  забытые им навыки, в придачу к  ним легко усваивая новые.

VIII. Особенности речи. У  некоторых малышей на фоне  стресса меняется и речь, не  прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет,  и он на несколько ступенек  словно опускается вдруг вниз, при разговоре лишь употребляя  младенческие или облегченные  слова. Почти совсем нет существительных.  Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И  предложения из многосложных  стали односложными. В ответах  на вопросы - "телеграфный стиль". Такая речь - итог тяжелой адаптации.  При легкой - она или же не  изменяется совсем, или описанные  изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом  случае затруднено необходимое  для возраста ребенка пополнение  его активного словарного запаса.

IX. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса  довольно редко сохраняется в  пределах нормы. Ребенок сильно  заторможен или неуправляемо  гиперактивен. Однако постарайтесь  все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом  адаптации, с активностью, присущей  темпераменту ребенка.

X. Сон. Вначале сон отсутствует  совсем, и в тихий час малыш  как "ванька-встанька". Его не  успеваешь уложить, как он уже  сидит, рыдая, на кровати. По  мере привыкания к детсаду  ребенок начинает засыпать. Но  сон, навряд ли, можно назвать  сном. Он беспокойный, прерывается  все время всхлипыванием или  внезапным пробуждением. Порою кажется,  что малыша преследуют кошмары.  Как будто бы он смотрит  сон свой в телевизор, где  ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только  страшное начало, конец малыш  боится посмотреть. И чтобы его  действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только  лишь когда ребенок адаптируется  к саду, он, в самом деле, сможет  тихо провести свой тихий час  и спать спокойно.

XI. Аппетит. Чем менее  благоприятно адаптируется ребенок,  тем хуже его аппетит, отсутствующий  иногда совсем, как будто бы  ребенок объявляет голодовку.  Гораздо реже Ваш малыш впадает  вдруг в другую крайность и  ест не меньше, чем Гаргантюа,  пытаясь своим "волчьим"  аппетитом хоть как-то удовлетворить  свои неудовлетворенные потребности.  Нормализация пониженного или  же повышенного аппетита, как  правило, сигнализирует о том,  что отрицательные сдвиги адаптационного  процесса не нарастают, а пошли  на убыль, и в скором времени  нормализуются и все другие  показатели описанного нами выше  эмоционального портрета. На фоне  стресса ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко  и быстро не только восстановит  свой первоначальный вес, но  и начнет в дальнейшем поправляться [14, с. 27].

Необходимо также знать, что у ребенка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых  причин, возможно кратковременное повышение  температуры. Обычно в этих случаях  врач говорит об "адаптационных  свечах". Такие "свечи" лишний раз  подчеркивают тяжесть адаптационного периода [23, с. 56-61].

Врачи и психологи различают 3 степени адаптации: легкую, среднюю  и тяжелую.

Критерии степени тяжести  адаптации:

·  эмоциональное состояние малыша;

·  его отношение со сверстниками;

·  отношения со взрослыми;

·  сон и аппетит;

·  частота и длительность острых заболеваний.

При легкой адаптации: все  показатели нормализуются как правило  к 3-4 неделям. При средней степени  адаптации - к 5-6 неделям. При тяжелой  адаптации - от 2-6 мес. и более.

Адаптация определяется следующими факторами:

·  Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой сон и аппетит дети, хуже справляются с трудностями адаптированного периода, у них возникают стрессовые состояния и как следствие они часто болеют.

·  Возраст ребенка на момент поступления в ДДУ [12, с. 2]

Разлука - страх - стресс - срыв адаптации - болезнь.. Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой  или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации  процесс, как правило, затягивается на длительное время и ребенок  приспосабливается к организованному  коллективу месяцами, а иногда не может  приспособиться совсем. Поэтому детей  с тяжелой адаптацией, которую  прогнозировали у ребенка еще  в детской поликлинике, желательно не отдавать в три года в сад, а  по возможности немного позже, по мере совершенствования их адаптационных  механизмов.

К тому же вспомните еще  о кризисе трех лет, который может  наслоиться на период адаптации ребенка. Надо знать, что в это время  ваш малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это  видели другие. А мы, другие, этого  не видим или, по крайней мере, не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш  весь на пределе, отстаивая перед  нами свою личность, и психика его  становится ранимее, чем прежде, к  воздействию различных обстоятельств  окружающей среды.

И вот как раз именно в то время, когда ребенок, как  никогда, нуждается в родителях, в понимании его, а главное - поддержке, когда надо и необходимо щадить его  ослабленную нервную систему, как  будто бы специально, дополнительно  к психической нагрузке кризиса  трех лет, невольно взваливается на плечи  малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это "надорвет" его. И часть детей и в самом  деле "надрывается", о чем свидетельствуют  видимые изменения в обычном  поведении ребенка.

Надо помнить, что возможность  неблагоприятной адаптации у  малыша обычно резко возрастает, когда  в анамнез у ребенка имеется  ряд неблагоприятных факторов развития, обычно называемых врачами "факторами  риска". Ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, поможет только педиатр или узкий  специалист.

Полярным типом для  тяжелой адаптации является тип  легкой адаптации ребенка, когда  малыш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Помимо двух полярных типов  адаптации, имеется еще и промежуточный  вариант, напоминающий собою перешеек, соединяющий обычно "северный" и "южный" полюс адаптации ребенка. В подобных случаях мы говорим  о средней тяжести течения  периода различных адаптационных  изменений в детском организме.

При этом типе адаптации  ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время  адаптации заболевает. Причем, как  правило, болезнь протекает без  каких-то осложнений, что может служить  главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта. При этом типе адаптации  заболеваемость ребенка может снизить  врач. Чем раньше он назначит корригирующие  мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация его приблизится  к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку  и в дальнейшем, когда он переступит порог школы. Доказано, что при  тяжелой адаптации к детсаду  ребенок плохо адаптируется и  к условиям начальной школы.

Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении