Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
· Дать определение адаптации,
· Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению,
· Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,
· Выделить индивидуальные варианты адаптации детей,
· Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер адаптации,
· Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.
Введение
1. Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
1.1 Понятие, значение и причины адаптации
1.2 Формы адаптации
1.3 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
2. Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
2.1 Этапы адаптационного периода
2.2 Принципы и критерии успешной адаптации
2.3 Новые подходы к адаптации детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы
Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне у ребенка. Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, учёными специально разработан и уточнён целый ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организованному коллективу, и создан эмоциональный профиль, или портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Он включает следующие показатели.
I. Отрицательные эмоции -
как правило, важнейший
II. Страх - обычный спутник
отрицательных эмоций, их "сослуживец",
"компаньон" и "друг". Навряд
ли удастся встретиться с
Малыш боится, что родители предали его, что не придут за ним вечером, чтобы забрать домой.. Малыш боится.. Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций.
III. Гнев. Порой на фоне
стресса у ребенка вспыхивает
гнев, который прорывается наружу,
написанный буквально на лице.
В такой момент малыш, словно
маленький агрессор, пантерой готов
прыгнуть на обидчика, отстаивая
свою правоту. В период
IV. Положительные эмоции
- противовес всем отрицательным
эмоциям и главный выключатель
их. Они сравнимы только лишь
с рассветом, который
V. Социальные контакты. Уже
в три года малыш обычно
любит контактировать с людьми,
сам выбирая повод для
Как только малыш сумеет наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка.
VI. Познавательная деятельность
- обычно верный "друг" всех
положительных эмоций. Как и они,
познавательная деятельность, как
правило, снижается и угасает
на фоне стрессовых реакций.
В три года эта деятельность
тесно связана с игрой.
VII. Социальные навыки. Под
прессом стресса малыш обычно
изменяется настолько, что
Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива он "вспоминает" вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые.
VIII. Особенности речи. У
некоторых малышей на фоне
стресса меняется и речь, не
прогрессируя, а в сторону регресса.
Словарный запас малыша
IX. Двигательная активность.
Во время адаптационного
X. Сон. Вначале сон отсутствует
совсем, и в тихий час малыш
как "ванька-встанька". Его не
успеваешь уложить, как он уже
сидит, рыдая, на кровати. По
мере привыкания к детсаду
ребенок начинает засыпать. Но
сон, навряд ли, можно назвать
сном. Он беспокойный, прерывается
все время всхлипыванием или
внезапным пробуждением. Порою кажется,
что малыша преследуют кошмары.
XI. Аппетит. Чем менее
благоприятно адаптируется
Необходимо также знать, что у ребенка во время адаптационного процесса внезапно, без каких-то видимых причин, возможно кратковременное повышение температуры. Обычно в этих случаях врач говорит об "адаптационных свечах". Такие "свечи" лишний раз подчеркивают тяжесть адаптационного периода [23, с. 56-61].
Врачи и психологи различают 3 степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.
Критерии степени тяжести адаптации:
· эмоциональное состояние малыша;
· его отношение со сверстниками;
· отношения со взрослыми;
· сон и аппетит;
· частота и длительность острых заболеваний.
При легкой адаптации: все показатели нормализуются как правило к 3-4 неделям. При средней степени адаптации - к 5-6 неделям. При тяжелой адаптации - от 2-6 мес. и более.
Адаптация определяется следующими факторами:
· Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой сон и аппетит дети, хуже справляются с трудностями адаптированного периода, у них возникают стрессовые состояния и как следствие они часто болеют.
· Возраст ребенка на момент поступления в ДДУ [12, с. 2]
Разлука - страх - стресс - срыв
адаптации - болезнь.. Но все это обычно
свойственно ребенку с тяжелой
или неблагоприятной адаптацией
к детсаду. При этом типе адаптации
процесс, как правило, затягивается
на длительное время и ребенок
приспосабливается к
К тому же вспомните еще
о кризисе трех лет, который может
наслоиться на период адаптации ребенка.
Надо знать, что в это время
ваш малыш впервые ощутил себя
как личность и хочет, чтобы это
видели другие. А мы, другие, этого
не видим или, по крайней мере, не
желаем видеть, нам проще, чтобы было
все, как раньше. Поэтому малыш
весь на пределе, отстаивая перед
нами свою личность, и психика его
становится ранимее, чем прежде, к
воздействию различных
И вот как раз именно в то время, когда ребенок, как никогда, нуждается в родителях, в понимании его, а главное - поддержке, когда надо и необходимо щадить его ослабленную нервную систему, как будто бы специально, дополнительно к психической нагрузке кризиса трех лет, невольно взваливается на плечи малыша еще один тяжелый груз - груз адаптации к детсаду, не понимая, что все это "надорвет" его. И часть детей и в самом деле "надрывается", о чем свидетельствуют видимые изменения в обычном поведении ребенка.
Надо помнить, что возможность неблагоприятной адаптации у малыша обычно резко возрастает, когда в анамнез у ребенка имеется ряд неблагоприятных факторов развития, обычно называемых врачами "факторами риска". Ребенку с тяжелой адаптацией, помимо родителей и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист.
Полярным типом для тяжелой адаптации является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Помимо двух полярных типов
адаптации, имеется еще и промежуточный
вариант, напоминающий собою перешеек,
соединяющий обычно "северный"
и "южный" полюс адаптации ребенка.
В подобных случаях мы говорим
о средней тяжести течения
периода различных
При этом типе адаптации
ребенок в среднем адаптируется
к новому организованному коллективу
больше месяца и иногда во время
адаптации заболевает. Причем, как
правило, болезнь протекает без
каких-то осложнений, что может служить
главным признаком отличия
Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении