Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
· Дать определение адаптации,
· Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению,
· Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,
· Выделить индивидуальные варианты адаптации детей,
· Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер адаптации,
· Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.
Введение
1. Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
1.1 Понятие, значение и причины адаптации
1.2 Формы адаптации
1.3 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
2. Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
2.1 Этапы адаптационного периода
2.2 Принципы и критерии успешной адаптации
2.3 Новые подходы к адаптации детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы
Особенной уязвимы дети с
1 года до 3 лет, поскольку именно в
этот период малышу очень тяжело "оторваться"
от мамы. Привязанность к матери
- необходимое условие
В период с 7 мес. до 1,5 лет
привязанность к матери выражается
наиболее интенсивно. Иногда чувство
тревоги при разлуке с мамой
становится столь травмирующим, что
остается на всю жизнь как страх
одиночества. В 8 месяцев малыш начинает
бояться незнакомых взрослых, прижимается
к матери - страх перед чужими
длится до 1 года 2 мес. В последующие
месяцы дети спокойнее воспринимают
других людей. Именно в возрасте от
8 месяцев до 1 года 2 месяцев у
ребенка обостряются и
1.3 Организация работы
в адаптационный период детей
раннего возраста
В современной педагогике
организация работы в адаптационный
период раннего детства
Главной заботой тут является
профилактика заболеваемости детей
и снижение их эмоционального дискомфорта
в период адаптации. Однако эти меры
облегчают уже возникшее
Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач главной является всесторонне развитие личности ребенка [4, с. 3].
На занятиях, предусмотренных
программой обучения и воспитания в
детском саду, ребенок получает специальные
сведения, расширяется система знаний,
умений, навыков, необходимых для
всестороннего развития ребенка. В
детском саду дети помимо специальных,
учебных умений, приобретают первый
опыт жизни в коллективе сверстников.
Таким образом, в детском саду
в течение всего периода
Содержание работы воспитателя детского сада, таким образом, включает в себя следующее:
· формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний.
· формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности).
· формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).
· формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива [11, с. 71].
Система начинается с организации
приема. В группе все должно быть
подготовлено к приему новых детей:
заранее согласовано, как и чем
кормить ребенка, где уложить
спать и др. Воспитатель должен
знать, когда в группу придет новый
ребенок. Если ребенок поступает
в старшую группу, то об этом сообщается
и детям. Воспитатель обсуждает
с ними, как встретить, например,
Петю, что ему подарить, стремясь
вызвать у ребят
Одним из условий формирования
детских положительных
Многочисленные исследования учёных (Э. Торидайк, В. Штерн) убедительно доказали, что привыкание малыша к новым условиям в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольном учреждении. Единые требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация самостоятельной деятельности и игр - занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Содержание, цели и формы взаимодействия с семьёй находятся в зависимости от склонностей и интересов семьи и ребёнка и определяются характером участников взаимодействия. Сотрудничество предполагает:
· психологическую адаптацию родителей к дошкольному учреждению, установление контакта родителей с педагогами дошкольного учреждения,
· презентацию программы воспитания и обучения, раскрытие содержания, форм, способов работы с ребёнком данного возраста,
· роль родителей в процессе коррекции, обучения и воспитания, подчёркивание их значимости в данном процессе,
· изучение психологической атмосферы в семье, выявление причин, которые могут вызвать сложности при адаптации ребёнка,
· изучение интересов семьи,
· выяснение состояния здоровья малыша, изучение особенностей его развития,
· помощь родителям в понимании своего малыша,
· формирование коллектива родителей с учётом возраста их детей,
· коррекционную работуp [16, с. 30-31].
Большое значение имеет контакт родителей с воспитателями. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д. Воспитатель ребенка детского сада должен стать другом и советчиком в семье. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним и дома и в детском саду.
Дети зачастую трудно адаптируются
к новым микросоциальным
· подготовка детей к поступлению в детский сад и прогнозирование адаптации к нему;
· организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
· контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.
Лучшим периодом года для поступления в детский сад считается конец августа - начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет. Подготовка детей к поступлению в детский сад должна начинаться не позднее, чем за 6 месяцев до этого. Педиатру необходимо составить план подготовки и в форме 112/у в листе уточненных диагнозов поставить отметку о начале мероприятий. За 2 месяца до поступления в детский сад проводятся профилактические осмотры детей врачами: офтальмологом, неврологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом, участковым педиатром и логопедом (для детей от 3 лет). По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами.
Лабораторное исследование
включает клинический анализ крови,
общий анализ мочи, анализ кала на яйца
глистов и простейшие. В период
подготовки, в соответствии с календарем
профилактических прививок, продолжается
вакцинация ребенка, однако, планируя
ее, педиатр должен помнить о том,
что целесообразно начать посещение
детского сада не ранее чем через
месяц после последней
Обязательным этапом подготовки ребенка является обучение родителей. В поликлинике и детском саду оформляется информационный стенд для родителей со сведениями о том, какие документы и анализы нужны для поступления; желательна организация консультаций врачей, психологов и педагогов этих учреждений по фиксированным дням. Возможна организация родительских конференций по темам "Подготовка детей к поступлению в детский сад", "Особенности течения адаптации к детскому саду и профилактика нарушений здоровья в это период", оформление памяток, сайтов.
Родители должны знать
о важности постепенного и заблаговременного
(хотя бы за 2-3 недели до поступления) перевода
ребенка на режим дня, аналогичный
режиму детского сада, введения в рацион
питания блюд и продуктов, используемых
там. Учитывая важную роль белков и
витаминов в приспособительных
реакциях детей, следует обратить внимание
родителей на качество детского питания.
У детей с неблагоприятным
прогнозом адаптации за 3-4 недели
до поступления в детский сад
рекомендуется увеличить на 10-15%
возрастную норму содержания белков
в суточном рационе, обязательно
также использование
Следует подчеркнуть необходимость формирования у ребенка навыков самообслуживания (самостоятельный прием пищи, одевание, пользование горшком, мытье рук и умывание). Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях.
Если ребенок, поступающий в детский сад, уже способен к речевому общению, следует рекомендовать родителям проводить с ним беседы о поступлении в детское учреждение. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на "работу", помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад, сходить туда на "День открытых дверей". Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность. Родителям можно рекомендовать научно-популярную литературу по данному вопросу.
Первичный прием ребенка в детский сад должен проводиться педиатром, психологом и педагогом-воспитателем учреждения. При этом уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения ребенка, назначаются необходимые медико-педагогические мероприятия. Целесообразно оформление стенда "Облегчение адаптации ребенка к детскому саду", создание индивидуальных памяток для родителей.
Во время приема врач дошкольного учреждения должен интересоваться анамнезом и состоянием здоровья поступающего ребенка. В соответствии с состоянием его здоровья врач при приеме делает определенные медицинские назначения на период адаптации (режим, питание, организация дневного сна и т.д.).
Педагогу, еще до поступления ребенка в группу, необходимо выяснить особенности воспитания малыша в семье - домашний режим, применяемые в семье способы кормления, укладывания, узнать, как ребенок засыпает, спит, какой аппетит, как организовано бодрствование. Полезно также узнать уменьшительное имя малыша, которым пользуются в семье, его любимые игрушки или занятия, любимые кушанья, индивидуальные особенности и сложившиеся привычки. Таким образом, уже при приеме ребенка выясняются факторы риска в биологическом и социальном анамнезе и особенности поведения ребенка в семье. Все сведения сообщаются воспитателю той группы, которую будет посещать ребенок, это облегчает индивидуальный подход к детям.
Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении