Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
· Дать определение адаптации,
· Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению,
· Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,
· Выделить индивидуальные варианты адаптации детей,
· Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер адаптации,
· Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
1.1 Понятие, значение и причины адаптации
1.2 Формы адаптации
1.3 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
2. Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
2.1 Этапы адаптационного периода
2.2 Принципы и критерии успешной адаптации
2.3 Новые подходы к адаптации детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 95.20 Кб (Скачать документ)

Особенной уязвимы дети с 1 года до 3 лет, поскольку именно в  этот период малышу очень тяжело "оторваться" от мамы. Привязанность к матери - необходимое условие нормального  психического развития ребенка - способствует формированию таких важных качеств  личности: как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность. Привязанность к  матери начинает формироваться уже  в первом полугодии жизни ребенка  и к концу первого года оформляется  в виде устойчивых эмоционально личностных связей с близкими, особенно матерью. В 7 месяцев ребенок регулирует на уход матери отчетливым волнением, беспокойством, тревогой [13, с. 54].

В период с 7 мес. до 1,5 лет  привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство  тревоги при разлуке с мамой  становится столь травмирующим, что  остается на всю жизнь как страх  одиночества. В 8 месяцев малыш начинает бояться незнакомых взрослых, прижимается  к матери - страх перед чужими длится до 1 года 2 мес. В последующие  месяцы дети спокойнее воспринимают других людей. Именно в возрасте от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев у  ребенка обостряются и совпадают  два страха - перед родной матерью  и перед незнакомыми взрослыми. В этом возрасте дети особенно тяжело адаптируются к яслям, и родителям  следует это учесть. Дети 2-3 лет  испытывают страх перед незнакомыми  людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка и яслям. Нередко  боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, плаксивым, он чаще болеет. Мальчики 3-5 лет более  уязвимы в плане адаптации, чем  девочки, поскольку в этот период более привязаны к матери и  более болезненно реагируют на разлуку  с ней. Итак, адаптация ребенка  к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни.

 
1.3 Организация работы  в адаптационный период детей  раннего возраста

В современной педагогике организация работы в адаптационный  период раннего детства рассматривается  комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, увязывание домашнего режима дня с условиями  новой среды, организованная работа медперсонала, администрации, воспитателей. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать для него особый эмоциональный климат.

Главной заботой тут является профилактика заболеваемости детей  и снижение их эмоционального дискомфорта  в период адаптации. Однако эти меры облегчают уже возникшее тяжелое  состояние, но не затрагивают причин, порождающих его. Вместе с тем  ясно, что гораздо важнее, организовать уход за детьми и воспитание в семье  таким образом, чтобы свести к  минимуму осложнения адаптационного периода. Не подлежит сомнению то, что причины  осложнения физического и психического состояния малышей имеют, прежде всего, психологическую природу  и находятся в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и  педагоги, и психологи.

Дошкольно-образовательное  учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество  функций. Среди задач главной  является всесторонне развитие личности ребенка [4, с. 3].

На занятиях, предусмотренных  программой обучения и воспитания в  детском саду, ребенок получает специальные  сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для  всестороннего развития ребенка. В  детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в детском саду в течение всего периода дошкольного  детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.

Содержание работы воспитателя  детского сада, таким образом, включает в себя следующее:

·  формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний.

·  формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности).

·  формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).

·  формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива [11, с. 71].

Система начинается с организации  приема. В группе все должно быть подготовлено к приему новых детей: заранее согласовано, как и чем  кормить ребенка, где уложить  спать и др. Воспитатель должен знать, когда в группу придет новый  ребенок. Если ребенок поступает  в старшую группу, то об этом сообщается и детям. Воспитатель обсуждает  с ними, как встретить, например, Петю, что ему подарить, стремясь вызвать у ребят доброжелательное отношение к новичку. Все вновь  поступающие дети должны быть окружены особым вниманием, лаской, заботой о  хорошем его самочувствии. Недопустимо  принимать в группах сразу  много новых детей. В группу первого  и второго года жизни можно  принимать максимум трех детей в  неделю. Причем этот прием следует  организовать таким образом, чтобы в понедельник поступил один новый ребенок, в среду - второй и в пятницу - третий. Лучше, если в течение второй недели четвертый ребенок поступит в пятницу. На третьей неделе можно снова принять троих детей, а на четвертой еще одного, максимум двоих. Таким образом, при норме до 20 детей в группе прием осуществляется в течение полутора месяцев. Следует заметить, что летом перед переводом детей из яслей в детский сад прием новых детей желательно начинать не позже 15 июля, так как некоторые родители забирают детей на время отпуска, в группе остается небольшое количество ребят и воспитатель может уделить больше внимания каждому вновь поступившему ребенку. При комплектовании старшей группы яслей (или младшей дошкольной группы) разрешается одновременное поступление 2-3 детей. Тогда группа в 25 человек тоже формируется в сроки до 1,5 месяца.

Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений  является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых  ранних лет необходимо ставить ребенка  в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и  горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как  можно полнее, радостнее, ярче. Принято  считать, что труднее всего адаптируются к школе дети "домашние", не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не всегда соответствует действительности [3, с. 42].

Многочисленные исследования учёных (Э. Торидайк, В. Штерн) убедительно  доказали, что привыкание малыша к  новым условиям в основном зависит  от того, как взрослые в семье  смогли подготовить его к этому  ответственному периоду.

Необходимым условием успешной адаптации является согласованность  действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье  и дошкольном учреждении. Единые требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический  уход, правильная организация самостоятельной  деятельности и игр - занятий создают  здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения  детей и успешной адаптации к  условиям дошкольного учреждения.

Содержание, цели и формы  взаимодействия с семьёй находятся  в зависимости от склонностей  и интересов семьи и ребёнка  и определяются характером участников взаимодействия. Сотрудничество предполагает:

·  психологическую адаптацию родителей к дошкольному учреждению, установление контакта родителей с педагогами дошкольного учреждения,

·  презентацию программы воспитания и обучения, раскрытие содержания, форм, способов работы с ребёнком данного возраста,

·  роль родителей в процессе коррекции, обучения и воспитания, подчёркивание их значимости в данном процессе,

·  изучение психологической атмосферы в семье, выявление причин, которые могут вызвать сложности при адаптации ребёнка,

·  изучение интересов семьи,

·  выяснение состояния здоровья малыша, изучение особенностей его развития,

·  помощь родителям в понимании своего малыша,

·  формирование коллектива родителей с учётом возраста их детей,

·  коррекционную работуp [16, с. 30-31].

Большое значение имеет контакт  родителей с воспитателями. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д. Воспитатель  ребенка детского сада должен стать  другом и советчиком в семье. В  период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении  с ним и дома и в детском  саду.

Дети зачастую трудно адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению  здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация  медико-психолого-педагогического  сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении. В этой работе выделяются следующие  направления:

·  подготовка детей к поступлению в детский сад и прогнозирование адаптации к нему;

·  организация жизнедеятельности детей в период адаптации;

·  контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

Лучшим периодом года для  поступления в детский сад  считается конец августа - начало сентября. В это время у ребенка  имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку  легче завести друзей, программы  занятий только начинаются, роста  простудной заболеваемости еще нет. Подготовка детей к поступлению  в детский сад должна начинаться не позднее, чем за 6 месяцев до этого. Педиатру необходимо составить план подготовки и в форме 112/у в  листе уточненных диагнозов поставить  отметку о начале мероприятий. За 2 месяца до поступления в детский  сад проводятся профилактические осмотры  детей врачами: офтальмологом, неврологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом, стоматологом, участковым педиатром  и логопедом (для детей от 3 лет). По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами.

Лабораторное исследование включает клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глистов и простейшие. В период подготовки, в соответствии с календарем профилактических прививок, продолжается вакцинация ребенка, однако, планируя ее, педиатр должен помнить о том, что целесообразно начать посещение  детского сада не ранее чем через  месяц после последней прививки. По результатам осмотров проводятся лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, оформляется эпикриз  для детского сада с комплексной  оценкой здоровья, указанием прогноза адаптации, рекомендациями на период адаптации  по режиму дня, питанию, физическому  воспитанию и закаливанию.

Обязательным этапом подготовки ребенка является обучение родителей. В поликлинике и детском саду оформляется информационный стенд  для родителей со сведениями о  том, какие документы и анализы  нужны для поступления; желательна организация консультаций врачей, психологов и педагогов этих учреждений по фиксированным  дням. Возможна организация родительских конференций по темам "Подготовка детей к поступлению в детский сад", "Особенности течения адаптации к детскому саду и профилактика нарушений здоровья в это период", оформление памяток, сайтов.

Родители должны знать  о важности постепенного и заблаговременного (хотя бы за 2-3 недели до поступления) перевода ребенка на режим дня, аналогичный  режиму детского сада, введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там. Учитывая важную роль белков и  витаминов в приспособительных  реакциях детей, следует обратить внимание родителей на качество детского питания. У детей с неблагоприятным  прогнозом адаптации за 3-4 недели до поступления в детский сад  рекомендуется увеличить на 10-15% возрастную норму содержания белков в суточном рационе, обязательно  также использование йодированной соли [27, с. 19-20].

Следует подчеркнуть необходимость  формирования у ребенка навыков  самообслуживания (самостоятельный  прием пищи, одевание, пользование  горшком, мытье рук и умывание). Для облегчения адаптации ребенка  к детскому коллективу рекомендуются  прогулки и игры совместно с другими  детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях.

Если ребенок, поступающий  в детский сад, уже способен к  речевому общению, следует рекомендовать  родителям проводить с ним  беседы о поступлении в детское  учреждение. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на "работу", помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как  нечто важное и значительное. Можно  почитать малышу книжки о ребятах  в детском саду, поиграть в детский  сад, сходить туда на "День открытых дверей". Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность. Родителям можно рекомендовать  научно-популярную литературу по данному  вопросу.

Первичный прием ребенка  в детский сад должен проводиться  педиатром, психологом и педагогом-воспитателем учреждения. При этом уточняются сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, особенностям воспитания и поведения  ребенка, назначаются необходимые  медико-педагогические мероприятия. Целесообразно  оформление стенда "Облегчение адаптации  ребенка к детскому саду", создание индивидуальных памяток для родителей.

Во время приема врач дошкольного  учреждения должен интересоваться анамнезом  и состоянием здоровья поступающего ребенка. В соответствии с состоянием его здоровья врач при приеме делает определенные медицинские назначения на период адаптации (режим, питание, организация  дневного сна и т.д.).

Педагогу, еще до поступления  ребенка в группу, необходимо выяснить особенности воспитания малыша в  семье - домашний режим, применяемые  в семье способы кормления, укладывания, узнать, как ребенок засыпает, спит, какой аппетит, как организовано бодрствование. Полезно также узнать уменьшительное имя малыша, которым  пользуются в семье, его любимые  игрушки или занятия, любимые  кушанья, индивидуальные особенности  и сложившиеся привычки. Таким  образом, уже при приеме ребенка  выясняются факторы риска в биологическом  и социальном анамнезе и особенности  поведения ребенка в семье. Все  сведения сообщаются воспитателю той  группы, которую будет посещать ребенок, это облегчает индивидуальный подход к детям.

Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении