Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
· Дать определение адаптации,
· Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению,
· Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,
· Выделить индивидуальные варианты адаптации детей,
· Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер адаптации,
· Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
1.1 Понятие, значение и причины адаптации
1.2 Формы адаптации
1.3 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
2. Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
2.1 Этапы адаптационного периода
2.2 Принципы и критерии успешной адаптации
2.3 Новые подходы к адаптации детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 95.20 Кб (Скачать документ)

Количество часов, проводимых вновь поступившим ребенком в  группе, следует увеличивать постепенно. В течение первой недели он должен проводить в учреждении не более 3 часов в день, время его пребывания увеличивается в зависимости  от эмоционального состояния. Таким  образом, требуется 2-3 недели, чтобы  ребенок по мере нормализации показателей  поведения был готов проводить  в дошкольном учреждении 10-12 часов.

Во время периода адаптации  обязательно сохраняются привычные  для ребенка способы кормления, укладывания спать. Ни в коем случае нельзя ребенка насильно кормить  или насильно укладывать спать, чтобы  не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения  на обстановку яслей, предупредить формирование защитно-оборонительной реакции. Перед  сном ребенка можно покачать, если он к этому привык, покормить из соски, дать любимую игрушку.

Временное сохранение привычных  для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным в детском учреждении правилам, помогает ему легче адаптироваться к новым условиям.

Иногда трудным условием для малыша является большое пространство групповой комнаты и оборудование, которое существенно отличается от обычной домашней обстановки. В  этом случае ребенка лучше поместить  в более ограниченное пространство, ближе к взрослому, чтобы не лишать его чувства защищенности. Это  же обязывает воспитателя удовлетворять  чрезвычайно острую в период адаптации  потребность детей в эмоциональном  контакте с взрослым. Помогает быстрее  адаптировать к новому условию частое ласковое обращение с ребенком, разрешение играть рядом, периодическое пребывание малыша на руках. Организация игровой  деятельности в первые дни в стороне  от детей, ближе к взрослому, дает возможность ребенку привыкнуть к новому фактору среды - большому числу сверстников. Ни в коем случае нельзя насильственно вовлекать  ребенка в игру. В случае большой  привязанности ребенка к матери или бабушке можно разрешить  им первые 3 - 4 дня по возможности  быть вместе с ребенком в детском  учреждении. Нельзя в первые дни  проводить какие-либо, травмирующие ребенка процедуры, делать прививки, стричь волосы или ногти и т.д. Все это должно быть сделано до поступления, чтобы у детей не создавалось отрицательного отношения  к учреждению.

В течение периода адаптации  воспитатель ведет тщательный контроль за поведением ребенка. Этому помогает ведение листа адаптации. Иногда при выраженных нарушениях эмоционального состояния целесообразно на 2 - 3 дня  отдать ребенка домой. Как правило, детям первого и второго года жизни на период адаптации лучше  назначать режим на возраст ниже.

Основными объективными показателями окончания периода адаптации  являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка, соответствующая  возрасту нормальная прибавка массы  тела. Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается  аппетит, труднее нормализуется  сон (от двух недель до двух-трех месяцев) и длительнее всего сохраняются  нарушения эмоционального состояния. Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную прибавку массы тела, если сохраняется у  ребенка пониженный эмоциональный  тонус.

Нормализация всех показателей  является сигналом к переводу ребенка  на физиологический возрастной режим. При этом еще в течение недели следует обеспечить ребенку более пристальное наблюдение, так как перевод его на обычный режим иногда может вызывать резкое ухудшение эмоционального тонуса.

При наблюдении за состоянием здоровья ребенка в период адаптации  особое внимание должно быть обращено на носоглотку. Даже легкое покраснение  зева или наличие умеренных выделений  из носа является показателем к удалению малыша на 3-4 дня из дошкольного учреждения. На фоне некоторого снижения сопротивляемости организма эти явления, свидетельствующие  о начавшейся активизации бактериальной  и вирусной флоры, могут привести к развитию острой респираторной  инфекции. Поэтому ребенку необходим  щадящий домашний режим.

Естественно, что организация  жизни малыша в адаптационный  период может быть осуществлена лишь совместными усилиями заведующего, врача, воспитателя и всего персонала, а также родителей.

Значительно быстрее и  легче адаптируется ребенок, если семья  старается поддерживать приемы воспитания, используемые в дошкольном учреждении. Чем скорее будет установлено  единство воспитания в дошкольном учреждении и в семье и чем больше подходы  к ребенку будут соответствовать  его индивидуальным особенностям, тем  скорее и безболезненнее будет процесс  привыкания детей к новым условиям.

Учитывая, что дети в раннем возрасте трудно привыкают к изменениям в условиях жизни, не следует допускать  частой смены персонала группы и  частого перевода детей из группы в группу. Перевод детей в другую группу также требует правильной организации. Переход к другому  воспитателю и в новый коллектив  детей, хотя и не является таким же резким изменением, как переход из семьи в дошкольное учреждение, однако и при этом у некоторых детей  отмечаются нарушения обычного поведения. Для того чтобы избежать это, воспитатель, передавая ребенка, должен сообщить персоналу группы, куда переводит  малыша, поставить в известность  о всех его индивидуальных особенностях и приемах, которые давали положительные  результаты в воспитании.

Если к моменту перевода ребенка в новую группу ему  по возрасту и по состоянию необходимо изменить режим, надо что - либо перевести  на новый режим примерно за неделю до перехода в другую группу, либо временно сохранить в повой группе прежний  режим, впредь до того, как ребенок  адаптируется к новым условиям.

Таким образом, организация  работы в адаптационный период с  детьми раннего возраста предполагает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей.

 
2. Исследования особенностей  адаптации детей раннего возраста  в дошкольном учреждении 2.1 Этапы адаптационного периода

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено этапа (фазы) адаптационного процесса.

1. Острая фаза - сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.

2. Подострая фаза - характеризуется  адекватным поведением ребенка,  то есть все сдвиги уменьшаются  и регистрируются лишь по отдельным  параметрам, на фоне замедленного  темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными  нормами; фаза длится 3-5 месяцев.

3. Фаза компенсации - характеризуется  убыстрением темпа развития, и  дети к концу учебного года  преодолевают указанную выше  задержку в развитии [24, с. 106].

При этом различают три  степени тяжести прохождения  острой фазы адаптационного периода:

·  легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения;

·  адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

·  тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма [36, с. 5].

На процесс адаптации  сильное влияние оказывают индивидуальные особенности, которые необходимо знать. В возрасте 2-3 лет ребёнок уже  имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Всё это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, и в особенности в  такой сложный период, каким является период привыкания малыша к жизни  в детском саду.

Педагог К.Д. Ушинский говорил, что, для того чтобы воспитывать  ребёнка во всех отношениях, его  надо знать во всех отношениях. Чтобы  узнать индивидуальные особенности  вновь поступившего ребёнка, воспитатель  должен беседовать с родителями, посещать ребёнка на дому, наблюдать за новеньким  в разные отрезки дня и в  разных ситуациях. Такое изучение ребёнка  поможет воспитателю правильно  оценить его индивидуальные особенности  и направить его поведение  в нужное русло.

Каковы же причины индивидуальных различий детей? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, следует назвать различия в условиях жизни и воспитания детей. Ведь именно условия жизни  и воспитание определяют развитие ребёнка  и являются его движущими силами.

Не следует вместе с  тем забывать, что на поведение  и развитие маленького ребёнка накладывает  отпечаток и состояние его  здоровья. Ослабленный, болезненный  ребёнок может быть капризным, раздражительным  или, напротив, вялым, быстро утомляется. Он может отстать в физическом развитии, иметь меньшие показатели и по росту и весу, развитию движений. Всё это с особой очевидностью проявляется в первые же дни посещения  детского сада.

Как правило ослабленные  дети труднее адаптируются к новым  условиям.

На поведение детей  накладывают отпечаток и особенности  нервной системы, её тип: сила, подвижность, уравновешенность или неуравновешенность нервных процессов возбуждения  и торможения. Дети, у которых  процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным  поведением, бодрым настроением, общительностью.

Дети, отличающиеся лёгкой возбудимостью, бурно выражают своё отношение к  окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят  играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один, то другой предмет. Длительных игр они не развёртывают.

В противоположность легковозбудимым  есть и такие дети, которые отличаются спокойным, несколько медлительным, даже инертным поведением. Они очень  активно выражают свои чувства и  кажутся внешне благополучно адаптирующимися. Однако свойственная им заторможенность  может в этот период усилиться. Медлительные дети часто отстают от своих сверстников  в развитии движений, в освоении окружающего, в овладении умениями и навыками. Они предпочитают играть подальше от детей, боятся их приближения.

Воспитатель должен помочь этим детям освоиться в новой  обстановке. При этом нельзя раздражаться по поводу их медлительности. Надо настойчиво и спокойно учить их действиям  с предметами и игрушками, терпеливо  закреплять приобретённые навыки и  формировать новые. В первые дни  не рекомендуется привлекать медлительных детей к общению со сверстниками, так как им требуется длительное время для освоения нового, для  знакомства с окружающим. Нетерпеливый подход воспитателя к ребёнку  может привести к осложнениям  в его поведении, к затруднениям в адаптации.

Особого внимания требуют  дети со слабым типом нервной системы. Они очень болезненно переносят  любые перемены в условиях жизни  и воспитания. Их эмоциональное состояние  нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Всё новое пугает их и  даётся с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях  с предметами, медленнее, чем другие дети того же возраста. Приобретают  необходимые навыки. Таких детей  к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких  им людей. При этом рекомендуется  постоянно поощрять и подбадривать детей, помогать им в освоении нового.

Игнорирование воспитателем типологических особенностей нервной  системы ребёнка в период адаптации  к детскому саду может привести к  осложнениям в его поведении. Так, например, строгая требовательность у детей неуверенных, малообщительных, вызывает слёзы, нежелание находиться в детском саду, резкий тон обращения  вызывает у легковозбудимых детей  излишнее возбуждение, непослушание.

Безусловно, не всегда тип  нервной системы проявляется  отчётливо. Один и тот же малыш  в разных ситуациях может повести  себя по-разному, особенно в период адаптации. Даже спокойный и общительный  ребёнок при расставании с  близкими начинает плакать и проситься  домой, нелегко привыкает к новым  требованиям, расстаётся с некоторыми сложившимися привычками.

Поведение ребёнка под  влиянием сложившихся привычек также  приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждёт, чтобы его накормили. Если не знает, как мыть руки в новой  обстановке, - плачет; не знает, где взять  игрушку, - плачет; не привык спать без  укачивания, - плачет; привык, чтобы  ему завязывали шарф спереди, а в  садике ему завязали сзади, - плачет и т.д. Поэтому так важно знать  привычки ребёнка, считаться с ними.

Особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере  общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое  для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к  няне, чтобы узнать о чём-нибудь, обратить внимание взрослого на свою одежду, "достижения" в игре и  т.п., спокойно отдают игрушку или  берут протянутую другим ребёнком куклу. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение  с воспитателем пугает. Такой ребёнок  старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.

Опыт общения ребёнка  с окружающими, полученный им до прихода  в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребности ребёнка в общении  является тем ключиком, с помощью  которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период [4, с. 14-18].

Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении