Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
· Дать определение адаптации,
· Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению,
· Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,
· Выделить индивидуальные варианты адаптации детей,
· Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер адаптации,
· Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
1.1 Понятие, значение и причины адаптации
1.2 Формы адаптации
1.3 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
2. Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
2.1 Этапы адаптационного периода
2.2 Принципы и критерии успешной адаптации
2.3 Новые подходы к адаптации детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 95.20 Кб (Скачать документ)

Для детей с патологией носоглотки и гипертрофией лимфоидной ткани рекомендуется эндоназальное  введение ряда метаболитов - ингаляции 4% раствора пантотената кальция, ионофорез  липоевой кислоты, тепловлажные ингаляции  с настоем эвкалипта, шалфея, отваром  коры дуба.

Для уменьшения психоэмоционального  напряжения и коррекции выраженных эмоционально-поведенческих реакций  могут быть рекомендованы седативные средства растительного происхождения, глицин, янтарная кислота. Для детей  раннего возраста могут применяться  ванны с использованием отваров  валерианы или пустырника [8, с. 110].

В случае диагностики неблагоприятного течения адаптации ребенок должен быть поставлен на диспансерный учет, а при невозможности посещения  дошкольного учреждения медико-психологическая  реабилитация должна быть продолжена в поликлинике по месту жительства. После ее завершения можно попытаться записать ребенка в другое дошкольное учреждение либо в группу кратковременного пребывания детей, либо организовать воспитание в учреждениях дополнительного  образования с учетом возраста ребенка. Сведения о неблагоприятной адаптации  к яслям и детскому саду обязательно  должны быть отражены в выписном эпикризе при поступлении в школу, так  как это является фактором риска  нарушения адаптации к школе.

Для успешной адаптации младшего дошкольника к условиям дошкольного  учреждения необходимо прежде всего  создать у него положительную  установку, положительное впечатление  о детском саде, чтобы он ходил  туда с желанием. А это зависит  в первую очередь от воспитателей, от их умения и желания создать  атмосферу тепла, доброты, внимания в группе. Поэтому организация  адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября, а именно с  профессионального отбора воспитателей, их психологического просвещения с помощью традиционных и активных методов обучения (лекции, семинары, тренинги).

Еще одним важным моментом при создании благоприятной атмосферы  в группе является проведение 1 сентября Праздника Знакомства, то есть первый день пребывания в детском саду для  ребенка становится праздником. В  этот день детей и их родителей  встречают оба воспитателя, их помощник. Они знакомят детей и родителей  с группой (показывают шкафчики, игрушки, кроватки и пр.), проводят игры, направленные на знакомство детей между собой  и родителей; игры, в которых участвуют  и дети, и родители, и, конечно  же, воспитатели. Праздник завершается  чаепитием, подготовленным с помощью  родителей. Желательно, чтобы детей  в первый день забрали сразу после  обеда, чтобы родители все время  пребывания ребенка в саду в этот день были рядом с ним.

Первое знакомство с воспитателями  и детьми в благоприятной, насыщенной положительными эмоциями обстановке приводит к положительному настрою детей  на посещение детского сада, знакомству родителей между собой, что в  дальнейшем упрощает работу воспитателей с ними.

Весьма интересен японский опыт для адаптации детей. Трехлетние малыши - самые маленькие в саду, для них все ново и незнакомо. Особенно много незнакомых детей (дети из группы уже "свои"), их ребенок  встречает в детском саду, на прогулке. С уважением и немного с  завистью смотрит он на самых больших - они скоро пойдут в школу, многое умеют. Более того, исследования психологов показывают, что обучение игре, ее развитие происходит у младших дошкольников не через взрослого, а через старших  дошкольников. А в книге "Детский  сад в Японии" рассказывается об опыте использования детей  старшей группы как помощников воспитателя  при работе с младшими детьми. Шестилетки не только помогут воспитателю одеть  малышей на прогулку, подготовить  раздаточный материал к занятию, но и научат младших разным играм, позаботятся о них на прогулке.

Все начинается с того, что  в один прекрасный день в гости  к малышам приходят старшие ребята, знакомятся с ними, обучают их новой  увлекательной игре. И большие, и  маленькие играют вместе. Уходя, старшие  приглашают своих новых знакомых к себе в гости. Через некоторое  время малыши наносят "ответный визит", и теперь уже они обучают старших  своей любимой игре. Так завязываются дружеские отношения: шестилетки помогают малышам в разных жизненных ситуациях, проводят совместные игры, прогулки, экскурсии  на природу. Дети приходят друг к другу  на праздники с поздравлениями (старшие  могут подарить малышам сувениры, сделанные своими руками, а малыши своим большим во всех отношениях друзьям - спеть песенку), приглашают на выставку своих работ.

Такая дружба продолжается целый год, а в конце его  подросшие малыши придут проводить  теперь уже семилеток в школу  и пожелать им успехов в учебе [15, с. 36].

В связи с общим ухудшением здоровья детей, контроль за поведением и здоровьем ребенка в период адаптации осуществляется с первого  дня его пребывания в детском  саду. Медицинский персонал на каждого  малыша заводит "Лист наблюдения за адаптацией", который заполняется  педагогами-воспитателями и медицинскими работниками [21, с. 95].

Наблюдение за адаптацией детей осуществляется по следующим  критериям:

·  Эмоционально-поведенческие реакции. Контроль проводит педагог-воспитатель в ясельных группах ежедневно, а у дошкольников - 1 раз в 3 дня (то есть на 3-й, 6-й, 9-й и т.д. дни пребывания в ДОУ). Оцениваются следующие поведенческие реакции: снижение настроения, социальные контакты, игровая и познавательная деятельность, выполнение дисциплинарных требований, наличие агрессии, страха, двигательная активность, сон, аппетит. Разработаны специальные шкалы для оценки этих реакций в баллах, однако для упрощения оценки можно пользоваться отметками "отклонений не выявлено", "отклонения незначительные", "отклонения умеренно выражены", "отклонения сильно выражены". После каждой оценки воспитателя медицинская сестра анализирует результаты, выявляет детей, имеющих отрицательные оценки или их значительное снижение, и информирует об этом педиатра и психолога.

·  Пограничные нервно-психические расстройства, невротические реакции (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи). Их активное выявление проводится воспитателями, наблюдающими за детьми, и по результатам анкетирования родителей. Для этого разработан специальный опросник для родителей [Приложение].

·  Динамика нервно-психического развития (используется у детей ясельного возраста; проводится педиатром или психологом 1 раз в неделю).

·  Динамика массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра у детей ясельного возраста 1 раз в 3 дня, у дошкольников - 1 раз в неделю.

·  Динамика уровня гемоглобина. Проводится по назначению педиатра в лаборатории поликлиники.

·  Частота острых респираторных заболеваний и обострений хронических болезней. Учитывается медицинской сестрой на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.

Медицинская сестра детского сада еженедельно должна анализировать  листы адаптации и выделять детей, имеющих отклонения по вышеперечисленным  критериям. Эти дети консультируются  педиатром и психологом, а по показаниям - и другими специалистами. Оценку течения адаптации детей в  саду проводит педиатр. Адаптация считается  благоприятной, если эмоционально-поведенческие  реакции были слабо выраженными  и нормализовались в течение 20 дней у дошкольников и 30 дней - у детей  ясельного возраста; невротических  реакций не наблюдалось или они  были слабо выраженными и прошли в течение 1-2 недель без специальной  коррекции, потери массы тела не наблюдалось; за период адаптации у дошкольника  не было простудных заболеваний, а ребенок  раннего возраста перенес не более  одного простудного заболевания  в легкой форме.

Условно благоприятной считается  адаптация с умеренно выраженными  эмоционально-поведенческими реакциями  и симптомами невротизации, потребовавшими коррекции, с потерей массы до 150 г, падением гемоглобина до 115 г/л, 1-2 простудными заболеваниями в  легкой форме. У детей раннего  возраста допускается временный  регресс нервно-психического развития не более чем на 1 эпикризный срок. Продолжительность адаптационного периода - не более 45 дней для дошкольников и 75 дней для детей ясельного возраста. В случае более выраженных изменений  или затягивания сроков адаптации  ее течение оценивается как неблагоприятное [33, с. 78-81].

В процессе адаптации особенно важна роль психологической службы детского сада. Симптомы детского неблагополучия выявляются с помощью:

·  методики одномоментных срезов структуры группы;

·  методики хронометрированных наблюдений;

·  социометрической методики (дошкольный вариант);

·  оценочной методики,

·  методики исследования уровня притязаний:

·  анкетирования [35, с. 54].

Анкетирование родителей, воспитателей, а также опросниками для детей  выяснились объективные условия  воспитания ребенка в семье (образование  родителей, их профессии, жилищные условия  и т. и.). С помощью этого метода были получены и другие качества личности ребенка, его интересы и успехи в  различного рода деятельности [Приложение].

Кроме того, были составлены специальные опросные листы для  беседы с родителями. Они позволяли  выяснить некоторые особенности  психического и физического развития ребенка (начиная с момента рождения), родителей и близких родственников, их характерологические свойства, а  также ряд субъективных условий  жизни в семье. Была подготовлена специальная анкета для воспитателей и родителей детей с особо  осложненными отношениями со сверстниками. Использован тест-опросник родительского  отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) [Приложение].

Родительское отношение  понимается как система разнообразных  чувств по отношению к ребенку, поведенческих  стереотипов, практикуемых в общении  с ним, особенностей восприятия и  понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник действительно  учитывает особенности родительского  отношения лиц, испытывающих трудности  в воспитании детей. В этом возрасте влияние семьи особенно показательно. Мы обследовали семьи детей с  трудностями в отношениях для  ознакомления с бытом. У врача  детского сада были получены сведения о состоянии здоровья детей [10, с. 47-48].

Весьма популярна в  последнее время игровая методика адаптации. Наблюдение за детьми проводилось  в процессе игр со сверстниками. Для выявления характера мотивов, которыми руководствовались дети в  совместной игровой деятельности, использовалась игрушечная железная дорога. Эта игра может быть отнесена к приемам, рассматриваемым  в качестве теста "справедливости" поведения детей. Тестовость создается  конфликтностью игровой ситуации - наличием нескольких претендентов (вместе объединялось не более трех) на выполнение увлекательного игрового действия (осуществить  пуск с помощью рычага управления пульта, подключенного к электрической  сети) и возможностью в каждый данный момент удовлетворить потребность  только одному.

Через экспериментальную  ситуацию проводились все дети исследуемых  групп, по трое в сеанс. Используя  обычные детские игры ("За рулем", игрушечная железная дорога) в качестве тестирующих методических приемов, психологи стремились по возможности  нивелировать искусственность создаваемых  ситуаций, приблизить условия эксперимента к реальной детской игре.

Адаптационные игры впервые  прошли в 1999г. В них играют дети, воспитатели, родители. Используются игры трёх направлений: обучающие, познавательные, проективные.

Основные задачи адаптационных  игр:

·  знакомство детей и их родителей с жизнедеятельностью дошкольного учреждения,

·  выработка адаптационного стиля поведения,

·  расширение опыта общения,

·  формирование стойкого интереса к общению со взрослыми и детьми,

·  устранение беспокойства, боязливости, неизвестности в себе,

·  обучение взрослых оптимальным моделям взаимодействия с ребёнком.

Игра длится 2-2,5 часа. Игра строится как ролевое проигрывание основных режимных моментов, проводимых в детском саду: утренний приём  детей, завтрак, прогулка, обед, дневной  сон, уход домой.

По просьбе воспитателя  родители наблюдают и отмечают в  ребёнке:

·  умение подчиняться правилам поведения,

·  уровень самостоятельности,

·  уровень произвольности,

·  навыки самообслуживания,

·  умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми,

·  интерес к окружающему, любопытство,

·  преобладающие эмоции и чувства [34, с. 29-37].

Терёхина О. рекомендует  ряд игр для использования  на адаптационной площадке: "Поющий колокольчик", "Догони мяч", "Поговорим", "Прыгни через верёвочку", "Погремушечка", "Карусели", "Бусинки", "Зайка  беленький сидит", "Пузырь", "Накорми кролика" и др. В  то же время она рекомендует конструирование  из природного материала и рисование  в сотворчестве с родителями [34, с. 46-49].

Исследователи Манжосова  Г.В., Илюхина В.А., Батуев А.С. предлагают метод дельфинотерапии, говоря о 90% успешности [22, с. 107].

Анализ литературы и наблюдения за детьми показывают, что адаптация  к детскому саду - это сложный  процесс, сопровождающийся для ребенка  стрессом и другими негативными  последствиями, поэтому именно в  этот период любимая игрушка может  выступить как фактор, сглаживающий процесс адаптации.

С целью облегчения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению была разработана методика "Сказка".

Каждый ребенок дома самостоятельно выбирал любимую игрушку, которую  он должен был принести в группу. При этом родители говорили детям  приблизительно следующее: "Малыш (обращение  к ребенку, которое чаще всего  используется дома), ты подрос и теперь стал почти совсем взрослым, теперь ты пойдешь в детский сад. А  вместе с тобой и выросла твоя любимая собачка (мишка, зайка и  так далее), поэтому она тоже будет  с тобой ходить в детский сад. Хорошо?". Далее психологом были составлены "сказки про любимую игрушку", которые раздавались родителям  для каждодневного рассказывания  детям непосредственно по дороге в детский сад. В течении 30 дней с момента поступления ребенка  в группу детского сада 1 раз в  день (во второй половине дня) задавались вопросы: "Как твоей игрушке, нравится в детском садике? Как она себя чувствует? Ей грустно или весело? Чем она сегодня занималась?" Все беседы с детьми проводились  индивидуально. Помимо этого, проводились  наблюдения за тем, когда дети обращаются к игрушке, как часто и в  какие моменты. Все наблюдения заносились в протоколы.

Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении