Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
· Дать определение адаптации,
· Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению,
· Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,
· Выделить индивидуальные варианты адаптации детей,
· Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер адаптации,
· Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
1.1 Понятие, значение и причины адаптации
1.2 Формы адаптации
1.3 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
2. Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
2.1 Этапы адаптационного периода
2.2 Принципы и критерии успешной адаптации
2.3 Новые подходы к адаптации детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 95.20 Кб (Скачать документ)

Формирующиеся группы должны быть в первую очередь обеспечены помощниками воспитателей, чтобы  у педагога оставалось больше времени  на работу с детьми. В этих группах  следует избегать частой смены воспитателей и перевода ребенка из одной группы в другую. В период адаптации обязательно  сохраняются привычные для ребенка  способы кормления, укладывания  спать, следует разрешить принести в сад любимую игрушку, кружку, пижаму и т.д. Временное сохранение привычных для ребенка приемов  воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным  в детском саду правилам, помогает облегчить адаптацию. Для предупреждения формирования у малыша защитно-оборонительных реакций запрещается насильно кормить его и укладывать спать, проводить какие-либо травмирующие или непривычные для ребенка процедуры - стричь ногти, волосы, полоскать горло, чистить зубы, выполнять закаливающие процедуры.

В период адаптации ребенку  не рекомендуется проводить прививки. Первая профилактическая прививка в  детском саду назначается по окончании  периода адаптации, но не ранее чем  через месяц после поступления  ребенка. Организация игровой деятельности в первые дни ближе к взрослому, в стороне от детей, помогает ребенку  привыкнуть к новому фактору - большому количеству сверстников - и удовлетворить  чрезвычайно острую в период адаптации  потребность в эмоциональном  контакте со взрослыми. Удовлетворению этой потребности также хорошо помогает частое ласковое обращение к ребенку, общение "лицом к лицу", периодическое  пребывание малыша на руках, тактильный контакт (поглаживание, ласковые прикосновения). Если ребенок очень привязан к  маме, сильно плачет, отказывается есть, рекомендуется рассмотреть вопрос о ее кратковременном присутствии (при соблюдении санитарно-противоэпидемического  режима) в первые 3-4 дня в группе [12, с. 2-9].

Учитывая напряжение функции  гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой  системы и вегетативной нервной  системы ребенка, следует обеспечить состояние теплового комфорта (одевать  малыша так, как он привык дома, следить  за появлением симптомов переохлаждения или перегревания), чаще предлагать ребенку теплое питье (учитывая повышенное мочеиспускание и слезоотделение), на физкультурных занятиях следить  за реакцией крохи, не настаивать на обязательном выполнении упражнений.

Особое внимание воспитатель  и медицинский работник должны обращать на состояние носоглотки ребенка. Даже легкое покраснение зева или наличие  умеренных выделений из носа являются показанием к удалению малыша на 3-4 дня из детского учреждения. На фоне снижения сопротивляемости в период адаптации эти явления могут  привести к развитию заболевания, поэтому  ребенок нуждается в щадящем  домашнем режиме. Следует помнить, что  если в период адаптации малыш  перенес какое-либо заболевание, то после полного выздоровления  он нуждается в постепенном увеличении времени пребывания в детском  саду. Облегчают адаптацию ребенка  музыкальные занятия, функциональная музыка (музыкальное сопровождение  таких режимных моментов, как отход  ко сну, подъем, прогулка, зарядка, физкультурное  занятие) и рисование. Родителям  рекомендуется в период нахождения ребенка вне детского сада увеличить  объем двигательной активности (желательно в виде совместных прогулок и игр) и снизить объем новых впечатлений (хождение в гости, театры, просмотр телепередач, игры на компьютере). Не рекомендуется  одновременно с определением ребенка  в детский сад начинать занятия  в кружках, секциях, художественной или музыкальной школах.

Безусловно, со временем малыш  освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет  ориентироваться в саду. Кто-то с  первого дня почувствует себя "как дома", а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский  сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно  быстрее и безболезненнее освоиться  в новой ситуации, почувствовать  себя увереннее, хозяином ситуации. А  уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет  и т.д. Решению этой задачи, начиная  с первого дня пребывания в  саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности  в окружающем необходимо:

1) знакомство, сближение  детей между собой;

2) знакомство с воспитателями,  установление открытых, доверительных  отношений между воспитателями  и детьми;

3) знакомство с группой  (игровая, спальная и др. комнаты);

4) знакомство с детским  садом (кухня, медкабинет и  др.);

5) знакомство с педагогами  и персоналом детского сада;

6) знакомство и дружба  с детьми подготовительной к  школе группы [26, с. 95].

Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом, детьми из других групп) организуется в форме развивающих игр. Проведение таких игр требует от взрослого  знания и четкого выполнения определенных правил. Познакомимся с этими правилами.

1. Первое, и самое важное, правило - добровольность участия  в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять  участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать  в малыше чувство протеста, негативизма,  а в этом случае эффекта  от игры ожидать не стоит.  Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается  в игру. Для того чтобы игра  действительно увлекала детей  и лично затронула каждого  из них, необходимо выполнять

2. Взрослый должен стать  непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным  общением с детьми он вовлекает  их в игровую деятельность, делает  ее важной и значимой для  них. Он становится как бы  центром притяжения в игре. Это  особенно важно на первых этапах  знакомства с новой игрой. В  то же время взрослый организовывает  и направляет игру. Таким образом,  второе правило заключается в  том, что взрослый совмещает  две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли  взрослый должен и в дальнейшем.

3. Многократное повторение  игр, которое является необходимым  условием развивающего эффекта.  Воспитанники по-разному и в  разном темпе принимают и усваивают  новое. Систематически участвуя  в той или иной игре, дети  начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые  создают игры для освоения  и применения нового опыта.  А чтобы при повторении игра  не надоела, необходимо выполнять

4. Наглядный материал (определенные  игрушки, различные предметы и  т.д.) надо беречь, нельзя его превращать  в обычный, всегда доступный.  Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго  останется для детей необычным.  И последнее, но отнюдь не  маловажное

5. Взрослый не должен  оценивать действия ребенка: слова  типа "Неверно, не так" или  "Молодец, правильно" в данном  случае не используются. Дайте  ребенку возможность проявить, выразить  себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он  по-своему видит мир, у него  есть свой взгляд на вещи, помогите  ему выразить все это! [30, с. 85-87]

Эти основные принципы организации  и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость  выполнения.

Таким образом, можно выделить два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная  уверенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и  точно выполнять требования среды). Успешность адаптации проявляется  в поведенческих реакциях и в  продолжительности адаптационного периода. Основными факторами поведенческой  адаптации являются: эмоциональное  состояние, коммуникабельность, дневной  сон, аппетит. 

 

2.3 Новые подходы к адаптации  детей раннего возраста

Среди разнообразных подходов к разработке содержания и организации  учебно-воспитательного процесса весьма популярна в последнее время  модульная технология интеграционного  взаимодействия специалистов социального  воспитания О.Н. Усановой, применяемая  в некоторых детских садах. Сущность ее в том, что специалисты коррекционно-образовательных  учреждений осуществляют две социальные роли: педагог и социальный педагог, психолог и социальный психолог, медик  и социальный педагог. Таким образом, специалист, выполняя узкопрофессиональные задачи, вынужден вступать в сферу  социального взаимодействия не только с воспитанником, но и с его  родителями, другими педагогами, работниками  учреждения с целью создания комфортных условий для нормальной социализации воспитанника.

Профессионально осуществлять социальное взаимодействие в сфере  социального воспитания возможно только при соблюдении трех условий:

·  интеграции воспитательных и личностных ресурсов каждого специалиста в процессе управляемого профессионального взаимодействия;

·  координации целенаправленных действий специалистов по созданию комфортной социальной среды на основе индивидуального подхода к воспитаннику;

·  повышении квалификации специалистов. Разрешить противоречие между узкопрофессиональным характером функционирования специалиста и необходимостью интеграции и координации его деятельности помогает модульный подход.

На основе модульной системы  разработана и внедрена технологическая  программа адаптации ребенка  к условиям детского сада. Дети в  детский сад приходят из семей  с разной исходной социальной ситуацией  развития. Положение осложняется  тем, что в саду ежемесячно появляются новые воспитанники, у которых  уже трудный жизненный опыт. Временным  творческим коллективом из числа  специалистов модулей разработана  программа адаптации воспитанника к условиям детского сада.

Модульная система предусматривает  специальные формы обеспечения: регулярное проведение социально-психолого-педагогических консилиумов, работа учебного заведения  в инновационном режиме развития, проведение мероприятий педагогического  мониторинга. Мониторинг - одна из форм совместной деятельности специалистов, которые по единой программе проводят тестовые срезы, консультации по интерпретации  полученных данных, консилиумы и педагогические советы.

Таким образом, модульная  система позволяет реализовать  на практике известный педагогический принцип - "единство требований к  воспитаннику" в единой развивающей  среде [27, с. 19].

По мнению Кощеевой для  успешной адаптации необходимо:

·  Правильно организованный приём детей в дошкольное учреждение

·  Создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе

·  Работа с семьёй

·  Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребёнок - взрослый" и "ребёнок-ребёнок" [16, с. 14].

В настоящее время с  целью ранней социализации и адаптации  детей во многих детских садах  работают группы кратковременного пребывания. Дети вместе с родителями посещают детский сад 1-2 раза в неделю, по 1,5-2часа - 3 часа. Занятия проводятся совместно: дети+родители+воспитатели; дети+воспитатели; родители+воспитатели. Посещая такую  группу, дети знакомятся с детским  садом, группой, воспитателем. Занятия  с родителями позволяют заметить разницу в домашнем и "организованном" воспитании, провести коррекцию до поступлению в детский сад. После  посещения группы кратковременного пребывания дети легче адаптируются к дошкольному учреждению [15, с. 34-36].

Психологическая служба в  последнее время ведёт себя весьма активно, борясь за каждого ребёнка. В случае необходимости должна проводиться  коррекция адаптации. Медико-психолого-педагогическая коррекция нарушений адаптации  всегда индивидуальна и должна назначаться  педиатром и психологом, а при  необходимости - и другими специалистами, к которым ребенок направляется на консультацию. Для ребенка с  затрудненной адаптацией к дошкольному  учреждению рекомендуется пребывание дома в среду или четверг, индивидуальные занятия с психологом, использование  рисования, сказкотерапии и игротерапии  для коррекции эмоциональных  нарушений [33, с. 102]. Важную роль в успехе реабилитации таких детей играет семейное психологическое консультирование.

Учитывая сильную подверженность детей различным заболеваниям именно в период адаптации, для детей  со сниженным иммунитетом рекомендуется  использовать растительные адаптогены (элеутерококк, аралия, китайский лимонник) в виде настоя или экстракта из расчета разовой дозы 1-2 капли  на год жизни (но не более 10 капель) 2-4 раза в день (развести в молоке), курс - 10-15 дней. Использование адаптогенов  не рекомендуется детям с гипертоническими реакциями, нарушениями сна и  гиперактивностью. Для повышения  неспецифической резистентности рекомендуется  прием аскорбиновой кислоты и  витаминов А и Е в профилактической дозе в течение 10-15 дней. С целью  улучшения фагоцитоза и белкового  обмена (особенно у детей с дефицитом  массы тела) целесообразно применение оротата калия из расчета 10-20 мг на 1 кг массы тела за 2-3 приема в течение 10-20 дней, эндоназальное введение интерферона, лизоцима, оксолиновой мази [19, с. 42]. В случае отсутствия терапевтического эффекта целесообразно назначение фармацевтических иммуномодуляторов  с учетом возраста и сопутствующих  заболеваний ребенка. Рекомендуется  использование таких физиотерапевтических процедур, как массаж и ультрафиолетовое облучение (УФО) в осенне-зимний период. При наличии физиотерапевтического  кабинета в дошкольном учреждении спектр профилактических процедур может быть значительно расширен (гальванизация, индуктотермия, УВЧ, ультразвук, лекарственный  электрофорез, парафиновые и озокеритовые аппликации). В занятия по физическому  воспитанию следует включать элементы ЛФК (дыхательные упражнения, постуральный дренаж, вибрационный массаж грудной клетки) [35, с. 38].

Помогает адаптации к  дошкольному учреждению ароматерапия. Имеются положительные результаты по действию фитонцидов в виде аэрозолей  эфирных масел мяты, лаванды, аниса, каланхоэ, эвкалипта. Однако ароматерапия должна проводиться по назначению педиатра и строго индивидуально с использованием препаратов, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение.

Естественным регулятором  состояния воздушной среды являются комнатные растения, которые обладают бактериостатическим действием, оптимизируют состав воздуха, повышают содержание кислорода. Учёными разработаны и апробированы специальные фитомодули для образовательных  учреждений [29, с. 74]. Предложены четыре варианта композиций [Приложение].

С целью нормализации метаболических процессов в центральной нервной  системе рекомендуется применение витаминов В1 и В2, липоевой и пантотеновой кислот в профилактической дозе на протяжении 10-15 дней. Индивидуально  по назначению педиатра (с учетом аллергических  реакций) возможно использование кислородно-витаминных коктейлей, поливитаминных препаратов. Необходимо следить за соблюдением  рационов питания, разработанных для  дошкольного учреждения, так как  в них подобрано оптимальное  соотношение пищевых веществ, витаминов  и микроэлементов для детей различного возраста.

Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении