Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
· Дать определение адаптации,
· Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению,
· Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,
· Выделить индивидуальные варианты адаптации детей,
· Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер адаптации,
· Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.
Введение
1. Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
1.1 Понятие, значение и причины адаптации
1.2 Формы адаптации
1.3 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
2. Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
2.1 Этапы адаптационного периода
2.2 Принципы и критерии успешной адаптации
2.3 Новые подходы к адаптации детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы
Формирующиеся группы должны
быть в первую очередь обеспечены
помощниками воспитателей, чтобы
у педагога оставалось больше времени
на работу с детьми. В этих группах
следует избегать частой смены воспитателей
и перевода ребенка из одной группы
в другую. В период адаптации обязательно
сохраняются привычные для
В период адаптации ребенку
не рекомендуется проводить
Учитывая напряжение функции
гипоталамо-гипофизарно-
Особое внимание воспитатель
и медицинский работник должны обращать
на состояние носоглотки ребенка. Даже
легкое покраснение зева или наличие
умеренных выделений из носа являются
показанием к удалению малыша на 3-4
дня из детского учреждения. На фоне
снижения сопротивляемости в период
адаптации эти явления могут
привести к развитию заболевания, поэтому
ребенок нуждается в щадящем
домашнем режиме. Следует помнить, что
если в период адаптации малыш
перенес какое-либо заболевание, то
после полного выздоровления
он нуждается в постепенном
Безусловно, со временем малыш освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в саду. Кто-то с первого дня почувствует себя "как дома", а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:
1) знакомство, сближение детей между собой;
2) знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
3) знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
4) знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);
5) знакомство с педагогами и персоналом детского сада;
6) знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы [26, с. 95].
Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом, детьми из других групп) организуется в форме развивающих игр. Проведение таких игр требует от взрослого знания и четкого выполнения определенных правил. Познакомимся с этими правилами.
1. Первое, и самое важное,
правило - добровольность участия
в игре. Необходимо добиться того,
чтобы ребенок захотел принять
участие в предложенной игре.
Заставляя, мы можем вызывать
в малыше чувство протеста, негативизма,
а в этом случае эффекта
от игры ожидать не стоит.
Напротив, увидев, как играют другие,
увлекшись, ребенок сам
2. Взрослый должен стать
непосредственным участником
3. Многократное повторение
игр, которое является
4. Наглядный материал (определенные
игрушки, различные предметы и
т.д.) надо беречь, нельзя его превращать
в обычный, всегда доступный.
Во-первых, так он дольше сохранится,
а во-вторых, этот материал долго
останется для детей необычным.
5. Взрослый не должен
оценивать действия ребенка:
Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.
Таким образом, можно выделить
два основных критерия успешной адаптации:
внутренний комфорт (эмоциональная
уверенность) и внешняя адекватность
поведения (способность легко и
точно выполнять требования среды).
Успешность адаптации проявляется
в поведенческих реакциях и в
продолжительности
2.3 Новые подходы к адаптации детей раннего возраста
Среди разнообразных подходов
к разработке содержания и организации
учебно-воспитательного
Профессионально осуществлять социальное взаимодействие в сфере социального воспитания возможно только при соблюдении трех условий:
· интеграции воспитательных и личностных ресурсов каждого специалиста в процессе управляемого профессионального взаимодействия;
· координации целенаправленных действий специалистов по созданию комфортной социальной среды на основе индивидуального подхода к воспитаннику;
· повышении квалификации специалистов. Разрешить противоречие между узкопрофессиональным характером функционирования специалиста и необходимостью интеграции и координации его деятельности помогает модульный подход.
На основе модульной системы
разработана и внедрена технологическая
программа адаптации ребенка
к условиям детского сада. Дети в
детский сад приходят из семей
с разной исходной социальной ситуацией
развития. Положение осложняется
тем, что в саду ежемесячно появляются
новые воспитанники, у которых
уже трудный жизненный опыт. Временным
творческим коллективом из числа
специалистов модулей разработана
программа адаптации
Модульная система предусматривает
специальные формы обеспечения:
регулярное проведение социально-психолого-
Таким образом, модульная система позволяет реализовать на практике известный педагогический принцип - "единство требований к воспитаннику" в единой развивающей среде [27, с. 19].
По мнению Кощеевой для успешной адаптации необходимо:
· Правильно организованный приём детей в дошкольное учреждение
· Создание эмоционально - благоприятной атмосферы в группе
· Работа с семьёй
· Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребёнок - взрослый" и "ребёнок-ребёнок" [16, с. 14].
В настоящее время с целью ранней социализации и адаптации детей во многих детских садах работают группы кратковременного пребывания. Дети вместе с родителями посещают детский сад 1-2 раза в неделю, по 1,5-2часа - 3 часа. Занятия проводятся совместно: дети+родители+воспитатели; дети+воспитатели; родители+воспитатели. Посещая такую группу, дети знакомятся с детским садом, группой, воспитателем. Занятия с родителями позволяют заметить разницу в домашнем и "организованном" воспитании, провести коррекцию до поступлению в детский сад. После посещения группы кратковременного пребывания дети легче адаптируются к дошкольному учреждению [15, с. 34-36].
Психологическая служба в
последнее время ведёт себя весьма
активно, борясь за каждого ребёнка.
В случае необходимости должна проводиться
коррекция адаптации. Медико-психолого-
Учитывая сильную
Помогает адаптации к
дошкольному учреждению ароматерапия.
Имеются положительные
Естественным регулятором
состояния воздушной среды
С целью нормализации метаболических
процессов в центральной
Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении