Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
· Дать определение адаптации,
· Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению,
· Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,
· Выделить индивидуальные варианты адаптации детей,
· Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер адаптации,
· Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
1.1 Понятие, значение и причины адаптации
1.2 Формы адаптации
1.3 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
2. Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
2.1 Этапы адаптационного периода
2.2 Принципы и критерии успешной адаптации
2.3 Новые подходы к адаптации детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 95.20 Кб (Скачать документ)

Из всей группы 91% детей (20 человек) выбрали мягкую игрушку, один ребенок принес пластмассового зайчика  и один мальчик принес трактор, в  котором, по его словам, "Папа едет". По мере прохождения адаптационного процесса отношения к игрушкам у  детей менялось. Они начинали давать эмоционально положительные ответы на вопросы о любимой игрушке: "Ей хорошо", "Нравится в садике", "Нравится с ребятками играть", "Мой Мишка уже не плачет". Дети стали охотнее делиться игрушками  со сверстниками, позже практически  перестали обращать внимание на то, что кто-то из детей взял их любимую  игрушку, чаще забывать её в группе на время музыкальных или физкультурных  занятий, прогулок, реже обращаться к  ней во время расставания с  родителями. Дети стали больше обращать внимание на другие игрушки в группе.

Исследования по методике "Сказка" показали, что присутствие  любимой игрушки необходимо детям  раннего возраста в период адаптации  к дошкольному образовательному учреждению и, особенно, для тех, у  кого этот процесс происходит длительное время и носит болезненный  характер.

На основе наблюдений за взаимодействием детей раннего  возраста с любимой игрушкой были выделены следующие функции:

1. Игрушка выполняет функции  психологической защиты для ребенка.  В период обиды на других  детей или взрослых, когда ребенку  особенно необходимо, чтобы его  кто-то обнял, пожалел: 27 % всей  группы детей обращается к  любимой игрушке и 100% тяжело  адаптирующихся детей к дошкольному  образовательному учреждению.

2. Любимая игрушка выполняет  функции партнера по общению.  В первые дни пребывания в  детском саду игра, общение со  сверстниками или взрослыми отсутствует  из-за процесса адаптации и  мягкая игрушка, принесенная из  дома, является единственным давно  знакомым "другом". Близость такого  друга облегчает малышу переживание  опасности или одиночества, даёт  ощущение своей нужности и  самостоятельности.

3. Игрушка выполняет функции  посредника между взрослым и  ребенком, помогает установить эмоционально  положительный контакт с ребенком. Детям, у которых процесс адаптации  к ДОУ носит продолжительный  и болезненный характер особенно  тяжело выступать инициатором  общения, поэтому в качестве  предмета общения они выбирают  любимую игрушки.

4. Любимые игрушки детей  помогают им обрести чувство  Я и осознать свои переживания.  Дети с трудной адаптацией  к ДОУ приписывают ей свое  эмоциональное состояние: "Ей  грустно", "Она плачет", "Мишка  ждет папу". Именно со своими  зайцами, мишками и лисичками  дети проигрывают и переживают  все, что с ними происходит: сон, кормление, игра, ожидание  родителей и так далее. Дети  раннего возраста часто наделяют  любимую игрушку своими чертами  и "отдают" ей свои переживания.

Таким образом, введение любимой  игрушки в процесс адаптации  к дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня). Ежедневное присутствие любимой  и давно знакомой игрушки смягчает прохождения процесса адаптации  ребенка раннего возраста к ДОУ  и дает ребенку чувство защищенности и безопасности [30, с. 85-86].

В последние годы стали  применять метод "песочной терапии", согласно которому первые контакты детей  происходят в песочнице. Идею "терапии  песком" предложил швейцарский  психолог и философ К.Г. Юнг, основатель аналитической терапии [29, с. 70-78].

Таким образом, современная  педагогика предлагает множество методик  успешной адаптации детей раннего  возраста к условиям детского сада.

 
Заключение

Поступление ребенка в  дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера  питания, системы поведенческих  реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости  устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

На процесс адаптации  ребенка влияют достигнутый уровень  психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми  и сверстниками, личностные особенности  самого малыша, а также уровень  тревожности и личностные особенности  родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению  здоровья.

На характер адаптации  ребенка влияют:

1) Уровень психического  развития ребенка.

2) Взаимоотношения ребенка  с матерью.

Период адаптации к  изменению микросоциальных условий, в том числе при поступлении  в дошкольное учреждение - сложный, своеобразный критический период в  жизни ребенка, который определяется переживаемым психологическим и  биологическим стрессом. Наиболее актуальна  проблема адаптации у детей раннего  возраста, часто болеющих, перенесших перинатальную гипоксию, которые  характеризуются несовершенством, незрелостью адаптационных механизмов и иммунной системы. Адаптация у  таких детей нередко протекает  в виде "адаптационной болезни" с выраженными поведенческими, сомато-вегетативными  нарушениями и снижением резистентности, что обусловливает значительное возрастание восприимчивости в этот период к вирусно-бактериальным инфекциям.

Личность - сложная структура  уже на уровне дошкольного возраста, наиболее плодотворным ее исследование может быть лишь при наличии комплексного подхода к ней. Осуществить такой  подход нам помог комплекс различных  социально-психологических методов, а также ряд других приемов  и методов, позволивших анализировать  особенности развития личности ребенка  в трудных, неблагоприятных условиях.

К биологическим факторам анамнеза относят:

·  заболевания матери во время беременности и родах,

·  заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в ДДУ.

К социальным факторам анамнеза относят:

·  неправильный режим дня ребенка;

·  недостаточный дневной и ночной сон;

·  вредные привычки;

·  неправильная организация бодрствования;

·  неумение общаться со взрослыми и детьми;

·  несформированность предметной и игровой деятельности ребенка.

Для профилактики дошкольной дезадаптации в последнее время  создаются различные специализированнее классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального  подхода в воспитании по отношению  к детям как готовым, так и  не готовым к ДОУ, чтобы избежать в дальнейшем серьезных психологических  проблем у ребенка и школьной дезадаптации.

Поэтому первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных  воспитанниках (эту информацию можно  получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация  родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные  с поступлением ребенка в детский  сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей  в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной  программой, с воспитанием у малышей  культурно-гигиенических навыков  и навыков самообслуживания, с  особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.

Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду - знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы:

·  индивидуальные консультации;

·  проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;

·  открытые детские праздники ("Новый год", "Весна красна", "Масленица" и т.п.);

·  знакомство родителей с соответствующей литературой из "Библиотеки детского сада".

Главное на этом этапе - это  привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому  родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

Основные принципы работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов  в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение  групп (прием 2-3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание  ребенка в начальный период  адаптации (2-3 часа, возможность пребывания  с мамой).

4. Гибкий режим пребывания  ребенка в детском саду (свободное  время прихода, дополнительные  выходные дни).

5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша  привычек.

6. Ежедневный контроль  за состоянием здоровья, эмоциональным  состоянием, аппетитом, сном ребенка  в первый месяц (с этой целью  на каждого ребенка заполняется  так называемый "адаптационный  лист").

В заключении необходимо подчеркнуть, что тип личности ребенка существенно  обусловлен определенными условиями  воспитания в семье, особенностями  отношении, общения с ребенком, организации  его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и  местом, которое в нем занимает ребенок.

В дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаться  условия, когда влияние среды  становится "патогенным" для развития личности, поскольку ущемляет его. Подобная ситуация возникает в случаях, когда  имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями  ребенка в игре (последние оказываются  ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка (сформированными  в семье) и сверстников.

Современная педагогическая наука предлагает множество методик  и приёмов для успешной адаптации  детей раннего возраста к условиям детского сада.

 
Список использованной литературы

1.  Бабенко А. Помочь ребёнку [адаптироваться в детском саду] // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34

2.  Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.

3.  Брэдвей Л., Хил Б.А. Ребёнок от 3 до 7 лет. - М.: ЮНВЕС,1997. - 160с.

4.  Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,1983. - 80с.

5.  Видра Д. Детский сад с точки зрения психоанализа // Дошкольное воспитание. - 2004. - №4. - с. 58-64

6.  Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя детского сада/ А.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова, Л.И. Каплан и др. - М.: Просвещение,1986. - 176с.

7.  Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 224с.

8.  Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.

9.  Григорян М. В детский сад [как нужно готовить ребёнка к детскому саду] // Работница. - 2007. - №8. - с. 20-24

10.  Евдокимова Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - с. 47-49

11.  Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1988. - №9. - с. 71-76

12.  Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - с. 2-9

13.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.

14.  Косенюк Р.Р. Педагогическая поддержка детей раннего возраста // Сацыяльна-педагагічная работа. У дапамогу педагогу. - 2007. - №9. - с. 27-31

15.  Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36

16.  Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие. - Мн.: Зорны верасень,2006. - 68с.

17.  Левко А.И. Детство как социально - педагогическая проблема // Феномен детства: социально - педагогические и медико - психологические проблемы: Материалы международной конференции. - Брест,2004. - с. 121-125

18.  Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-го года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-Пресс,2005. - 245с.

19.  Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего озраста // Дошкольное воспитание. - 1997. - №9. - с. 42-44

20.  Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2-3 года): практическое пособие. - СПб: Паритет,2004. - 102с.

21.  Лысюк Л.Г., Железнякова З.Р. Асаблівасці узаемадзеяння выхавацеляў з дзецьмі малодшых груп дзіцячага сада // Адукацыя і выхаванне. - 1996. - №1. - с. 91-97

22.  Марач И. Влияние привязанности ребёнка к матери на его адаптацию к детскому саду // Феномен детства: социально - педагогические и медико - психологические проблемы: Материалы международной конференции. - Брест,2004. - с. 284-286

23.  Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996.

24.  Павлова Л. Второй год жизни: Мамина школа // Дошкольное воспитание. - 2004. - №8. - с. 104-110

25.  Павлова Л. О современной проблеме ранего возраста // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. - с. 9-12

26.  Павлова Л. Раннее детство: у истоков развития личности // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11. - с. 94-96

27.  Пахомова Н. У групе - навічок. Адаптацыйны перыяд ў яслях - садзе // Пралеска. - 1999. - №9. - с. 19-20

28.  Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Н.Н. Поддьяковой, Н.Я. Лихаленко. - М.: Просвещение,1987. - 320с.

29.  Сиротюк А. Плоды просвещения // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 70-78

30.  Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения // Дошкольное воспитание. - 1998. - №3. - с. 85-98

31.  "Социальная адаптация" детей в дошкольном учреждении/ Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. - М.: Наука. - 241с.

32.  Степаненкова З.И. Игры для самых малентких: Методическое пособие. - Мн.: Зорны верасень,2006. - 89с.

Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении