Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
· Дать определение адаптации,
· Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению,
· Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,
· Выделить индивидуальные варианты адаптации детей,
· Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер адаптации,
· Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.
Введение
1. Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
1.1 Понятие, значение и причины адаптации
1.2 Формы адаптации
1.3 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
2. Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
2.1 Этапы адаптационного периода
2.2 Принципы и критерии успешной адаптации
2.3 Новые подходы к адаптации детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы
Из всей группы 91% детей (20
человек) выбрали мягкую игрушку, один
ребенок принес пластмассового зайчика
и один мальчик принес трактор, в
котором, по его словам, "Папа едет".
По мере прохождения адаптационного
процесса отношения к игрушкам у
детей менялось. Они начинали давать
эмоционально положительные ответы
на вопросы о любимой игрушке:
"Ей хорошо", "Нравится в садике",
"Нравится с ребятками играть",
"Мой Мишка уже не плачет".
Дети стали охотнее делиться игрушками
со сверстниками, позже практически
перестали обращать внимание на то,
что кто-то из детей взял их любимую
игрушку, чаще забывать её в группе
на время музыкальных или
Исследования по методике "Сказка" показали, что присутствие любимой игрушки необходимо детям раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению и, особенно, для тех, у кого этот процесс происходит длительное время и носит болезненный характер.
На основе наблюдений за взаимодействием детей раннего возраста с любимой игрушкой были выделены следующие функции:
1. Игрушка выполняет функции
психологической защиты для
2. Любимая игрушка выполняет
функции партнера по общению.
В первые дни пребывания в
детском саду игра, общение со
сверстниками или взрослыми
3. Игрушка выполняет функции
посредника между взрослым и
ребенком, помогает установить
4. Любимые игрушки детей
помогают им обрести чувство
Я и осознать свои переживания.
Таким образом, введение любимой игрушки в процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению помогает ребенку преодолеть различные негативные переживания, свойственные детям в данный период (страх, одиночество, разлуку с родителями, изменения обстановки и режима дня). Ежедневное присутствие любимой и давно знакомой игрушки смягчает прохождения процесса адаптации ребенка раннего возраста к ДОУ и дает ребенку чувство защищенности и безопасности [30, с. 85-86].
В последние годы стали применять метод "песочной терапии", согласно которому первые контакты детей происходят в песочнице. Идею "терапии песком" предложил швейцарский психолог и философ К.Г. Юнг, основатель аналитической терапии [29, с. 70-78].
Таким образом, современная педагогика предлагает множество методик успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Заключение
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
На процесс адаптации
ребенка влияют достигнутый уровень
психического и физического развития,
состояние здоровья, степень закаленности,
сформированность навыков самообслуживания,
коммуникативного общения со взрослыми
и сверстниками, личностные особенности
самого малыша, а также уровень
тревожности и личностные особенности
родителей. Дети, имеющие отклонения
в этих сферах труднее адаптируются
к новым микросоциальным
На характер адаптации ребенка влияют:
1) Уровень психического развития ребенка.
2) Взаимоотношения ребенка с матерью.
Период адаптации к
изменению микросоциальных
Личность - сложная структура
уже на уровне дошкольного возраста,
наиболее плодотворным ее исследование
может быть лишь при наличии комплексного
подхода к ней. Осуществить такой
подход нам помог комплекс различных
социально-психологических
К биологическим факторам анамнеза относят:
· заболевания матери во время беременности и родах,
· заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в ДДУ.
К социальным факторам анамнеза относят:
· неправильный режим дня ребенка;
· недостаточный дневной и ночной сон;
· вредные привычки;
· неправильная организация бодрствования;
· неумение общаться со взрослыми и детьми;
· несформированность предметной и игровой деятельности ребенка.
Для профилактики дошкольной
дезадаптации в последнее время
создаются различные
Поэтому первый этап подготовки
детей в ДОУ необходимо начинать
со сбора информации о потенциальных
воспитанниках (эту информацию можно
получить в детской поликлинике,
на педиатрических участках), организация
родительских собраний. На таких мероприятиях
решаются многие проблемы, связанные
с поступлением ребенка в детский
сад: родители могут детально ознакомиться
с организацией жизни малышей
в детском саду, режимом питания,
режимом дня, с образовательной
программой, с воспитанием у малышей
культурно-гигиенических
Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду - знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы:
· индивидуальные консультации;
· проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы;
· открытые детские праздники ("Новый год", "Весна красна", "Масленица" и т.п.);
· знакомство родителей с соответствующей литературой из "Библиотеки детского сада".
Главное на этом этапе - это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей следующие:
1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль
за состоянием здоровья, эмоциональным
состоянием, аппетитом, сном ребенка
в первый месяц (с этой целью
на каждого ребенка
В заключении необходимо подчеркнуть, что тип личности ребенка существенно обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношении, общения с ребенком, организации его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в нем занимает ребенок.
В дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаться условия, когда влияние среды становится "патогенным" для развития личности, поскольку ущемляет его. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка (сформированными в семье) и сверстников.
Современная педагогическая наука предлагает множество методик и приёмов для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Список использованной литературы
1. Бабенко А. Помочь ребёнку [адаптироваться в детском саду] // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
3. Брэдвей Л., Хил Б.А. Ребёнок от 3 до 7 лет. - М.: ЮНВЕС,1997. - 160с.
4. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,1983. - 80с.
5. Видра Д. Детский сад с точки зрения психоанализа // Дошкольное воспитание. - 2004. - №4. - с. 58-64
6. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя детского сада/ А.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова, Л.И. Каплан и др. - М.: Просвещение,1986. - 176с.
7. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 224с.
8. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.
9. Григорян М. В детский сад [как нужно готовить ребёнка к детскому саду] // Работница. - 2007. - №8. - с. 20-24
10. Евдокимова Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - с. 47-49
11. Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1988. - №9. - с. 71-76
12. Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - с. 2-9
13. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.
14. Косенюк Р.Р. Педагогическая поддержка детей раннего возраста // Сацыяльна-педагагічная работа. У дапамогу педагогу. - 2007. - №9. - с. 27-31
15. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36
16. Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие. - Мн.: Зорны верасень,2006. - 68с.
17. Левко А.И. Детство как социально - педагогическая проблема // Феномен детства: социально - педагогические и медико - психологические проблемы: Материалы международной конференции. - Брест,2004. - с. 121-125
18. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-го года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-Пресс,2005. - 245с.
19. Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего озраста // Дошкольное воспитание. - 1997. - №9. - с. 42-44
20. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2-3 года): практическое пособие. - СПб: Паритет,2004. - 102с.
21. Лысюк Л.Г., Железнякова З.Р. Асаблівасці узаемадзеяння выхавацеляў з дзецьмі малодшых груп дзіцячага сада // Адукацыя і выхаванне. - 1996. - №1. - с. 91-97
22. Марач И. Влияние привязанности ребёнка к матери на его адаптацию к детскому саду // Феномен детства: социально - педагогические и медико - психологические проблемы: Материалы международной конференции. - Брест,2004. - с. 284-286
23. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996.
24. Павлова Л. Второй год жизни: Мамина школа // Дошкольное воспитание. - 2004. - №8. - с. 104-110
25. Павлова Л. О современной проблеме ранего возраста // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. - с. 9-12
26. Павлова Л. Раннее детство: у истоков развития личности // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11. - с. 94-96
27. Пахомова Н. У групе - навічок. Адаптацыйны перыяд ў яслях - садзе // Пралеска. - 1999. - №9. - с. 19-20
28. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Н.Н. Поддьяковой, Н.Я. Лихаленко. - М.: Просвещение,1987. - 320с.
29. Сиротюк А. Плоды просвещения // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 70-78
30. Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения // Дошкольное воспитание. - 1998. - №3. - с. 85-98
31. "Социальная адаптация" детей в дошкольном учреждении/ Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. - М.: Наука. - 241с.
32. Степаненкова З.И. Игры для самых малентких: Методическое пособие. - Мн.: Зорны верасень,2006. - 89с.
Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении