Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:59, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
Согласно поставленной цели, задачами исследования являются:
· Дать определение адаптации,
· Выявить характерные черты процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению,
· Проследить общие закономерности адаптации ребенка к детскому учреждению,
· Выделить индивидуальные варианты адаптации детей,
· Определить влияние уровня психического развития ребенка на характер адаптации,
· Изучить критерии и приёмы успешной адаптации детей.
Введение
1. Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
1.1 Понятие, значение и причины адаптации
1.2 Формы адаптации
1.3 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста
2. Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
2.1 Этапы адаптационного периода
2.2 Принципы и критерии успешной адаптации
2.3 Новые подходы к адаптации детей раннего возраста
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, учёные выделяют три этапа адаптационного периода. Самым тяжёлым является первый этап, который и называют острой фазой. Все этапы протекают сугубо индивидуально.
2.2 Принципы и критерии успешной адаптации
Вопрос о помещении
ребенка в ясли, как правило, встаёт
перед родителями в связи с
окончанием оплачиваемого отпуска
матери по уходу за ребёнком, а именно
по достижении им возраста 1,5 лет. Но с
психологической точки зрения именно
этот возраст наименее благоприятный
для столь радикальной
Поскольку активность и эмоциональность человека во многом определяется условиями воспитания в раннем детстве, такие дети в последствии демонстрируют недостаточную инициативность и активность. В эмоциональном плане это усугубляется повышенной тревожностью, склонностью к страхам, навязчивым действиям и другим невротическим симптомам. Таким образом, отчасти решив свои бытовые проблемы, родители рискуют столкнуться с иными проблемами - психологическими.
С психологической точки зрения вопрос о помещении ребёнка в дошкольное учреждение является остро дискуссионным. Даже некоторые приверженцы идеи общественного воспитания издавна замечали, что в раннем возрасте семейное воспитание имеет для ребёнка исключительное значение и общественное воспитание может выступать ему далеко не равноценной заменой. Такой точки зрения придерживается и большинство специалистов в области детской психологии. Практика служит явным подтверждением настороженного отношения к дошкольному общественному воспитанию. Особенно это касается раннего помещения детей в ясли.
Значительная часть детей
раннего возраста плохо адаптируется
к такой перемене в своей жизни.
В первые дни пребывания в непривычной
среде многие дети демонстрируют
возбуждение и беспокойство, а
потом становятся вялыми и заторможенными.
Это происходит вследствие острой эмоциональной
реакции на отрыв от матери, столкновение
с неизвестными людьми, смену всего
распорядка жизнедеятельности. Нередки
вспышки заболеваемости у детей.
Отчасти это объясняется
Если семейные обстоятельства
диктуют необходимость
В трёхлетнем возрасте поступление
в детский сад не столь однозначно
отрицательное для ребёнка
В дошкольном возрасте характер ведущей деятельности приобретает сюжетно-ролевая игра, в которой необходимо взаимодействие со сверстниками. В условиях семейного воспитания возможности общения со сверстниками у ребёнка довольно ограничены. В детском саду ребёнок постоянно находится в коллективе сверстников, общается и играет с ними, и это позитивно сказывается на его развитии. Кроме того, в детском саду регулярно проводятся развивающие занятия, формирующие у детей готовность к школьному обучению. Роль этих занятий особенно важна в связи с тем, что далеко не все родители уделяют достаточно внимания познавательному развитию ребёнка.
Легче всего адаптация протекает у детей, рожденных от здоровых матерей, у детей редко болеющих до поступления в детский сад. Как правило, такие дети умеют длительно, разнообразно и сосредоточено играть с игрушками, в случае затруднения упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь обращаться за помощью. Они любят вместе с воспитателем решать предметные задачи: собрать пирамидку, элементы конструктора и др. Для ребенка, умеющего играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым и ровесниками.
Нелегко привыкают к детскому саду единственные дети, дети чрезмерно опекаемые, неуверенные в себе.
Оптимальным возрастом для поступления в дошкольное учреждение большинство специалистов считает 4 года.
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Таким образом, каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям.
Во-первых, надо понимать, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный [11, с. 47-48].
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.к. стресс истощает защитные силы организма.
Мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.
Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.
Родителям, заметившим, что у их ребенка проблемы с адаптацией, можно посоветовать в первую очередь поговорить с воспитателем. Ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т.к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.
Осложняющим фактором адаптации являются и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе.
Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.
Если ребенок - единственный
в семье, часто болеет, испытывает
страхи, то его вхождение в детский
сад должно быть постепенным. Сначала
его нужно привести в группу, познакомить
с воспитателем и ребятами, посмотреть
вместе игрушки, вызвать интерес
к новому окружению и: вернуться
домой. Затем несколько дней можно
приводить ребенка в сад и
забирать до начала дневного сна. В
зависимости от поведения ребенка
время пребывания нужно постепенно
увеличивать. Дома следует побольше
играть с ним в подвижные
Научными исследованиями установлены и другие прогностические признаки затруднения адаптации.
Для детей ясельного возраста:
· частые заболевания матери во время беременности;
· несоответствие домашнего режима ясельному;
· возраст ребенка от 9 до 18 месяцев;
· токсикоз 2-й половины беременности у матери;
· асфиксия при рождении;
· низкий культурный и образовательный уровень семьи;
· злоупотребление родителей алкоголем;
· конфликтные отношения между родителями;
· отставание ребенка в нервно-психическом развитии;
· раннее (с 4 месяцев) искусственное вскармливание;
· рахит 2-3-й степени;
· наличие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (2-3-я группа здоровья);
· масса тела при рождении менее 2500 г и более 4000 г;
· содержание гемоглобина менее 116 г/л.
Для детей дошкольного возраста:
· частые (более 4 раз в году) простудные заболевания;
· неудовлетворительная адаптация к яслям;
· злоупотребление родителей алкоголем;
· конфликтные отношения между родителями;
· неправильное домашнее воспитание;
· отсутствие или задержка освоения ролевых игр и навыков самообслуживания;
· мужской пол ребенка;
· низкий культурный и образовательный уровень семьи;
· осложнения в родах;
· масса тела при рождении менее 2500 г;
· отклонения в физическом и психическом развитии [2, с. 367-369].
При наличии у ребенка четырех и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное течение адаптации. Дети с неблагоприятным прогнозом адаптации должны быть взяты под наблюдение педиатра и психолога детского сада с первых дней посещения учреждения.
Учёные выделяют два основных критерия успешной адаптации:
· внутренний комфорт - эмоциональная уверенность,
· внешняя адекватность поведения - способность легко и точно выполнять требования среды.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Выделяют 4 основных фактора поведенческой адаптации:
· эмоциональное состояние,
· коммуникабельность,
· дневной сон,
· аппетит [16, с. 6-7].
Характер адаптации зависит от нескольких факторов (исследования Н.А. Аксариной, Н.П. Жуковой, Р.В. Тонковой-Ямполькой и др.):
· Возраста ребёнка,
· Состояние здоровья и уровня развития ребёнка,
· Биологического и социального анамнеза,
· Особенностей высшей нервной системы, её типа, наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы, индивидуальных особенностей, половых различий
· Уровня тренированности адаптационных механизмов [16, с. 9-12
Целесообразно выделить группу причин, оказывающих влияние на характер адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения:
· Опыт общения ребёнка со сверстниками и взрослыми
· Уровень сформированности навыков самообслуживания
· Особенности семейного воспитания кощеева [16, с. 12-13]
Для облегчения адаптации
необходимо постепенное формирование
групп вновь поступающими детьми
(не более 3 детей в неделю), укороченное
пребывание ребенка в детском
саду (начиная с 2-3 часов) с постепенным
увеличением на 1-2 часа в день в
зависимости от поведения малыша.
Психологи рекомендуют
Информация о работе Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении