Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:15, курсовая работа
Цель исследования: предложит систему формирования словаря в условия специальной школы.
Объектом исследования является словарь прилагательных младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является система коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………1 стр.
Глава 1. Научно – методический подход к изучению состояния речи у детей с задержкой психического развития…………………………………4 стр.
Развитие речи у нормально развивающихся детей
младшего школьного возраста……...………………………..………….4 стр.
Особенности речи детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития……………………………………8 стр.
Особенности словоизменения прилагательных………...27 стр.
Особенности словообразования прилагательных………29 стр.
Глава 2. Особенностей словарного запаса у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития……………………...………..34 стр.
2.1. Методика выявления словарного запаса у детей младшего
школьного возраста……………………………………………………………34 стр.
2.2. Констатирующий эксперимент……………………………………37 стр.
Заключение………………………………………………………………….....62 стр.
Список литературы……………………………………………………………64 стр.
Алферов
Л. Д. [№2] говорил, что отношения нормально
развивающихся младших
У ребенка с развитой речью наблюдаются речевые средства, которые он присваивает от взрослых и использует в своей контекстной речи. Конечно, даже очень хорошо развитая речь шести-семи летнего ребенка – это детская речь.
Эмоциональная
культура речи имеет огромное значение
в жизни человека. Речь может быть
выразительной, но может быть небрежной,
чрезмерно быстрой или
У нормально развивающихся детей семи-девяти лет наблюдается некая особенность: уже достаточно освоив основы контекстной речи ребенок позволяет себе говорит не для того, чтобы выразить свои мысли, а просто лишь для того, чтобы удержать внимание собеседника.
В условиях школьного урока, когда учитель дает ребенку возможность отвечать на вопросы или просит пересказать услышанный текст, от него как от ученика требуют работу над словом, над словосочетанием и предложением, а также над связной речью. Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.
Неуспеваемость, особенно если она проявляется ещё в начальных классах, существенно затрудняет овладение ребенком обязательной школьной программой. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учения и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.
1.2. Особенности
речи детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития.
Причины
неуспеваемости учащихся в массовой
общеобразовательной школе
Однако с каждой из перечисленных причин трудностей в обучении связывается отставание сравнительно небольшого числа детей по отношению ко всем явно или скрытно неуспевающим школьникам, значительную часть которых (примерно половину) составляют дети с задержкой психического развития.
Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
Причины этой формы нарушения развития анализировались такими исследователями, как М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, М. Г. Рейдибойм, Т. А. Власова, К. С. Лебединская. Все они констатируют связь между задержкой психического развития и резидуальными (остаточными) состояниями после перенесенных во внутриутробном развитии или во время родов, или в раннем детстве слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы, а также генетически обусловленной недостаточностью головного мозга. Но все эти вредности, как правило, не приводят к грубым органическим изменениям мозга, а скорее приводят к своеобразным нарушениям трофики, чем и определяется задержка развития той или иной системы.
Слабовыраженная
Большинство зарубежных психологов и педагогов, непосредственно связанных с диагностикой и обучением детей с задержкой психического развития, считают, что у значительной их части органическое поражение мозга может не выявляться неврологически, но вести к нарушению нормального процесса учения. Они указывают на необходимость отличия таких детей от умственно отсталых, детей с дефектами слуха, зрения и физическими недостатками, нарушениями речи и предлагают называть их детьми со специфическими трудностями в обучении.
Авторы
по-разному оценивают
Первые
обобщения клинических данных о
детях с задержкой психического
развития и общие рекомендации по
организации коррекционной
Дети с задержкой психического развития, несмотря на значительную вариабельность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние от педагогической запущенности, так и от олигофрении: они не имеют нарушений отдельных анализаторов, не являются умственно отсталыми, но в то же время стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики – незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. Патогенетической основой этих симптомов, как показывают исследования советских ученых, клиницистов и психологов, является перенесенное органическое заболевание центральной нервной системы (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский и др.).
Перенесенные ребенком органическое заболевание центральной нервной системы и оставшиеся его знаки (резидуальная органическая недостаточность центральной нервной системы) служат патогенетической основой нарушения созревания тех или иных систем мозга, и в первую очередь лобных отделов. Впервые эту точку зрения высказала М. С. Певзнер [№ 21].
Наряду с затрудненным развитием познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития могут проявляться энцефалопатические синдромы – гиперактивность, импульсивность, а также тревоги, агрессии и т. п., что также свидетельствует об органической недостаточности центральной нервной системы. Вопрос о том, как связаны между собой расстройства интеллекта при задержках с расстройствами эмоционально-волевой регуляции, является дискуссионным. Так, М. С. Певзнер пишет, что проведенный анализ клинических фактов показал, что одним из определяющих симптомов у детей с задержкой развития является недоразвитие эмоционально-волевой сферы, по типу инфантилизма. В группе детей с задержкой развития, исходя из синдромологического принципа, М. С. Певзнер [№ 21] выделяет ряд клинических вариантов:
Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, Т. А. Власова, Е.С. Иванов и некоторые другие авторы считают, что церебральные астении, аффективная расположенность, психопатоподобные расстройства могут не только снижать работоспособность, усугубляя дефект познавательной деятельности при задержке психического развития, но и играть роль первопричины в возникновении задержки психического развития.
Среди
детей, страдающих астеническими состояниями
в связи с функционально-
Таким
образом, с позиций современного
понимания закономерностей
Подводя
итоги исследованиям за определенный
период, в частности в аспекте
клинической классификации
Располагая определенными научными сведениями о клинических особенностях детей с задержкой психического развития, исследователи выделяют ряд вариаций этого состояния. Психический инфантилизм (эмоционально незрелые дети), астенические состояния (длительно текущие) представляют собой наиболее легкие формы. Дети с задержкой психического развития этих форм могут иметь первичное нарушение (или снижение в ранние сроки постнатального развития) прежде всего темпа формирования эмоционально-волевой регуляции, а на этой основе малую работоспособность, быструю истощаемость, аритмию памяти, внимания. Эти особенности психики не могут не влиять негативным образом на обучаемость детей. Прогнозы дефектологов относительно выраынивания психического развития этих детей в обычных условиях массовой школы, но при индивидуальной педагогической помощи оптимистичны.
Задержка психического развития, характеризующая первичным нарушением познавательной деятельности, связанным с дефицитностью отдельных корковых функций (эти дети имеют дефектную первооснову для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, а также для нейрофизиологического и соматического развития), представляет наиболее тяжелую форму. По своей сути эта форма нередко выражает состояние, пограничное с дебильностью. Обучаемость этих детей снижена первично в более значительной степени. Им дефектологи рекомендуют обучение в специальных классов и школах для детей с задержкой психического развития.