Особенности речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание

Цель исследования: предложит систему формирования словаря в условия специальной школы.
Объектом исследования является словарь прилагательных младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является система коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………1 стр.

Глава 1. Научно – методический подход к изучению состояния речи у детей с задержкой психического развития…………………………………4 стр.
Развитие речи у нормально развивающихся детей

младшего школьного возраста……...………………………..………….4 стр.
Особенности речи детей младшего школьного возраста

с задержкой психического развития……………………………………8 стр.
Особенности словоизменения прилагательных………...27 стр.
Особенности словообразования прилагательных………29 стр.

Глава 2. Особенностей словарного запаса у детей младшего школьного

возраста с задержкой психического развития……………………...………..34 стр.

2.1. Методика выявления словарного запаса у детей младшего

школьного возраста……………………………………………………………34 стр.

2.2. Констатирующий эксперимент……………………………………37 стр.

Заключение………………………………………………………………….....62 стр.

Список литературы……………………………………………………………64 стр.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Логопедии.doc

— 985.00 Кб (Скачать документ)

      В ходе дальнейших исследований среди  детей этой категории Т. А. Власовой и М. С. Певзнер [№ 6] были выделены две  группы. В первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического  и умственного развития, которые  были охарактеризованы как дети с психофизическим и психическим инфантилизмом. Задержка их развития вызвана замедленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и её связей с другими областями коры и подкорки. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и волевой сферы, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, для них характерна низкая работоспособность.

      Вторую  группу составили учащиеся с функциональными  расстройствами психической деятельности (церебрастеническими состояниями), которые обычно являются следствием мозговых травм. Для этих школьников характерна слабость основных нервных процессов, хотя глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды нормализации состояния они могут добиваться высоких результатов в учебе.

      В настоящее время существует несколько  классификаций пограничных форм интеллектуальной  недостаточности. Одна из первых классификаций принадлежит  Г. Е. Сухаревой, которая, исходя из этиопатогенетического принципа, выделила формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:

  1. интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;
  2. интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояний, обусловленных соматическими заболеваниями;
  3. нарушения при различных формах инфантилизма;
  4. вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма;
  5. функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.

      На  основе патогенетического принципа В. В. Ковалев все пограничные  формы интеллектуальной недостаточности  условно разделил на группы:

  1. дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка;
  2. энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;
  3. интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации;
  4. интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства.

     К. С. Лебединская [№ 12] предложила клиническую  систематику детей с задержкой  психического развития. Ею было выделено четыре основных варианта задержек психического развития – конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения. Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов данной аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.

     К задержке психического развития конституционального происхождения относят психический и психофизический инфантилизм. Этот вариант задержки психического развития характеризуется следующими особенностями. При психофизическом инфантилизме детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а также инфантильность психики. Эмоционально-волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей более младшего возраста, а в поведении преобладают эмоциональные реакции, игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельные. В игре они проявляют выдумку и сообразительность, однако очень быстро устают от учебной деятельности. У этих детей преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, незрелость личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций. При переходе к школьному возрасту сохраняется большая значимость для детей игровых интересов. Как правило, причиной такого состояния являются факторы генетического характера. Нередко возникновение этой формы задержки психического развития может быть связано с негрубыми обменно-трофическими расстройствами. Детям этой формы задержка психического развития практически не нужна специальная помощь, поскольку со временем отставание сглаживается. Однако обучение в школе с шестилетнего возраста для них не рационально.

     Задержка  психического развития соматогенного  происхождения связана с длительными  хроническими заболеваниями. Она характеризуется  физической и психической астенией и соматической инфантилизацией. Данная форма возникает вследствие длительной соматической недостаточности различного генеза (хронические инфекции, аллергические состояния, врожденные и приобретенные пороки внутренних органов и др.). В возникновение задержки психического развития у этой группы детей большая роль принадлежит стойкой астении, снижающий не только общий, но и психический тонус. Большое значение имеют социальные факторы, приводящие к появлению различных невротических наслоений (неуверенность, боязливость, капризность, ощущение физической неполноценности). Усугубляет состояние ребенка режим ограничений и запретов, в котором он постоянно находится. Детям с этой формой задержки психического развития вместе с психолого-педагогическим воздействием требуется и медицинская помощь, периодическое пребывание в санатории. У детей отмечается большая физическая и психическая истощаемость.

     При задержки психического развития психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная  инфантилизация) основными этиологическими факторами являются неблагоприятные условия воспитания. В случае раннего длительного воздействия психотравмирующего фактора у детей возникают стойкие отклонения нервно-психической сферы, что обуславливает патологическое развитие личности.

      Данная  форма задержки психического развития наблюдается при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, обусловленном явлениями гипоопеки и гиперопеки. У ребенка в условиях безнадзорности (гипоопеки) не формируется произвольное поведение, не стимулируется развитие познавательной активности, не формируются познавательные интересы. Патологическая незрелость эмоционально-волевой сферы сочетается с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка в условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет к возникновению у него таких отрицательных черт личности, как отсутствие или недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой задержки психического развития не способны к волевому усилию, у них отсутствует произвольная форма поведения. Все эти качества в конечном счете ведут к тому, что ребенок оказывается неприспособленным к жизни и долгое время будет постоянно нуждаться в помощи.

      Патологическое  развитие личности по невротическому типу наблюдается у детей, воспитывающихся в условиях, где царят грубость, деспотичность, жестокость, агрессивность. Данная форма задержки психического развития часто встречается у детей, лишенных семьи. У них отмечается эмоциональная незрелость, малая активность. Психическая неустойчивость сочетается с задержкой формирования познавательной деятельности.

      Наиболее  сложной и специфической формой является задержка психического развития церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция).

      Этиология этой формы задержки психического развития связана с органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Конкретными причинами являются: патология беременности и родов, интоксикации, инфекции, травмы центральной нервной системы в первые годы жизни ребенка. При этой форме задержки психического развития, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются и симптомы повреждения центральной нервной системы (гидроцефалия, нарушений черепно-мозговой иннервации, выраженной вегето-сосудистой дистонии). Функциональные расстройства центральной нервной системы накладывают отпечаток на психологическую структуру этой формы задержки психического развития.

      При задержке психического развития церебрально-органического  генеза имеется незрелость как эмоционально-волевой сферы, так и познавательной деятельности. В зависимости оттого, что преобладает в клинической картине: эмоциональная незрелость или нарушение познавательной деятельности, - задержка психического развития церебрально-органического генеза подразделяются на две группы: первая группа – с преобладанием органического инфантилизма; вторая – с преобладанием нарушений познавательной деятельности.

      Органический  инфантилизм проявляется в эмоционально-волевой  незрелости, в примитивности эмоций, внушаемости, слабости воображения, преобладании игровых интересов над учебными. У одних детей преобладает  импульсивность, психомоторная расторможенность, неспособность к волевым усилиям. У других детей выявляется робость, боязливость, склонность к страхам, пассивность, заторможенность.

      Нарушение познавательной деятельности у детей  с минимальной мозговой дисфункцией  носят мозаичный характер. Парциальное  нарушение корковых функций вызывает вторичное недоразвитие наиболее сложных, поздно формирующихся функциональных систем. Таким образом, нарушение психического развития характеризуется нарушением «снизу вверх».

      Особые  случаи задержки психического развития связаны с проблемами микросоциальной, или педагогической, запущенности. Длительная недостаточность информации, условия интеллектуальной и эмоциональной депривации могут привести к задержке интеллектуального развития ребенка и со здоровой нервной системой. Однако и психологическая структура нарушения, и прогноз в этом случае будут иными, чем при задержке психического развития церебрально-органического генеза.

      Недостаточный уровень развития навыков, знаний и  умений педагогически запущенного  ребенка обусловлен не органическими повреждениями центральной нервной системы, не парциальным нарушением высших корковых функций, а условиями социальной депривации. 

В отечественной  коррекционной педагогике понятие  «задержка психического развития»  является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребенка.

     Поскольку большинство психических функций (пространственное представление, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное  строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем, то и формирование такого рода взаимодействий у детей с задержкой психического развития не только замедленно, но и происходит иначе, чем у нормально развивающихся. Следовательно, соответствующие психические функции складываются не так, как при нормальном развитии.

      Клинические и нейропсихологические исследования Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, М. С. Певзнер, Е. С. Иванова, И. Ф. Марковской и других выявили отставания в становлении  речи детей с задержкой психического развития, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи.

      В психолого-педагогических исследованиях  В. И. Лубовского, С. Г. Шевченко, У. В. Ульенковой и других у этих детей отмечаются ограниченность словаря, неполноценность  понятий, низкий уровень практических обобщений, трудности в понимании и употреблении ряда лексем, недостаточность словесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии контекстной речи; существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирования прогнозирования, саморегуляции в деятельности. В речевом оформлении высказываний проявляются характерные для некоторых детей этой категории инфантилизм, бедность выразительных средств, недостаточное понимание значения образных выражений. По данным Е. В. Мальцевой [№ 15], большинство детей (около 65%) даже в младшем школьном возрасте страдают дефектами звукопроизношения. Наиболее часто встречаются нарушения произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

      Ряд нарушений наблюдаются и в  процессе формирования чувства языка. У детей с задержкой психического развития период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. Например, для образования слов одной грамматической категории может быть использован один и тот же словообразовательный аффикс. В отличие от нормы, когда неправильность неологизма осознается самим ребенком, дети с задержкой психического развития в большинстве случаев определяют образованное ими слово как правильное. При попарном сравнении грамматически верно и неверно оформленных предложений многие дети воспринимают их как правильные, меньшинство считают, что одно из этих предложений неправильное, но не могут указать какое. Нарушения словообразовательных процессов у детей данной группы обусловлены более поздним, по сравнению с нормой, формированием обобщенных классов слов с выраженными трудностями их дифференциации.

      Как известно, готовность ребенка к школьному обучению определяется не только уровнем спонтанной речи, но и умением опознавать речевой материал и подчинять его определенной цели, т. е. оперировать речью. Дети с задержкой психического развития дошкольного возраста отстают в формировании способности осознавать речевую действительность как нечто отличное от предметного мира (например, при выполнении задания на переименования предмета отождествляют предмет и его качества с названием, полагая, что при переименовании предмета изменяются и его качества. В норме такая особенность наблюдается в более раннем возрасте). Особенную трудность в произвольном оперировании представляют существительными с абстрактными значениями и относительные прилагательные, что проявляется в их переосмыслении и преобразовании в более конкретные. При составлении предложений с подобными словами нарушается порядок слов в предложении, изменяется их синтаксическая функция.

Информация о работе Особенности речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития