Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:15, курсовая работа
Цель исследования: предложит систему формирования словаря в условия специальной школы.
Объектом исследования является словарь прилагательных младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является система коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………1 стр.
Глава 1. Научно – методический подход к изучению состояния речи у детей с задержкой психического развития…………………………………4 стр.
Развитие речи у нормально развивающихся детей
младшего школьного возраста……...………………………..………….4 стр.
Особенности речи детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития……………………………………8 стр.
Особенности словоизменения прилагательных………...27 стр.
Особенности словообразования прилагательных………29 стр.
Глава 2. Особенностей словарного запаса у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития……………………...………..34 стр.
2.1. Методика выявления словарного запаса у детей младшего
школьного возраста……………………………………………………………34 стр.
2.2. Констатирующий эксперимент……………………………………37 стр.
Заключение………………………………………………………………….....62 стр.
Список литературы……………………………………………………………64 стр.
6.Если ветер –
7.Какой хвост у белки –
8.Какой стакан –
9.Какой ежик –
10.Какой в чайнике чай –
11.Какой снег на ощупь –
12.Какой дождь летом –
13.Какие на вкус нарисованные фрукты, овощи (рис. 2) –
а) –
б) –
в) –
14.Назвать какой формы предмет (рис. 3) –
а) –
б) –
в) –
г) –
д)–
Оценка.
3 балла – правильная форма;
2 балла – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 балл - форма, имеющаяся в языке, ноне используемая в данном контексте (дождевой, ветряной);
0 баллов – неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальна
оценка за задание составляет 60 баллов.
3) Образование притяжательных прилагательных.
Инструкция: у собаки лапа собачья, а
1.У медведя –
2.У льва –
3.Клюв у птицы –
5.Хвост у белки –
6.Усы у кота –
7.Хвост у собаки –
8.Платок у бабушки –
9.Очки у дедушки –
10.Нора у мыши –
11.Рог коровы –
12.Рог барана –
13. Чей это хвост (рис. 4) -
а) –
б) –
в)–
Оценка.
3 балла – правильная форма;
2 балла – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 балл - форма, имеющаяся в языке, ноне используемая в данном контексте;
0 баллов – неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальна оценка за задание составляет 45 баллов.
Максимальна оценка за три задания 165 баллов.
Оценка от 0 до 55 баллов соответствует низкому уровню, от 55 до 110 баллов – среднему, от 111 до 165 баллов – высшему.
2.2. Констатирующий
эксперимент.
Данное исследование проводилось в Центре психолого-педагогической помощи детям и подросткам «Родник», расположенного в городе Десногорске. Количество учащихся составляло 6 человек: 4 мальчика и 2 девочки, возраст от 9 до 11 лет. Исследование проводилось по выше указанной методике.
При образовании относительных прилагательных у детей выявлено большое количество неправильных форм словообразования данных прилагательных. При образовании относительных прилагательных дети допускали следующие ошибки:
Исходя
из данного обследования, мы получили
следующие результаты.
Таблица 1.
Результаты
исследования словаря
относительных прилагательных.
Имя, фамилия | Баллы за задание | Уровень развития |
Дмитрий С. | 30 | средний |
Андрей М. | 20 | низкий |
Максим К. | 17 | низкий |
Сергей Д. | 35 | средний |
Светлана В. | 26 | средний |
Анна П. | 22 | средний |
Так как низкий уровень развития словаря относительных прилагательных соответствует баллам от 0 до 20, средний уровень – от 21 до 40, а высший уровень – от 41 до 60, то по результатам исследования относительных прилагательных можно сделать вывод о том, что уровень развития относительных прилагательных в процентном отношении у 66,7% учащихся соответствует среднему уровню, а у 33,3% - низкому уровню.
При образовании качественных прилагательных дети также допускали ошибки. Среди неправильных форм словообразования качественных прилагательных можно выделить следующие группы нарушений:
5. замена словообразования
6.употребление прилагательного иного
лексического значения, близкого по семантике (кислый – желтый, сладкий – красный, пушистый – белкин, большой).
Исходя из исследования словаря качественных прилагательных, мы получили следующие результаты.
Таблица 2.
Результаты
исследования словаря
качественных прилагательных.
Имя, фамилия | Баллы за задание | Уровень развития |
Дмитрий С. | 44 | высший |
Андрей М. | 33 | средний |
Максим К. | 23 | средний |
Сергей Д. | 38 | средний |
Светлана В. | 32 | средний |
Анна П. | 30 | средний |
Так как низкий уровень развития словаря качественных прилагательных соответствует баллам от 0 до 20, средний уровень – от 21 до 40, а высший уровень – от 41 до 60, то по результатам исследования качественных прилагательных можно сделать вывод о том, что уровень развития качественных прилагательных в процентном отношении у 16,7% учащихся соответствует высшему уровню, а у 83,3% - среднему уровню.
Так
как у детей наиболее усвоенными
являются формы образования
Результаты исследования словаря притяжательных прилагательных оказались следующими.
Таблица 3.
Результаты
исследования словаря
притяжательных прилагательных.
Имя, фамилия | Баллы за задание | Уровень развития |
Дмитрий С. | 30 | средний |
Андрей М. | 23 | средний |
Максим К. | 14 | низкий |
Сергей Д. | 35 | высший |
Светлана В. | 21 | средний |
Анна П. | 27 | средний |
Так
как низкий уровень развития словаря
притяжательных прилагательных соответствует
баллам от 0 до 15, средний уровень – от
16 до 30, а высший уровень – от 31 до 45, то
по результатам исследования притяжательных
прилагательных можно сделать вывод о
том, что уровень развития притяжательных
прилагательных в процентном отношении
у 16,7% учащихся соответствует высшему
уровню, у 66,6% - среднему уровню, а у 16,7%
- низкому уровню.
Диаграмма 1.
Из
диаграммы видно, что уровни развития
словаря относительных
Уровни развития словаря качественных прилагательных распределились следующим образом: высший уровень – 16,7%, средний уровень – 83,3%.
Уровни
развития словаря притяжательных прилагательных
распределились следующим образом: высший
уровень – 16,7%, средний уровень – 66,6%, низкий
уровень – 16,7%.
Методика формирования словообразования прилагательных.
Данная работа проходит с учетом появления прилагательных в онтогенезе по плану: