Особенности речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание

Цель исследования: предложит систему формирования словаря в условия специальной школы.
Объектом исследования является словарь прилагательных младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является система коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………1 стр.

Глава 1. Научно – методический подход к изучению состояния речи у детей с задержкой психического развития…………………………………4 стр.
Развитие речи у нормально развивающихся детей

младшего школьного возраста……...………………………..………….4 стр.
Особенности речи детей младшего школьного возраста

с задержкой психического развития……………………………………8 стр.
Особенности словоизменения прилагательных………...27 стр.
Особенности словообразования прилагательных………29 стр.

Глава 2. Особенностей словарного запаса у детей младшего школьного

возраста с задержкой психического развития……………………...………..34 стр.

2.1. Методика выявления словарного запаса у детей младшего

школьного возраста……………………………………………………………34 стр.

2.2. Констатирующий эксперимент……………………………………37 стр.

Заключение………………………………………………………………….....62 стр.

Список литературы……………………………………………………………64 стр.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Логопедии.doc

— 985.00 Кб (Скачать документ)
gn="justify">5.Если  снег – 

6.Если  ветер – 

7.Какой  хвост у белки  –

8.Какой  стакан –

9.Какой  ежик –

10.Какой  в чайнике чай  –

11.Какой  снег на ощупь  –

12.Какой  дождь летом –

13.Какие  на вкус нарисованные  фрукты, овощи (рис. 2) –

а) –

б) –

в) –

14.Назвать  какой формы предмет  (рис. 3) –

а) –

б) –

в) –

г) –

д)– 

      Оценка.

3 балла  – правильная форма;

2 балла  – самокоррекция или коррекция  после стимулирующей помощи;

1 балл - форма, имеющаяся в языке, ноне используемая в данном контексте (дождевой, ветряной);

0 баллов  – неправильная форма слова  или отказ назвать.

      Максимальна оценка за задание составляет 60 баллов.  

3) Образование притяжательных  прилагательных.

      Инструкция: у собаки лапа собачья, а

1.У  медведя –

2.У  льва –

3.Клюв  у птицы –

  • 4.Гнездо  у орла –
  • 5.Хвост  у белки –

    6.Усы  у кота –

    7.Хвост  у собаки –

    8.Платок  у бабушки –

    9.Очки  у дедушки –

    10.Нора  у мыши –

    11.Рог  коровы –

    12.Рог  барана –

    13. Чей это хвост  (рис. 4) -

    а) –

    б) –

    в)– 

          Оценка.

    3 балла  – правильная форма;

    2 балла  – самокоррекция или коррекция  после стимулирующей помощи;

    1 балл - форма, имеющаяся в языке,  ноне используемая в данном  контексте;

    0 баллов  – неправильная форма слова  или отказ назвать.

          Максимальна оценка за задание составляет 45 баллов.

          Максимальна оценка за три задания 165 баллов.

          Оценка  от 0 до 55 баллов соответствует низкому  уровню, от 55 до 110 баллов – среднему, от 111 до 165 баллов – высшему.

    2.2. Констатирующий  эксперимент. 

          Данное  исследование проводилось в Центре психолого-педагогической помощи детям и подросткам «Родник», расположенного в   городе Десногорске. Количество учащихся составляло 6 человек: 4 мальчика и 2 девочки, возраст от 9 до 11 лет. Исследование проводилось по выше указанной методике.

          При образовании относительных прилагательных у детей выявлено большое количество неправильных форм словообразования данных прилагательных. При образовании относительных прилагательных дети допускали следующие ошибки:

    1. замена суффиксов (соломная, фарфорная, яблокевый, кармановый, сливочное);
    2. неправильное употребление суффикса одновременно с отсутствием чередования (яблоковое);
    3. употребление прилагательного иного лексического значения, близкого по семантике или по звучанию (клюквенное – ягодное, вишневое – ягодное, грибной – лесной);
    4. употребление неправильных суффиксов, иногда с искажением основы (фарфона, вишнековы, яблокевы, сливны);
    5. наложение суффиксов (фарфорованная, вишневное);
    6. сохранения ударения, характерного для начальной формы (кленовый);
    7. замена словообразования воспроизведением слова (существительного): (лист клена – клен, лист дуба – дуб, лист березы – береза, лист рябины – рябина, суп из грибов – грибы, горка изо льда – леду, лед. Как называется фонарь, который можно носить в кармане – карман. Как называется стол, за которым обедают – обед.);
    8. неправильный выбор основы мотивирующего слова при словообразовании (лист дуба – листовой, лист рябины - листовой).

          Исходя  из данного обследования, мы получили следующие результаты. 

     Таблица  1.

    Результаты  исследования словаря  относительных прилагательных. 

    Имя, фамилия Баллы за задание Уровень развития
    Дмитрий С. 30 средний
    Андрей  М. 20 низкий
    Максим  К. 17 низкий
    Сергей  Д. 35 средний
    Светлана  В. 26 средний
    Анна  П. 22 средний
     

          Так как низкий уровень развития словаря  относительных прилагательных соответствует баллам от 0 до 20, средний уровень – от 21 до 40, а высший уровень – от 41 до 60, то по результатам исследования относительных прилагательных можно сделать вывод о том, что уровень развития относительных прилагательных в процентном отношении у 66,7% учащихся соответствует среднему уровню, а у 33,3% - низкому уровню.

          При образовании качественных прилагательных дети также допускали ошибки. Среди неправильных форм словообразования качественных прилагательных можно выделить следующие группы нарушений:

    1. замена суффиксов (морозовый, трусовый);
    2. нарушение чередования вследствие сохранения основы мотивирующего слова (снегная);
    3. отсутствие суффикса (трусый);
    4. наложение суффиксов (трусоватый, жадностный);

         5. замена словообразования воспроизведением  слова (существительного): (за жадность называют – жадина, за трусость называют – трус, треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал вместо треугольный квадратный, круглый, прямоугольный, овальный);

    6.употребление  прилагательного иного лексического  значения, близкого по семантике (кислый – желтый, сладкий – красный, пушистый – белкин, большой).

          Исходя  из исследования словаря качественных прилагательных, мы получили следующие  результаты.

    Таблица 2.

    Результаты  исследования словаря  качественных прилагательных. 

    Имя, фамилия Баллы за задание Уровень развития
    Дмитрий С. 44 высший
    Андрей  М. 33 средний
    Максим  К. 23 средний
    Сергей  Д. 38 средний
    Светлана  В. 32 средний
    Анна  П. 30 средний
     

          Так как низкий уровень развития словаря  качественных прилагательных соответствует баллам от 0 до 20, средний уровень – от 21 до 40, а высший уровень – от 41 до 60, то по результатам исследования качественных прилагательных можно сделать вывод о том, что уровень развития качественных прилагательных в процентном отношении у 16,7% учащихся соответствует высшему уровню, а у 83,3% - среднему уровню.

          Так как у детей наиболее усвоенными являются формы образования притяжательных прилагательных, то они допускали  меньше ошибок при их образовании, что  видно из нашего исследования. При  образовании притяжательных прилагательных дети допускали следующие ошибки:

    1. замена суффиксов (волкин, белкин, птицин);
    2. неправильное использование производной основы (медвежачья);
    3. замена словообразования воспроизведением слова (существительного): (гнездо у орла – орел, хвост зайца – зайца, хвост лисы – лиса, нора мыши – мышкина);
    4. нарушения согласования прилагательного с существительным в роде и числе (бабушкина платок, дедушкин очки, дедушкина очки);
    5. неправильный выбор основы мотивирующего слова при словообразовании     (лапа медведя – лапочная).

          Результаты  исследования словаря притяжательных прилагательных оказались следующими.

    Таблица 3.

    Результаты  исследования словаря  притяжательных прилагательных. 

    Имя, фамилия Баллы за задание Уровень развития
    Дмитрий С. 30 средний
    Андрей  М. 23 средний
    Максим  К. 14 низкий
    Сергей  Д. 35 высший
    Светлана  В. 21 средний
    Анна  П. 27 средний
     

          Так как низкий уровень развития словаря  притяжательных прилагательных соответствует баллам от 0 до 15, средний уровень – от 16 до 30, а высший уровень – от 31 до 45, то по результатам исследования притяжательных прилагательных можно сделать вывод о том, что уровень развития притяжательных прилагательных в процентном отношении у 16,7% учащихся соответствует высшему уровню, у 66,6% - среднему уровню, а у 16,7% - низкому уровню. 
     
     

    Диаграмма 1.

               
         

          Из  диаграммы видно, что уровни развития словаря относительных прилагательных распределились следующим образом: средний уровень - 66,7%, низкий уровень – 33,3%.

         Уровни  развития словаря качественных прилагательных распределились следующим образом: высший уровень – 16,7%, средний уровень  – 83,3%.

         Уровни  развития словаря притяжательных прилагательных распределились следующим образом: высший уровень – 16,7%, средний уровень – 66,6%, низкий уровень – 16,7%. 
     
     
     
     

    Методика  формирования словообразования прилагательных.

         Данная  работа проходит с учетом появления  прилагательных в онтогенезе по плану:

    Информация о работе Особенности речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития