Особенности речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание

Цель исследования: предложит систему формирования словаря в условия специальной школы.
Объектом исследования является словарь прилагательных младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является система коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………1 стр.

Глава 1. Научно – методический подход к изучению состояния речи у детей с задержкой психического развития…………………………………4 стр.
Развитие речи у нормально развивающихся детей

младшего школьного возраста……...………………………..………….4 стр.
Особенности речи детей младшего школьного возраста

с задержкой психического развития……………………………………8 стр.
Особенности словоизменения прилагательных………...27 стр.
Особенности словообразования прилагательных………29 стр.

Глава 2. Особенностей словарного запаса у детей младшего школьного

возраста с задержкой психического развития……………………...………..34 стр.

2.1. Методика выявления словарного запаса у детей младшего

школьного возраста……………………………………………………………34 стр.

2.2. Констатирующий эксперимент……………………………………37 стр.

Заключение………………………………………………………………….....62 стр.

Список литературы……………………………………………………………64 стр.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Логопедии.doc

— 985.00 Кб (Скачать документ)

      Дети  с задержкой психического развития затрудняются в установлении как  в сочетании слов в предложении, так и в осознании значения, которое вносит во фразу каждое слово. Поэтому часто незнакомые и малознакомые слова опускаются или заменяются словами, которые дети многократно слышали в речи окружающих. Даже в младшем школьном возрасте учащиеся с задержкой психического развития слабо владеют грамматическими обобщениями; в речи часто встречаются неправильные грамматические конструкции, несогласование частей речи в роде, падеже. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости расставить в нужном порядке слова во фразе, дать правильную оценку сравнительным конструкциям; в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций.

      Изучение  прогнозирования в речи детей  данной группы показало, что у них  не наблюдается существенного прогресса в овладении этим компонентом речевой деятельности. Операция речевого прогнозирования весьма сложна: ребенок должен понять смысл предшествующей части слова или предложения, проанализировать грамматические требования к пропущенной части, извлечь из долговременной памяти речевые элементы, смысловая сочетаемость которых с данным контекстом наиболее вероятна, упорядочить все элементы и включить в грамматическую схему. Дети с задержкой психического развития при выполнении такого задания отказываются от попытки активного программирования высказывания, предлагают речевые штампы или нелогичные гипотезы, нарушающие смысл или грамматический характер предложения. Все это указывает на то, что речевое прогнозирование является слабым звеном в речи детей с задержкой психического развития.

      В дошкольном возрасте дети с задержкой  психического развития не умеют самостоятельно пересказать прослушанный текст, составить  рассказ по сюжетной картинке, дать описание предмета. Обычно они перечисляют изображенные на картинке, допуская при этом многочисленные аграмматизмы. Наблюдается прямая зависимость объема речевого высказывания и частотности разнообразных аграмматизмов. Наиболее характерными видами аграмматизмов являются: пропуск или избыточность членов предложения; ошибки в управлении и согласовании, употреблении служебных слов, определении времени глагола; трудности в словообразовании и формообразовании; структурная неоформленность высказывания. Эти особенности речи детей с задержкой психического развития позволяют говорить о динамических нарушениях речевой деятельности, что выражается прежде всего в несформированности внутреннего программирования и грамматического структурирования (оформления высказывания).

      При составлении устных сочинений наблюдается быстрое соскальзывание с заданной темы на другую, более знакомую и легкую; привнесение в рассказ побочных ассоциаций и инертных стереотипов; частое повторение одних и тех же слов и фраз; постоянное возвращение к высказанной мысли. Сложноподчиненые предложения, которые составляют дети этой группы, настолько пространны, что иногда у слушающего создается впечатление, что ребенок, начав говорить, не может остановиться. Все это является результатом затруднений в планировании и развертывании речевого сообщения.

      Основными характерными чертами словарного запаса детей с задержкой психического развития являются бедность и неточность (С. Г. Шевченко [№ 30], Е. В. Мальцева [№ 15]).

      Как известно, формирование словаря ребенка  тесно связано с его психическим  развитием, с развитием представлений об окружающей действительности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей с задержкой психического развития отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.

      Большинство детей с задержкой психического развития имеют очень приблизительное, неточное представление о профессии  своих родителей. Во многих случаях  на вопрос «Кем работают (мама или папа)?» дети с задержкой психического развития прежде, чем дать верные ответы, вспоминают несущественные, второстепенные сведения: Она пишет… Рядом с ней строят дом, а она заказывает рамы или плиты… 

      Дети  с задержкой психического развития затруднялись перечислить и определить последовательность времен года, назвать их наиболее характерные признаки. Они смешивают понятия «время года» и «месяц».

      Рассматривая  картины с изображением разных времен года, дети с ЗПР почти безошибочно  определяют зиму и лето, но при этом опираются лишь на 2-3 отличительных признака. В то же время нормально развивающиеся ученики выделяют 5-7 признаков, характеризующих погоду, состояние деревьев, животных, одежду людей летом и зимой.

      Дети  с задержкой психического развития часто путают осень и весну, потому что эти сезоны имеют ряд сходных явлений (идут дожди, бывают туманы и т. д.). Им легче отличать явления противоположного характера: холод и жара, замирание природы и ее бурный расцвет и т. п. Эти дети затрудняются в определении причинно-следственных отношений между явлениями. Эта особенность отчетливо проявляется при составлении рассказов по сери сюжетных картинок.

      У детей с задержкой психического развития наблюдается большое количество ошибочных ответов при назывании изображений отдельных предметов, что касается только определенных групп (в основном это птицы, цветы, деревья, рыбы, грибы, насекомые). Не зная наименования предмета, дети зачастую дают его фрагментарное описание. Наблюдается и обратное явление, когда ребенок с задержкой психического развития наряду с другими называет, например, кита, лося, моржа, но не узнает их изображения на картинках.

      В некоторых случаях дети с задержкой  психического развития, правильно называя  изображенных зверей и птиц, не могут рассказать о тех признаках, опираясь на которые они их узнали. Не имея отчетливых представлений о существенных признаках предметов, они часто расширяют значение слов (например, словом «мак» ребенок называет и розу, и георгин, и ромашку, и астру).

      При самостоятельном описании объекта эти дети осуществляют анализ в основном в трех направлениях: называют цвет, размер отдельных деталей, дают эмоциональную оценку. В некоторых случаях дети указывают один-два оценочных признака, а затем перечисляют части анализируемого объекта.

      Многие  дети, имеющие задержку психического развития, не дифференцируют основные и промежуточные цвета. Так, они  смешивают оранжевый цвет с красным  или желтым, фиолетовый с синим  и коричневым, коричневый с серым, розовый с голубым и др. Дети не могут определить форму предмета, его величину, материал, из которого он сделан. Они затрудняются дать сравнительную характеристику величин двух предметов даже с то случае, когда правильно указывают размер каждого предмета в отдельности.

      Распространенная ошибка, характерная для детей с задержкой психического развития, - перенесение признака, принадлежащего части объекта, на весь объект, что свидетельствует о несформированности операции анализа.

      При сравнении двух объектов дети рассказывают только об одном из сравниваемых предметов, выделяя яркие или хорошо знакомые его признаки, а затем переходят к описанию второго предмета. Установление сходных и отличительных признаков сравниваемых предметов или явлений вызывает большие трудности у учащихся даже после тщательного анализа каждого из них. Назвав отличительные признаки изучаемых объектов, дети зачастую не могут рассказать, в чем их сходство, и наоборот, определив у сравниваемых объектов общие признаки, не видят их различий.

      Неумение  выделить существенные признаки предметов и явлений отражается на освоении детьми с задержкой психического развития элементарных общих понятий. Так, предметы мебели они называют словом «комната». Анализ ответов детей с задержкой психического развития показывает, что знание обобщающего слова еще не достаточно для его правильного использования. Например, многие дети с задержкой психического развития знают обобщающие слова посуда, мебель, но оперируют ими неправильно, называя словом «мебель» посуду, убранство комнаты, некоторые части комнаты, электрическую бытовую технику.

      Дети, имеющие задержку психического развития, отличаются от нормально развивающихся  сверстников запасом видовых  понятий. Так, дети с задержкой психического развития в среднем могут назвать 5-7 предметов, относящиеся к одной группе; нормально развивающиеся дети – 9-13 ее представителей.

      Для детей с задержкой психического развития характерна определенная неравномерность («толчкообразность») деятельности. Начиная  выполнять задание, они обычно быстро и правильно называют 3-4 предмета, затем следует длительная пауза, после которой правильно называют еще 2-3 предмета или перечисляют предметы не относящиеся к указанному родовому понятию.

      Следует отметить, что у учащихся с задержкой  психического развития продолжают долго сохраняться конкурентные отношения между разными видами деятельности, вследствие чего им трудно строить свое высказывание или отвечать на вопросы взрослого в процессе предметно-практической или игровой деятельности.

      Что касается уровня речевого развития детей с задержкой психического развития, то их высказывания в основном состоят из простых предложений. Однако есть дети, которые, испытывая потребность в использовании сложных конструкций, выделяют второе предложение интонационно. Следует отметить, что независимо от используемой учителем формы обращения свой ответ они начинают со слов «потому что».

      У многих детей с задержкой психического развития не полностью сформировано умение самостоятельно с помощью  интонации делит речевой поток  на предложения. Их предложения порой состоят из 17-23 слов, и бывает трудно определить границы составных частей высказывания. Например, на вопрос учителя, как узнать сороку среди других птиц, ребенок говорит: «Потому что сорока… она все узнает и болтает… у нее вот тут белое, глазки маленькие, черные, а это все… крылья большие и хвост».

      Подобные  высказывания детей с задержкой  психического развития нередко содержат побочные ассоциации, многочисленные повторы, возвращение к уже сказанному.

      Интересно отметить, что внешне такая речь производит более или менее благополучное впечатление. Ребенок ведет рассказ легко, особо не затрудняясь в выборе нужных слов, без значительного изменения темпа речи.

      Особенности словарного запаса, а также построения и содержания высказываний детей  с задержкой психического развития указывают на необходимость проведения работы по развитию их речи в единстве с совершенствованием деятельности восприятия, представления, мышления.

      В связи с ограниченностью представлений  и знаний об окружающем мире, в словаре детей с задержкой психического развития отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий и качеств. Часто наблюдается неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам (вместо рама – окно, конвертписьмо, клевать – есть, вышивать – шить).

      В словаре детей с задержкой  психического развития преобладают  существительные и глаголы. Усвоение же прилагательных вызывает определенные трудности. В речи этих детей используются лишь прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства предметов. У детей с задержкой психического развития возникают затруднения даже при определении цвета, а также формы предмета.

      В активном словаре детей с задержкой  психического развития преобладают  слова конкретного значения, а слова обобщающего характера вызывают большие затруднения.

      Таким образом, у большинства детей  с задержкой психического развития обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся  в неточности употребления слов, в  несформированности обобщающих понятий родовидовых соотношениях, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка.

1.2.1. Особенности  словоизменения прилагательных. 

      Исследования  Е. В. Мальцевой, А. А. Хохловой показали, что у детей с задержкой  психического развития младшего школьного возраста отмечаются нарушения словоизменения как существительных и глаголов, так и прилагательных.

      Прилагательные  появляются в речи детей с нормальным развитием позднее существительных  и глаголов. В целом формирование прилагательных вызывает у детей меньшее число ошибок, чем процесс словоизменения существительных.

Информация о работе Особенности речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития