Особенности речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание

Цель исследования: предложит систему формирования словаря в условия специальной школы.
Объектом исследования является словарь прилагательных младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является система коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………1 стр.

Глава 1. Научно – методический подход к изучению состояния речи у детей с задержкой психического развития…………………………………4 стр.
Развитие речи у нормально развивающихся детей

младшего школьного возраста……...………………………..………….4 стр.
Особенности речи детей младшего школьного возраста

с задержкой психического развития……………………………………8 стр.
Особенности словоизменения прилагательных………...27 стр.
Особенности словообразования прилагательных………29 стр.

Глава 2. Особенностей словарного запаса у детей младшего школьного

возраста с задержкой психического развития……………………...………..34 стр.

2.1. Методика выявления словарного запаса у детей младшего

школьного возраста……………………………………………………………34 стр.

2.2. Констатирующий эксперимент……………………………………37 стр.

Заключение………………………………………………………………….....62 стр.

Список литературы……………………………………………………………64 стр.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Логопедии.doc

— 985.00 Кб (Скачать документ)
  1. образование притяжательных прилагательных (сначала – с суффиксом –ин-, затем – с суффиксом –й-);
  2. образование качественных прилагательных;
  3. образование относительных прилагательных (сначала – с суффиксом –ов-, затем – с суффиксом –н-).
 

Образование притяжательных прилагательных.

      Образование притяжательных прилагательных проводится в следующем порядке.

1 этап  – образование прилагательных  с суффиксом -ин-.

2 этап - образование прилагательных с  суффиксом -й- без чередования звуков в основе производного слова.

3 этап - образование прилагательных с суффиксом -й- с чередования звуков в основе производного слова.

      Особое  внимание уделяется на всех этапах коррекционного воздействия формированию среднего рода прилагательных, которое  начинается после усвоения мужского и женского рода. 

Таблица 4.

Примерный речевой материал для образования  притяжательных прилагательных.

Этапы работы Речевой материал
1 этап Формы мужского и женского рода прилагательных: папин, мамин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный (мышиная), лосиный (лосиная), гусиный (гусиная), голубиный (голубиная), лебединый (лебединая).
2 этап Лисий (лисья), коровий (коровья), бараний (баранья).
3 этап Беличий (беличья), волчий (волчья), медвежий (медвежья), собачий (собачья), овечий (овечья), заячий (заячья).
 

Образование качественных прилагательных.

     При образовании качественных прилагательных на 1 этапе отрабатываются формы  с продуктивным суффиксом –н-. На 2 этапе закрепляются формы с менее продуктивным суффиксом –лив-.

      В ходе коррекционно-логопедического  воздействия может быть использован следующий речевой материал (прилагательные):

1 этап - сильный (сильная, сильное), жадный (жадная, жадное), морозный (морозная, морозное), холодный (холодная, холодное), радостный  (радостная, радостное), красный (красная,  красное), голодный (голодная, голодное), грязный (грязная, грязное), длинная (длинная, длинное);

2 этап  – дождливый (дождливая, дождливое), трусливый (трусливая, трусливое), непоседливый (непоседливая, непоседливое), жалостливый (жалостливая, жалостливое), заботливый (заботливая, заботливое), завистливый (завистливая, завистливое). 

Образование относительных прилагательных.

     В ходе коррекционной работы выделяется несколько этапов с учетом продуктивности той или иной модели, а также  наличия или отсутствия чередования звуков в основе производного слова.

      1 этап – словообразовательные  модели с продуктивным суффиксом  –ов-/-ев- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).

      2 этап – словообразовательные  модели с продуктивным суффиксом –н- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).

      3 этап – словообразовательные  модели с суффиксами –енн-, -ск-, -ян-, -ан-.

      На  каждом этапе формы прилагательных отрабатываются в таком порядке: формы мужского рода, формы женского рода, формы среднего рода. Значительное внимание уделяется среднему роду прилагательных. 

Таблица 5.

Примерный речевой материал.

Этапы работы Речевой материал
      1этап. Словообразовательные модели с  продуктивным суффиксом –ов-/-ев- без чередования звуков в основе производного слова. Формы мужского и женского рода прилагательных: шелковый (шелковая), резиновый (резиновая), вишневый (вишневая), меховой (меховая), березовый (березовая), кленовый (кленовая), рябиновый (рябиновая), пуховый (пуховая), малиновый (малиновая), дубовый (дубовая).
      2этап. Словообразовательные модели с  продуктивным суффиксом –н- без чередования звуков в основе производного слова. 

 С  чередованием звуков в основе  производного слова.

Кирпичный (кирпичная), ватный (ватная), зимний (зимняя), лимонный (лимонная), картофельный (картофельная), грибной (грибная), хрустальный (хрустальная). 

Снежный (снежная), воздушный (воздушная), речной (речная), бумажный (бумажная), брусничный (брусничная), клубничный (клубничная).

3 этап. Словообразовательные модели с  суффиксами –енн-, -ск-, -ян-, -ан-.

  • Шерстяной (шерстяная), глиняный (глиняная), соломенный (соломенная), матросский (матросская), кожаный (кожаная), масляный (масляная), утренний (утренняя).
  •  

    Примерные виды заданий для  закрепления словообразования прилагательных от существительных.

          Речевой материал для каждого задания  подбирается с учетом этапа работы, а также наличия или отсутствия чередования звуков в основе производного слова.

          1) Игра «Угадай, кто хозяин». Образование притяжательных прилагательных.

          Дидактический материал – картинки (например, сумка мамы, платок бабушкин, рога лося, хвост лисы, рог коровы, лапа тигра, мордочка балки, нос собаки, уши зайца, ухо медведя).

          Логопед предлагает ребенку внимательно рассмотреть и назвать картинки, отвечая на вопросы: «Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?» 

          2) Игра «Найди ошибки Незнайки»  Образование качественных прилагательных.

          Логопед говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. По лесу бродит (голод) волк. Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь).

          

  • 3) Лото  «Назови предмет». Образование относительных прилагательных
  •       Дидактический материал – картинки и словосочетания (например, халат из шелка, лодка из резины, гвоздь из железа, ложка из дерева, одеяло из пуха, дом из снега, стена из кирпича, ведро из железа).

          У ребенка находятся картинки с  изображением различных предметов. Логопед называет предмет и материал, из которого он сделан. Например, стакан из стекла. Ребенок находит изображение этого предмета на карточке и, называя словосочетание прилагательного и существительного, (например, стеклянный стакан), закрывает картинку фишкой 

          4) Игра «Деревья».

          Дидактический материал – картинки (например, лист дуба – дубовый лист, лист осины, лист березы, лист клена, лист липы, лист яблони, лист рябины, лист вишни, шишка сосны, иголка ели). 

          5) Добавление прилагательного в  предложение.

          Например: Слон большой, а комар  … Суп горячий, а компот … Апельсин сладкий, а лимон  … Дерево высокое, а трава   

         6) Игра «Закончи предложение».

          Логопед предлагает ребенку внимательно  рассмотреть картинки. Затем логопед называет часть предложения, а ребенок его заканчивает. Например: Воду налили… (в коричневый кувшин). Цветок растет… (у высокого забора). Аня съехала… (с ледяной горы). 

          7) Игра «Исправь ошибки Незнайки».

          Логопед предлагает ребенку внимательно послушать предложение и найти ошибку: «Вот как Незнайка составил предложения: «Мама держит тарелку с горячая супом». Это правильно? «Заяц убегает от злое волка». А как сказать правильно? «Дети пришли к голубой озера». Исправь ошибки».

          8) Игра «Помоги Незнайке».

    Логопед читает предложения с неправильными  окончаниями прилагательных и просит ребенка исправить ошибки, которые  допустил Незнайка. Например: Заяц убегает от (злые) волков. Птичка спряталась в (зеленые) кустах. Девочки подошли к (новые) домам. Бабочки летают над (красивые)цветами.

    Заключение. 

          Задержка  психического развития – это запаздывание или приостановка развития одной  или нескольких функциональных систем.

          Особенностью  задержки психического развития является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. При задержке психического развития отсутствует инертность психических процессов: больные способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.

          Для детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста характерны бедность и неточность словаря, недостаточная дифференциация слов по их семантике, повторы одних и  тех же слов, неадекватное их использование.

          При усложнении синтаксической конструкции в речи учащихся появляются аграмматизмы, особенно в согласованиях косвенных падежей существительных с прилагательными и местоимениями («много хвойные деревья», «на зеленых лугов»). При согласовании прилагательного с существительным дети с задержкой психического развития пользуются формами как единственного, так и множественного числа, однако часто допускают их смешение. Это обусловлено тем, что каждая из этих форм не связана в достаточной степени с морфологическими признаками имени существительного. В заданиях на согласование прилагательного с существительным дети с задержкой психического развития в одних случаях правильно употребляют словосочетания (железные замки), а в других существительное и прилагательное употребляются в разных числах (синий варежки, железные замок). Отдельную группу составляют ошибки замены полной формы прилагательного усеченной формой (кленовы лист). Еще большие трудности наблюдаются при согласовании прилагательных с существительными в роде (бабушкина платок).

          Таким образом, среди форм словообразования прилагательных наиболее усвоенными у детей с задержкой психического развития являются притяжательные прилагательные, а наименее усвоенными – относительные прилагательные.

          В целом младшие школьники с  задержкой психического развития практически владеют грамматическим строем родного языка, однако испытывают при этом определенные трудности, которые выражаются в аграмматизме, в неумении правильно изменять слова и  строить предложения, в недостаточном понимании грамматических форм. 

    Список  литературы. 

    1. Абрамова  Г. С. Возрастная психология. – Москва, Академический проект, 2000г.
    2. Алферов А. Д. Психология развития школьников. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2000г.
    3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития./ Под редакцией Лебединской К. С. – Москва, 1982г.
    4. Блонский П. П. Психология младшего школьника. – Москва, Институт практической психологии, Воронеж, НПО МОДЭК, 1997г.
    5. Власова Т. А. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. – Москва: Просвещение, 1981.
    6. Дети с временной задержкой психического развития./ Под редакцией Власовой Т. А., Певзнер М. С. – Москва, 1971.
    7. Дети с задержкой психического развития. Под редакцией Власовой Т. А., Дубовской В. И., Цыпиной Н. А. – Москва: Педагогика, 1984.
    8. Диагностика и коррекция задержки психического развития./ Под редакцией Шевченко С. Г. – Москва: Аркти, 2001.
    9. Зимняя И. А. Лингво-психология речевой деятельности. – Москва, МПСИ, Воронеж, НПО МОДЭК, 2001г.
    10. Лалаева Р. И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. – Санкт-Петербург, 1992.
    11. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – Москва, Владос, 2003г.
    12. Лебединская К. С. Клиническая систематика задержки психического развития.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. №3.
    13. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – Москва, 1989.
    14. Лубовский В. И., Кузнецова Л. В. «Дети с задержкой психического развития». – Москва, 1984г.
    15. Мальцева Е. В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития.// Дефектология. – 1990. - №6.
    16. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. – Москва, 1992.
    17. Мухина В. С. Возрастная психология. – Москва, Академия, 2000г.
    18. Немов Р. С. Психология. – Москва, Владос, 2001г.
    19. Общая психология под редакцией Петровского А. В. – Москва, Просвещение, 1986г.
    20. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) под редакцией Пузанова Б. П. – Москва, Академия, 2000г.
    21. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.// Дефектология. 1980. №3.
    22. Петрова В. Г., Белякова И. В. - Кто они, дети с отклонениями в развитии? -  Москва, Флинт, 2000г.
    23. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - Москва, 1990г.
    24. Фотекова Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – Москва, 2000г.

    Информация о работе Особенности речи детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития