Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:15, курсовая работа
Цель исследования: предложит систему формирования словаря в условия специальной школы.
Объектом исследования является словарь прилагательных младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является система коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………1 стр.
Глава 1. Научно – методический подход к изучению состояния речи у детей с задержкой психического развития…………………………………4 стр.
Развитие речи у нормально развивающихся детей
младшего школьного возраста……...………………………..………….4 стр.
Особенности речи детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития……………………………………8 стр.
Особенности словоизменения прилагательных………...27 стр.
Особенности словообразования прилагательных………29 стр.
Глава 2. Особенностей словарного запаса у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития……………………...………..34 стр.
2.1. Методика выявления словарного запаса у детей младшего
школьного возраста……………………………………………………………34 стр.
2.2. Констатирующий эксперимент……………………………………37 стр.
Заключение………………………………………………………………….....62 стр.
Список литературы……………………………………………………………64 стр.
Образование притяжательных прилагательных.
Образование притяжательных прилагательных проводится в следующем порядке.
1 этап – образование прилагательных с суффиксом -ин-.
2 этап - образование прилагательных с суффиксом -й- без чередования звуков в основе производного слова.
3 этап - образование прилагательных с суффиксом -й- с чередования звуков в основе производного слова.
Особое
внимание уделяется на всех этапах
коррекционного воздействия формированию
среднего рода прилагательных, которое
начинается после усвоения мужского
и женского рода.
Таблица 4.
Примерный речевой материал для образования притяжательных прилагательных.
Этапы работы | Речевой материал |
1 этап | Формы мужского и женского рода прилагательных: папин, мамин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, мышиный (мышиная), лосиный (лосиная), гусиный (гусиная), голубиный (голубиная), лебединый (лебединая). |
2 этап | Лисий (лисья), коровий (коровья), бараний (баранья). |
3 этап | Беличий (беличья), волчий (волчья), медвежий (медвежья), собачий (собачья), овечий (овечья), заячий (заячья). |
Образование качественных прилагательных.
При образовании качественных прилагательных на 1 этапе отрабатываются формы с продуктивным суффиксом –н-. На 2 этапе закрепляются формы с менее продуктивным суффиксом –лив-.
В ходе коррекционно-логопедического воздействия может быть использован следующий речевой материал (прилагательные):
1 этап - сильный (сильная, сильное), жадный (жадная, жадное), морозный (морозная, морозное), холодный (холодная, холодное), радостный (радостная, радостное), красный (красная, красное), голодный (голодная, голодное), грязный (грязная, грязное), длинная (длинная, длинное);
2 этап
– дождливый (дождливая,
Образование относительных прилагательных.
В ходе коррекционной работы выделяется несколько этапов с учетом продуктивности той или иной модели, а также наличия или отсутствия чередования звуков в основе производного слова.
1
этап – словообразовательные
модели с продуктивным
2 этап – словообразовательные модели с продуктивным суффиксом –н- (без чередования звуков в основе производного слова; с чередованием звуков в основе производного слова).
3 этап – словообразовательные модели с суффиксами –енн-, -ск-, -ян-, -ан-.
На
каждом этапе формы прилагательных
отрабатываются в таком порядке: формы
мужского рода, формы женского рода, формы
среднего рода. Значительное внимание
уделяется среднему роду прилагательных.
Таблица 5.
Примерный речевой материал.
Этапы работы | Речевой материал |
1этап. Словообразовательные модели с продуктивным суффиксом –ов-/-ев- без чередования звуков в основе производного слова. | Формы мужского и женского рода прилагательных: шелковый (шелковая), резиновый (резиновая), вишневый (вишневая), меховой (меховая), березовый (березовая), кленовый (кленовая), рябиновый (рябиновая), пуховый (пуховая), малиновый (малиновая), дубовый (дубовая). |
2этап.
Словообразовательные модели с
продуктивным суффиксом –н-
без чередования звуков в основе производного
слова. С чередованием звуков в основе производного слова. |
Кирпичный (кирпичная),
ватный (ватная), зимний (зимняя), лимонный
(лимонная), картофельный (картофельная),
грибной (грибная), хрустальный (хрустальная). Снежный (снежная), воздушный (воздушная), речной (речная), бумажный (бумажная), брусничный (брусничная), клубничный (клубничная). |
3 этап. Словообразовательные модели с суффиксами –енн-, -ск-, -ян-, -ан-. |
|
Примерные виды заданий для закрепления словообразования прилагательных от существительных.
Речевой материал для каждого задания подбирается с учетом этапа работы, а также наличия или отсутствия чередования звуков в основе производного слова.
1) Игра «Угадай, кто хозяин». Образование притяжательных прилагательных.
Дидактический материал – картинки (например, сумка мамы, платок бабушкин, рога лося, хвост лисы, рог коровы, лапа тигра, мордочка балки, нос собаки, уши зайца, ухо медведя).
Логопед
предлагает ребенку внимательно рассмотреть
и назвать картинки, отвечая на вопросы:
«Чей это? Чья это? Чье это? Чьи это?»
2)
Игра «Найди ошибки Незнайки»
Образование качественных
Логопед говорит ребенку: «Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет (сила) дождь. Наступит холодная (дождь) осень. По лесу бродит (голод) волк. Сегодня чудесный (мороз) день. Мальчик вернулся с улицы весь (грязь).
Дидактический материал – картинки и словосочетания (например, халат из шелка, лодка из резины, гвоздь из железа, ложка из дерева, одеяло из пуха, дом из снега, стена из кирпича, ведро из железа).
У
ребенка находятся картинки с
изображением различных предметов.
Логопед называет предмет и материал,
из которого он сделан. Например, стакан
из стекла. Ребенок находит изображение
этого предмета на карточке и, называя
словосочетание прилагательного и существительного,
(например, стеклянный стакан),
закрывает картинку фишкой
4) Игра «Деревья».
Дидактический
материал – картинки (например, лист
дуба – дубовый лист, лист
осины, лист березы,
лист клена, лист липы,
лист яблони, лист рябины,
лист вишни, шишка сосны,
иголка ели).
5) Добавление прилагательного в предложение.
Например:
Слон большой, а комар
… Суп горячий,
а компот … Апельсин
сладкий, а лимон
… Дерево высокое,
а трава
6) Игра «Закончи предложение».
Логопед
предлагает ребенку внимательно
рассмотреть картинки. Затем логопед называет
часть предложения, а ребенок его заканчивает.
Например: Воду налили… (в
коричневый кувшин).
Цветок растет… (у высокого
забора). Аня съехала… (с
ледяной горы).
7)
Игра «Исправь ошибки Незнайки»
Логопед предлагает ребенку внимательно послушать предложение и найти ошибку: «Вот как Незнайка составил предложения: «Мама держит тарелку с горячая супом». Это правильно? «Заяц убегает от злое волка». А как сказать правильно? «Дети пришли к голубой озера». Исправь ошибки».
8) Игра «Помоги Незнайке».
Логопед читает предложения с неправильными окончаниями прилагательных и просит ребенка исправить ошибки, которые допустил Незнайка. Например: Заяц убегает от (злые) волков. Птичка спряталась в (зеленые) кустах. Девочки подошли к (новые) домам. Бабочки летают над (красивые)цветами.
Заключение.
Задержка психического развития – это запаздывание или приостановка развития одной или нескольких функциональных систем.
Особенностью задержки психического развития является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью. При задержке психического развития отсутствует инертность психических процессов: больные способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.
Для детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста характерны бедность и неточность словаря, недостаточная дифференциация слов по их семантике, повторы одних и тех же слов, неадекватное их использование.
При усложнении синтаксической конструкции в речи учащихся появляются аграмматизмы, особенно в согласованиях косвенных падежей существительных с прилагательными и местоимениями («много хвойные деревья», «на зеленых лугов»). При согласовании прилагательного с существительным дети с задержкой психического развития пользуются формами как единственного, так и множественного числа, однако часто допускают их смешение. Это обусловлено тем, что каждая из этих форм не связана в достаточной степени с морфологическими признаками имени существительного. В заданиях на согласование прилагательного с существительным дети с задержкой психического развития в одних случаях правильно употребляют словосочетания (железные замки), а в других существительное и прилагательное употребляются в разных числах (синий варежки, железные замок). Отдельную группу составляют ошибки замены полной формы прилагательного усеченной формой (кленовы лист). Еще большие трудности наблюдаются при согласовании прилагательных с существительными в роде (бабушкина платок).
Таким образом, среди форм словообразования прилагательных наиболее усвоенными у детей с задержкой психического развития являются притяжательные прилагательные, а наименее усвоенными – относительные прилагательные.
В
целом младшие школьники с
задержкой психического развития практически
владеют грамматическим строем родного
языка, однако испытывают при этом определенные
трудности, которые выражаются в аграмматизме,
в неумении правильно изменять слова и
строить предложения, в недостаточном
понимании грамматических форм.
Список
литературы.