Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:15, курсовая работа
Цель исследования: предложит систему формирования словаря в условия специальной школы.
Объектом исследования является словарь прилагательных младших школьников с задержкой психического развития.
Предметом исследования является система коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Введение………………………………………………………………………1 стр.
Глава 1. Научно – методический подход к изучению состояния речи у детей с задержкой психического развития…………………………………4 стр.
Развитие речи у нормально развивающихся детей
младшего школьного возраста……...………………………..………….4 стр.
Особенности речи детей младшего школьного возраста
с задержкой психического развития……………………………………8 стр.
Особенности словоизменения прилагательных………...27 стр.
Особенности словообразования прилагательных………29 стр.
Глава 2. Особенностей словарного запаса у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития……………………...………..34 стр.
2.1. Методика выявления словарного запаса у детей младшего
школьного возраста……………………………………………………………34 стр.
2.2. Констатирующий эксперимент……………………………………37 стр.
Заключение………………………………………………………………….....62 стр.
Список литературы……………………………………………………………64 стр.
При согласовании прилагательного с существительным дети с задержкой психического развития пользуются формами как единственного, так и множественного числа, однако часто допускают их смешение. Это обусловлено тем, что каждая из этих форм не связана в достаточной степени с морфологическими признаками имени существительного. В заданиях на согласование прилагательного с существительным дети с задержкой психического развития в одних случаях правильно употребляют словосочетания (железные замки), а в других существительное и прилагательное употребляются в разных числах (синий варежки, железные замок). Отдельную группу составляют ошибки замены полной формы прилагательного усеченной формой (железны замки, сини варежки).
Еще большие трудности наблюдаются при согласовании прилагательных с существительными в роде. Все ошибки, допущенные детьми с задержкой психического развития, можно объединить в две группы.
К первой группе относятся ошибки, указывающие на то, что род прилагательных не соотносится с родом существительных. Дети иногда смешивают формы женского и мужского рода, женского и среднего рода, мужского и среднего рода (красная яблоко, синий ведро, красная шар, синий банка). Наиболее страдает различение и использование формы среднего рода прилагательных.
Вторую группу составляют ошибки, связанные с тем, что полная форма прилагательного заменяется усеченной формой (синя банка, железна замок, красно яблоко, железно ведро).
Дети
с задержкой психического развития
испытывают значительные трудности
при согласовании прилагательного
с существительным в
Причиной данных ошибок является недостаточная сформированность у детей речеслуховой памяти, а также атрибутивных семантических отношений, хотя формальные предпосылки употребления словосочетаний, состоящего из прилагательного и существительного, у определенной части детей имеются.
Таким образом, при дифференциации грамматических форм в процессе восприятия и порождения речи дети с задержкой психического развития используют лишь некоторые дифференциальные семантические признаки и не используют всю совокупность грамматических значений, позволяющих отличать одну форму слова от другой формы.
1.2.2. Особенности
словообразования прилагательного.
Формирование
механизмов словообразования тесно
связано с развитием
Усвоение словообразования предполагает достаточную сформированность процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умения определять сходство и различие в значении и формально-языковых признаках слов, а также сохранность психических функций: мышления, восприятия, памяти, внимания и других.
В
связи с недоразвитием
Исследования словообразования (С. В. Зорина, Е. В. Мальцева, Е. С. Хохлова и другие) показывают, что у детей с задержкой психического развития процесс словообразования задерживается, затягивается во времени и имеет качественное своеобразие.
Одним из характерных признаков уровня сформированности словообразования является детское «словотворчество». Оно возникает в тот период, когда ребенок начинает выделять словообразовательные морфемы, обобщать их в соответствии со значениями, однако еще недостаточно дифференцирует с учетом норм языка.
Детское словотворчество возникает лишь на определенном этапе развития познавательной деятельности ребенка. В связи с этим становится понятным более позднее начало и своеобразие периода детского словотворчества у детей с задержкой психического развития. У этих детей отмечается и большая продолжительность этого периода. Неологизмы наблюдаются даже в речи учеников 4 класса школы для детей с задержкой психического развития.
Нарушения формирования процесса словообразования у детей с задержкой психического развития проявляются при словообразовании как существительных и глаголов, так и прилагательных.
Анализ словообразования прилагательных у детей с задержкой психического развития свидетельствует о том, что некоторые общие закономерности речевого онтогенеза характерны и для этой категории детей.
Так, среди форм словообразования прилагательных наиболее усвоенными у детей с задержкой психического развития являются притяжательные прилагательные, а наименее усвоенными – относительные прилагательные.
Вместе с тем, исследования словообразования прилагательных у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста (С. В. Зорина, Е. С. Слепович, А. А. Хохлова и другие) выявляют значительное различие уровней сформированности навыков словообразования у детей с задержкой психического развития и у детей нормальным психическим развитием, а также своеобразие этого процесса у детей с задержкой психического развития.
У детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте выявляются большое количество неправильных форм словообразования прилагательных. При этом дети с задержкой психического развития часто воспроизводят несколько словообразовательных вариантов (сад – садашный, садиный, садовый). В большинстве случаев дети с задержкой психического развития не дифференцируют и в импрессивной речи правильный и неправильный словообразовательный вариант.
Среди неправильных форм словообразования прилагательных можно выделить следующие группы нарушений:
Анализ словообразования прилагательных показывает, что дети используют при словообразовании ограниченное число суффиксов. Самая высокая словообразовательная активность наблюдается у суффиксов –н-, -ов-, -ев-.
Правильность выполнения заданий на словообразование у детей с задержкой психического развития во многом зависит от того, насколько употребительно слово в обиходной речи. Таким образом, анализ описанных ошибок позволяет сделать вывод о несформированности функции словообразования у детей с задержкой психического развития.
У детей с задержкой психического развития имеется нарушение как в дифференциации грамматических и деривационных значений (на уровне семантики), так и в соотнесении значений с определенным языковым оформлением (на формально-языковом уровне). Однако ведущим является нарушение на семантическом уровне, трудности дифференциации грамматических и деривационных значений.
Глава 2. Особенности словарного запаса у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
2.1. Методика
выявления словарного запаса у детей
младшего школьного возраста с задержкой
психического развития.
Для выявления пассивного и активного словаря детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития мы использовали методику предложенную Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной [№ 24]. Данная методика обследования детской речи сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами, разработанными Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной, Н. М. Пылаевой для оценки речи взрослых больных афазией.
Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении. По мнению авторов данной методики, эти методы могут быть использованы и в работе с детьми с системной речевой патологией. В первую очередь это дети с задержкой психического развития. Картина нарушений у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.
Методика
носит тестовый характер, процедура
ее проведения и система оценки стандартизированы,
что позволяет наглядно представить картину
речевого дефекта и определить степень
выраженности нарушения разных сторон
речи, а также удобно для прослеживания
динамики речевого развития ребенка и
эффективности коррекционного воздействия.
Речевые
пробы для детей младшего
1) Образование относительных прилагательных.
Инструкция: варенье из малины – малиновое, а
1. Варенье из вишни –
2. Варенье из яблок –
3. Варенье из сливы –
4. Кисель из клюквы –
5.Салат из моркови –
6.Суп из грибов –
7.Кукла из соломы –
8.Горка изо льда –
9.Чашка из форфора –
10.Как называется фонарь, который можно носить в кармане –
11.Как называется магазин, в котором продают книги –
12.Как называется стол, за которым обедают –
13.Лист дуба –
15.Лист березы –
16.Лист рябины –
17.Посмотри на картинки и скажи: «Какой это день?» (рис. 1) –
а) –
б) –
в) –
г)-
Оценка.
3 балла – правильная форма;
2 балла – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помоши;
1 балл - форма, имеющаяся в языке, ныне используемая в данном контексте (сливочное варенье);
0 баллов – неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальна
оценка за задание составляет 60 баллов.
2) Образование качественных прилагательных.
Инструкция: за хитрость называют хитрым, а
1.За жадность –
2.За трусость –
3.Если днем мороз, то день –
4.Если дождь –