Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:47, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы доказать эффективность игры как средства коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению.
Объект исследования
Уровень речевого развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе.
Введение…………………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения детей с
общим недоразвитием речи…………………………………………………..….6
1.1.Понятие общее недоразвитие речи……………………………….......6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………………….......................9
1.3. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
III уровня…………………………………………………............................13
ГЛАВА II. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………….............................................17
2.1. Система работы логопеда с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи в период их подготовки к школе…………………17
2.2. Использование игр в логопедической работе с детьми с общим
недоразвитием речи………………………………………………………23
2.3. Виды игр………………………………………………………………26
2.4. Особенности игры старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня……………………………………...……30
ГЛАВА III. Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня в период их
подготовки к обучению в школе………………………………………………...34
3.1. Организация обследования…………………………………………..34
3.2. Анализ полученных результатов………………………………….....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………89
Курсовая работа
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ В ПЕРИОД ИХ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения детей с
общим
недоразвитием речи………………………………
1.1.Понятие
общее недоразвитие речи…………………
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с общим
недоразвитием речи………………………………
1.3. Характеристика
речи детей с общим
III уровня………………………………………………….....
ГЛАВА II. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет
с общим
недоразвитием речи………………………...
2.1. Система работы логопеда с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи в период их подготовки к школе…………………17
2.2. Использование игр в логопедической работе с детьми с общим
недоразвитием речи………………………………………………………23
2.3. Виды игр………………………………………………………………26
2.4. Особенности игры старших дошкольников с общим
недоразвитием
речи III уровня……………………………………...……30
ГЛАВА III. Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня в период их
подготовки к обучению в школе………………………………………………...34
3.1. Организация
обследования…………………………………………..
3.2. Анализ
полученных результатов……………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Введение
Проблема обучения и воспитания детей с нарушениями речи занимает особое место в современной логопедии.
Изучение
психических особенностей детей
с нарушениями речи (А.А.Гусейнова,
Г.В.Кузнецова) [33] выявило у них
множественные нарушения, характеризующиеся
сочетанием недостатков двигательного,
речевого, интеллектуального и
Одно из средств достижения обозначенных целей – широкое использование коррекционных возможностей, которыми обладает детская игра. В условиях методически корректного отношения, грамотного использования мощного психолого-педагогического потенциала игра способна стать универсальным средством, обеспечивающим: успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития, поддержание и укрепление физического, психического и социального здоровья дошкольника, развитие его как субъекта собственной деятельности и поведения.
Среди
неспецифических методов
Особое значение данной проблемы определяется тем, что в настоящее время в логопедической практике увеличивается и совершенствуется арсенал игр, упражнений, заданий, направленных на развитие речи детей, однако без знания психических, речевых особенностей и возможностей ребенка невозможно получить положительный результат логопедической работы.
Цель
исследования заключается в том, чтобы
доказать эффективность игры как средства
коррекции речи детей с общим недоразвитием
речи III уровня в период их подготовки
к школьному обучению.
Объект исследования
Уровень речевого развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе.
Предмет исследования:
Логопедические занятия с использованием игровых заданий и упражнений как средство коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в период.
Гипотеза - мы считаем, что организация и проведение системы коррекционно-логопедических занятий с использованием игр и упражнений для детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению способствует коррекции речи и психических процессов, что благоприятно сказывается на их подготовке к школьному обучению.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Провести теоретический анализ литературы, имеющейся по данной теме;
2. Проанализировать понятие общего недоразвития речи и психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитие речи;
3. Выявить особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
4. Изучить роль игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи;
5. Исследовать уровень развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
6. Сравнить
результаты исследований
8. Проанализировать результаты исследования уровня развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования.
В соответствии с задачами исследования в работе использовались следующие методы:
База исследования:
Исследование проводилось на базе МДОУ д/сад компенсирующего вида №18 «Санаторный».
ГЛАВА I
Теоретические основы проблемы изучения детей с общим недоразвитием речи
1.1. Понятие общее недоразвитие речи
Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте [37]. У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь [37].
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, заикании - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя речи и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.
Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедная, малословная, тесно связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации становится непонятной. Связная монологическая речь или отсутствует, или развивается с большим трудом и характеризуется качественным своеобразием. Наиболее ярким показателем общего недоразвития речи является отставание экспрессивной речи при относительном, на первый взгляд, понимании обращенной.
В рамках психолого-педагогического подхода Р.Е. Левиной было выделено три уровня речевого развития у детей с речевой патологией [38].
Первый уровень характеризуется в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Речь детей на этом уровне изобилует диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («кия» - кофта, свитер). Характерной особенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки или действия, совершаемые с ними (например: «бика» произносится с разной интонацией и обозначает «машина», «едет», «бибикает»).
Эти факты указывают на
Кроме того, у детей отмечается ярко выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д.
Речь детей на первом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.
Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух, трехсловной, а иногда и четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетания и фразу, ребенок может правильно использовать способы согласования и управления, может и нарушать их.
В самостоятельной речи детей изредка появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со вторым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям («Асик ези тай» - «Мячик лежит на столе»).
По
сравнению с первым уровнем наблюдается
заметное улучшение состояния словарного
запаса не только по количественным, но
и качественным параметрам: расширяется
объем употребляемых
Речь
детей со вторым уровнем речевого
развития часто кажется малопонятной
из-за грубого нарушения
Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых, распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. В самостоятельной речи уменьшается число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По-прежнему явно недостаточным остается понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются простыми предлогами.