Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы доказать эффективность игры как средства коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению.
Объект исследования
Уровень речевого развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения детей с
общим недоразвитием речи…………………………………………………..….6
1.1.Понятие общее недоразвитие речи……………………………….......6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………………….......................9
1.3. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
III уровня…………………………………………………............................13
ГЛАВА II. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………….............................................17
2.1. Система работы логопеда с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи в период их подготовки к школе…………………17
2.2. Использование игр в логопедической работе с детьми с общим
недоразвитием речи………………………………………………………23
2.3. Виды игр………………………………………………………………26
2.4. Особенности игры старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня……………………………………...……30
ГЛАВА III. Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня в период их
подготовки к обучению в школе………………………………………………...34

3.1. Организация обследования…………………………………………..34
3.2. Анализ полученных результатов………………………………….....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………89

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школе.docx

— 125.84 Кб (Скачать документ)

Курсовая  работа

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР  III УРОВНЯ В ПЕРИОД ИХ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…………………………………………………………………………....3 

    ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения детей с

    общим недоразвитием речи…………………………………………………..….6 

    1.1.Понятие  общее недоразвитие речи……………………………….......6

    1.2. Психолого-педагогическая  характеристика детей 6-7 лет

    с общим  недоразвитием речи……………………………….......................9

    1.3. Характеристика  речи детей с общим недоразвитием  речи 

    III уровня…………………………………………………............................13 

    ГЛАВА II. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет

с общим  недоразвитием речи……………………….............................................17

    2.1. Система  работы логопеда с детьми 6-7 лет  с общим 

    недоразвитием речи в период их подготовки к школе…………………17

    2.2. Использование  игр в логопедической работе  с детьми с общим

    недоразвитием речи………………………………………………………23

    2.3. Виды  игр………………………………………………………………26

    2.4. Особенности  игры старших дошкольников с  общим 

    недоразвитием речи III уровня……………………………………...……30 

    ГЛАВА III. Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет

    с общим  недоразвитием речи III уровня в период их

    подготовки  к обучению в школе………………………………………………...34

     

    3.1. Организация  обследования…………………………………………..34

    3.2. Анализ  полученных результатов………………………………….....43 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………84

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...86

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………89 

 

Введение

     Проблема  обучения и воспитания детей с  нарушениями речи занимает особое место  в современной логопедии.

     Изучение  психических особенностей детей  с нарушениями речи (А.А.Гусейнова, Г.В.Кузнецова) [33] выявило у них  множественные нарушения, характеризующиеся  сочетанием недостатков двигательного, речевого, интеллектуального и личностного  развития. Выраженность этих нарушений  существенно затрудняет социализацию, адаптацию дошкольников и обуславливает  необходимость комплексной коррекционно-логопедической работы.

     Одно  из средств достижения обозначенных целей – широкое использование  коррекционных возможностей, которыми обладает детская игра. В условиях методически корректного отношения, грамотного использования мощного психолого-педагогического потенциала игра способна стать универсальным средством, обеспечивающим: успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития, поддержание и укрепление физического, психического и социального здоровья дошкольника, развитие его как субъекта собственной деятельности и поведения.

     Среди неспецифических методов профилактики и коррекции  состояний и ситуаций риска в развитии ребенка игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям психолого-педагогической практики и  самих детей. Поэтому в работе с детьми с нарушениями речи игра становится не просто универсальным, а  оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне  влиять на их развитие.

     Особое  значение данной проблемы определяется тем, что в настоящее время  в логопедической практике увеличивается  и совершенствуется арсенал игр, упражнений, заданий, направленных на развитие речи детей, однако без знания психических, речевых особенностей и возможностей ребенка невозможно получить положительный результат  логопедической работы.

     Цель  исследования заключается в том, чтобы доказать эффективность игры как средства коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению. 

     Объект  исследования

     Уровень речевого развития детей 6-7 лет с  общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе.

      Предмет исследования:

     Логопедические  занятия с использованием игровых  заданий и упражнений как средство коррекции речи детей с общим  недоразвитием речи III уровня в период.

     Гипотеза - мы считаем, что организация и проведение системы коррекционно-логопедических занятий с использованием игр и упражнений для детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению  способствует коррекции речи и психических процессов, что благоприятно  сказывается на их подготовке  к школьному обучению.

     Цель, объект и предмет  исследования определили необходимость постановки и решения следующих  задач:

1. Провести теоретический  анализ литературы, имеющейся по данной  теме;

2. Проанализировать  понятие общего  недоразвития речи  и психолого-педагогические  особенности детей  с общим недоразвитие  речи;

3. Выявить особенности  логопедической работы  с детьми 6-7 лет  с общим недоразвитием  речи;

4. Изучить  роль игр в логопедической  работе с детьми с общим  недоразвитием речи;

5. Исследовать  уровень развития речи детей  6-7 лет с общим недоразвитием  речи III уровня.

6. Сравнить  результаты исследований уровня  речевого развития у детей  с ОНР и нормой речи;

8. Проанализировать  результаты исследования уровня развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.

Методы  исследования.

В соответствии с задачами исследования в работе использовались следующие  методы:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
  • формирующий эксперимент (в форме системы физических упражнений направленных на развитие графических навыков у детей с нарушениями речи);
  • констатирующий и контрольный эксперимент, направленные на изучение влияния специальных физических упражнений, на формирование графических навыков у детей с ОНР;

База  исследования:

     Исследование  проводилось на базе МДОУ д/сад компенсирующего вида №18 «Санаторный».

 

ГЛАВА I

Теоретические основы проблемы изучения детей с общим  недоразвитием речи

1.1. Понятие общее  недоразвитие речи

     Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые  расстройства, при которых у детей  нарушено формирование всех компонентов  речевой системы, относящихся к  ее звуковой и смысловой стороне  при нормальном слухе и интеллекте [37]. У детей с общим недоразвитием  речи в большей или меньшей  степени оказываются  нарушенными  произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас  отстает от возрастной нормы, как  по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь [37].

     Общее недоразвитие речи может наблюдаться  при наиболее сложных формах детской  речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, заикании - в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя речи и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.

     Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность  речевого общения удовлетворяется  недостаточно. Разговорная речь бедная, малословная, тесно связана с  определенной ситуацией и вне  этой ситуации становится непонятной. Связная монологическая речь или  отсутствует, или развивается с  большим трудом и характеризуется  качественным своеобразием. Наиболее ярким показателем общего недоразвития речи является отставание экспрессивной  речи при относительном, на первый взгляд, понимании обращенной.

     В рамках психолого-педагогического  подхода Р.Е. Левиной было выделено три уровня речевого развития у детей  с речевой патологией [38].

     Первый  уровень характеризуется в литературе как «отсутствие общеупотребительной речи». Речь детей на этом уровне изобилует диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («кия» - кофта, свитер). Характерной особенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки или действия, совершаемые с ними (например: «бика» произносится с разной интонацией и обозначает «машина», «едет», «бибикает»).

       Эти факты указывают на крайнюю  бедность словарного запаса, в  результате чего ребенок вынужден  прибегать к активному использованию  интонации и паралингвистических  средств: жестов, мимики.

     Кроме того, у детей отмечается ярко выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д.

     Речь  детей на первом уровне малопонятна  для окружающих и имеет жесткую  ситуативную привязанность.

     Второй  уровень речевого развития определяется в литературе как «начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух, трехсловной, а иногда и четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетания и фразу, ребенок может правильно использовать способы согласования и управления, может и нарушать их.

     В самостоятельной речи детей изредка  появляются простые  предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со вторым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям («Асик ези тай» - «Мячик лежит на столе»).

     По  сравнению с первым уровнем наблюдается  заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и качественным параметрам: расширяется  объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые числительные, наречия  и т.д. Однако недостаточность словообразовательных операций приводит к ошибкам в  употреблении и понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наблюдаются  трудности в  формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы  синонимов и антонимов.

     Речь  детей со вторым уровнем речевого развития часто  кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения  и слоговой структуры слов.

     Третий  уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых, распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. В самостоятельной речи уменьшается число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Специально  направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По-прежнему явно недостаточным остается понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются простыми предлогами.

Информация о работе Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школьному обучению