Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы доказать эффективность игры как средства коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению.
Объект исследования
Уровень речевого развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения детей с
общим недоразвитием речи…………………………………………………..….6
1.1.Понятие общее недоразвитие речи……………………………….......6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………………….......................9
1.3. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
III уровня…………………………………………………............................13
ГЛАВА II. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………….............................................17
2.1. Система работы логопеда с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи в период их подготовки к школе…………………17
2.2. Использование игр в логопедической работе с детьми с общим
недоразвитием речи………………………………………………………23
2.3. Виды игр………………………………………………………………26
2.4. Особенности игры старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня……………………………………...……30
ГЛАВА III. Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня в период их
подготовки к обучению в школе………………………………………………...34

3.1. Организация обследования…………………………………………..34
3.2. Анализ полученных результатов………………………………….....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………89

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школе.docx

— 125.84 Кб (Скачать документ)

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи

    При проведении данной методики, в результате количественного  анализа полученных данных, мы выяснили, что из 12 детей  с ОНР у 3-х детей  высокий уровень  успешности выполнения задания, у 5 детей  – средний уровень  и у 4-х детей  низкий уровень успешности.

     У детей с нормальной речью высокий  уровень по данной методике имеют 10 детей  и средний уровень  у 2 детей.

Результаты  количественного анализа представлены в таблицах № 1 и №2.

Таблица 1

Результаты  исследования сенсомоторного уровня речи у детей

с общим недоразвитием  речи

Ф.И.ребенка Проверка состояния

 фонематического  восприятия

Исследование 

артикуляционной моторики

Исследование 

звукопроизношения

Исследование  сформированности

звукослоговой структуры слова

Общий балл Процент успешности
1. КсюшаБ. 3,25 5 10,5 5 23,75 79,6%
. Катя Б. 4,5 4 10 4,5 23 76,6%
3. ВладикБ. 3 3,5 9 3 18,5 61,6%
4. Маша З. 5 4,5 10,5 4,5 24,5 81,6%
5. Даша К. 5 4,5 13,5 5 28 93,3%
6. Алеша К. 4,5 4,5 14 4,5 27,5 91,6%
7. Саша К. 3,5 2,5 12 4 22 73,3%
8. Паша П. 4 3,5 12 3,5 23 76,6%
9. Денис С. 5 4,5 13,5 4 27 90%
10. Катя С. 2,5 3 10 3,5 19 63,3%
11. Миша Ф. 3 3,5 9 3,5 19 63,3%
12. Лера Ч. 3 3 9 4 19 63,3%
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Результаты исследования сенсомоторного уровня речи у детей

с нормой речи

      Ф.И.ребенка Проверка состояния  фонематического 

      восприятия

      Исследование  артикуляционной моторики Исследование  звукопроизношения Исследование 

      сформированности

      звукослоговой

      структуры слова

      Общий балл Процент успешности
      1. Марина Р. 5 4,5 13,5 5 28 93,3%
      2. Алина М. 4,5 3,5 14 5 27 90%
      3. Данила А. 3,5 2,5 13 4,5 23,5 78,3%
      4. Миша В. 4 3,5 15 5 27,5 91,6%
      5. Тима Ч. 5 4,5 13,5 4 27 90%
      6. Марат Т. 5 5 15 5 30 100%
      7. Саша С. 5 4,5 13,5 5 28 93,3%
      8. Вика В. 4,5 4,5 15 5 29 96,6%
      9. Оля Р. 4,5 4,5 13,5 4,5 27 90%
      10. Катя С. 4,5 3,5 12 3,5 23,5 78,3%
      11. Антон К. 5 4,5 15 5 29,5 98,3%
      12. Андрей Г. 5 5 15 5 30 100%
 

     В ходе проведения данной методики нами было выявлено, что дети с ОНР затрудняются при выполнении 1 и 4 задания.

     Выявлены  затруднения при  повторении слогов за взрослым у Леры Ч., Миши Ф., Кати С. Наблюдаются  ошибочное выполнение, синкенезии во 2 задании у Владика Б., Саши К., Леры Ч., Миши Ф. В 3 задании у детей в основном нарушения произношения звуков [р],[р'] (горловое произношение, замены [р],[р'] на [л],[л'], пропуски звуков). У Владика Б., Миши Ф., Леры Ч. Звуки [ш], [ж] подвергаются заменам в самостоятельной речи. В 4 серии перестановки слогов, элизии, контаминации у Владика Б., Кати С., Паши П.

     У детей, посещающих обычный  детский сад, при  выполнении инструкций особых затруднений  не наблюдалось. Отмечаются неточности, замедленное  выполнение артикуляционных  упражнений. Один или несколько звуков группы правильно произносятся изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи (Данила А., Тимы Ч., Кати С.).

Серия II. Исследование грамматического строя речи

     При проведении данной методики, в результате количественного  анализа ученных  данных, мы выяснили, что из 12 детей  с ОНР у 1-го ребенка  высокий уровень  успешности выполнения задания, у 7-ми детей - средний уровень, у 2-х низкий и у 2-х очень низкий уровень успешности.

       Дети с нормально  развивающейся речью  по результатам  данной методики  имеют следующие  результаты: у 7-ми  детей высокий  уровень, у  5-ти  детей средний  уровень успешности.

     Результаты  количественного анализа представлены в таблицах № 3 и №4.

Таблица 3

Результаты  исследования грамматического строя  речи у детей с

общим недоразвитием речи

Ф.И.ребенка Изменение существительного по падежам Образование уменьшительно-ласкательной формы Согласование  прилагательных с существительными Согласование 

существительных

с числительными.

Образование сущ. Мн.ч. в И.п и Р.п Общий балл Процент успешности
1. КсюшаБ. 3 2,5 3,5 2 7,5 18, 5 61,6%
2. Катя Б. 3,75 3 3 2,5 7 19,25 64,7%
3. ВладикБ. 2,5 1,5 2 0,5 5 11,5 38,3%
4. Маша З. 4 3,5 2,5 3 8 21 70%
5. Даша К. 4 3,5 3 4 10 24,5 81,6%
6. Алеша К 3,5 2,5 3,5 2,5 8,5 20,5 68,3%
7. Саша К. 3,5 2,5 2 2,25 7 16,75 55,8%
8. Паша П. 4 3,5 3 3,5 9 23 76,6%
9. Денис С. 4 3,5 3,5 4 8,5 23,5 78,3%
10. Катя С. 2,5 1,5 1,5 1 6,5 13 43,3%
11. Миша Ф. 3 3,5 3 3,5 8 21 70%
12. Лера Ч. 3,5 3,5 3 2,5 9 21,5 71,6%

Таблица 4

Результаты  исследования грамматического строя речи у детей

с нормой речи 

Ф.И.ребенка Изменение существительного по

 падежам

Образование уменьшительно-ласкательной формы Согласование  прилагательных с существительными Согласование

 существительных 

с числительными.

Образование сущ. Мн.ч. в И.п и Р.п Общий балл Процент  успешности
1. Марина Р. 5 5 5 5 10 30 100%
2. Алина М. 4 3,5 3 4 10 24,5 81,6%
3. Данила А. 4 3,5 3,5 4 8,5 23,5 78,3%
4. Миша В. 5 5 4,5 4,5 10 29 96,6%
5. Тима Ч. 4 3,5 3 3,5 9 23 76,6%
6. Марат Т. 5 4,5 4,5 4,5 8,5 27 90%
7. Саша С. 4 4 4,5 3,5 8 23,5 78,3%
8. Вика В. 3,5 3,5 4 2,5 7 20,5 68,3%
9. Оля Р. 4,5 4,5 4,5 4 9 26,5 88,3%
10. Катя С. 5 5 4,5 4,5 10 29 96,6%
11. Антон К. 5 4,5 5 4,5 9 28 93,3%
12. Андрей Г. 3,5 3,5 3 2,5 9 21,5 71,6%
 

     При выполнении заданий  данной методики нами было выявлено, что  дети с ОНР затрудняются в основном при  выполнении 2,3 и 4 группы заданий.

     При выполнении данной методики дети с нарушениями  речи в основном затрудняются в образовании  уменьшительно-ласкательной формы существительного. Допускают ошибки при согласовании существительного с  числительным (Владик Б., Катя С.). Некоторые  дети не могут образовать существительные  множественного числа  без стимулирующей  помощи (Миша Ф., Катя Б., Владик Б.). С заданием справился с наименьшим количеством ошибок только один ребенок (Даша К.).

     У детей с нормальной речью при выполнении данной методики грубых нарушений не наблюдается. Встречаются ошибки при согласовании существительных с числительными у Саши С., Вики В., Тимы Ч., Андрея Г. Затрудняются в образовании существительных множественного числа со словами «ухо», «дерево» (Катя С., Катя Б., Владик Б.).

Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования

     При проведении данной методики, в результате количественного  анализа полученных данных, мы выяснили, что из 12 детей  с ОНР у 3-х детей  высокий уровень  успешности выполнения задания, у 5 детей - средний  уровень, у 4-х детей  низкий уровень.

     У детей без речевой патологии  высокий уровень имеют 7 детей, у 2-х средний, и у 2-х низкий уровень.

     Данные  количественного анализа  методики представлены в таблице № 5 и № 6

     Таблица 5

Результаты  исследования словаря и навыков словообразования

у детей с ОНР

Ф.И.ребенка Знание  детенышей животных Образование прилагательных от существительных Общий балл Процент успешности
Относительных Качественных Притяжательных
1. КсюшаБ. 8,5 7,5 4,5 2 22, 5 73,3%
2. Катя Б. 7,5 8 4,5 2,5 22,5 73,3%
3. ВладикБ. 6,5 6,5 4 2 19 63,3%
4. Маша З. 9 9,5 5 4 27,5 91,6%
5. Даша К. 9,5 8,5 5 3,5 26,5 88,3%
6. Алеша К. 7,5 8 4 2 21,5 71,6%
7. Саша К. 7 7,5 3,5 1 19 63,6%
8. Паша П. 8 6,5 4 2,5 21 70%
9. Денис С. 6 7 3 3 19 63,3%
10. Катя С. 6,5 6,5 2,5 2 17,5 58,3%
11. Миша Ф. 7 7,5 3 3,5 21 70%
12. Лера Ч. 9,5 7 4 4 24,5 81,6%

Информация о работе Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школьному обучению