Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:47, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы доказать эффективность игры как средства коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению.
Объект исследования
Уровень речевого развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе.
Введение…………………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения детей с
общим недоразвитием речи…………………………………………………..….6
1.1.Понятие общее недоразвитие речи……………………………….......6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………………….......................9
1.3. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
III уровня…………………………………………………............................13
ГЛАВА II. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………….............................................17
2.1. Система работы логопеда с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи в период их подготовки к школе…………………17
2.2. Использование игр в логопедической работе с детьми с общим
недоразвитием речи………………………………………………………23
2.3. Виды игр………………………………………………………………26
2.4. Особенности игры старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня……………………………………...……30
ГЛАВА III. Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня в период их
подготовки к обучению в школе………………………………………………...34
3.1. Организация обследования…………………………………………..34
3.2. Анализ полученных результатов………………………………….....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………89
Для наглядного представления уровня речевого развития мы отобразили полученный уровень у детей с ОНР и нормой речи в виде гистограммы.
Графическая значимость уровня речевого развития у детей с ОНР
на констатирующем этапе
Гистограмма
1
Графическая значимость уровня речевого развития у детей с нормой
речи на констатирующем этапе
Гистограмма
2
Таким образом, в результате количественной обработки полученных данных мы выяснили, что 1 из 12 детей с нарушениями речи имеет высокий уровень речевого развития, 5 детей - средний уровень, у 6 детей низкий уровень.
Дети с нормальной речью по результатам исследования получили следующие показатели: высокий уровень речевого развития у 6 детей, средний уровень у 6 детей.
Сравнительный результат оценки уровня речевого развития детей с общим недоразвитием и нормой речи по результатам констатирующего этапа в приложении №2.
Проведя качественный анализ полученных результатов, мы выявили следующие особенности у детей с нарушениями речи. Дети с речевой патологией испытывают затруднения при повторении слогов за взрослым. Наблюдаются ошибочное выполнение заданий, синкенезии, нарушения произношения звуков (искажения, замены). При исследовании звукослоговой структуры слова наблюдаются перестановки слогов, элизии (отпадение гл, звука, слога (мина-машина), контаминации (смешение слов: белток - белок и желток). Некоторые
дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительного. Допускают ошибки при согласовании существительного с числительным. Рассказы детей с патологией речи недостаточно информативны - в них не отражены некоторые существенные признаки предмета. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении.
При
составлении рассказа
по серии сюжетных
картин у детей
наблюдаются незначительное
искажение ситуации,
неточное воспроизведение
причинно-следственных
связей. У большинства
детей стереотипность
лексического и грамматического
оформления, наличие
аграмматизмов в речи.
Заключение
В
современной логопедии
Особое значение данной работы определяется в связи с тем, что у дошкольников с общим недоразвитием речи отстает в развитии формирование моторной, сенсорной и других сфер, что приводит к трудностям в общении, адаптации и социализации.
Многочисленные
теоретические и практические исследования
детей с нарушениями речи подтверждают
факт необходимости использования
игр в коррекционно-
Игра
как ведущий вид деятельности
дошкольника способствует становлению
и развитию психических процессов,
произвольного осознанного
Все
важнейшие новообразования
Для
детей-дошкольников, страдающих различными
речевыми расстройствами, игровая деятельность
- необходимое условие
Проведя качественный анализ полученных результатов, мы выявили следующие особенности у детей с нарушениями речи. Дети с речевой патологией испытывают затруднения при повторении слогов за взрослым. Наблюдаются ошибочное выполнение заданий, синкенезии, нарушения произношения звуков (искажения, замены). При исследовании звукослоговой структуры слова наблюдаются перестановки слогов, элизии, контаминации. Некоторые дети затрудняются в образовании уменьшительно - ласкательной формы существительного. Допускают ошибки при согласовании существительного с числительным. Рассказы детей с патологией речи недостаточно информативны - в них не отражены некоторые существенные признаки предмета. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении.
Сравнительный
анализ уровня речевого
развития у детей старшего дошкольного
возраста с речевой патологией и нормальной
речью показал, что дети с нормальной
речью в отличие от сверстников с нарушенной
речью дают более развернутые ответы на
вопросы, их рассказы
по серии сюжетных картинок
соответствуют ситуации,
имеют все смысловые
звенья, расположенные
в правильной последовательности,
что позволяет сделать
вывод о более высоком
уровне речевого развития.
Приложение № 1
Сводная таблица детей подготовительной группы детского сада
№ 18 Санаторный».
№ | Фамилия, имя | Уровень речевого развития. |
1. | Ксюша Б. | ОНР, III уровень |
2. | Катя Б. | ОНР,III уровень по типу ст. формы дизартрии |
3. | Владик Б. | ОНР, III уровень. |
4. | Маша З. | ОНР, III уровень |
5. | Даша К. | ОНР, III уровень |
6. | Алеша К. | ОНР,III уровень по типу ст. формы дизартрии |
7. | Саша К. | ОНР, III уровень |
8. | Паша П. | ОНР, III уровень по типу ст. формы дизартрии |
9. | Денис С. | ОНР, III уровень по типу ст. формы дизартрии |
10 | Катя С. | ОНР, III уровень |
11 | Миша Ф. | ОНР, III уровень по типу ст. формы дизартрии |
12 | Лера Ч. | ОНР, III уровень по типу ст. формы дизартрии |
Список литературы
Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки С, Сь, З, Зь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2004. -32с.
в детском саду. - М., 1997.