Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы доказать эффективность игры как средства коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению.
Объект исследования
Уровень речевого развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения детей с
общим недоразвитием речи…………………………………………………..….6
1.1.Понятие общее недоразвитие речи……………………………….......6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………………….......................9
1.3. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
III уровня…………………………………………………............................13
ГЛАВА II. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………….............................................17
2.1. Система работы логопеда с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи в период их подготовки к школе…………………17
2.2. Использование игр в логопедической работе с детьми с общим
недоразвитием речи………………………………………………………23
2.3. Виды игр………………………………………………………………26
2.4. Особенности игры старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня……………………………………...……30
ГЛАВА III. Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня в период их
подготовки к обучению в школе………………………………………………...34

3.1. Организация обследования…………………………………………..34
3.2. Анализ полученных результатов………………………………….....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………89

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школе.docx

— 125.84 Кб (Скачать документ)
 

     Для наглядного представления уровня речевого развития мы отобразили полученный уровень  у детей с ОНР и нормой речи в виде гистограммы.

Графическая значимость уровня речевого развития у детей  с ОНР 

на  констатирующем этапе

     
     
     

    Гистограмма 1 
     

Графическая значимость уровня речевого развития у детей  с нормой

речи на констатирующем этапе

    Гистограмма 2 
     
     
     
     
     
     
     

     Таким образом, в результате количественной обработки полученных данных мы выяснили, что 1 из 12 детей с нарушениями речи имеет высокий уровень речевого развития, 5 детей - средний уровень, у 6 детей низкий уровень.

     Дети  с нормальной речью  по результатам исследования получили следующие  показатели: высокий  уровень речевого развития у 6 детей, средний  уровень у 6 детей.

     Сравнительный результат оценки уровня речевого развития детей с общим  недоразвитием и  нормой  речи по результатам  констатирующего  этапа в приложении №2.

     Проведя качественный анализ полученных результатов, мы выявили следующие  особенности у  детей с нарушениями  речи. Дети с речевой  патологией испытывают затруднения при  повторении слогов за взрослым. Наблюдаются  ошибочное выполнение заданий, синкенезии, нарушения произношения звуков (искажения, замены). При исследовании звукослоговой структуры слова наблюдаются перестановки слогов, элизии (отпадение гл, звука, слога (мина-машина),  контаминации (смешение  слов:  белток -  белок и желток).  Некоторые

  дети затрудняются  в образовании  уменьшительно-ласкательной  формы существительного. Допускают ошибки  при согласовании  существительного  с числительным. Рассказы детей с патологией речи недостаточно информативны - в них не отражены некоторые существенные признаки предмета. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении.

     При составлении рассказа по серии сюжетных картин у детей  наблюдаются незначительное искажение ситуации, неточное воспроизведение  причинно-следственных связей. У большинства  детей стереотипность лексического и грамматического  оформления, наличие  аграмматизмов в речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В современной логопедии направленному  использованию игровой деятельности придается все большее значение, так как игра заключает в себе наибольшие возможности для предупреждения и коррекции речевых нарушений.

     Особое  значение данной работы определяется в связи с тем, что у дошкольников с общим недоразвитием речи отстает  в развитии формирование моторной, сенсорной и других сфер, что приводит к трудностям в общении, адаптации  и социализации.

     Многочисленные  теоретические и практические исследования детей с нарушениями речи подтверждают факт необходимости использования  игр в коррекционно-развивающих  целях.

     Игра  как ведущий вид деятельности дошкольника способствует становлению  и развитию психических процессов, произвольного осознанного поведения. Она оказывает существенное влияние  на развитие умственных действий, подготавливает переход к формированию новых  интеллектуальных операций.

     Все важнейшие новообразования этого  периода - и произвольность поведения, и все психические процессы (от элементарных до самых сложных), и воображение, и умение общаться - зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре.

     Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность - необходимое условие разностороннего  развития их личности и интеллекта. Следует отметить, что недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения  грамматического  строя  речи, а также изменения  темпа речи, ее плавности - все это  влияет на игровую деятельность детей  с нарушениями речи, порождает  определенные особенности их поведения  в игре.

     Проведя качественный анализ полученных результатов, мы выявили следующие  особенности у  детей с нарушениями  речи. Дети с речевой  патологией испытывают затруднения при повторении слогов за взрослым. Наблюдаются ошибочное выполнение заданий, синкенезии, нарушения произношения звуков (искажения, замены). При исследовании звукослоговой структуры слова наблюдаются перестановки слогов, элизии, контаминации. Некоторые дети затрудняются в образовании уменьшительно - ласкательной формы существительного. Допускают ошибки при согласовании существительного с числительным. Рассказы детей с патологией речи недостаточно информативны - в них не отражены некоторые существенные признаки предмета. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении.

     Сравнительный анализ уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией и нормальной речью показал, что дети с нормальной речью в отличие от сверстников с нарушенной речью дают более развернутые ответы на вопросы, их рассказы по серии сюжетных картинок соответствуют ситуации, имеют все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности, что позволяет сделать вывод о более высоком уровне речевого развития. 
 

    Приложение № 1

Сводная таблица детей  подготовительной группы детского сада

  № 18 Санаторный». 

  Фамилия, имя   Уровень речевого  развития.
1. Ксюша Б.  ОНР, III уровень   
2. Катя Б.  ОНР,III уровень по типу ст. формы дизартрии
3. Владик Б. ОНР, III уровень.
4. Маша З. ОНР, III уровень
5. Даша К. ОНР, III уровень
6. Алеша К. ОНР,III уровень по типу ст. формы дизартрии
7. Саша К. ОНР, III уровень
8. Паша П. ОНР, III уровень по типу ст. формы дизартрии
9. Денис С. ОНР, III уровень по типу ст. формы дизартрии
10 Катя С. ОНР, III уровень
11 Миша Ф. ОНР, III уровень по типу ст. формы дизартрии
12 Лера Ч. ОНР, III уровень по типу ст. формы дизартрии
 

Список  литературы

  1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: Забавы или пагуба? // Современный ребенок в игровой цивилизации. – М., 2001- С.28
  2. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М., 1973.- 384с.
  3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и   задания. СПб.: КАРО, 2004. 96с.
  4. Воробьева В.К. Обучение детей первоначальным навыкам связного               высказывания. //Дефектология. – 1989.- №9.- с.45.
  5. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития              речи, мелкой моторики и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003. – 96с.
  6. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.Н. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М.: Просвещение, 1993. – 223с.
  7. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии.- 1966.- №6.- с.54
  8. Готовность к школе./ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Наука, 1995.- 119с.
  9. Давидович Л.Р. Новое пособие по использованию игр в логопедической работе // Дефектология. – 1988. - №4. – с.85
  10. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека// Дошкольное воспитание. – 2002. - №4.- с.2-16
  11. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2004. – 320с.
  12. Игра как ведущий вид деятельности и форма организации жизни дошкольников// Игра и развитие личности дошкольника: Сб.научных трудов. / Под ред. Г.Г. Кравцова. М., 1990. – с.16
  13. Игры в логопедической работе с детьми./Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Просвещение, 1987.- 144с.
  14. Кабанова М.Н. Готовимся к школе.- СПб.: ИЗДАТ. ДОМ «Нова», 2003. – 224с.
  15. Калягин В.А. Логопсихология. М.: «Академия», 2006.-320с.
  16. Стребелева Е.Д. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.- М.: ВЛАДОС, 2004.-224с.
  17. Коноваленко С.В. Как подготовить ребенка к школе: Психологические тесты, игры и упражнения.- М.: Издательство Эксмо, 2003.-192с.
  18. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть I./Под ред. Л.С.Сековец.- М.: АРКТИ, 2005. -248с.
  19. Кутузова И. Развитие игровой деятельности// Дошкольное воспитание. – 2003.- №5. С.25-27
  20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников, - Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224с.

    Лебедева  И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки  С, Сь, З, Зь:   Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2004. -32с.

  1. Логопедия. Методическое наследие. /Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Луговых Н. Дидактические игры как средство коррекции регулятивных механизмов у детей с первичной речевой патологией//Дошкольное воспитание.- 1995.-№12.- с.25-28
  3. Михайленко Н.Я., Kopoткова Н. А. Как играть с ребенком. - М., 1990.
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры

         в детском саду. - М., 1997.

  1. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр// Дошкольное воспитании. – 1997. - №3.
  2. Осипова А.А. Общая психокоррекция: М.: ТЦ «Сфера», 2002.- 512с.
  3. Павлова Л. Ранний возраст: значение игр-знаний в интеллектуальном развитии. Дошкольное воспитание. – 2002. - №4 – С. 74-78.
  4. Пожиленко Е.А. Мир вокруг нас: Учим чувствовать, познавать и действовать. Пособие для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей: В 2 ч. Ч. 1. – Спб.: «Просвещение», 2004. – 319с.
  5. Роговенко Т. Речевые тренажеры? Да.//Логопед в детском саду.- 2005.- №4.-с.39
  6. Практикум по детской психологии. /Под ред. Г.А.Урунтаевой.- М.:Просвещение: Владос, 1995. – 291с.
  7. Смирнова Е. Современный дошкольник: Особенности игровой деятельности// Дошкольное воспитание. – 2002. -№4.-с. 70-75.
  8. Смирнова Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам// Дошкольное воспитание. – 2003.- №8. – с.73-76.
  9. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями.- М.: «Академия», 2003.- 272с.
  10. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие  связной речи малыша. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.-136с.
  11. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. –1990. -№ 10. –С.16-24
  12. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. (Логопедические тетради). – СПб.: «Акцидент», 1998.- 112с.
  13. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 224с.
  14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М.:МГЗПИ, - 188с.
  15. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 200. – 56с.
  16. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.

Информация о работе Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школьному обучению