Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы доказать эффективность игры как средства коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению.
Объект исследования
Уровень речевого развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения детей с
общим недоразвитием речи…………………………………………………..….6
1.1.Понятие общее недоразвитие речи……………………………….......6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………………….......................9
1.3. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
III уровня…………………………………………………............................13
ГЛАВА II. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………….............................................17
2.1. Система работы логопеда с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи в период их подготовки к школе…………………17
2.2. Использование игр в логопедической работе с детьми с общим
недоразвитием речи………………………………………………………23
2.3. Виды игр………………………………………………………………26
2.4. Особенности игры старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня……………………………………...……30
ГЛАВА III. Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня в период их
подготовки к обучению в школе………………………………………………...34

3.1. Организация обследования…………………………………………..34
3.2. Анализ полученных результатов………………………………….....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………89

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школе.docx

— 125.84 Кб (Скачать документ)

Таблица 6

Таблица 6

Результаты  исследования словаря и навыков словообразования у детей

с нормой речи

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
Ф.И.ребенка Знание  детенышей животных Образование прилагательных от существительных Общий балл Процент успешности
Относительных Качественных Притяжательных
1. Марина Р. 9 9,5 5 4 27,5 91,6%
2. Алина М. 9,5 8,5 5 3,5 26,5 88,3%
3. Данила А. 9,5 7 4 4 24,5 81,6%
4. Миша В. 10 10 5 4 29 96,6%
5. Тима Ч. 9,5 8,5 5 3,5 26,5 88,3%
6. Марат Т. 8 8,5 4 3 23,5 78,3%
7. Саша С. 9 8,5 3,5 3 24 80%
8. Вика В. 8 7,5 4 2,5 22 73,3%
9. Оля Р. 7 7 3 3 19 63,3%
10. Катя С. 6,5 6,5 2,5 2 17,5 58,3%
11. Антон К. 7 7,5 3,5 3,5 21 71,6%
12. Андрей Г. 9,5 9 4 4 26,5 88,3%
 
 
 
 
 

     Б 
 
 
 
 
 
 
 

     Большинство детей допускают  ошибки при выполнении 2 группы заданий: образуют неправильную форму  относительных (вишная, сливочное, дубный) и притяжательных прилагательных (кошкина, волчиная, медвежачья) (Миша Ф.,Алеша К., Катя С., Денис С., Паша П.). Выполнение задания не полностью и с очень значительными ошибками (Катя С.). Правильный ответ после стимулирующей помощи (Миша Ф., Катя Б., Владик Б.). Трудности в понимании инструкции (Катя С., Владик Б.).

     Группа  детей с нормальной речью имеет более  высокий показатель выполнения данной методики. Часть детей правильно  выполняет задание, но в замедленном  темпе (Саша С., Миша В., Марина Р.). Некоторые  дети допускают ошибки при выполнении 2 группы заданий: образуют неправильную форму  относительных (вишная, сливочное, дубный) и притяжательных прилагательных (кошкина, волчиная, медвежачья). Но при повторном предъявлении инструкции дети замечают свои ошибки, принимают помощь.

Серия IV. Исследование сформированности связной речи 

     При проведении данной методики, в результате количественного  анализа полученных данных, мы выяснили, что из 12 детей  с ОНР у 4-х детей  средний уровень успешности выполнения задания, у 2 - х детей – низкий уровень и у 6 детей очень низкий.

     Среди детей без речевой  патологии высокий  уровень у 3-х детей, средний у 9 детей.

Данные  количественного  анализа методики занесены в таблицу  № 7 и № 8

Таблица 7

Результаты  исследования связной  речи у детей с  ОНР

Ф.И.ребенка Составление рассказа по серии сюжетн. картинок Пересказ  текста Общий балл Процент успешности
Смысловая целостность Лексико-грамматическое  оформление Самостоятельность высказывания Смысловая  

целостность

Лексико-грамматическое  оформление Самостоятельность высказывания
1. КсюшаБ. 2,5 1 2,5 1 1 5 13 43,3%
2. Катя Б. 2,5 1 1 2,5 1 2,5 9,5 31,6%
3. ВладикБ. 1 1 1 2,5 1 2,5 9 30%
4. Маша З. 2,5 1 2,5 2,5 1 5 13,5 45%
5. Даша К. 5 2,5 2,5 5 2,5 5 22,5 75%
6. Алеша К. 2,5 1 1 1 1 1 7,5 25%
7. Саша К. 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 15 50%
8. Паша П. 2,5 5 5 2,5 5 2,5 22,5 75%
9. Денис С. 2,5 1 2,5 2,5 1 2,5 12 40%
10. Катя С. 1 1 1 2,5 1 1 7,5 25%
11. Миша Ф. 2,5 2,5 5 5 2,5 2,5 20 66,6%
12. Лера Ч. 2,5 2,5 2,5 5 2,5 5 20 66,6%
 

Таблица 8

Результаты  исследования связной  речи у детей с  нормой речи

 
Ф.И.ребенка Составление рассказа по серии сюжетн. картинок Пересказ  текста Общий балл Процент  успешности
Смысловая целостность Лексико-грамматическое  оформление Самостоятельность высказывания Смысловая целотность Лексико-грамматическое  оформление Самостоятельность высказывания
1. Марина Р. 5 2,5 5 2,5 2,5 5 22,5 75%
2. Алина М. 5 2,5 2,5 2,5 2,5 5 22,5 75%
3. Данила А. 5 2,5 2,5 2,5 5 2,5 22,5 75%
4. Миша В. 2,5 2,5 5 2,5 2,5 5 20 66,6%
5. Тима Ч. 5 2,5 5 5 2,5 5 25 83,3%
6. Марат Т. 5 2,5 5 5 2,5 2,5 22,5 75%
7. Саша С. 5 2,5 5 5 2,5 2,5 22,5 75%
8. Вика В. 2,5 5 5 5 5 2,5 25 83,3%
9. Оля Р. 5 5 5 5 2,5 5 27,5 91,6%
10. Катя С. 5 2,5 5 2,5 2,5 2,5 20 66,6%
11. Антон К. 5 2,5 5 5 2,5 2,5 22,5 75%
12. Андрей Г. 5 2,5 5 2,5 2,5 5 22,5 75%
 

     Результаты  обследования показывают, что при  составлении предложений отмечаются ошибки в употреблении словоформ, нарушающие связь слов в предложении. Некоторые  дети составили предложение с  помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполняемое субъектом действие (Алиса И., Маша К.). У детей, зачисленных в логопедическую группу, состояние связной речи характеризуется наличием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Дети испытывают трудности в составлении предложений, а некоторые не умеют распространять предложения, самостоятельно конструировать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

     Большинство детей составило рассказ описание с помощью наводящих и побуждающих  вопросов. Рассказ недостаточно информативен - в нем не отражены некоторые  существенные признаки предмета. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений (Миша Ф., Алеша К., Катя С., Денис С., Паша П).

     При составлении рассказа по серии сюжетных картин у детей  наблюдаются незначительное искажение ситуации, неточное воспроизведение  причинно-следственных связей (Миша Ф., Алеша  К., Катя С., Денис  С., Паша П). У большинства  детей стереотипность лексического и грамматического  оформления, наличие  аграмматизмов (Миша Ф., Катя Б., Владик Б.). Картинки разложены со стимулирующей помощи, рассказ составлен самостоятельно (Миша Ф., Катя Б., Владик Б.).

     У детей с нормально  развивающейся речью  рассказ по серии  сюжетных картинок соответствует  ситуации, имеет все  смысловые звенья, расположенные в  правильной последовательности. Однако некоторые  дети выполняют задание  после введения игрового компонента. (Саша С., Антон К.). Также  отмечается стереотипность оформления, неточность словоупотребления (Марина Р., Алина М.).

     Успешность  выполнения каждой серии заданий  мы представили в таблице №9 и  №10. 
 
 
 
 

Таблица 9

Результаты  исследования уровня речевого развития у  детей с ОНР  на констатирующем этапе

Ф.И.ребенка Серия I Серия II Серия III Серия IV Общий балл за все  серии Процент успешности
1. КсюшаБ. 23,75 18, 5 22, 5 13 77,75 64, %
2. Катя Б. 23 19,25 22,5 9,5 74,25 61,8%
3. ВладикБ. 18,5 11,5 19 9 58 48,3%
4. Маша З. 24,5 21 27,5 13,5 86,5 72,08%
5. Даша К. 28 24,5 26,5 22,5 101,5 84,5%
6. Алеша К. 27,5 20,5 21,5 7,5 77 64,16%
7. Саша К. 22 16,75 19 15 72,75 60,62%
8. Паша П. 23 23 21 22,5 89,5 74,5%
9. Денис С. 27 23,5 19 12 81,5 67,9%
10. Катя С. 19 13 17,5 7,5 57 47,5%
11. Миша Ф. 19 21 21 20 81 67,5%
12. Лера Ч. 19 21,5 24,5 20 85 70,8%
 

Таблица 10

Результаты  исследования уровня речевого развития у  детей с нормой речи на констатирующем этапе

Ф.И.ребенка Серия I Серия II Серия III Серия IV Общий балл за все  серии Процент успешности
1. Марина Р 23,75 30 27,5 22,5 103,75 86,4%
2. Алина М. 23 24,5 26,5 22,5 96,5 80,4%
3. Данила А. 18,5 23,5 24,5 22,5 89 74,1%
4. Миша В. 24,5 29 29 20 102,5 85,4%
5. Тима Ч. 28 23 26,5 25 102,5 85,4%
6. Марат Т. 27,5 27 23,5 22,5 100,5 83,7%
7. Саша С. 22 23,5 24 22,5 92 76,6%
8. Вика В. 23 20,5 22 25 90,5 75,4%
9. Оля Р. 27 26,5 19 27,5 100 83,3%
10. Катя С. 19 29 17,5 20 85,5 71,2%
11. Антон К. 19 28 21 22,5 90,5 75%
12. Андрей Г. 19 21,5 26,5 22,5 89,5 74,5

Информация о работе Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школьному обучению