Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы доказать эффективность игры как средства коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению.
Объект исследования
Уровень речевого развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения детей с
общим недоразвитием речи…………………………………………………..….6
1.1.Понятие общее недоразвитие речи……………………………….......6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………………….......................9
1.3. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
III уровня…………………………………………………............................13
ГЛАВА II. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………….............................................17
2.1. Система работы логопеда с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи в период их подготовки к школе…………………17
2.2. Использование игр в логопедической работе с детьми с общим
недоразвитием речи………………………………………………………23
2.3. Виды игр………………………………………………………………26
2.4. Особенности игры старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня……………………………………...……30
ГЛАВА III. Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня в период их
подготовки к обучению в школе………………………………………………...34

3.1. Организация обследования…………………………………………..34
3.2. Анализ полученных результатов………………………………….....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………89

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школе.docx

— 125.84 Кб (Скачать документ)

- театрально-постановочные

3) игры, идущие от исторически сложившихся  традиции этноса (народные), которые  могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более  старших детей: традиционные или  народные (исторически они лежат  в основе многих игр, относящихся  к обучающим и досуговым) [20].

     Достоинством  представленной классификации является, с одной стороны, подтверждение  тезиса о непрерывности игры в  жизни ребенка, а с другой - возможность  проследить, как на протяжении раннего, дошкольного и младшего школьного  возраста значительно изменяются детская  потребность в игре и связанные  с ней интересы; как появляются, исчезают, сменяя друг друга или  сосуществуя одновременно, разные виды игр. Можно видеть, что определенные игры характерны и для определенного детского возраста. Так, сюжетно-ролевая игра четко локализуется в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет и затем практически бесследно исчезает, в то время как, например, игры-экспериментирования со специально предназначенными для этого игрушками, режиссерские и подвижные игры свойственны всем возрастным группам, однако при этом их содержание меняется. 

2.4. Особенности игры  старших дошкольников  с общим

недоразвитием речи III уровня

     Анализ  данных, полученных при исследовании различных психических функций  у детей с общим недоразвитием  речи (Л.И.Белякова, О.Н.Усанова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), показывает своеобразие  их психического  развития. У детей  данной категории отмечается недостаточность  различных видов восприятия и  в первую очередь слухового, зрительного, пространственного.

     Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем - фонематического  восприятия. Нарушения фонематического  восприятия отмечаются у всех детей  с общим недоразвитием речи.

       Дети с общим недоразвитием  речи отстают от нормально  развивающихся сверстников в  воспроизведении двигательного  задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев руки, общее недоразвитие мелкой моторики.

     Авторы  исследования особенностей личностного  развития дошкольников с общим недоразвитием  речи (И.Ю.Левченко, Г.Х.Юсупова) доказали, что личность ребенка с общим  недоразвитием речи характеризуется  специфическими особенностями, среди  которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности  разной степени выраженности.

     В результате исследования игровой активности детей с нарушениями речи Г.А.Волкова [15] выделяет следующие группы:

Группа А:

     Дети  могут либо сами предложить игру, либо принять ее от сверстников; могут  сами распределить роли и согласиться  на роль, предложенную другими детьми; вносят предложения по сюжету, согласовывают  свои замыслы с замыслами и  действиями своих сверстников, выполняют  правила и требуют их исполнения от участника игры;

Группа Б:

     Дети  умеют предложить игру, распределить роли, в процессе деятельности могут  навязать свой сюжет, однако не умеют  согласовать свои действия с замыслами  других детей, нарушают правила игры;

Группа В:

     Дети  принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми готовят игровое  место; свою деятельность согласовывают  с замыслом  товарищей. Правила  игры дети выполняют, своих не устанавливают  и не требуют исполнения правил от играющих товарищей;

Группа  Г:

     Дети  способны играть, только принимая тему и роль от товарищей или взрослого; готовят игровое место по подсказке; высказывают предложения по сюжету, согласовывают свои действия с замыслом играющих только по указке более активных детей; отмечается пассивность;

Группа Д:

     Дети  редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения  темы и роли другими детьми или  взрослыми; по подсказке готовят  игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; ярко выражена пассивность, полное подчинение решениям со стороны.

     Дети  с пониженной возбудимостью коры головного мозга, склонные к тормозным  реакциям, проявляют в игре робость, вялость, их движения скованны, они  быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не  хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении  игры до конца. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая  утомляемость затрудняют их включение в групповую игру.

     Для детей с алалией, у которых  нередко наблюдается и значительная задержка интеллектуального развития, содержание игр и их правила долгое время остаются недоступными. Игры этих детей однообразны, подражательны. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Они воспринимают окружающую действительность  поверхностно, поэтому их игры не имеют замысла и целенаправленных действий. Заикающиеся дети в игре робки, не верит в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они чаще выступают зрителями или берут на себя в играх подчиненные роли. С усилением заикания дети становятся более замкнутыми, просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда бывает, что заикающийся дошкольник в играх проявляет неуместное фантазерство.

     Для детей-дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность - необходимое условие разностороннего  развития их личности и интеллекта. Существует мнение, что недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса, нарушения грамматического  строя речи, а также изменения  темпа речи, ее плавности - все это  влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности  поведения в игре. Так, например, они не могут совместно действовать  со сверстниками из-за неправильного  звукопроизношения, неумения  выразить свои, мысль, боязни показаться смешным, хотя правила и содержание игры им доступны. В коллективе нормально  говорящих сверстников дети-алалики держатся в стороне или, играя вместе с другими детьми, выполняют только подчиненные роли, не вступают в словесный контакт. Даже в дальнейшем, когда ребенок приобретает на логопедических занятиях определенный запас слов и навыки фразообразования, в игре эти навыки он самостоятельно не использует. Слово в игре употребляется в основном для называния предметов, при этом отсутствует обозначение действий с ними.

     Таким образом, можно говорить о взаимосвязанности и взаимовлиянии речевых и психических нарушений, личностных качеств, процесса речевого общения, общественного поведения и ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста - игры.

     Вместе  с тем нельзя преувеличивать влияние  речевого дефекта на возможности  взаимодействия детей с коллективом  сверстников. Решающее значение в этом имеют, прежде всего, индивидуальные (в  том числе затронутые дефектом) особенности  ребенка, и в меньшей степени - тяжесть речевого дефекта.

 

ГЛАВА III

Исследование  уровня развития речи детей 6-7 лет с  общим недоразвитием  речи  III уровня в период их подготовки к обучению в школе

3.1. Организация обследования 

     Диагностика исследования уровня развития речи детей 6-7 лет с ОНР III уровня проводилась с детьми подготовительной группы детского сада №18 компенсирующего вида «Санаторный» города Абакана республика Хакасия. Детский сад №18  Муниципальное образовательное учреждение, работает по программе «Детство», его посещают дети с туберкулёзной интоксикацией. Работа осуществляется по оздоровительному направлению. Все дети имеют речевые нарушения и объединены в логопедическую группу ОНР III уровня, интеллект в норме.

     В целях изучения уровня развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе нами было проведено обследование, в котором принимали участие 12 детей. Исследование проводилось в период с 03.09.07. – 14.09.07.

Задачи  этапа:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью ознакомления с существующими методиками обследования речи.
  2. Подобрать наиболее подходящую методику обследования речи детей с III уровнем речевого развития.
  3. Провести обследование речи детей с патологией и нормально развивающейся речью.
  4. Сравнить уровень речевого развития у детей с патологией и нормально развивающейся речью.
  5. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования.

     В исследовании использовались следующие  методики:

I. Исследование сенсомоторного  уровня речи.

Цель: исследовать  состояние фонематического восприятия, артикуляционной моторики, звукопроизношения  и сформированности звукослоговой структуры слова.

Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина

 Серия  включает четыре группы заданий:

Проверка  состояния фонематического  восприятия.

Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.

та-да-та

да-та-да

ка-га-га

кот-год-кот

том-дом-ком

Оценка:

1 балл  – точное и правильное воспроизведение  в темпе предъявления;

0,5 балла  – первый член воспроизводится  правильно, второй уподобляется  первому;

0,25 баллов  – неточное воспроизведение с  перестановкой слогов, их заменой  и пропусками;

0 баллов  – отказ от выполнения, полная  невозможность воспроизведения  пробы.

2. Исследование артикуляционной  моторики.

Инструкция: Смотри внимательно и повторяй за мной движения.

Губы  в улыбке;

Язык  «лопаткой» - широкий, распластанный  язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;

Язык  «иголочкой» - узкий язык с заостренным  кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;

«часики» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно  передвигается от одного угла рта к другому;

Чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».

Каждое  движение удерживать в нужном положении 3-5 секунд. Последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.

Оценка:

1 балл  – правильное выполнение с  точным соответствием всех характеристик  движения предъявленному;

0,5 баллов  – замедленное и напряженное  выполнение;

0,25 баллов  – выполнение с ошибками: длительный  поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов  – невыполнение движения.

3. Исследование звукопроизношения.

Автор: Е.М. Косинова

Инструкция: посмотри на картинки и назови предметы.

1 группа - свистящие

Собака  – мясо – насос 

Сети  – василек – гусь

Замок – коза

Зима  – магазин

Цепь - птица – колодец 

2 группа - шипящие

Шуба  – кошка – камыш

Жук –  ножи – ежик

Чемодан – печка – мяч

Щука  – ящик – плащ

3группа [л],  [л']

Лампа- полка – стул

Лимон – малина – шмель

4 группа [р],  [р']

Рак –  корова – топор

Ремень  – карета – дверь

5 группа  – остальные звуки

Оценка (по Т.А.Фотековой): произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу:

Информация о работе Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школьному обучению