Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:47, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы доказать эффективность игры как средства коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению.
Объект исследования
Уровень речевого развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе.
Введение…………………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения детей с
общим недоразвитием речи…………………………………………………..….6
1.1.Понятие общее недоразвитие речи……………………………….......6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………………….......................9
1.3. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
III уровня…………………………………………………............................13
ГЛАВА II. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………….............................................17
2.1. Система работы логопеда с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи в период их подготовки к школе…………………17
2.2. Использование игр в логопедической работе с детьми с общим
недоразвитием речи………………………………………………………23
2.3. Виды игр………………………………………………………………26
2.4. Особенности игры старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня……………………………………...……30
ГЛАВА III. Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня в период их
подготовки к обучению в школе………………………………………………...34
3.1. Организация обследования…………………………………………..34
3.2. Анализ полученных результатов………………………………….....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………89
- театрально-постановочные
3) игры,
идущие от исторически
Достоинством
представленной классификации является,
с одной стороны, подтверждение
тезиса о непрерывности игры в
жизни ребенка, а с другой - возможность
проследить, как на протяжении раннего,
дошкольного и младшего школьного
возраста значительно изменяются детская
потребность в игре и связанные
с ней интересы; как появляются,
исчезают, сменяя друг друга или
сосуществуя одновременно, разные виды
игр. Можно видеть, что определенные игры
характерны и для определенного детского
возраста. Так, сюжетно-ролевая игра четко
локализуется в возрастном диапазоне
от 3 до 7 лет и затем практически бесследно
исчезает, в то время как, например, игры-экспериментирования
со специально предназначенными для этого
игрушками, режиссерские и подвижные игры
свойственны всем возрастным группам,
однако при этом их содержание меняется.
2.4. Особенности игры старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций у детей с общим недоразвитием речи (Л.И.Белякова, О.Н.Усанова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина), показывает своеобразие их психического развития. У детей данной категории отмечается недостаточность различных видов восприятия и в первую очередь слухового, зрительного, пространственного.
Недостаточность базового слухового восприятия влияет на формирование фонематического слуха, а в дальнейшем - фонематического восприятия. Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с общим недоразвитием речи.
Дети с общим недоразвитием
речи отстают от нормально
развивающихся сверстников в
воспроизведении двигательного
задания по пространственно-
Авторы исследования особенностей личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи (И.Ю.Левченко, Г.Х.Юсупова) доказали, что личность ребенка с общим недоразвитием речи характеризуется специфическими особенностями, среди которых имеют место заниженная самооценка, коммуникативные нарушения, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.
В результате исследования игровой активности детей с нарушениями речи Г.А.Волкова [15] выделяет следующие группы:
Группа А:
Дети могут либо сами предложить игру, либо принять ее от сверстников; могут сами распределить роли и согласиться на роль, предложенную другими детьми; вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с замыслами и действиями своих сверстников, выполняют правила и требуют их исполнения от участника игры;
Группа Б:
Дети умеют предложить игру, распределить роли, в процессе деятельности могут навязать свой сюжет, однако не умеют согласовать свои действия с замыслами других детей, нарушают правила игры;
Группа В:
Дети принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми готовят игровое место; свою деятельность согласовывают с замыслом товарищей. Правила игры дети выполняют, своих не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих товарищей;
Группа Г:
Дети способны играть, только принимая тему и роль от товарищей или взрослого; готовят игровое место по подсказке; высказывают предложения по сюжету, согласовывают свои действия с замыслом играющих только по указке более активных детей; отмечается пассивность;
Группа Д:
Дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли другими детьми или взрослыми; по подсказке готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; ярко выражена пассивность, полное подчинение решениям со стороны.
Дети с пониженной возбудимостью коры головного мозга, склонные к тормозным реакциям, проявляют в игре робость, вялость, их движения скованны, они быстро утомляются. Детям с повышенной возбудимостью не хватает сосредоточенности, внимания и настойчивости в доведении игры до конца. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют их включение в групповую игру.
Для
детей с алалией, у которых
нередко наблюдается и
Для
детей-дошкольников, страдающих различными
речевыми расстройствами, игровая деятельность
- необходимое условие
Таким образом, можно говорить о взаимосвязанности и взаимовлиянии речевых и психических нарушений, личностных качеств, процесса речевого общения, общественного поведения и ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста - игры.
Вместе с тем нельзя преувеличивать влияние речевого дефекта на возможности взаимодействия детей с коллективом сверстников. Решающее значение в этом имеют, прежде всего, индивидуальные (в том числе затронутые дефектом) особенности ребенка, и в меньшей степени - тяжесть речевого дефекта.
ГЛАВА III
Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе
3.1. Организация обследования
Диагностика исследования уровня развития речи детей 6-7 лет с ОНР III уровня проводилась с детьми подготовительной группы детского сада №18 компенсирующего вида «Санаторный» города Абакана республика Хакасия. Детский сад №18 Муниципальное образовательное учреждение, работает по программе «Детство», его посещают дети с туберкулёзной интоксикацией. Работа осуществляется по оздоровительному направлению. Все дети имеют речевые нарушения и объединены в логопедическую группу ОНР III уровня, интеллект в норме.
В целях изучения уровня развития речи детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе нами было проведено обследование, в котором принимали участие 12 детей. Исследование проводилось в период с 03.09.07. – 14.09.07.
Задачи этапа:
В исследовании использовались следующие методики:
I. Исследование сенсомоторного уровня речи.
Цель: исследовать
состояние фонематического
Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
Серия
включает четыре группы
Проверка состояния фонематического восприятия.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее.
та-да-та
да-та-да
ка-га-га
кот-год-кот
том-дом-ком
Оценка:
1 балл
– точное и правильное
0,5 балла
– первый член воспроизводится
правильно, второй
0,25 баллов – неточное воспроизведение с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
2. Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция: Смотри внимательно и повторяй за мной движения.
Губы в улыбке;
Язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
Язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
«часики» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного угла рта к другому;
Чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».
Каждое движение удерживать в нужном положении 3-5 секунд. Последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.
Оценка:
1 балл
– правильное выполнение с
точным соответствием всех
0,5 баллов – замедленное и напряженное выполнение;
0,25 баллов – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 баллов – невыполнение движения.
3.
Исследование
Автор: Е.М. Косинова
Инструкция: посмотри на картинки и назови предметы.
1 группа - свистящие
Собака – мясо – насос
Сети – василек – гусь
Замок – коза
Зима – магазин
Цепь - птица – колодец
2 группа - шипящие
Шуба – кошка – камыш
Жук – ножи – ежик
Чемодан – печка – мяч
Щука – ящик – плащ
3группа [л], [л']
Лампа- полка – стул
Лимон – малина – шмель
4 группа [р], [р']
Рак – корова – топор
Ремень – карета – дверь
5 группа – остальные звуки
Оценка (по Т.А.Фотековой): произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: