Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:47, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы доказать эффективность игры как средства коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению.
Объект исследования
Уровень речевого развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе.
Введение…………………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения детей с
общим недоразвитием речи…………………………………………………..….6
1.1.Понятие общее недоразвитие речи……………………………….......6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………………….......................9
1.3. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
III уровня…………………………………………………............................13
ГЛАВА II. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………….............................................17
2.1. Система работы логопеда с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи в период их подготовки к школе…………………17
2.2. Использование игр в логопедической работе с детьми с общим
недоразвитием речи………………………………………………………23
2.3. Виды игр………………………………………………………………26
2.4. Особенности игры старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня……………………………………...……30
ГЛАВА III. Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня в период их
подготовки к обучению в школе………………………………………………...34
3.1. Организация обследования…………………………………………..34
3.2. Анализ полученных результатов………………………………….....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………89
Вывод: если рассмотреть характеристику особенностей речи детей 3-го уровня ОНР по структурным компонентам языковой системы, то это позволит увидеть динамику развития и достижения ребенка в процессе обучения, выбрать оптимальные методы и приемы работы на каждом этапе, предусмотреть усложнение речевого и учебного материала.
ГЛАВА II
Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи
речи в период их подготовки к школе
Второй
год обучения предусматривает три
периода, каждый из которых имеет
свою продолжительность, отличается задачами,
содержанием и объемом
После двухнедельного обследования логопед приступает к фронтальным (2 раза в неделю) и ежедневным индивидуальным, подгрупповым занятиям.
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются:
Логопедические фронтальные занятия по формированию произношения планируются с учетом задач и содержания каждого периода обучения. Специфика этого вида занятий обусловливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. Смешиваемые звуки исключаются.
В
каждом занятии обязательно
Фонетическое фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Учитывая, что на эти занятия выносится изучение только правильно произносимых звуков, не рекомендуется тратить более 3 минут на упражнения, включающие артикуляционную гимнастику. Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью этих занятий является также постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требования их правильного фонетического оформления.
Одним из обязательных условий формирования правильной, четкой и внятной речи является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучить детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, доступные для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.
Фронтальные занятия по звукопроизношению в I периоде обучения не проводятся. В это время, учитывая большие трудности произносительного характера, логопед только индивидуально или в маленьких подгруппах вырабатывает у детей точные, координированные движения речедвигательного аппарата, уточняет правильное произношение имеющихся звуков, вызывает отсутствующие звуки и развивает фонематический слух. Коррекция звуков и слоговой структуры позволяет постепенно добиться необходимой четкости и внятности речи. В то же время, уточняя произношение и восприятие звуков, улучшая воспроизведение структуры слова, логопед подготавливает основу для развития понимания речи, грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. На индивидуальные занятия выносятся:
а) уточнение произношения простых звуков типа: а, у, о, э,и, м, мъ, п, нъ, п, пь, т, ть, ф, фь, в, аь, б, бъ;
б) постановка
и первоначальное закрепление отсутствующих
звуков (к, къ, г, гъ,
х, хь, лъ, йот, ы, с, съ,
з, зь, р);
в) различение на слух гласных и согласных звуков;
г) выделение
первого ударного звука в слове (Аня, ухо
и т. п.);
анализ звуковых сочетаний типа: ау,
уа.
Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
На индивидуальных занятиях по формированию правильного звукопроизношения проводится серия специальных упражнений по преодолению затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры. Весь звукослоговой материал подбирается с учетом только правильно произносимых фонем.
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:
а) именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) + пьет чай (компот, молоко), читает книгу, газету;
б) именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: Кому мама шьет платье? - Дочке, кукле. Чем мама режет хлеб? - Мама режет хлеб ножом.
При подборе лексического материала для закрепления навыка составления короткого рассказа логопед ориентируется на следующие тематические циклы, подготавливаемые на занятиях воспитателем: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи - фрукты».
На
занятиях по развитию лексико-грамматических
средств языка необходимо создать
достаточный запас словарных
образов, сложившихся уже на базе
восприятия и осмысления объектов действительности.
Основная цель этих занятий - обеспечить
переход от накопленных представлений
и пассивного речевого запаса к
активному использованию
Формирование
грамматической правильности речи происходит
на основе предварительно усвоенного
материала по лексике и фонетике.
Оно начинается с упражнений по различению
и сопоставлению форм слов. Детей
необходимо научить вслушиваться в
окончания существительных, глаголов
единственного и множественного
числа, в изменения падежных окончаний
одного и того же слова. Опыт показывает,
что сравнение начальной формы с косвенной
подготавливает детей к правильному использованию
этих форм в устной речи. На занятиях отрабатываются
падежные формы, наиболее употребительные
в разговорной речи. Таким образом, вся
работа по практическому усвоению лексико-грамматического
строя языка является основой для формирования
разных типов предложения. Для того чтобы
дети умели правильно строить и употреблять
в своей речи простые предложения (распространенные
и нераспространенные), важно, чтобы все
слова были им понятны. Логопед следит
за порядком слов в предложении (в случае
необходимости поправляет с помощью вопросов),
за правильным употреблением соответствующей
формы глагола, согласованием его в лице
и числе с существительным. Детям предлагается
самостоятельно подбирать однородные
подлежащие, сказуемые, дополнения и т.
д. составляя предложения по описанию
различных действий, по содержанию картинки
и т. п., они учатся связно рассказывать
об увиденном. Постепенно такие сообщения
объединяются в короткий рассказ. Основой
для организаций речевой практики детей
служат практические действия с предметами,
активные наблюдения за жизненными явлениями.
недоразвитием
речи.
Основной
формой воздействия на ребенка в
дошкольных образовательных учреждениях
компенсирующего вида являются организованные
занятия, в которых ведущая роль
принадлежит взрослым. 3анятия проводятся
учителем-логопедом и
Усвоение
программного материала зависит
от правильного выбора методов обучения.
При этом каждый педагог должен помнить
о возрастных особенностях детей, об
отклонениях в развитии, характерных
для детей с нарушениями речи.
Необходимо применять такие методические
приемы, которые привлекают внимание,
заинтересовывают каждого ребенка.
Проблемные дети пассивны и не проявляют
желания активно действовать
с предметами и игрушками. Взрослым
необходимо постоянно создавать
у детей положительное
Игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, как учителем-логопедом, так и воспитателем. Кроме того, игра включается в музыкальные занятия, является одним из занимательных элементов на прогулке.
В
дидактической игре создаются такие
условия, в которых каждый ребенок
получает возможность самостоятельно
действовать в определенной ситуации
или с определенными
Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.