Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы доказать эффективность игры как средства коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению.
Объект исследования
Уровень речевого развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения детей с
общим недоразвитием речи…………………………………………………..….6
1.1.Понятие общее недоразвитие речи……………………………….......6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………………….......................9
1.3. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
III уровня…………………………………………………............................13
ГЛАВА II. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………….............................................17
2.1. Система работы логопеда с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи в период их подготовки к школе…………………17
2.2. Использование игр в логопедической работе с детьми с общим
недоразвитием речи………………………………………………………23
2.3. Виды игр………………………………………………………………26
2.4. Особенности игры старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня……………………………………...……30
ГЛАВА III. Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня в период их
подготовки к обучению в школе………………………………………………...34

3.1. Организация обследования…………………………………………..34
3.2. Анализ полученных результатов………………………………….....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………89

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школе.docx

— 125.84 Кб (Скачать документ)

     Вывод: если рассмотреть характеристику особенностей речи детей 3-го уровня ОНР по структурным компонентам языковой системы, то это позволит увидеть динамику развития и достижения ребенка в процессе обучения, выбрать оптимальные методы и приемы работы на каждом этапе, предусмотреть усложнение речевого и учебного материала.

 

ГЛАВА II

Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет  с общим

недоразвитием речи

    1. Система работы логопеда с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием

речи  в период их подготовки к школе

     Второй  год обучения предусматривает три  периода, каждый из которых имеет  свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объемом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время  взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей к прохождению  нового, более сложного материала.

     После двухнедельного обследования логопед  приступает к фронтальным (2 раза в  неделю) и ежедневным индивидуальным, подгрупповым занятиям.

     Логопедические  занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для  систематического развития всех компонентов  речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются:

  1. Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает  возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространеннее предложения и некоторые виды сложных  синтаксических структур.
  2. Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; контроль над внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
  3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности.

     Логопедические  фронтальные занятия по формированию произношения планируются с учетом задач и содержания каждого периода обучения. Специфика этого вида занятий обусловливает подбор лексического материала, насыщенного изучаемыми и правильно произносимыми звуками. Смешиваемые звуки исключаются.

     В каждом занятии обязательно предусматриваются  упражнения по закреплению правильного  произношения данного звука (на материале  слогов, слов, предложений и текстов), развитию фонематического слуха, восприятия, овладению навыками элементарного  анализа и синтеза. Обязательным является включение заданий по развитию слухоречевой памяти.

     Фонетическое фронтальное занятие состоит из нескольких этапов, к каждому из которых логопед дает четкую и краткую инструкцию. Учитывая, что на эти занятия выносится изучение только правильно произносимых звуков, не рекомендуется тратить более 3 минут на упражнения, включающие артикуляционную гимнастику. Предусматривается постепенное усложнение заданий для различения речевых звуков. Отличительной особенностью этих занятий является также постепенная отработка имеющихся или пройденных ранее грамматических категорий с предъявлением требования их правильного фонетического оформления.

     Одним из обязательных условий формирования правильной, четкой и внятной речи является воспитание активного произвольного  внимания к речи. Важно с первых занятий приучить детей вслушиваться в обращенную речь, различать и  воспроизводить ее отдельные, доступные  для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой  и собственной речи.

     Фронтальные занятия по звукопроизношению в I периоде обучения не проводятся. В  это время, учитывая большие трудности  произносительного характера, логопед  только индивидуально или в маленьких  подгруппах вырабатывает у детей  точные, координированные движения речедвигательного аппарата, уточняет правильное произношение имеющихся звуков, вызывает отсутствующие звуки и развивает фонематический слух. Коррекция звуков и слоговой структуры позволяет постепенно добиться необходимой четкости и внятности речи. В то же время, уточняя произношение и восприятие звуков, улучшая воспроизведение структуры слова, логопед подготавливает основу для развития понимания речи, грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения. На индивидуальные занятия выносятся:

    а) уточнение  произношения простых звуков типа: а, у, о, э,и,  м,  мъ, п, нъ, п, пь, т, ть, ф, фь,  в, аь, б, бъ;

    б) постановка и первоначальное закрепление отсутствующих 
    звуков (к, къ, г, гъ, х, хь, лъ, йот, ы, с, съ, з, зь, р);

    в) различение на слух гласных и согласных звуков;

    г) выделение первого ударного звука в слове (Аня, ухо и т. п.); 
    анализ звуковых сочетаний типа: ау, уа.

     Отработка звуков проводится таким образом, чтобы  к моменту изучения каждого звука  на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно  артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.

     На  индивидуальных занятиях по формированию правильного звукопроизношения  проводится серия специальных упражнений по преодолению затруднений в  воспроизведении слов различной  слоговой структуры. Весь звукослоговой материал подбирается с учетом только правильно произносимых фонем.

     Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной  речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в  себя:

  • развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий,
  • признаков, понимание обобщающего значения слов;
  • подготовку к овладению диалогической формой общения;
  • практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с приставками на, по, вы;
  • усвоение притяжательных местоимений мой - моя в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизмениния путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах (в значении орудийности и средства действия);
  • умение изменить форму глагола (преобразование глаголов  повелительного наклонения 1 лица единственного числа в изъявительное наклонение 3 лица единственного числа настоящего времени (спи - спит, пей - пьет);
  • овладение навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке, по моделям:

а) именительный падеж имени существительного + согласованный  глагол + прямое дополнение: Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) + пьет чай (компот, молоко), читает книгу, газету;

б) именительный падеж имени существительного + согласованный  глагол + 2 зависимых от глагола существительных  в косвенных падежах: Кому мама шьет платье? - Дочке, кукле. Чем мама режет  хлеб? - Мама режет хлеб ножом.

     При подборе лексического материала  для закрепления навыка составления  короткого рассказа логопед ориентируется  на следующие тематические циклы, подготавливаемые на занятиях воспитателем: «Помещение детского сада», «Профессии  людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи - фрукты».

     На  занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка необходимо создать  достаточный запас словарных  образов, сложившихся уже на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Основная цель этих занятий - обеспечить переход от накопленных представлений  и  пассивного речевого  запаса к  активному использованию речевых  средств. На занятиях этого типа уточняются названия  предметов, их назначение, формируется умение выделять части  предмета. Предметный лексический материал связан с названием предметов, знакомых детям (стул, сиденье, спинка, ножки и т. д.; шкаф - полка, верхняя, нижняя дверца; книга - страница, обложка). Дети учатся группировать предметы по признакам (на верхнюю полку положи летнюю одежду; на нижнюю полку - зимнюю). Уточняется значение  существительных с  уменьшительно-ласкательными суффиксами (У Маши юбка  - у Машеньки юбочка и т. д.).

     Формирование  грамматической правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Оно начинается с упражнений по различению и сопоставлению форм слов. Детей  необходимо научить вслушиваться в  окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний  одного и того же слова. Опыт показывает, что сравнение начальной формы с косвенной подготавливает детей к правильному использованию этих форм в устной речи. На занятиях отрабатываются падежные формы, наиболее употребительные в разговорной речи. Таким образом, вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основой для формирования разных типов предложения. Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения (распространенные и нераспространенные), важно, чтобы все слова были им понятны. Логопед следит за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправляет с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т. д. составляя предложения по описанию различных действий, по содержанию картинки и т. п., они учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ. Основой для организаций речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. 

    1. Использование игр в логопедической работе с детьми  с общим 

    недоразвитием речи. 

     Основной  формой воздействия на ребенка в  дошкольных образовательных учреждениях  компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. 3анятия проводятся учителем-логопедом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется программой.

     Усвоение  программного материала зависит  от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить  о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных  для детей с нарушениями речи. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Проблемные дети пассивны и не проявляют  желания активно действовать  с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать  у детей положительное эмоциональное  отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат  игры.

     Игра - одна из форм обучающего воздействия  взрослого на ребенка. В то же время  игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует  ребенок. Важно, чтобы эти две  цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

     Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она  может быть использована при усвоении любого программного материала и  проводится на индивидуальных и групповых  занятиях, как учителем-логопедом, так  и воспитателем. Кроме того, игра включается в музыкальные занятия, является одним из занимательных  элементов на прогулке.

     В дидактической игре создаются такие  условия, в которых каждый ребенок  получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный  и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у  которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

     Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения  и фиксирования свойств и отношений  предметов, для понимания того или  иного действия требуются многократные повторения.

Информация о работе Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школьному обучению