Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание

Цель исследования заключается в том, чтобы доказать эффективность игры как средства коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению.
Объект исследования
Уровень речевого развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения детей с
общим недоразвитием речи…………………………………………………..….6
1.1.Понятие общее недоразвитие речи……………………………….......6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………………….......................9
1.3. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
III уровня…………………………………………………............................13
ГЛАВА II. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………….............................................17
2.1. Система работы логопеда с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи в период их подготовки к школе…………………17
2.2. Использование игр в логопедической работе с детьми с общим
недоразвитием речи………………………………………………………23
2.3. Виды игр………………………………………………………………26
2.4. Особенности игры старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня……………………………………...……30
ГЛАВА III. Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня в период их
подготовки к обучению в школе………………………………………………...34

3.1. Организация обследования…………………………………………..34
3.2. Анализ полученных результатов………………………………….....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………89

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа. Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школе.docx

— 125.84 Кб (Скачать документ)

3 балла  – безукоризненное произношение  всех звуков группы в любых  речевых ситуациях;

1,5 балла  – один или несколько звуков  группы правильно произносятся  изолированно и отраженно, но  иногда подвергаются заменам  или искажениям в самостоятельной  речи;

1 балл  – в любой позиции искажается  или заменяется только один  звук группы;

0 баллов  – искажениям или заменам во  всех речевых ситуациях подвергаются  все или несколько звуков группы.

Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются.

4.Исследование  сформированности звукослоговой структуры слова.

Автор: Е.М. Косинова.

Инструкция: дети пришли в магазин, где продаются телевизоры. Посмотри, что показывает каждый телевизор и повторяй за мной предложения.

Мотоциклист догоняет велосипедиста.

В аквариуме  плавают разноцветные рыбки.

Пингвин гуляет с пингвинёнком.

На площади  идет строительство многоэтажного  дома.

Аквалангист ныряет с аквалангом.

Оценка:

1 балл  – правильное и точное воспроизведение  в темпе предъявления;

0,5 балла  – замедленное послоговое воспроизведение;

0, 25 балла  – искажение звукослоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов  – невоспроизведение.

Серия II. Исследование грамматического строя речи.

Цель: выявить  уровень сформированности грамматического строя речи.

Авторы: О.А. Новиковская

1. Изменение существительного  по падежам.

Инструкция: Я буду задавать тебе вопросы, а ты можешь отвечать на них только словом «лопата».

  1. Без чего ты не можешь прожить и дня?
  2. На чем ты любишь кататься?
  3. Что ты ел на завтрак?
  4. Чем ты обычно рисуешь?
  5. О чем ты видел сегодня сон?

2. Образование уменьшительно-ласкательной  формы.

Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина

Инструкция: я буду называть большой предмет, а ты маленький.

Дом –  домик 

Стул -

Елка -

Гриб  – 

Женя  – 

3. Согласование прилагательных  с существительными.

Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

  Инструкция: про какой предмет можно сказать синий, а про какой синяя, синее.

Оборудование: картинки (мяч, машина, платье, небо, плащ, ручка).

4. Согласование существительных  с числительными.

Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Инструкция: Сосчитай предметы до пяти так: один шар, два шара.

Ухо

Помидор

Стул

Ручка

дерево

Оценка:

5. Образование существительных  множественного числа  в именительном  и родительном  падежах.

Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина

Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома;

Один  – стол, а много – это.

Стул  – 

дом – 

мост  – 

Ухо – 

Инструкция: один дом, а много чего? – домов

Один  – стол, а много чего? – 

Стул  –

дом –

мост  – 

Ухо – 

Оценка:

1 балл - правильный ответ;

0,5 балла  - правильный ответ после стимулирующей  помощи;

0,25 баллов - форма образована неверно;

0 баллов - невыполнение;

Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования.

Цель: выявить  уровень сформированности словаря и навыков словообразования.

Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина

Инструкция: у кошки - котята, а у.

Козы  –                                           собаки -

Волка –                                          курицы -

Утки  –                                           свиньи -

Лисы  –                                           коровы -

Льва  –                                            овцы -

  1. Образование прилагательных от существительных

 а)  относительных

Инструкция: кукла из бумаги - бумажная

Ручка из пластмассы -

Матрешка  из дерева -

Сок из клюквы -

Сумка из кожи -

Стакан  из стекла –

б) качественных

Инструкция: если днем жара, то день - жаркий, а если

Мороз -

Солнце -

Снег -

Ветер -

Дождь -

в) притяжательных

Инструкция: у собаки лапа собачья, а у.

Кошки -

Волка -

Льва -

Медведя -

Лисы -

Оценка:

1 балл - правильный ответ;

0,5 балла  - правильный ответ после стимулирующей  помощи;

0, 25 баллов - форма образована неверно;

0 баллов - невыполнение;

Серия IV. Исследование связной речи.

Цель: выявить  возможность детей составлять связный  сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Автор: Е.М. Косинова.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4-5 картинок).

Инструкция: разложи картинки по порядку и расскажи, что было сначала, а что потом и чем все закончилось.

Оценка  производилась по трем критериям (по Т.А.Фотековой).

а) Критерий смысловой целостности:

5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные  в правильной последовательности;

2,5 балла  - допускаются незначительное искажение  ситуации, неправильное воспроизведение  причинно-следственных связей, нет  связующих звеньев;

1 балл - выпадение смысловых звеньев,  существенное искажение смысла, либо рассказ незавершен;

0 баллов - отсутствует описание ситуации.

б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов - рассказ оформлен грамматически  правильно с адекватным использованием  лексических средств;

2,5 балла  - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;

0 –  рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов - самостоятельно разложены картинки  и составлен рассказ;

2,5 балла  - картинки разложены со стимулирующей  помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл - раскладывание картинок и составление  рассказа по наводящим вопросам;

0 баллов - задание недоступно даже при  наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного  текста.

Инструкция: послушай рассказ и перескажи его.

Умная галка

Хотела  галка пить. Увидела кувшин с водой. А вода в нем на самом дне. Галка  скакала, скакала - все без толку. Никак не смогла галка достать  воду. Стала галка кидать камешки  в кувшин. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась, и галка  смогла напиться. Вот такая умная  галка! (по Л.Н.Толстому)

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Оценка производилась по трем критериям (по Т.А.Фотековой).

а) Критерий смысловой целостности:

5 баллов  – воспроизведены все основные  смысловые звенья;

2,5 балла  - смысловые звенья воспроизведены  с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;

1 балл - пересказ неполный, имеются значительные  сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;

0 баллов - невыполнение.

б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов - пересказ составлен без нарушений  лексических и грамматических  норм;

2,5 балла  - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл - наблюдаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов;

0 –  пересказ не доступен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов - самостоятельный пересказ после  первого предъявления;

2,5 балла  - пересказ после минимальной  помощи (1-2 вопроса) или после повторного  прочтения;

1 балл - пересказ по вопросам;

0 баллов - пересказ недоступен даже по  вопросам.

      Таким образом, все задания объединены в четыре серии с одинаковыми  максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю  методику равно 120. Приняв эту цифру  за 100% можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых  проб. Полученное значение можно также  соотнести с одним из четырех  уровней успешности.

      1 уровень - высокий (100-80%)

      2 уровень - средний (79,9-65%)

      3 уровень - низкий (64,9%-45%)

      4 уровень - очень низкий (44,95%) 

3.2. Анализ полученных  результатов

    В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.

Информация о работе Особенности речи детей с ОНР 3 уровня в период их подготовки к школьному обучению