Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 08:47, курсовая работа
Цель исследования заключается в том, чтобы доказать эффективность игры как средства коррекции речи детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению.
Объект исследования
Уровень речевого развития детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к обучению в школе.
Введение…………………………………………………………………………....3
ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы изучения детей с
общим недоразвитием речи…………………………………………………..….6
1.1.Понятие общее недоразвитие речи……………………………….......6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………………….......................9
1.3. Характеристика речи детей с общим недоразвитием речи
III уровня…………………………………………………............................13
ГЛАВА II. Особенности логопедической работы с детьми 6-7 лет
с общим недоразвитием речи……………………….............................................17
2.1. Система работы логопеда с детьми 6-7 лет с общим
недоразвитием речи в период их подготовки к школе…………………17
2.2. Использование игр в логопедической работе с детьми с общим
недоразвитием речи………………………………………………………23
2.3. Виды игр………………………………………………………………26
2.4. Особенности игры старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня……………………………………...……30
ГЛАВА III. Исследование уровня развития речи детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня в период их
подготовки к обучению в школе………………………………………………...34
3.1. Организация обследования…………………………………………..34
3.2. Анализ полученных результатов………………………………….....43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………84
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………89
3 балла
– безукоризненное
1,5 балла
– один или несколько звуков
группы правильно произносятся
изолированно и отраженно, но
иногда подвергаются заменам
или искажениям в
1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;
0 баллов
– искажениям или заменам во
всех речевых ситуациях
Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются.
4.Исследование сформированности звукослоговой структуры слова.
Автор: Е.М. Косинова.
Инструкция: дети пришли в магазин, где продаются телевизоры. Посмотри, что показывает каждый телевизор и повторяй за мной предложения.
Мотоциклист догоняет велосипедиста.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Пингвин гуляет с пингвинёнком.
На площади идет строительство многоэтажного дома.
Аквалангист ныряет с аквалангом.
Оценка:
1 балл
– правильное и точное
0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;
0, 25 балла – искажение звукослоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);
0 баллов – невоспроизведение.
Серия II. Исследование грамматического строя речи.
Цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи.
Авторы: О.А. Новиковская
1. Изменение существительного по падежам.
Инструкция: Я буду задавать тебе вопросы, а ты можешь отвечать на них только словом «лопата».
2.
Образование уменьшительно-
Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
Инструкция: я буду называть большой предмет, а ты маленький.
Дом – домик
Стул -
Елка -
Гриб –
Женя –
3. Согласование прилагательных с существительными.
Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Инструкция: про какой предмет можно сказать синий, а про какой синяя, синее.
Оборудование: картинки (мяч, машина, платье, небо, плащ, ручка).
4. Согласование существительных с числительными.
Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Инструкция: Сосчитай предметы до пяти так: один шар, два шара.
Ухо
Помидор
Стул
Ручка
дерево
Оценка:
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома;
Один – стол, а много – это.
Стул –
дом –
мост –
Ухо –
Инструкция: один дом, а много чего? – домов
Один – стол, а много чего? –
Стул –
дом –
мост –
Ухо –
Оценка:
1 балл - правильный ответ;
0,5 балла
- правильный ответ после
0,25 баллов - форма образована неверно;
0 баллов - невыполнение;
Серия III. Исследование словаря и навыков словообразования.
Цель: выявить уровень сформированности словаря и навыков словообразования.
Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
Инструкция: у кошки - котята, а у.
Козы
–
Волка
–
Утки
–
Лисы
–
Льва
–
а) относительных
Инструкция: кукла из бумаги - бумажная
Ручка из пластмассы -
Матрешка из дерева -
Сок из клюквы -
Сумка из кожи -
Стакан из стекла –
б) качественных
Инструкция: если днем жара, то день - жаркий, а если
Мороз -
Солнце -
Снег -
Ветер -
Дождь -
в) притяжательных
Инструкция: у собаки лапа собачья, а у.
Кошки -
Волка -
Льва -
Медведя -
Лисы -
Оценка:
1 балл - правильный ответ;
0,5 балла
- правильный ответ после
0, 25 баллов - форма образована неверно;
0 баллов - невыполнение;
Серия IV. Исследование связной речи.
Цель: выявить возможность детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Автор: Е.М. Косинова.
Инструкция: разложи картинки по порядку и расскажи, что было сначала, а что потом и чем все закончилось.
Оценка производилась по трем критериям (по Т.А.Фотековой).
а) Критерий смысловой целостности:
5 баллов
- рассказ соответствует
2,5 балла
- допускаются незначительное
1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ незавершен;
0 баллов - отсутствует описание ситуации.
б) Критерий
лексико-грамматического
5 баллов
- рассказ оформлен
2,5 балла
- рассказ составлен без
1 балл - наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств;
0 – рассказ не оформлен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов
- самостоятельно разложены
2,5 балла
- картинки разложены со
1 балл
- раскладывание картинок и
0 баллов - задание недоступно даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста.
Инструкция: послушай рассказ и перескажи его.
Умная галка
Хотела галка пить. Увидела кувшин с водой. А вода в нем на самом дне. Галка скакала, скакала - все без толку. Никак не смогла галка достать воду. Стала галка кидать камешки в кувшин. Кидала, кидала и накидала столько, что вода поднялась, и галка смогла напиться. Вот такая умная галка! (по Л.Н.Толстому)
Рассказ предъявляется не более двух раз.
Оценка производилась по трем критериям (по Т.А.Фотековой).
а) Критерий смысловой целостности:
5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья;
2,5 балла
- смысловые звенья
1 балл
- пересказ неполный, имеются значительные
сокращения, или искажения смысла,
или включение посторонней
0 баллов - невыполнение.
б) Критерий
лексико-грамматического
5 баллов
- пересказ составлен без
2,5 балла
- пересказ не содержит
1 балл - наблюдаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов;
0 – пересказ не доступен.
в) Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов
- самостоятельный пересказ
2,5 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
1 балл - пересказ по вопросам;
0 баллов - пересказ недоступен даже по вопросам.
Таким образом, все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту цифру за 100% можно высчитать процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним из четырех уровней успешности.
1 уровень - высокий (100-80%)
2 уровень - средний (79,9-65%)
3 уровень - низкий (64,9%-45%)
4
уровень - очень низкий (44,95%)
3.2. Анализ полученных результатов
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.