Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:03, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы: изучить специфику воспитания упрямого ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общее понятие об упрямстве.
2. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и раскрыть причины возникновения упрямства и пути их преодоления.
Введение
Глава I Теоретические особенности воспитания упрямого ребенка в дошкольном учреждении и в семье
1.1 Упрямство и причины его возникновения
1.3 Пути преодоления упрямства в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи
Выводы по первой главе
Глава II Опытно – практическая часть
2.1 Диагностика особенности проявления упрямства в дошкольном образовательном учреждении и в семье
2.2 Методы и приемы преодоления упрямства детей в дошкольном учреждении и в семье
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Приложение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I Теоретические особенности воспитания упрямого ребенка в дошкольном учреждении и в семье
1.1 Упрямство и причины его возникновения
1.3 Пути преодоления упрямства
в условиях дошкольного
Выводы по первой главе
Глава II Опытно – практическая часть
2.1 Диагностика особенности
проявления упрямства в
2.2 Методы и приемы преодоления упрямства детей в дошкольном учреждении и в семье
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Приложение
Введение
Упрямые дети доставляют массу неприятностей родителям, и те единодушно считают своих детей упрямыми. Но в детском саду далеко не все такие дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенности своего характера, и поэтому воспитателям их упрямство не сразу бросается в глаза, а иногда и вообще не воспринимается как трудность.
Упрямство чаще всего проявляется у детей в 2,5- 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется и лишь иногда наблюдается вторая волна упрямства – примерно в 5 лет. Доктор психологических наук Мухина В.С.считает, что «упрямство- это явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослым. У ребенка проявляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противиться прежним отношениям. Он упрямится, делает все наоборот. В три года это достигает новых высот и принимает новые формы». Веденов А.В. считал, что упрямство –это отрицательная особенность поведения детей, проявляющаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям, указаниям других людей, стремлении во что бы то не стало продолжать начатое действие , даже если оно и не приносит желаемых результатов. Аркин Е.А. под упрямством подразумевал временное состояние ребенка часто являющееся перевозбуждением нервной системы ребенка, переутомления, тяжелых аффективных переживаний, эмоциональной возбудимости. Островская Л.Ф. считает, что упрямство – это отрицательная реакция на требования, действия взрослых. По мнению Захарова А.И. писал упрямство-это один из способов выражения несогласия, которое чаще всего возникает у самолюбивых , обладающих повышенным чувством собственного достоинства, и одновременно активных и энергичных от природы детей. Ребенок трех лет противоречит сам себе. Он с трудом принимает решения. А потом хочет все перерешить. Ребенок ведет себя так, будто хочет сбросить чье-то иго, хотя никто не намерен его подавить, кроме него самого. Он хочет все сделать по- своему, он отказывается от того, что ему раньше нравилось, все делает вам назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. Основной его лозунг: "Я сам!".
Улыбка умиления на лицах воспитателей и родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего "Я", это его попытка самостоятельно отдалиться от взрослых, удалить психологическую "пуповину", научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от взрослых ребенку будет сложно найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения.
Этот период естественен
и закономерен в развитии ребенка.
Выготский Л.С. писал, что он совпадает
с кризисом возрастного развития.
Кризисы развития - это относительно
короткие(от нескольких месяцев до
года-двух) периоды в жизни, в течение
которых человек заметно
Актуальность темы в том, что многие практические работники, имея теоретические знания об упрямстве, особенностях его проявления не всегда адекватно оценивают этот период и могут подобрать эффективные приемы воздействия на детей, так же не все родители имеют теоретические и практические знания. Выготский Л.С. писал, что упрямство является движущей силой развития, своеобразной ступенькой, этапом смены ведущей деятельности ребенка. Воспитатели и родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
И, наоборот, внешняя "бескризисность",
создающая иллюзию
Тема выпускной
Цель выпускной
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Предмет исследования: особенности воспитания упрямых детей.
Гипотеза: Воспитание упрямого ребенка будет успешным, если: выявить особенности поведения упрямых детей; определить наибольшую эффективность методов и приемов воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье, а также условия и средства необходимые в воспитании упрямых детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; разработать методические рекомендации для родителей по воспитанию упрямого ребенка.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общее понятие об упрямстве.
2. Изучить психолого-
3. Продиагностировать проявление
упрямства в дошкольном
4. Выбрать наиболее подходящие методы и средства воспитания.
5.Разработать рекомендации для родителей на тему: « Особенности воспитания упрямого ребенка».
Глава I Теоретические особенности воспитания упрямого ребенка в дошкольном учреждении и в семье
1.1Сущность упрямства и особенности его проявления
В «Большом толковом психологическом словаре» упрямство определяется как крайняя, неуступчивая форма поведения человека, не поддающаяся уговорам, настаивающая на своем. [38, 546]
Первыми из исследователей, которые занимались изучением проблемы упрямства, является Захаров А. И., Выготский Л. С., Эльза Келер, Островской Л. В., Кряжевой Н. Л. и многие другие отечественные и зарубежные ученые.
Захаров А. И. в работе « Неврозы у детей » пишет, что упрямство чаще всего возникает в возрасте от 1,5 до 2,5-3 и иногда в 5 лет. Упрямство-это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо, не потому что ему это сильно захотелось, а потому, что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение. Упрямство возникает на основе объективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей.[15, 64]
Психологической основой
происхождения упрямства
На протяжении многих лет, исследовавший эту проблему Захаров А.И., пишет, что пик упрямства приходится на 2.5 года и совпадает с максимально представленным в этом возрасте волевым развитием. Но возможно вторичное появление упрямства в 5 лет. Часто воспитатели и родители, жалующиеся на упрямство детей этого возраста, забывают о заостренной потребности этого возраста в самоутверждении, выражении своего недавно появившегося «Я», о том, что дети уже могут иметь свое отличное от них мнение. Отражающее индивидуальные особенности его темперамента и формирования характера. Когда ребенок не может быть тем, кем он хочет, он так или иначе выражает свое несогласие с препятствиями на пути утверждения своего «Я», и упрямство - один из способов выражения этого несогласия. [15, 65]
Упрямство детей трехлетнего
возраста совпадает с кризисом. Знаменитый
кризис трех лет впервые был описан
Эльзой Келер в работе «О личности
трехлетнего ребенка». Она пишет,
что упрямство – это реакция
на свое собственное решение. Упрямство
не следует смешивать с
Из «беби», которого носили
на руках, он превратился в строптивое,
упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее
и деспотичное, так что сразу
весь его облик в ДОУ меняется.
В кризисе трех лет происходит
то, что называют раздвоением: здесь
могут быть конфликты, ребенок может
ругать воспитателя, игрушки, предложенные
в неподходящий момент, он может
разломать со злостью, происходит изменение
аффективно-волевой сферы, что указывает
на возросшую самостоятельность
и активность ребенка. Тенденция
самостоятельной деятельности знаменует
собой то, что взрослые не закрыты
для ребенка предметом и
Очень глубоко кризис трех лет описал Выготский Л. С. в своей книге «Психология». Для того, чтобы осмыслить, что происходит в период 3 – летнего возраста, Выготский Л. С. описал все ситуации развития, то есть симптомы кризиса, куда входит и упрямство ребенка.
Первый симптом, которым
характеризуется наступление
Негативизм – это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает чего-нибудь именно потому, что его об этом просят. Тут происходит своеобразный сдвиг мотивировок.
Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. В данном случае реакция при определенном действии ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. И второй существенный момент – новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. В раннем возрасте ребенок весь находиться во власти аффекта, весь внутри ситуации.
Первый симптом, которым
характеризуется наступление
Негативизмом мы будем
называть такие проявления в поведении
ребенка, когда он не хочет чего-нибудь
сделать только потому, что это
предложил кто-то из взрослых, т. е. это
реакция не на содержание действия,
а на само предложение взрослых.
Негативизм включает в себя в качестве
отличительного признака от обычного
непослушания то, что ребенок не
делает потому, что его об этом попросили.
Ребенок играет во дворе, и ему
не хочется заходить в комнату. Его
зовут спать, но он не подчиняется, несмотря
на то, что мать его об этом просит.
При реакции негативизма
При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. У ряда авторов красиво описаны подобные эксперименты. Например, взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитетным тоном: «Это платье черное», - и получает в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно - белое», ребенок отвечает: «Нет, черное». Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова.
Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. В данном случае реакция при определенном действии ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. И второй существенный момент - новое отношение ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. По поводу отношения к аффекту напомню о раннем детстве до кризиса трех лет. Наиболее характерно для раннего детства, с точки зрения всех исследований, полное единство аффекта и деятельности. Ребенок весь находится во власти аффекта, весь внутри ситуации. В дошкольном возрасте появляется мотив еще и в отношении других людей, что непосредственно вытекает из аффекта, связанного с другими ситуациями. Если отказ ребенка, мотивировка отказа лежит в ситуации, если он не делает потому, что ему не хочется этого делать или хочется делать что-либо другое, то это еще не будет негативизмом. Негативизм - такая реакция, такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации.