Особенности воспитания упрямых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы: изучить специфику воспитания упрямого ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общее понятие об упрямстве.
2. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и раскрыть причины возникновения упрямства и пути их преодоления.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические особенности воспитания упрямого ребенка в дошкольном учреждении и в семье
1.1 Упрямство и причины его возникновения
1.3 Пути преодоления упрямства в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи
Выводы по первой главе
Глава II Опытно – практическая часть
2.1 Диагностика особенности проявления упрямства в дошкольном образовательном учреждении и в семье
2.2 Методы и приемы преодоления упрямства детей в дошкольном учреждении и в семье
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Особенности воспитания упрямых детей.docx

— 134.79 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение

Глава I Теоретические особенности  воспитания упрямого ребенка в дошкольном учреждении и в семье

1.1 Упрямство и причины  его возникновения

1.3 Пути преодоления упрямства  в условиях дошкольного образовательного  учреждения и семьи

Выводы по первой главе

Глава II Опытно – практическая часть

2.1 Диагностика особенности  проявления упрямства в дошкольном  образовательном учреждении и  в семье

2.2 Методы и приемы преодоления  упрямства детей в дошкольном  учреждении и в семье

2.3 Сравнительный анализ  результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Приложение

 

Введение 

 

Упрямые дети доставляют массу  неприятностей родителям, и те единодушно считают своих детей упрямыми. Но в детском саду далеко не все  такие дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенности  своего характера, и поэтому воспитателям их упрямство не сразу бросается  в глаза, а иногда и вообще не воспринимается как трудность.

Упрямство чаще всего проявляется  у детей в 2,5- 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется и лишь иногда наблюдается вторая волна  упрямства – примерно в 5 лет. Доктор психологических наук Мухина В.С.считает, что «упрямство- это явление в  развитии взаимоотношений ребенка  со взрослым. У ребенка проявляется  тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет  старый тип отношений и тем  самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся  ребенок противиться прежним  отношениям. Он упрямится, делает все  наоборот. В три года это достигает  новых высот и принимает новые  формы». Веденов А.В. считал, что упрямство –это отрицательная особенность поведения детей, проявляющаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям, указаниям других людей, стремлении во что бы то не стало продолжать начатое действие , даже если оно и не приносит желаемых результатов. Аркин Е.А. под упрямством подразумевал временное состояние ребенка часто являющееся перевозбуждением нервной системы ребенка, переутомления, тяжелых аффективных переживаний, эмоциональной возбудимости. Островская Л.Ф. считает, что упрямство – это отрицательная реакция на требования, действия взрослых. По мнению Захарова А.И. писал упрямство-это один из способов выражения несогласия, которое чаще всего возникает у самолюбивых , обладающих повышенным чувством собственного достоинства, и одновременно активных и энергичных от природы детей. Ребенок трех лет противоречит сам себе. Он с трудом принимает решения. А потом хочет все перерешить. Ребенок ведет себя так, будто хочет сбросить чье-то иго, хотя никто не намерен его подавить, кроме него самого. Он хочет все сделать по- своему, он отказывается от того, что ему раньше нравилось, все делает вам назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. Основной его лозунг: "Я сам!".

Улыбка умиления на лицах  воспитателей и родителей сменяется  выражением озадаченности, растерянности  и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит важный для ребенка психический  процесс: это первое яркое выражение  своего "Я", это его попытка  самостоятельно отдалиться от взрослых, удалить психологическую "пуповину", научиться многое делать самому и  как-то решать свои проблемы. Без психологической  сепарации (отделения) от взрослых ребенку  будет сложно найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической  адаптации и гибкого поведения.

Этот период естественен  и закономерен в развитии ребенка. Выготский Л.С. писал, что он совпадает  с кризисом возрастного развития. Кризисы развития - это относительно короткие(от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение  которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную  ступень. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных (стабильных) и более  коротких, бурных - критических, таким  образом, кризисы - это переходы между  стабильными периодами.

Актуальность темы в том, что многие практические работники, имея теоретические знания об упрямстве, особенностях его проявления не всегда адекватно оценивают этот период и могут подобрать эффективные  приемы воздействия на детей, так  же не все родители имеют теоретические  и практические знания. Выготский  Л.С. писал, что упрямство является движущей силой развития, своеобразной ступенькой, этапом смены ведущей  деятельности ребенка. Воспитатели  и родители не должны пугаться остроты  протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении  в новом возрастном качестве говорит  о том, что в его психике  сложились все возрастные новообразования  для дальнейшего развития его  личности и адаптивных способностей.

И, наоборот, внешняя "бескризисность", создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать  о том, что в развитии ребенка  не произошло соответствующих возрастных изменений.

Тема выпускной квалификационной работы: «Особенности воспитания упрямого ребенка в дошкольном образовательном  учреждении и в семье»

Цель выпускной квалификационной работы: изучить специфику воспитания упрямого ребенка в дошкольном образовательном  учреждении и в семье.

Объект исследования: процесс  нравственного воспитания детей  в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

Предмет исследования: особенности  воспитания упрямых детей.

Гипотеза: Воспитание упрямого ребенка будет успешным, если: выявить  особенности поведения упрямых  детей; определить наибольшую эффективность  методов и приемов воспитания ребенка в дошкольном образовательном  учреждении и в семье, а также  условия и средства необходимые  в воспитании упрямых детей в  условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи; разработать  методические рекомендации для родителей  по воспитанию упрямого ребенка.

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

1. Дать общее понятие  об упрямстве.

2. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и раскрыть  причины возникновения упрямства  и пути их преодоления.

3. Продиагностировать проявление  упрямства в дошкольном образовательном  учреждении и в семье.

4. Выбрать наиболее подходящие  методы и средства воспитания.

5.Разработать рекомендации  для родителей на тему: « Особенности  воспитания упрямого ребенка».

 

Глава I Теоретические  особенности воспитания упрямого ребенка  в дошкольном учреждении и в семье  

 

1.1Сущность упрямства  и особенности его проявления  

 

В «Большом толковом психологическом  словаре» упрямство определяется как  крайняя, неуступчивая форма поведения  человека, не поддающаяся уговорам, настаивающая на своем. [38, 546]

Первыми из исследователей, которые занимались изучением проблемы упрямства, является Захаров А. И., Выготский  Л. С., Эльза Келер, Островской Л. В., Кряжевой Н. Л. и многие другие отечественные  и зарубежные ученые.

Захаров А. И. в работе «  Неврозы у детей » пишет, что упрямство чаще всего возникает в возрасте от 1,5 до 2,5-3 и иногда в 5 лет. Упрямство-это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо, не потому что ему это сильно захотелось, а потому, что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение. Упрямство возникает на основе объективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей.[15, 64]

Психологической основой  происхождения упрямства является формирующееся чувство "я". Ребенок  стремится все делать сам и  протестует против помощи и ограничений  его возможностей. Развитие самостоятельности  и активности, умения владеть собой  представляет волевой аспект формирования "я", максимально выраженный в 3 года.[40, 256]

На протяжении многих лет, исследовавший эту проблему Захаров  А.И., пишет, что пик упрямства  приходится на 2.5 года и совпадает  с максимально представленным в  этом возрасте волевым развитием. Но возможно вторичное появление упрямства  в 5 лет. Часто воспитатели и родители, жалующиеся на упрямство детей этого  возраста, забывают о заостренной  потребности этого возраста в  самоутверждении, выражении своего недавно появившегося «Я», о том, что дети уже могут иметь свое отличное от них мнение. Отражающее индивидуальные особенности его  темперамента и формирования характера. Когда ребенок не может быть тем, кем он хочет, он так или иначе  выражает свое несогласие с препятствиями  на пути утверждения своего «Я», и  упрямство - один из способов выражения  этого несогласия. [15, 65]

Упрямство детей трехлетнего  возраста совпадает с кризисом. Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она пишет, что упрямство – это реакция  на свое собственное решение. Упрямство  не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что  ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается  требование, чтобы с этой личностью  считались.

Из «беби», которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое, негативное, отрицающее, ревнующее  и деспотичное, так что сразу  весь его облик в ДОУ меняется. В кризисе трех лет происходит то, что называют раздвоением: здесь  могут быть конфликты, ребенок может  ругать воспитателя, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может  разломать со злостью, происходит изменение  аффективно-волевой сферы, что указывает  на возросшую самостоятельность  и активность ребенка. Тенденция  самостоятельной деятельности знаменует  собой то, что взрослые не закрыты  для ребенка предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые  раскрываются перед ним, выступают  относительно образов действий, отношений  в окружающем мире.[26]

Очень глубоко кризис трех лет описал Выготский Л. С. в своей  книге «Психология». Для того, чтобы  осмыслить, что происходит в период 3 – летнего возраста, Выготский  Л. С. описал все ситуации развития, то есть симптомы кризиса, куда входит и упрямство ребенка.

Первый симптом, которым  характеризуется наступление кризиса, - возникновение негативизма. При  негативизме все поведение ребенка  идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет  сделать что-нибудь, потому что это  неприятно ему, это не будет негативизмом. Ребенок хочет сделать то, к  чему его тянет, к чему есть стремление, а ему запрещают; если он все-таки это делает, это не будет негативизмом. Это будет отрицательная реакция  на требование взрослых, которая мотивируется сильным желанием ребенка.

Негативизм – это такие  проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать  только потому, что это предложил  кто-то из взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает чего-нибудь именно потому, что его об этом просят. Тут происходит своеобразный сдвиг  мотивировок.

Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными  моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. В данном случае реакция при определенном действии ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется  или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а  не к содержанию того, о чем ребенка  просят. И второй существенный момент – новое отношение ребенка  к собственному аффекту. Ребенок  не действует непосредственно под  влиянием аффекта, а поступает наперекор  своей тенденции. В раннем возрасте ребенок весь находиться во власти аффекта, весь внутри ситуации.

Первый симптом, которым  характеризуется наступление кризиса, - возникновение негативизма. Надо ясно представить себе, о чем здесь  идет речь. Когда говорят о детском  негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме  все поведение ребенка идет вразрез  с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать  что-нибудь, потому что это неприятно  ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это  не будет негативизмом. Ребенок хочет  сделать то, к чему его тянет, к  чему есть стремление, а ему запрещают; если он все-таки это делает, это  не будет негативизмом. Это будет  отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка.

Негативизмом мы будем  называть такие проявления в поведении  ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это  предложил кто-то из взрослых, т. е. это  реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. Ребенок играет во дворе, и ему  не хочется заходить в комнату. Его  зовут спать, но он не подчиняется, несмотря на то, что мать его об этом просит. При реакции негативизма ребенок  не делает что-нибудь именно потому, что  его об этом просят. Главный мотив  действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что  ему сказали.

При резкой форме негативизма  дело доходит до того, что можно  получить противоположный ответ  на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. У ряда авторов красиво  описаны подобные эксперименты. Например, взрослый, подходя к ребенку, говорит  авторитетным тоном: «Это платье черное», - и получает в ответ: «Нет, оно  белое». А когда говорят: «Оно - белое», ребенок отвечает: «Нет, черное». Стремление противоречить, стремление сделать  наоборот по сравнению с тем, что  ему говорят, есть негативизм в собственном  смысле слова.

Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными  моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. В данном случае реакция при определенном действии ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется  или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а  не к содержанию того, о чем ребенка  просят. И второй существенный момент - новое отношение ребенка к  собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. По поводу отношения к аффекту напомню о раннем детстве до кризиса трех лет. Наиболее характерно для раннего детства, с точки зрения всех исследований, полное единство аффекта и деятельности. Ребенок весь находится во власти аффекта, весь внутри ситуации. В дошкольном возрасте появляется мотив еще и в отношении других людей, что непосредственно вытекает из аффекта, связанного с другими ситуациями. Если отказ ребенка, мотивировка отказа лежит в ситуации, если он не делает потому, что ему не хочется этого делать или хочется делать что-либо другое, то это еще не будет негативизмом. Негативизм - такая реакция, такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации.

Информация о работе Особенности воспитания упрямых детей