Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:03, курсовая работа
Цель выпускной квалификационной работы: изучить специфику воспитания упрямого ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общее понятие об упрямстве.
2. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и раскрыть причины возникновения упрямства и пути их преодоления.
Введение
Глава I Теоретические особенности воспитания упрямого ребенка в дошкольном учреждении и в семье
1.1 Упрямство и причины его возникновения
1.3 Пути преодоления упрямства в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи
Выводы по первой главе
Глава II Опытно – практическая часть
2.1 Диагностика особенности проявления упрямства в дошкольном образовательном учреждении и в семье
2.2 Методы и приемы преодоления упрямства детей в дошкольном учреждении и в семье
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Приложение
Очень важно упомянуть
и о другой причине непослушания.
Дело в том, что несмотря на все
свое упрямство и стремление к
автономии, ребенок в два-три года
все-таки остается малышом. Он по-прежнему
очень нуждается в вашем
Можно даже сказать, что сейчас эта потребность обострена, хотя и отличается некоторым своеобразием. Каждый день и каждый час маленький ребенок ощущает, что становится другим (конечно, он не отдает себе в этом сознательно отчета – просто это с ним происходит). И для него особенно важна стабильность, постоянство мира – и прежде всего, постоянство материнской любви.
Поэтому нередко непослушание ребенка вызвано элементарным желанием привлечь к себе внимание родителей! Увы, как ни грустно это звучит, ребенок подчас готов пойти на самые разрушительные ( и саморазрушительные) меры, лишь бы мама уделила ему побольше внимания.
Беда в том, что плохому поведению уделяется намного больше внимания, чем хорошему. Если ребеночек ведет себя тихонька и к нам не признает, мы облегченно вздыхаем и спешим воспользоваться этой возможностью в личных целях. А вот если он творит что-нибудь недозволенное – тут уж внимание родителей ему обеспечено.
Мы не посягаем на священное право родителей – право на отдых и личные дела. Речь о другом. Хорошее, «правильное» поведение ребенка воспринимается как нечто само собой разумеющееся – зачем тут что-то говорить или делать? Ребенок ведет себя так, как должен?
Внимание родителей жизненно необходимо детям. Поэтому нужно уделять больше позитивного внимания, нежели негативного! Учитесь снисходительности Сделайте усилие и откажитесь от некоторых принципов.
Если вы считаете, что ни один проступок не должен оставаться безнаказанным, если вы опасаетесь стать слишком мягкими, «безответственными» родителями, то сейчас время отказаться от этих установок. Просто примите как факт: это необходимо, иначе будет только хуже. Ваши жесткие педагогические меры уже доказали свою неэффективность, так что пора попробовать иные стратегии.
Да, пусть какие- то «преступления»
ребенка останутся
Ваша задача сейчас в другом. Вам предстоит поддержать в тревожном ребенке веру в вас – любящих, внимательных родителей, всегда прийти на помощь – или просто готовых прийти, побыть рядом с ним, разделить не только его горести, но и радости.
Обращайте как можно больше внимания на его успехи, даже совсем незначительные для вас. Они очень нужны для душевного здоровья вашего чада. Хвалите его за все, что можно. Ведь такое явление, как гордость за свои достижения, - тоже новое приобретение именно этого, «кризисного» возраста.
С тех пор как ребенок вошел в «возраст упрямства», мы то и дело ссоримся. Но вырастит ребенка, никогда с ним не ссорясь, не удается, наверное, никому. Важно соблюдать одно правило: ссоры ни в коем случае не должны быть затяжными! Поверьте, ребенку вовсе не нравится кричать, топать ногами и доводить вас до белого каления. Просто в его арсенале пока что мало других, более цивилизованных средств доносить до вас свое мнение и настаивать на своих желаниях. Со временем он всему научится, конечно, с вашей помощью. А пока стремитесь к тому, чтобы любые бури завершались как можно быстрее. Когда поздно вечером уставший ребенок скандалит, отказываясь идти в постель, а к тому же еще до сих пор не убраны игрушки, решайте только одну задачу – укладывания. Если вы начнете с того, что будете требовать от ребенка уборки, ситуация может зайти слишком далеко.
Кроме того, никогда не тяните конфликты в следующий день. Нельзя сказать малышу: «Сегодня ты остаешься без сладкого, потому что вчера безобразно вел себя перед сном». Ребенок этого не поймет. Наказание должно быть непосредственно связано с проступком. Когда ребенок отказывается ложиться спать, вы можете предупредить его: «Если через пять минут не будешь в постели, я не стану тебе читать перед сном». И уж в этой ситуации обещание приходится выполнять - иначе в следующей раз эта мера не сработает. Но припоминать сегодня вчерашние «грехи» совершенно бессмысленно.
Хорошо бы соблюдать Золотое Правило: что бы не происходило в течение дня, перед сном мир обязательно будет восстановлен.
Даже если весь день вам приходилось ссорится с ребенком, вечером обязаетльно помиритесь с ним. Не надо перечислять уложенному наконец в постель малышу, в чем именно он провинился на протяжении дня. Обнимите его, погладьте по голове, скажите, как вы его любите. Завершение дня должно быть приятным для малыша – тогда и новый день будет для него радостным..
Что делать, если ребенок стал закатывать истерики.
Прежде чем необходимо понять почему это происходит. У ребенка есть причины падать на пол и отчаянно верещать. Они могут быть разными. Одна из самых частых: как можно себя вести, а как нельзя? Сколько способны вытерпеть родители? Можно ли таким способом добиться желаемого? Это тоже процесс обучении для малыша.
Дайте ему понять, что
вы не боитесь его истерики и не
будете выполнять его заведомо невыполнимых
требований лишь потому, что он лежит
на полу и производит весьма неприятные
звуки. ребенок должен видеть, что
вы не злитесь на него, не обвиняете
и не собираетесь наказывать –
но не намеренны поддаваться. ваша спокойная
и дружелюбная настойчивость
и последовательность станут залогом
того, что «показательные выступления»
очень скоро останутся в
Другая разновидность
истерик – действительно
От таких истерик нужно, прежде всего, защищать самого ребенка. Он не капризничает, не манипулирует - он, правда, не выдерживает. если в будете внимательны, то наверняка заметите некоторые признаки, предшествующие взрыву: у малыша портится настроение, он становится раздражительным, чрезмерно активным и т. п.
Занятие «Мир детства»
Программное содержание: учить детей правилу поведения в группе, в семье, продолжать учить пересказывать вместе и воспитателем; развивать монологическую и диалогическую форму речи, память, мышление, внимание.
Мир детства приветствие «Здравствуйте, я…».
Дети сидят в кругу. Закрывают глаза и по очереди шепотом здороваются, произнося свое имя: «Здравствуйте, я Оля!»Ведущий следим, чтобы дети говорили друг за другом без остановок. Варианты: здороваются поочередно громко и тихо; высоким и низким голосом; быстро и медленно.
Подвижная игра «Гусеница». Дети выстраиваются в колонну и кладут руки на пояс впереди стоящего. Ведущий встает во главе колонны и говорит: «У нас получилась длинная гусеница». По команде «Воробей прилетел!» гусеница закручивается и замирает. По команде «Воробей улетел» гусеница распрямляется, колонна, не расцепляясь, движется по залу.
Волшебная история. В гости к детям прилетает Карлсон и рассказывает грустную историю: «Во Вселенной была планета с зелеными лесами, голубыми озерами, солнечными городами. Дома в этих городах были необычной формы – круг, сердце, яблоко и т. д. Жители планеты были очень счастливы, потому что им никто ничего не запрещал. Они могли есть мороженое, конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, купаться в речке, лазать по деревьям, строить шалаши, искать клады, разговаривать с животными, птицами, цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. На Планете шел звездный дождь, похожий на салют. И жители радовались, любуясь разноцветными огнями. Но однажды злой волшебник уничтожил все города на Планете. Готовы ли вы помочь ее жителям восстановить свои дома?»
Игра «Паутинка». Водящий предлагает детям встать в круг и поздороваться с кем-нибудь правой рукой (руки не расцеплять). Затем поздороваться левой рукой с другим ребенком. Когда руки всех детей соединятся, водящий просит осторожно их распутать.
Прощание «танец Дружбы»
Занятие «Солнце»
Программное содержание: продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой: ладошкой, продолжать учит пользоваться салфеткой, краской; развивать мелку моторику рук, память, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к растениям, видению прекрасного, взаимопомощи.
Приветствие «Мне в тебе нравится …, мне в себе нравится…» дети сидят в кругу. Ведущий кидает мяч одному из них мяч и говорит: «Мне в тебе нравится .. Ит. д.
Волшебная история: на большой поляне росла одинокая колючка. Конечно, она росла там не одна: вокруг было много цветов и трав, но колючке казалось, что на свете она одна – одинешенька, а если кто-то и растет рядом, то только одни репейники. Она смотрела в синее небо и размышляла: «Вот небо – большое, чистое и светлое, а вот солнце – теплое, ласковое и нежное, но они так далеки от меня, так недосягаемы. А я одинока и привязана к земле».
Но однажды Колючка проснулась от чьего-то нежного прикосновения. Это был солнечный Лучик.
- Привет, - сказал он ей. – Уже середина лета, все цветы цветут, а ты о чем думаешь?
- Что значит – цветут? – удивилась Колючка. – Я об этом ничего не знала.
- А ты посмотри вокруг и увидишь, - улыбнулся Лучик.
Колючка оглянулась и впервые заметила, на какой большой, светлой и красивой поляне она растет. Рядом пестрели цветы, ветерок ласково касался их и что-то нашептывал, а вокруг птицы пели веселые песни.
- Как же так? – удивилась
Колючка. – Здесь такая
- Но это же просто, - ответил ей лучик, - доверься миру, открой ему себя, и все случится само собой!
«Как это?»- подумала Колючка, но все же выпрямилась, посмотрела по сторонам и улыбнулась.
И вдруг все цветы улыбнулись ей в ответ. Колючка подняла голову и увидела, как ей улыбается солнышко, ощутила ласковое прикосновение ветерка. Птицы спели ей красивую песню, и Колючка расцвела.
- Я расцвела! Спасибо тебе,
Солнечный Лучик! –
И красавица колючка радостно затрепетала – у нее начиналась новая жизнь.
Рисование «Ладони - солнышки».
Педагог заранее на большом листе ватмана рисует солнце. Дети все вместе красят руки в желтый цвет и кладут на бумагу ладони так, чтобы пальцами касались солнца. Когда коллективный рисунок закончен, ведущий просит детей представить, что эти ладони полны дружбы, смеха, любви.
Прощание «Раздувайся, пузырь» Дети берутся за руки и образуют круг. Сначала сужают его, затем постепенно расширяют. После лов ведущего: «Лопнул пузырь!» дети разнимают руки, приседают и хором говорят: «Хлоп!».
«Друзья»
Программное содержание: продолжать обучать детей правилам поведения в группе и дома; развивать речь, внимание, взаимопонимание; воспитывать бережное отношение к окружающим людям.
Активизация словаря
Обогащение словаря
Ход занятия
В гости приходят два мальчика(куклы).
- Здравствуйте, ребята.
Давайте познакомимся с ними.
Мир детства приветствие «Здравствуйте, я…».
Дети сидят в кругу. Закрывают глаза и по очереди шепотом здороваются, произнося свое имя: «Здравствуйте, я Оля!»Ведущий следим, чтобы дети говорили друг за другом без остановок. Варианты: здороваются поочередно громко и тихо; высоким и низким голосом; быстро и медленно.
- Дети, посмотрите на этих ребят. Какие они?
-Что вы можете сказать об этом мальчике?
-Так. А что можно сказать об этом мальчике?
- Давайте спросим у этих мальчиков, какие они, с кем любят играть, слушаются ли родителей и воспитателей?
- Айбулат, расскажи пожалуйста
про себе. Меня зовут Айбулат.
Я очень хороший мальчик,
-Ребята, вам понравился рассказ Айбулата о себе?.
- Загир, расскажи, пожалуйста, о себе.
А я никому не помогаю. Дома у меня все делает мама с папой, а я сижу и смотрю телевизор. Зачем я им должен помогать? Когда меня мама с утра будит я не встаю, а жду пока поругают . Потом мама с папой меня одевают и ведут в садик. В садике никому не помогаю, а, наоборот, все ломаю, рву, кидаю, дерусь с мальчиками, а потом воспитатель ставит меня в угол, чтобы я не мешал играть. Мне в садике не нравится. Здесь все дружные, а у меня нет друзей. Я хочу иметь друзей, играть с ними, хочу слушаться маму с папой и воспитателя. (Плачет).
- Не плачь Загир, мы тебе поможем так ведь ребята.
- Спасибо вам.
- Ребята, поведение какого ребенка вам понравилось. Кто ведет себя правильно?
- А вы своих родителей
слушаетесь? А воспитателя? Дружно
ли вы играете? А вы деретесь?
А по утрам сразу встаете
в детский сад? Не
- Айбулат и Загир. а теперь послушайте как ведут себя дети нашей группы.
Ответы детей.
- Правильно ли вы себя ведете?
- Молодцы! Ребята, а вам
у нас понравилось? Наша