Особенности воспитания упрямых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы: изучить специфику воспитания упрямого ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общее понятие об упрямстве.
2. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и раскрыть причины возникновения упрямства и пути их преодоления.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические особенности воспитания упрямого ребенка в дошкольном учреждении и в семье
1.1 Упрямство и причины его возникновения
1.3 Пути преодоления упрямства в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи
Выводы по первой главе
Глава II Опытно – практическая часть
2.1 Диагностика особенности проявления упрямства в дошкольном образовательном учреждении и в семье
2.2 Методы и приемы преодоления упрямства детей в дошкольном учреждении и в семье
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Особенности воспитания упрямых детей.docx

— 134.79 Кб (Скачать документ)

В другом, боле редком варианте упрямство, вызванное излишне строгим  воспитанием родителей или конфликтом в семье, перерастает в состояние  озлобленности, затравленности и недоверчивости, что осложняет отношения ребенка  со сверстниками или делает полностью  невозможным общение с ними. Возникающее  у детей чувство одиночества, непонятности затрудняет и контакт  с воспитателями. Но если педагог  относится к таким детям доброжелательно, искренне и заинтересованно и  не стремится создать искусственно – культивируемую зависимость их от себя, подобно тому как это  пытались сделать родители, то будет  наиболее короткий путь к восстановлению отношений и со сверстниками.

Диапазон проявления упрямства  весьма обширен и может включать в себя: желание выразить свое собственное  мнение; пассивный (обида, молчание) и  активный (возмущение) протест против ущемления чувства собственного достоинства и жизненно важных потребностей; нервное переутомление с возбудимостью  или заторможенностью и неспособностью своевременно отвечать на требования взрослых; фазовые состояния мозга при неврозах; уклонение от необходимости принять решение или игнорирование просьб взрослых с эгоцентрической фиксацией на своих интересах и агрессивно – негативная (психопатическая) трактовка происходящих событий и отношений других людей. [18,48]

Кряжева Н. Л. выявила несколько  причин возникновения упрямства: а) неудовлетворение естественных потребностей (голод, усталость, сонливость), с ощущением  физического дискомфорта (холодно, жарко, тесная обувь, неудобная постель  и т.д.); б) предвестники болезни или  после выздоровления; в) от перенасыщения  впечатлениями; г) но часто - из-за неправильного  воспитания (ребенок постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний, из-за чего у ребенка формируется  привычка добиваться желаемого с  помощью плача и крика).[15, 18]

Упрямство - самый, видимо, распространенный из всех детских недостатков. На него жалуются и сетуют многие родители. Без преувеличения, это проблема номер один во взаимоотношениях взрослых и детей.

Действия ребенка во время  упрямства управляются собственной  все укрепляющейся волей. Это  нередко приводит к конфликтам, перенапряжению (например, при усталости) и вытекающим отсюда поведенческим кризам ( приступы ярости и упрямства). Это происходит тогда, когда собственное желание  ребенка вступает в противоречие с его возможностями, и он ощущает  свои собственные границы. С другой стороны, желания и действия ребенка  должны реализовываться в рамках, установленных окружающим миром. Однако чем больше стремление взрослых сузить эти рамки, тем чаще они провоцируют  упрямство ребенка. В принципе, это  совершенно нормальное явление, связанное  с развитием ребенка, который  накапливает опыт приложения своей  воли. Он должен тренировать волю и  научиться осознанно, проявлять  ее. Это крайне важно для развития ребенка, ведь ему предстоит научиться  в жизни добиваться поставленной цели.

Упрямство, таким образом, имеет неоднозначные источники  своего происхождения, обусловленные  главным образом отклонениями в  отношении взрослых к детям. Возрастные проявления чувства "я", воли, эмоций и темперамента только тогда становятся проблемой упрямства для взрослых, когда они не способны адекватно  оценить своеобразие психического развития детей. 

 

1.2 Пути преодоления  упрямства в условиях дошкольного  образовательного учреждения и  семьи

Упрямые дети доставляют массу  неприятностей родителям, и те единодушно считают своих детей упрямыми. Но в детском саду далеко не все  такие дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенности  своего характера, и поэтому воспитателям их упрямство не сразу бросается  в глаза, а иногда и вообще не воспринимается как трудность. Скорее всего это  происходит, так как в группе всегда есть кто-то мешающий спокойному течению  ее жизни в гораздо большей  степени. Но и симпатии к таким  детям педагог не испытывает, другие дети тоже, поэтому оказывается изолированным  в группе, что еще больше ухудшает его характер.

Задача воспитателей и  родителей – осторожно направить  этот процесс становления воли в  правильное русло. Неверно было бы допускать, чтобы ребенок следовал каждому  импульсу и добивался исполнения любого желания. Так, если ребенок постоянно  настаивает на этом, всегда можно найти аргументы, чтобы со всей твердостью объяснить ему, почему это невозможно. Если же ребенок упорно стоит на своем в определенной ситуации (например, когда за ужином вместо молока он неожиданно попить лимонада), надо найти компромиссный вариант и отвлечь внимание малыша. Если, например воспитатель предлагает трехлетнему ребенку помочь покормить рыбок, а малыш отвечает категорически «нет», то педагог может другого ребенка попросить ему в помощи воспитателю. Если малыш изменит неожиданно свое решение, ему следует предложить быстро присоединиться в работу. Однако через некоторое время, побыв один и поразмыслив, малыш обычно выходит к воспитателям и сообщает: « Я снова хороший». Он с радостью идет на компромисс и охотно поможет сделать что-нибудь окружающим.

Кряжева Н.Л. пишет, что очень  важно вовремя найти компромиссное  решение. Правильно подобранное, оно поистине творит чудеса, и все обиды ребенка растают без следа. Малыш счастлив этой новой возможности контакта с взрослыми, потому что нуждается в нем. Если же реакция на предложенный выход из конфликтной ситуации будет отрицательной, ребенка на какое-то время надо предоставить самому себе. Не подвергая малыша опасности, необходимо все-таки дать ему почувствовать, чем обернется для него собственное желание или нежелание; только так он может сделать правильные выводы из конкретной ситуации и пополнить свой небольшой житейский опыт.[15,16]

От того, как поведут  себя взрослые по отношению к ребенку, зависит, удастся ли преодолеть такие  критические фазы в его развитии или уже детское упрямство  закрепится как стереотип поведения  и превратится в будущем в  модель общения с окружающим миром. Не следует мириться с детским  упрямством, но нельзя и с помощью  железных мер принуждать ребенка  к послушанию. При этом важно, чтобы  взрослые не вступали с маленьким  упрямцем в «силовое единоборство». Нередко бывает, что воспитатель, впадая в состояние, близкое к  аффекту, перестает контролировать свои действия и ведет себя недостойно. Это только подстегивает упрямство  ребенка. Окрики, угрозы, а тем более  рукоприкладство - негодные средства. Ими достигается либо обратный эффект, либо наносится серьезный вред в  психике чувствительных детей.[15,16]

Если ребенок с малых  лет приучен к самостоятельности, владеет соответствующими его возрасту навыками и умениями, с раннего  возраста привык выполнять разумные требования, то, опираясь на уже приобретенный  опыт, он будет вести себя в критических  ситуациях так, что родителям  и педагогам не придется прибегать  к ограничительным или запретительным мерам по отношению к нему, а  если такие и последуют, то перенесет  он их значительно легче. Воспитание самостоятельности у ребенка  так укрепляет его волю, что  он обычно избегает экстренных проявлений упрямства. Некоторые дети в приступе упрямства буквально цепенеют в  судорожном столбняке. Такому состоянию  обычно предшествует не украшающая ни ребенка, ни взрослого борьба. Или  же ребенок уже знает, что такие  судороги пугают взрослых и с их помощью можно добиться своего. Состояние  оцепенения проходит само собой без  каких- либо последствий. Ребенок перестает  «заводить» себя, когда видит, что  этим ничего не добьешься. Однако лучше  всего в таких случаях проконсультироваться у врача, чтобы убедиться, что  эти судороги не связаны с заболеваниями. При хорошем контакте с ребенком уже с раннего возраста можно  добиться с помощью ласковых разъясняющих и отвлекающих слов. И ребенок, привыкший к своим обязанностям и приученный к самостоятельности, даже в сложных ситуациях сможет справиться с собственным упрямством.[12]

Захаров А.И. считает, что взрослые должны быть в таких  ситуациях образцом выдержки и спокойствия, так как на эти качества взрослого  будет ориентироваться ребенок. Доброжелательный, но твердый тон. Умелое переключение ребенка на новые цели и наконец, дружелюбное отношение к малышу после приступа упрямства облегчает и ему, и родителям преодоление этой фазы развития, если таковая проявится со всей интенсивностью. Под воспитанием подразумевается не только целенаправленное воздействие взрослых, в том числе обучение знаниям и навыкам поведения но и непосредственный характер отношения (обращения) с детьми.

Воспитателям, у которых  в группе есть, капризный ребенок, приходится тяжело справляться с  выходками этого ребенка. Но нужно  не забывать, что маленькому капризуле  тоже приходится очень нелегко и  он нуждается в понимании и  заботе взрослых .

Как выше было сказано, упрямство  обычно проявляется, среди людей, которые  тебе очень близки, из-за этого воспитателям необходимо помогать родителям справляться  с этой проблемой, т.е. давать рекомендации, как следует вести себя с упрямыми детьми, чтобы в последствии неправильное поведение родителей негативно  не сказалось на психике ребенка, убедиться в причине его возникновения.

Злоупотребление во время проявления упрямства окриками, одергиваниями, угрозами, устрашениями, наказаниями нередко приводит, к  развитию уже прямых нервных расстройств  Симпсон Т.П. в одной из работ, описала четыре пути развития нервных  заболеваний, которые возникают  в результате подавления тяги ребенка  к самоутверждению.

Первый путь – открытый протест, открытое сопротивление. В  более легких случаях развивается  негативизм, когда на любое требование или просьбу взрослых, даже приятную для ребенка. В более тяжелых  случаях может разразиться двигательная аффективная буря, приступ ярости, когда малыш закатывается в крике, вплоть до тошноты и рвоты, ничего вокруг себя не видит и не слышит, часто бросается на пол и о  стену, швыряет любые попавшие под  руки вещи, в том числе и острые предметы, царапает, кусает, бьет, щиплет взрослых или других детей, а то и  себя самого.

Непосредственным поводом  для возникновения приступа ярости может послужить все, что угодно: лишняя ложка нелюбимой каши, высаживание  на горшок и т.д. Это может произойти  на прогулке, он может упасть с криками  на землю, может на зло помочиться, хотя уже давно овладел культурно- гигиеническими навыками.

Что же в таких случаях  делать? Вот как пишет об этом Пенелопа Лич: «Если ребенок впал в ярость, следите за тем, чтобы  он не причинял вреда себе или окружающим. Захлестывающая ребенка ярость страшно  пугает его самого. Если же, выйдя  из этого состояния, он увидит, что  себе он разбил голову, вам поцарапал  лицо и тому же опрокинул вазу, это, с одной стороны, будет служить  для него доказательством его  собственной силы, и с другой –  убедит его в том, что вы не можете ни сдержать, ни обеспечить его безопасность». И дальше: «Чтобы малыш не причинял вреда, попробуйте осторожно его  удерживать. Успокаиваясь, он обнаружит, что вы рядом и что, как ни странно, поднятая им буря ровным счетом ничего не изменила. Постепенно он расслабится  и свернется калачиком у вас  на руках. Крики сменятся тихими всхлипываниями, и яростный монстр превратиться в беззащитного малыша, которому требуется ласка и утешение».

Нет смысла вступать с бунтующим  ребенком в своеобразную дискуссию: пытаться перекричать его, в чем  – то убедить, грубо удерживать его  движения, наконец, заражаться его яростью  и гневом – ни к чему хорошему все это не приведет, только к  углублению приступа. Лишь хладнокровие и выдержка помогут, педагогам советует, Эльза Келер – исследовательница, работавшая над этой проблемой, и  ребенку «отойти », успокоиться, никогда не давайте ребенку почувствовать, что в результате приступа он может  что – то выиграть. Если он впал в  ярость, потому что его не позвали  выйти погулять, не позволяйте этого  и после приступа. Если же, наоборот, перед приступом вы собирались на прогулку, то как только приступ  пройдет, отправляйтесь гулять. В  конце концов, если приступы не дают ребенку никаких преимуществ, никаких  привилегий, никаких послаблений, они  прекращаются.[20, 234]

Если же этого не происходит, ярость и гнев начинают включаться в структуру развивающейся личности. Из таких детей вырастают нередко  Аффективно – неустойчивые люди, крайне вспыльчивые и гневливые. Сосуществовать с ними чрезвычайно трудно. И особенно трудно их детям, которые жестоко  расплачиваются за ошибки, допущенные бабушками и дедушками.

Ничуть не легче и тем  детям, которых родители держат в  ежовых рукавичках. И уж конечно, совсем трудно тем детям, чьи родители в  ранг высшей педагогической мудрости возвели физическое наказание.

Такая педагогика постепенно расшатывает нервную систему  ребенка, истощает компенсаторные свойства, нарушает нормальную работу коры головного  мозга, короче говоря, создает благоприятную  почву для нервного срыва.

Взрываются, протестуют обычно дети с сильным типом высшей нервной  Деятельности. Слабый тип такой «привилегии» не имеет. Детей этих буквально раздавливает тяжелый семейный пресс. Они становятся податливыми и послушными, но и  … подавленными, запуганными, вялыми, робкими, трусливыми, слезливыми, мнительными, не уверенными в своих силах, у  них легко развиваются различные  страхи и навязчивости.

Таков второй путь преобразования феномена упрямства в нервные  расстройства. Из таких детей вырастают  обычно тревожно- мнительные люди, сомневающиеся  в себе, в своих способностях и  возможностях, не умеющие постоять за себя, за свои убеждения, боящиеся каждого  неблагосклонного слова от начальства, «заболевающие» от одного неосторожного  замечания соседа или сотрудника по работе.

Третий путь изживания  ребенком протеста против взрослых –  это путь регресса к более ранним фазам развития. Из конфликтной эпохи  своей жизни ребенок идет назад, к периоду, когда благодаря своей  беспомощности он был силен и  подчинял себе окружающих. Этот путь отступления  на старые позиции знаменуется стремлением  быть как бы более маленьким –  путем отказа от приобретенных самостоятельных  навыков еды, одевания и т. д. В  играх такой ребенок перестает  проявлять инициативу, как прежде. Говорит, лепеча, будто только начинающее овладевать речью дитя.

Информация о работе Особенности воспитания упрямых детей