Особенности воспитания упрямых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:03, курсовая работа

Описание

Цель выпускной квалификационной работы: изучить специфику воспитания упрямого ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общее понятие об упрямстве.
2. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу и раскрыть причины возникновения упрямства и пути их преодоления.

Содержание

Введение
Глава I Теоретические особенности воспитания упрямого ребенка в дошкольном учреждении и в семье
1.1 Упрямство и причины его возникновения
1.3 Пути преодоления упрямства в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи
Выводы по первой главе
Глава II Опытно – практическая часть
2.1 Диагностика особенности проявления упрямства в дошкольном образовательном учреждении и в семье
2.2 Методы и приемы преодоления упрямства детей в дошкольном учреждении и в семье
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа Особенности воспитания упрямых детей.docx

— 134.79 Кб (Скачать документ)

Но часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании. Ребенок постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний, и  взрослые незамедлительно выполняют  их. Постепенно у малыша формируется  привычка добиваться желаемого с  помощью плача и крика. Незаметно  закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.[15,13- 15]

Захаров А.И. выявил несколько  причин возникновения упрямства. У  большинства людей деятельность обоих полушарий носит взаимообусловленный  и взаимодополняющий характер. Впрочем, есть и односторонне, левополушарно  ориентированные люди - математики, программисты и лингвисты. Есть и  правополушарно ориентированные - музыканты, художники и артисты. Это бывает не всегда; исключений, как мы знаем  хватает.

Тем не менее это разделение представляет известную ценность. Мы видим, как одним школьникам легко  даются математика, языки, но они не так преуспевают в гуманитарных дисциплинах. Наоборот, другим (правополушарным) труднее достичь высоких результатов  в математике и языках, зато у  них сильнее развита склонность к синтезу, творчеству, гуманитарным дисциплинам. Они, как правило, более  эмоциональны и непосредственны  в выражении чувств, могут внезапно, подсознательно найти решение какого-либо сложного вопроса во сне или наяву.

По мнению Захарова, у  новорожденного оба полушария "правые". Только постепенно одно из полушарий  становится относительно "левым" - фокусирует в себе функции сознания, контроля и речи (ее смысловую сторону). Заметным это становится к 3-м годам - возрасту появления чувства "я" как системы оценочных представлений  о себе.

Вот здесь мы и видим  рождение упрямства у детей, взрослые которых чрезмерно морализируют, учат, пунктуально предопределяют образ  действий, - другими словами, перегружают  еще неокрепшее левое полушарие. И в то же время забывают, хуже - игнорируют ведущую еще в этом возрасте активность правого полушария, потребность в непосредственном, спонтанном выражении чувств, в целостности  восприятия.

И учить, конечно, нужно, и  объяснять, и руководить. Но в меру, не перегибая, что называется, палку! Ненавязчивое обучение, соединенное  с игрой, отсутствие постоянного  давления, бесконечных запретов и  моралей, возможность непосредственного  выражения эмоций, в том числе  и отрицательных (недовольство, обиды, раздражения), - все это способно создать условия для физиологически полноценного психического развития. Тогда левое полушарие приобретет свою функциональную специализацию  естественным, гармоничным, а не искусственным  ускоренным образом.

Постараемся понять: ребенок  упрямится именно потому, что он ребенок, для него неестественно  быть таким взрослым, каким его  уже хотят видеть родители! Он подражает  им, с радостью осваивает новые  умения и навыки. Но остается самим  собой, растет, как определено природой, не может быть заводным механизмом, запрограммированным, чтобы говорить не понимая "здравствуйте", "до свидания", "спасибо", "пожалуйста". Неестественно для ребенка 3-х  лет, не шелохнувшись, сидеть за столом, делать серьезное лицо и затаив дыхание  внимать тому, что говорят родители. Неестественно, когда от него требуют: "Ты не должен прыгать, бегать, шуметь, говорить, когда тебя не спрашивают!"

Вначале появляется так называемая уравнительная фаза, когда сильные  и слабые раздражители начинают действовать  на малыша одинаково. При этом он уже "не слышит" продолжающегося потока родительских замечаний, требований и  угроз, долго копается при одевании, раздевании, еде, чем еще больше выводит  из себя нетерпеливых, властных и нервных  родителей. Это симптом, признак  неблагополучия: мы, взрослые, перестарались. Но к сожалению далеко не все могут  понять это и продолжают увеличивать  объем требований "от достигнутого". Тогда уравнительная фаза трансформируется в парадоксальную, которая проявляется  повышенной возбудимостью, раздражительностью из-за пустяков, неадекватно сильной  реакцией обиды, плача, недовольства и  протеста по любому поводу и без  него. Природа берет свое: правое полушарие "упрямится" преждевременному рациональному торможению, все более  перевозбуждаясь и работая на "критических оборотах".Он пишет, что ребенок первых лет жизни  сохраняет непосредственность в  выражении чувств и желаний, и  от взрослых зависит насколько естественно  и прочно войдет в его жизнь, осознанная необходимость подчиняться социально  приемлемым нормам поведения. Излишняя строгость, давление, заставляющее безоговорочно  и сразу же подчиняться не всегда к тому же своевременным, справедливым и последовательным требованиям, могут  служить питательной почвой для  появления протестных реакций, одним  из вариантов которого будет упрямство.

Упрямство чаще всего возникает  у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, и  одновременно активных и энергичных от природы детей. Сочетание самолюбия  и стеничности порождает то, что  обычно обозначается как своеволие, своенравие, являющееся, по существу, нормальным вариантом психического развития и  приобретающее патологическое звучание только при стечении ряда неблагоприятных  обстоятельств.

По наблюдениям Захарова А. И. было выяснено, что чаще на упрямство  детей жалуются воспитатели родиетли, которым необходимо, чтобы дети непрекословно  подчинялись их требованиям. Обладаю  властным, честолюбивым характером или  находясь в болезненно измененном, невротическом состоянии, эти воспитатели  разряжают свое напряжение на детях, требуя от невозможного. Их кредо «он  должен, обязан» вместо «может», следствием чего и бывает «непобедимое» упрямство, отравляющее на многие годы отношения  между взрослыми и детьми.

Иногда упрямство обусловлено  особенностями билатеральной регуляции (функционального соотношения правого  и левого полушария). Скорее всего, следует  думать о некотором доминировании  правого полушария, при котором  ведущей оказывается левая рука. У этих детей бурно протекает  возрастной период самоутверждения.

В другом варианте упрямство  проявляется, главным образом, беспричинным негативизмом, сочетающимся с агрессивностью. Ребенок не отдает себе отчета в  таком поведении, не переживает и  не испытывает чувства вины, уговорить  его удается с трудом и то лишь на короткое время. Это психопатическая  форма упрямства, и здесь требуется  не столько психологическое, сколько  психиатрическое вмешательство.

Чаще всего наблюдается  невротическая форма упрямства, определяемая родителями как «дух противоречия». В отличие от психопатического невротически обусловленное упрямство всегда в той или иной степени сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения. Но, несмотря на это, оно возникает снова, так  как носит непроизвольный, болезненный  характер, являясь одним из выражений  общего функционального расстройства высшей нервной деятельности, возникающего, в свою очередь, под воздействием длительно действующего и неразрешимого  для ребенка эмоционального стресса. Функциональные расстройства нервной  деятельности при неврозах представлены вначале повышением активности процессов  возбуждения и торможения, затем  так называемыми фазовыми состояниями  мозга: уравнительной, парадоксальной и ультрапарадоксальной фазами.

Повышение под воздействием стресса активности процессов возбуждения  проявляется беспокойством, нетерпеливостью, непроизвольным ускорением мышления и  речи, неустойчивостью внимания, разбросанностью  и непоседливостью. Чем больше замечаний  получает ребенок, тем сильнее он возбуждается.

Упрямство здесь обусловлено  общей перевозбудимостью и неустойчивостью  внимания, когда ребенок не может  быть последовательным в восприятии и так чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны  взрослых, ибо оправдать он их еще  не в состоянии. Поэтому он начинает делать одно, незаметно для себя переходит на другое занятие, а заканчивает  совсем не тем, чем начал. Повышение  активности процессов возбуждения  более характерно для детей с  холерическим темпераментом, когда  они превращаются как бы в «дважды  холериков» - чрезмерно быстрых, непоседливых и неугомонных.

Если же ребенок обладает сангвиническим темпераментом, он становится «холериком». Подобные изменения поведения  не должны ускользать из поля зрения воспитателей, всегда нужно находить их причины.

При преобладании процессов  торможения перестают оказывать  действие обычные раздражители и  нужна дополнительная стимуляция для  побуждения ребенка выполнить, то или  иное действие. Он как бы спит на ходу, все делает чрезмерно медленно, «копается  без конца», зашнуровывает ботинки  целый час, вяло тест, отвлекается  и не может собраться во время, а иногда сидит, бесцельно уставившись  в одну точку. Такой ребенок всегда в числе отстающих, и ему достается  больше, ем другим. Воспитатели, выведенные из себя все нарастающей медлительностью, воспринимают ее как вызов, непослушание, упрямство и начинают кричать, угрожать. Но это дает только кратковременный  эффект в виде толчка с последующим  еще более выраженным торможением.

Упрямство на данной стадии развития невроза представляет собой  защитное торможение мозга, предохраняющего  его в известной мере от истощения. Торможение более характерно для  детей с флегматическим темпераментом  и так не быстрых, обстоятельных, которым нужно определенное время  для «раскачки», но затем которых  трудно остановить, они могут продолжать начатое дело, даже если в этом нет  особой необходимости. Заострение при  неврозах черт флегматического темперамента под влиянием излишней стимуляции, понуждений и опять же безоговорочных требований воспитателей создает феномен  «флегматизма вдвойне» - состояние  общей заторможенности и вялости.

У детей с наиболее распространенным сангвиническим темпераментом одновременно существуют повышенная возбудимость и  тормозимость. В чем-то они становятся чрезмерно быстрыми, торопливыми, говорливыми  и непоседливыми в чем– то излишне  заторможенными вялыми сонливыми. Вместе это порождает неустойчивость настроения капризность своеволие и упрямство  являющееся фактически симптомами развивающегося невротического заболевания. Возникающие  в дальнейшем фазовые состояния  коры головного мозга уже безотносительны  к темпераменту ребенка, что свидетельствует  о большей тяжести нервных  расстройств.

В уравнительной фазе происходит ослабление процессов ослабление процессов, как торможение, так и возбуждение, когда ребенку становится все  труднее сдерживать и контролировать свои чувства, направлять мысли в  нужное русло, при нарастающей утомляемости, вялости, снижении побудительной активности. Нет уже прежней живости, яркости  чувств, накала эмоций. Ребенок не может  когда нужно возбудиться (ярко и  полно выразить свои чувства, например гнев, радость или печаль) и быстро затормозится ( успокоиться, забыться, расслабиться).Все указания он воспринимает пассивно, нехотя, как бы между прочим и быстро о них забывает, что  и создает у воспитателей впечатление  об упрямом ребенке. Фактически же идет процесс болезненного ослабления общего энергетического потенциала, что  и составляет патофизиологическую  основу данной фазы.

В следующей пародоксальной фазе процессы возбуждения и торможения как бы меняются местами. Вместо возбуждения  возникает торможение (например страх  при ответах, скованность при  встречах с незнакомыми людьми), а вместо торможения возникает возбуждение ( выход чувства из- под контроля, беспокойство , раздражительность, слезы  – то, что обозначается как истерика).

В то же время слабое, но эмоционально положительное воздействие может  привести к неожиданному эффекту, когда  ребенок словно просыпается и  ведет себя как раньше. Говоря физиологическим  языком, активизация биоэнергетических  систем организма происходит только под воздействием пусть и слабых, но положительных раздражителей, а  отрицательные, какой бы они ни были силы, не способны привести к подобному  результату. Вот почему бывают безуспешными физические наказания с целью  добиться послушания. Родители в данном случае фактически воюют с ветряными  мельницами, поскольку «упрямство»  на данной стадии развития невроза  в виде парадоксальной фазы- это  проявление уже выраженного болезненного расстройства. И следовательно, меры здесь нужны в первую очередь  не воспитательного, тем более наказующего  характера, а лечебно- педагогического: прекращения постоянных «дерганий», непосильных требований и запретов, налаживания эмоционального контакта с ребенком и , конечно, помощь специалиста (психотерапия, гипноз, общеукрепляющие  и активизирующие средства).

Идущую вслед за парадоксальной ультропарадаксальную фазу можно расценить  как происходящее под дальнейшим патогенным влиянием стресса нарушение  функционального соотношения деятельности полушарий головного мозга. В этом случае слово (приказ, просьба) приводит к противоположному его смыслу действию. Здесь нужно не читать мораль и тем более не наказывать детей - чаще всего это только усугубляет болезненные расстройства. Взрослым необходимо еще раз пересмотреть свою тактику воспитания, не впадать в амбиции, а обеспокоиться, задуматься и найти в себе силы признать свои собственные ошибки.

Особого внимания требуют  нервно ослабленные дети, с повышенной впечатлительностью и ранимостью, а  также левши. В последнем случае давать игрушки, ложку лучше всего  поочередно в обе руки. Если малыш "упрямо" предпочитает брать все  левой, не препятствуйте. Как правило, он еще больше правополушарно ориентирован; и если упорно стремиться сделать  левшу правшой, расплатой будет  упрямство, а в дальнейшем нередко  и заикание.

Также Захаров А. И. отмечает, что если взрослые будут продолжать борьбу, несмотря на изменившиеся обстоятельства, войну с упрямством, это прямой путь к неврозу детей. Невротическое  заболевание ослабляет защитные силы организма, подрывает активность, способность контролировать свои чувства  и желания. Ввиду все возрастающей психической усталости и душевного  надлома, активность и инициативность переходят в пассивность и  уход в себя, стремление к самоутверждению  и уверенность – в робость  и нерешительность, самостоятельность  – в инфантильность. Тогда нередко  у детей формируется невротическая  неспособность детей преодолевать в дальнейшем трудности в общении  с людьми. И тогда и воспитатели, и родители начинают жаловаться уже  не на упрямство, а на их неуверенность  в себе, страхи и трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в  том числе и в детском саду. Это означает, что вместе с избавлением  от упрямства эти дети потеряли уверенность  в себе, с своих силах и возможностях, ощущение своей ценности и умение владеть собой в трудных, критических  жизненных ситуациях. Такой ребенок  в детском саду не способен себя вести нужным образом, уверенно общаться со сверстниками. Когда требуется  потерпеть, уступить или настоять на своем, он бывает чрезмерно обидчивым, капризным, боязливым.[12, 43]

Чем более упрямыми становятся дети по отношению к взрослым, тем  больше они поддаются внушению вне  семьи, слушаются тех, кто, в отличие  от родителей, идет им навстречу, понимает или делает вид, что понимает их желания  и переживания. Здесь легко обмануться, и дело случая, попадет ли такой  ребенок под неблагоприятное  воздействие некоторых сверстников, начинающих вскоре понукать, командовать  им.

Информация о работе Особенности воспитания упрямых детей