Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:07, дипломная работа
Цель дипломной работы: изучить организацию педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников с учетом их половых особенностей.
Объект исследования – дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза основана на предположении о том, что использование дифференцированных форм работы по формированию полоролевого поведения на занятиях физической культурой окажет положительное влияние на улучшение физической подготовленности мальчиков и девочек..
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы дифференцированного полового воспитания детей дошкольного возраста. 8
1.1 Мужское и женское в природе и обществе. 8
1.2.Идеи дифференцированного полового воспитания в рамках исторического развития. 12
1.3.Вопросы полоролевого поведения в психолого-педагогических и социологических исследованиях 16
Глава II.
Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста. 20
2.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек. 20
2.2.Формирование полоролевого поведения дошкольников. 24
2.3.Физическое воспитание мальчиков и девочек. 29
Глава III. Система мероприятий по формированию полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями. 34
3.1. Анализ образовательных программ по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. 34
3.2. Диагностика физической подготовленности мальчиков и девочек. 38
3.3. Конструирование и апробация технологии работы по физическому воспитанию с учетом половых особенностей дошкольников. 49
3.4. Проведение итоговой диагностики физической подготовленности дошкольников. 62
Заключение. 65
Литература. 67
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
КАФЕДРА
ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО
ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ МАЛЬЧИКОВ
И ДЕВОЧЕК.
Выполнила студентка
ЗФО ФДВ Маркова Раиса Борисовна.
Научный руководитель:
Алябьева
Н.В. к. п. н., доцент.
Мурманск
2006
Содержание.
Введение.
Глава
I. Теоретические аспекты проблемы дифференцированного
полового воспитания детей дошкольного
возраста.
1.1 Мужское
и женское в природе и
1.2.Идеи
дифференцированного полового
Глава II.
Дифференцированный
подход к физическому воспитанию
мальчиков и девочек дошкольного
возраста.
2.1. Анатомо-физиологические
и психологические особенности
мальчиков и девочек.
2.2.Формирование
полоролевого поведения
2.3.Физическое
воспитание мальчиков и
Глава
III. Система мероприятий по формированию
полоролевого поведения дошкольников
в процессе занятий физическими упражнениями.
3.1. Анализ
образовательных программ по
физическому воспитанию в
3.2. Диагностика
физической подготовленности
3.3. Конструирование
и апробация технологии работы
по физическому воспитанию с
учетом половых особенностей дошкольников.
3.4. Проведение
итоговой диагностики
Заключение.
Литература.
Приложения.
Введение.
Половая принадлежность
Дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализации, формирование представлений ребенка о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентациях. В 5- 6 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что совпадает с бурным усилением половой дифференциации деятельности. Своеобразие первичной полоролевой социализации старших дошкольников связано с различающимися интересами и предпочтениями, установками, стилем поведения [10].
К
концу дошкольного детства
В связи с этим необходимо на данном этапе развития ребенка учитывать половые различия при занятиях физической культурой.
Физическое воспитание дошкольников, как и все дошкольное воспитание, чаще всего ориентируется на «условного ребенка», а не на «мальчика» и «девочку». В большинстве дошкольных учреждений на физкультурных занятиях практически не существует различий между мальчиками и девочками при подборе упражнений, нагрузки, методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.
С приходом в дошкольное учреждение специалистов по физической культуре появилась реальная возможность не декларативно, а на деле учитывать половые особенности детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями.
Недостаточная
разработанность вопроса учета
половых особенностей в процессе
занятий физическими
Учитывая актуальность и опираясь на теоретические и практические положения ряда авторов (Б.Г. Ананьева, И.С.Кона, Г.В. Шалыгиной, Э.С. Вильчковского, М.Н. Королевой, В.А. Мануйловой и др.), темой исследования выбрали: возрастно-половые особенности детей дошкольного возраста.
Цель дипломной работы: изучить организацию педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников с учетом их половых особенностей.
Объект исследования – дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза основана на предположении о том, что использование дифференцированных форм работы по формированию полоролевого поведения на занятиях физической культурой окажет положительное влияние на улучшение физической подготовленности мальчиков и девочек..
Задачи:
Для решения обозначенных задач использовались следующие методы исследования:
- изучение, теоретический анализ и обобщение данных научно- методической литературы;
- врачебно-психологическое
- педагогическое наблюдение;
- педагогический эксперимент;
- методы математической
Новизна работы состоит в изучении специфики дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в детском саду. Создана и апробирована система работы по формированию полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физической культурой.
Методологической основой работы являются труды современных отечественных исследователей полоролевого поведения в психологии, социологии, педагогике: Д.Н. Исаева, Б.Е. Каган, Г.Е. Васильченко, А.О. Бухановского, А.С. Андреева, И.С. Кона и др.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе и обобщении психолого-педагогической литературы по проблеме планирования и организации физического воспитания в ДОУ с учетом половой дифференциации.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные, полученные в ходе исследования, позволяют обоснованно планировать работу по физическому воспитанию детей в ДОУ с учетом половой дифференциации.
Исследование проходило в три взаимосвязанных этапа:
1.
Информационно-поисковый.
2.
Экспериментально-
3. Обобщающий. Анализ полученных данных опытно-экспериментальной работы, написание и оформление дипломной работы.
Базой эмпирического исследования явилось ДОУ №38 МО пгт. Молочный.
В эксперименте участвовало 2 группы детей старшего дошкольного возраста - экспериментальная (7 девочек и 7 мальчиков) и контрольная (6 девочек и 8 мальчиков).
Апробация работы. Результаты исследования обсуждены на Совете педагогов ДОУ № 38 МО, пгт. Молочный и методическом объединении инструкторов физической культуры дошкольных учреждений Кольского района, где получили одобрение.
В структурном отношении данная работа состоит из:
- введения;
- трех глав;
- заключения;
- списка используемых источников;
-
приложения.