Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:07, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: изучить организацию педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников с учетом их половых особенностей.
Объект исследования – дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза основана на предположении о том, что использование дифференцированных форм работы по формированию полоролевого поведения на занятиях физической культурой окажет положительное влияние на улучшение физической подготовленности мальчиков и девочек..

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы дифференцированного полового воспитания детей дошкольного возраста. 8
1.1 Мужское и женское в природе и обществе. 8
1.2.Идеи дифференцированного полового воспитания в рамках исторического развития. 12
1.3.Вопросы полоролевого поведения в психолого-педагогических и социологических исследованиях 16
Глава II.
Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста. 20
2.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек. 20
2.2.Формирование полоролевого поведения дошкольников. 24
2.3.Физическое воспитание мальчиков и девочек. 29
Глава III. Система мероприятий по формированию полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями. 34
3.1. Анализ образовательных программ по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. 34
3.2. Диагностика физической подготовленности мальчиков и девочек. 38
3.3. Конструирование и апробация технологии работы по физическому воспитанию с учетом половых особенностей дошкольников. 49
3.4. Проведение итоговой диагностики физической подготовленности дошкольников. 62
Заключение. 65
Литература. 67

Работа состоит из  1 файл

Введени1.doc

— 669.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУРМАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 
 
 
 
 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК. 
 
 
 
 

Выполнила студентка

ЗФО ФДВ  Маркова Раиса Борисовна.

Научный руководитель:

Алябьева  Н.В. к. п. н., доцент.  
 
 
 
 

Мурманск

2006

Содержание. 

Введение.                                                                                                                     3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы дифференцированного полового воспитания детей дошкольного возраста.                                                               8

1.1 Мужское  и женское в природе и обществе.                                                       8

1.2.Идеи  дифференцированного полового воспитания  в рамках исторического развития.                                                                                                                     12

  • 1.3.Вопросы  полоролевого поведения в психолого-педагогических и  социологических исследованиях                                                                            16
  • Глава II.

    Дифференцированный  подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста.                                                                                             20

    2.1. Анатомо-физиологические  и психологические особенности  мальчиков и девочек.                                                                                                                      20

    2.2.Формирование  полоролевого поведения дошкольников.                              24

    2.3.Физическое  воспитание мальчиков и девочек.                                                 29

     Глава  III. Система мероприятий по формированию полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.                       34

    3.1. Анализ  образовательных программ по  физическому воспитанию в дошкольном  учреждении.                                                                                        34

    3.2. Диагностика  физической подготовленности мальчиков  и девочек.             38

    3.3. Конструирование  и апробация технологии работы  по физическому воспитанию с  учетом половых особенностей дошкольников.                             49

    3.4. Проведение  итоговой диагностики физической  подготовленности дошкольников.                                                                                                          62

    Заключение.                                                                                                               65

    Литература.                                                                                                               67

    Приложения.                                                                                                               

    Введение. 

           Половая принадлежность является  одной из фундаментальных характеристик  личности. Современные требования  индивидуального подхода к формированию  личности не могут быть выполнены без учета специфики личности ребенка.

        Дошкольный  возраст – период интенсивной  полоролевой социализации, формирование представлений ребенка о его  половой принадлежности, полоролевых  ценностных ориентациях. В 5- 6 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что совпадает с бурным усилением половой дифференциации деятельности. Своеобразие первичной полоролевой социализации старших дошкольников связано с различающимися интересами и предпочтениями, установками, стилем поведения [10].

        К концу дошкольного детства происходит становление значимых параметров психологического пола, заключающихся в осознании  и самопринятии себя в качестве представителя  определенного пола, усвоении половой  роли, развитии половых ориентаций, формировании полового самосознания. Становление полоролевых ориентаций детей в основном связано с усвоением поведенческих стереотипов, наиболее существенным из которых является тип семейных взаимоотношений. В современном обществе во многих семьях ребенка воспитывает один из родителей, иногда бабушка или няня, что сказывается на половой социализации ребенка. Создаются предпосылки для формирования некоторых неадекватностей в поведении детей: у девочки застенчивость, пассивность могут совмещаться с драчливостью, агрессивностью, у мальчика могут преобладать феминные черты, сочетающиеся с агрессивностью и замкнутостью. Особенности физиологической, когнетивно-эмоциональной и социальной сфер личности, предпочтения девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста к разным видам деятельности требуют дифференцированного подхода в процессе их воспитания в условиях дошкольного учреждения, тем более что  дети находятся в детском саду от 40 до 50 часов в неделю. Российские исследователи Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина обращают внимание на особые характеристики педагогического общения в вопросе формирования полоролевой ориентации детей, а именно целенаправленность, инструментированность, опосредованность, методичность [44].

        В связи с этим необходимо на данном этапе развития ребенка учитывать половые различия при занятиях физической культурой.  

        Физическое  воспитание дошкольников, как и все  дошкольное воспитание, чаще всего  ориентируется на «условного ребенка», а не на «мальчика» и «девочку». В большинстве дошкольных учреждений на физкультурных занятиях практически  не существует различий между мальчиками и девочками при подборе упражнений, нагрузки, методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

        С приходом в дошкольное учреждение специалистов по физической культуре появилась реальная возможность не декларативно, а на деле учитывать половые особенности  детей дошкольного возраста в процессе занятий физическими упражнениями.

        Недостаточная разработанность вопроса учета  половых особенностей в процессе занятий физическими упражнениями ставит необходимость разработки специальных  методик для общей системы  полового воспитания в дошкольном учреждении.

        Учитывая  актуальность и опираясь на теоретические  и практические положения ряда авторов (Б.Г. Ананьева, И.С.Кона, Г.В. Шалыгиной, Э.С. Вильчковского, М.Н. Королевой, В.А. Мануйловой и др.), темой исследования выбрали: возрастно-половые особенности детей дошкольного возраста.

        Цель дипломной работы: изучить организацию педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников с учетом их половых особенностей.

        Объект  исследования – дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.

        Предмет исследования – физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

        Гипотеза  основана на предположении о  том, что использование дифференцированных форм работы по формированию полоролевого поведения на занятиях физической культурой окажет положительное влияние на улучшение физической подготовленности мальчиков и девочек..

        Задачи:

    1. Изучить теоретические аспекты проблемы дифференцированного полового воспитания.
    2. Выявить особенности полоролевого поведения мальчиков и девочек в процессе выполнения физических упражнений; двигательные предпочтения дошкольников.
    3. Разработать и апробировать систему мероприятий по физическому воспитанию, основываясь на возрастно-половых особенностях дошкольников.

        Для решения обозначенных задач использовались следующие методы исследования:

         - изучение, теоретический анализ и обобщение данных научно-    методической литературы;

         - врачебно-психологическое обследование  детей;

         - педагогическое наблюдение;

         - педагогический эксперимент;

         - методы математической статистики.

        Новизна работы состоит в изучении специфики дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в детском саду. Создана и апробирована система работы по формированию полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физической культурой.

        Методологической  основой работы являются труды современных отечественных исследователей полоролевого поведения в психологии, социологии, педагогике: Д.Н. Исаева, Б.Е. Каган, Г.Е. Васильченко, А.О. Бухановского, А.С. Андреева, И.С. Кона и др.

        Теоретическая значимость работы состоит в анализе и обобщении психолого-педагогической литературы по проблеме планирования и организации физического воспитания в ДОУ с учетом половой дифференциации. 

       Практическая  значимость работы заключается в том, что данные, полученные в ходе исследования, позволяют обоснованно планировать работу по физическому воспитанию детей в ДОУ с учетом половой дифференциации.

       Исследование  проходило в три взаимосвязанных этапа:

       1. Информационно-поисковый. Анализировалась  психолого-педагогическая литература  по проблеме исследования. Разрабатывались  методические и теоретические  основы исследования, гипотеза, задачи, позволяющие создать методику  констатирующей части эксперимента и провести ее.

       2. Экспериментально-аналитический. Проведено  углубленное теоретическое и  экспериментальное изучение проблемы  организации дифференцированного  подхода к физическому воспитанию  мальчиков и девочек в детском  саду. Проверялись основные выводы и положения в процессе преобразующей части эксперимента, апробировался комплекс педагогических условий, направленных на формирование опыта.

       3. Обобщающий. Анализ полученных данных  опытно-экспериментальной работы, написание и оформление дипломной работы.

        Базой эмпирического исследования явилось  ДОУ №38 МО пгт. Молочный.

        В эксперименте участвовало 2 группы детей  старшего дошкольного возраста  - экспериментальная (7 девочек и 7 мальчиков) и контрольная (6 девочек и 8 мальчиков).

       Апробация работы. Результаты исследования обсуждены на Совете педагогов ДОУ № 38 МО, пгт. Молочный и методическом объединении инструкторов  физической культуры дошкольных учреждений Кольского района, где получили одобрение.

        В структурном отношении данная работа состоит из:

        - введения;

        - трех глав;

        - заключения;

        - списка используемых источников;

        - приложения. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Информация о работе Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек