Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:07, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: изучить организацию педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников с учетом их половых особенностей.
Объект исследования – дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза основана на предположении о том, что использование дифференцированных форм работы по формированию полоролевого поведения на занятиях физической культурой окажет положительное влияние на улучшение физической подготовленности мальчиков и девочек..

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы дифференцированного полового воспитания детей дошкольного возраста. 8
1.1 Мужское и женское в природе и обществе. 8
1.2.Идеи дифференцированного полового воспитания в рамках исторического развития. 12
1.3.Вопросы полоролевого поведения в психолого-педагогических и социологических исследованиях 16
Глава II.
Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста. 20
2.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек. 20
2.2.Формирование полоролевого поведения дошкольников. 24
2.3.Физическое воспитание мальчиков и девочек. 29
Глава III. Система мероприятий по формированию полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями. 34
3.1. Анализ образовательных программ по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. 34
3.2. Диагностика физической подготовленности мальчиков и девочек. 38
3.3. Конструирование и апробация технологии работы по физическому воспитанию с учетом половых особенностей дошкольников. 49
3.4. Проведение итоговой диагностики физической подготовленности дошкольников. 62
Заключение. 65
Литература. 67

Работа состоит из  1 файл

Введени1.doc

— 669.00 Кб (Скачать документ)

    Содержательная  сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику  в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, в которых наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. Т.Е.Татаринцева отмечает следующие педагогические условия:

     - формирование системы представлений  о мужчинах и женщинах, особенностях их поведения;

     - разработка методов, способствующих  развитию элементов «женского»  и «мужского» поведения;

     - моделирование социокультурной  среды, создающей условия для  реализации детьми стиля и  действий, характерных для мужского  и женского типов поведения;

     - взаимодействие с семьей в  формировании основ полоролевого  поведения детей дошкольного  возраста [28].

    Особенности развития движений у дошкольников в  зависимости от пола донной из первых исследовала Е.Г.Леви-Гориневская. Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам контрольных упражнений.

    Известно, что двигательные способности начинают проявляться уже в дошкольном возрасте. Их становление характеризуется  гетерохронностью (Н.А.Ноткина) [37].

    В современной детской физиологии  выделяют 4 типа конституции: астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный 

    Торакальный конституциональный тип - по конституциональной схеме В. Штефко и А. Островского для детей. Отличается от астеноидного значительным развитием грудной клетки в длину, объемистыми легкими, небольшим животом, крупным носом.

    Мышечный  конституциональный тип - по конституциональной схеме В. Штефко и А. Островского для детей. Дети с равномерно развитым туловищем, широкими прямыми плечами, развитой грудной клеткой, средним надчревным углом. Контуры мышц выражены отчетливо. Лицо квадратной или округлой формы.

    Астеноидный конституциональный тип - по конституциональной схеме В. Штефко и А. Островского для детей. Характеризуется слабым развитием костной компоненты, узкой грудной клеткой, острым надчревным углом, впалым животом, длинными тощими ногами.

    Дигестивный конституциональный тип - тип телосложения: по конституциональной схеме В. Штефко и А. Островского для детей: отличается короткой шеей, короткой и широкой грудной клеткой, выпуклым животом, сильно развиты жировые складки, надчревный угол тупой. Лицо широкое в нижней части.

    Работа  В.Ю.Давыдова, направленная на изучение морфофункциональных показателей  и развития моторики у детей 3-6-летнего  возраста разных типов конституции, дала новое направление в разработке этой проблемы.

    В.Ю.Давыдов  показал, что результаты двигательных тестов у дошкольников в большей  степени зависят от их конституции.

    По  этим данным, девочки 5-6 лет астенойдного, торакального и мышечного типов пробегают дистанцию на 30м быстрее не только среди сверстников своего типа конституции, но и вообще всех мальчиков, а результаты девочек дигестивного типа выше результатов мальчиков этого типа. В то же время 10м «с хода» мальчики пробегают быстрее, чем девочки того же типа конституции [28].

    По  данным, опубликованным Н.А.Ноткиной, у  детей обоего пола отмечается разница  в силе правой и левой рук. Что  обусловлено наследственными факторами, предопределенной долей участия  в трудовых бытовых действиях [37].

    В исследованиях, характеризующих возрастные, половые, индивидуальные особенности  двигательной активности детей, отмечается зависимость двигательной активности от различных факторов, в том числе от сезонных явлений, климатических условий, от уровня постановки физического воспитания в детских учреждениях. М.А Рунова приводит следующие данные: средний объем двигательной активности мальчиков 5-6 лет в свободной деятельности составляет 2300 движений, девочек – 1370; мальчиков 6 лет – 2500, девочек – 2210; мальчиков 7 лет – 3275, девочек – 3040 [45].

    О.Г. Аракелян и Л.В. Карманова указывают что уже в пятилетнем возрасте отмечается разница между мальчиками и девочками в прыжках через скакалку. Авторы отмечают, что при отсутствии целенаправленного обучения разница в прыжках через скакалку у мальчиков и девочек 6-7 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками; девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности [23].

          На физкультурных занятиях важно обращать внимание детей на различие проявлений характера движений мальчиков и девочек, подбирая соответствующие общеразвивающие упражнения.

    Следует отметить, что проблема дифференцированного  подхода к мальчикам и девочкам находит отражение в работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. А.С. Макаренко предупреждал о невозможности воспитать мужество одними словесными методами, нужно создавать условия для проявления детьми этих качеств в повседневной жизни. Одним из основных методов воспитания мужчины В.А. Сухомлинский считал военные игры, которые учат мальчиков выдержке, умению преодолевать трудности. Принципиальный подход к воспитанию мужчины он видел не в параллельных процессах, происходящих в мальчиках и девочках, а во взаимосвязанных, взаимообусловленных: через женщину влиять на мужчину, подтверждая в нем нравственную красоту.

    В формировании знаний дошкольников о  видах спорта необходимо акцентировать  внимание детей на мужские и женские  виды спорта, а также на деятельность мужчины и женщины в спорте. Рассматривание скульптур и картин античного содержания в рамках программ олимпийского образования оказывает положительное влияние на формирование у детей здорового отношения к обнаженному телу, умения видеть красоту.

       Дифференцированный подход ориентирован на подгруппы детей, обладающих сходными чертами развития (Т.И. Бабаева, А.В. Бурма, И.Д. Бутузов, М.В. Крулехт, Я.И. Ковальчук, Н.Г. Маркова и др.) [56]. Ориентация на реализацию принципа природосообразности актуализирует проблему дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам c учетом их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дифференцированный подход в условиях совместного воспитания в ДОУ осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемые по половому признаку. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга. Дети в естественной обстановке при совместной деятельности могут накапливать опыт общения с противоположным полом, а в процессе социально организованной деятельности развивать личностные качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими.

    Принцип индивидуального подхода к мальчикам  и девочкам в воспитании предполагает учет таких особенностей, которые  влияют на развитие качеств женственности или мужественности. К ним можно отнести как внешние, так и внутренние факторы: физические и психические качества и состояния личности; особенности познавательных процессов, характер деятельности, позицию субъекта, мотивацию, воспитание в семье и др.

    Эффективным средством формирования адекватной полоролевой социализации является индивидуально-дифференцированный подход (ИДП), сущность которого состоит в  том, что общая воспитательная задача решается педагогом посредством  педагогического воздействия на подгруппу девочек и мальчиков, объединенных одинаковой социальной ситуацией, при этом учитываются особенности отдельного ребенка, знание его индивидуальности.

    Исходя  из психофизиологических особенностей девочек и мальчиков, сущности ИДП, разработаны педагогические условия, обеспечивающие успешное протекание процесса полоролевой социализации в детском саду.

    Самостоятельность и творчество ребенка в деятельности во многом зависит от содержания, которым  он оперирует, свободы в выборе деятельности, их эмоциональной значимости для ребенка.

    При разработке педагогической технологии следует учитывать, что современному человеку необходимо обладать некоторыми чертами личности, свойственными  противоположному полу. В тоже время  необходимо развивать те сугубо женские или сугубо мужские черты, которые изначально заложены природой пола.

    Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ должна обеспечивать реализацию субъектной позиции девочек и  мальчиков в интересующих видах  деятельности и дифференцированную позицию девочек и мальчиков в совместной деятельности. Субъектность включает в себя следующие основные характеристики: активность, самостоятельность и знание структуры деятельности.

    Немаловажное  значение имеет создание материально-развивающей  среды, обеспечивающей развитие детской  деятельности мальчиков и девочек, способствующей более успешной социализации ребенка.

    Доказано, что методически верно организованная деятельность девочек и мальчиков  в ДОУ с учетом вышеперечисленных  педагогических условий, реализация принципа ИДП  к детям разного пола способствует более успешному протеканию процесса полоролевой социализации.    

    Глава III. Система мероприятий по формированию полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями.

    3.1. Анализ образовательных  программ по физическому  воспитанию в дошкольном  учреждении. 

    Изучив  психолого-педагогическую литературу по вопросу дифференцированного  подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек в детском  саду, для утверждения правоты нашей работы о том, что использование разнообразных форм работы по формированию полоролевого поведения в процессе занятий физической культурой будет способствовать более эффективному физическому развитию детей, нами была проведена экспериментальная работа.

    Эксперимент осуществился на базе ДОУ, д /с №38 МО пгт. Молочный. В нем принимали участие врач педиатр, психолог детского сада, дети старшего дошкольного возраста (28 человек). Из них 14 человек (7 мальчиков и 7 девочек) – экспериментальная группа, 14 человек (6 девочек и 8 мальчиков) – контрольная группа.

    Практическая  работа состояла из следующих этапов:

    1. Анализ образовательных программ  по физическому воспитанию дошкольного  учреждения.

    2. Врачебно-психологическое обследование  детей.

    3.Проведение диагностики с целью выявления физической подготовленности мальчиков и девочек;

    4.Конструирование и апробация технологии работы по физическому воспитанию с учетом половых особенностей дошкольников;

    5. Проведение итоговой диагностики.

    Работа по физическому воспитанию в ДОУ №38 осуществляется по программе «Старт» (Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина), а также используются элементы программы «Север» (В.М. Андрейшина, В.С. Колоткова, С.А. Мальцева, Е.К.Тимофеева, А.В. Шарыпова).

    Программа «Старт» - узкоспециализированного направления, цель которой помочь детям проявить собственные потенциальные возможности, выразить свое «Я» в движении.

    Отличительная особенность данной программы от других заключается в том, что программный материал распределен не по возрастным группам, а по конкретным направлениям.

    Содержание  программы включает методику обследования двигательных качеств детей; задачи совместной работы воспитателя и инструктора по физической культуре; особенности организации физкультурных занятий в дошкольном учреждении; методику обучения дошкольников акробатическим упражнениям в равновесии, лазанию по канату, на гимнастической стенке; конспекты физкультурных занятий на воздухе и в зале для каждой возрастной группы; комплексы оздоровительной гимнастики; создание развивающей среды для игровой деятельности.

    Следует отметить, что по своему содержанию программа «Старт» соответствует  технологии, поскольку в ней не определены задачи для каждой возрастной группы, показатели и критерии оценки двигательных умений  и навыков, не представлен перспективный план занятий. Это дает возможность педагогу, опираясь на индивидуальные возможности детей, самостоятельно планировать и организовывать работу по физическому воспитанию.

    Программа «Север» (г. Норильск) – физкультурно-оздоровительного направления. Адресована специалистам дошкольных учреждений Заполярья.

    Распределение учебного материала и рекомендации по организации занятий связаны с особенностями природно-климатических условий Крайнего Севера и биоритмов года (по данным Арктического института г. Норильска).

  1. период: с 16.09 по 30.11 – нормальная смена дня и ночи;
  2. период: с 30.11 по 13.01 – полярная ночь (в Мурманске с 2.12 по 11.01);
  3. период: с 13.01 по 23.03 – сумерки, нормальная смена дня и ночи;
  4. период: с 23.03 по 26.04- вечерние сумерки переходят в утренние, темной ночи нет;
  5. период: с 26.04 по 18.05 – белые ночи;
  6. период: с 18.05 по 25.07 – полярный день;
  7. период: с 25.07 по 17.08 – белые ночи;
  8. период: с 17.08 по 16.09 – вечерние сумерки переходят в утренние.

Информация о работе Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек