Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:07, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: изучить организацию педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников с учетом их половых особенностей.
Объект исследования – дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза основана на предположении о том, что использование дифференцированных форм работы по формированию полоролевого поведения на занятиях физической культурой окажет положительное влияние на улучшение физической подготовленности мальчиков и девочек..

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы дифференцированного полового воспитания детей дошкольного возраста. 8
1.1 Мужское и женское в природе и обществе. 8
1.2.Идеи дифференцированного полового воспитания в рамках исторического развития. 12
1.3.Вопросы полоролевого поведения в психолого-педагогических и социологических исследованиях 16
Глава II.
Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста. 20
2.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек. 20
2.2.Формирование полоролевого поведения дошкольников. 24
2.3.Физическое воспитание мальчиков и девочек. 29
Глава III. Система мероприятий по формированию полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями. 34
3.1. Анализ образовательных программ по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. 34
3.2. Диагностика физической подготовленности мальчиков и девочек. 38
3.3. Конструирование и апробация технологии работы по физическому воспитанию с учетом половых особенностей дошкольников. 49
3.4. Проведение итоговой диагностики физической подготовленности дошкольников. 62
Заключение. 65
Литература. 67

Работа состоит из  1 файл

Введени1.doc

— 669.00 Кб (Скачать документ)

    Игра  «Попади в мишень». Мишенью может  быть начерченный на земле круг диаметром 30см. Играющие становятся в 5 шагах от круга и стараются забросить в него шайбу (попадание за черту не защитывается). Каждому предоставляется 3-5 бросков.

    Игра  «Меткий футболист» В начерченный  на земле круг ставят мяч, в 6 шагах  от него за чертой становится игрок. Ему завязывают глаза или надевают на голову бумажный колпак. Игрок поворачивается кругом на 360 градусов, стараясь снова оказаться лицом к мячу, подходит к мячу и ударяет по нему ногой. Редко кому удается выполнить упражнение с первого раза.

    Организуя двигательную активность дошкольников, учитывались половые особенности девочек и мальчиков. Так, для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности, в то время как для девочек оптимален режим средней двигательной активности. В связи с этим мы определяли, когда в режиме дня детям с повышенной потребностью в движениях (в основном мальчикам) следует предоставить возможность для дополнительных занятий.

    Частично  эта проблема решалась рациональным размещением зоны двигательной активности в группе и в зале на тренажерных комплексах. Для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства, поэтому необходимо планировать занятия на улице.

    На  физкультурных занятиях учитывали  различия в эмоциональности детей. Девочки очень эмоционально реагировали на все оценки, как отрицательные, так и положительные. Мальчики реагировали избирательно и только на значимые для них оценки.

      На совместных занятиях подбирали  игры, задания и эстафеты нейтрального содержания, интересные и для девочек и для мальчиков. Необходимо учитывать, что уровень трудности выбираемого ребенком двигательного задания во многом зависит от сформированного у него типа полоролевого поведения.

    В ходе практики  использовались следующие игры.

    Игры  – эстафеты.

    «Кто  быстрее на мячах». Игроки садятся  на большой мяч и продвигаются вперед, подпрыгивая на мяче. Мяч  держат двумя руками сбоку.

    «Эстафета с поворотами». За общей линией старта выстраиваются дле команды в  колонне по одному 12-18м от линии (мяч). По сигналам направляющие бегут к своему мячу, обегают его (слева – направо) два раза и возвращаются обратно. Добегают, передают эстафету. Закончивший перебежку, встает в конец своей колонны.

    Игры- соревнования «Запятнай последнего». Две команды по 5-7 человек становятся в круг друг за другом и берутся за пояс. Одна колонна стоит напротив другой. По сигналу первый игрок каждой колонны стремится запятнать замыкающего игрока другой команды. Касание засчитывается, если игроки его команды не расцепили руки. За каждое правильное касание команде начисляется очко. Игра продолжается 3-4 минуты, после чего определяется победитель.

    Игра  «Самые быстрые». Играют 2 команды, игроки каждой рассчитываются по порядку и  запоминают свои номера. Они становятся в общий круг (через одного) лицом к центру. В середине круга лежит мяч. Ведущий называет любой номер. Игроки под этим номером из обеих команд обегают круг снаружи (оба бегут в одну сторону), а достигнув места, где стояли раньше, бегут к мячу, чтобы овладеть им. Кто сделает это первым, приносит команде очко.

    Игра  «Школа мяча. Поймай от пола». Две команды  строятся в колонны по одному. В  руках у направляющих легкие мячи одинакового размера и веса. По сигналу первый игрок ударяет  мячом об пол в круг обусловленным способом и быстро становится в конец колонны, а мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание, и так далее. Выигрывает команда, первой и с меньшим количеством ошибок закончившая выполнение следующих заданий: бросить мяч об пол и поймать его двумя руками; бросить мяч об пол и поймать его правой рукой и левой.

    «Удочка» (со скакалкой). Все играющие становятся в круг, а водящий в середине с веревочкой в руках. Он вращает скакалку, делая круг за кругом под ногами играющих. Тот, кто заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место.

    «Забегалы» (со скакалкой). Составляется 2 команды  по 3-5 человек. Двое крутят веревку, стоя в 4-5 шагах друг от друга. По сигналу игроки одной команды, затем второй поочередно пробегают под вращающейся скакалкой и выстраиваются на противоположной стороне площадки. Выигрывает команда, выполнившая задание 2-3 раза с наименьшим количеством ошибок.

    «Танцы» (с обручем). Дети крутят обручи под  музыку, у кого это дольше получится, тот и выигрывает.

    Эстафеты  для команд мальчиков: «Точный ход», «Палочка-выручалочка», «Ловкий хоккеист», «Футбольный слалом» (приложение 4).

    Эстафеты  для команд девочек: «Три прыжка», «Переправа», «Прокати, не урони» (приложение 4).

    При проведении игр эстафет, игр-соревнований обратили внимание на то, что маскулинные дети (и девочки, и мальчики) предпочитали лидирующие позиции, сами предлагали себя на роль капитана команды, но самостоятельно организовать игру или руководить ею были не способны. Роль организаторов лучше получалась у андрогинных детей.

    В эстафеты первыми и последними ставили  андрогинных детей, феминных и маскулинных  – в середину.

    Большое внимание уделяли оценке, при этом учитывали различия в реакции  детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно было, чтобы конкретно оценивали их деятельность, а для девочек – кто их оценивает и как.

    Для мальчиков важно было знать, хорошо ли он выполнил, и не очень важно, как оценивается взрослым его  поведение. Для девочек важнее понравилась ли она. Однако и для мальчиков и для девочек важно, чтобы сначала похвалили за старание, тогда ребенок готов был обсуждать свой неудачный результат. Положительную оценку деятельности мальчика и девочки давали разными словами (например, для мальчика «молодец», а для девочки «умница»).

    На  физкультурных занятиях постоянно  фиксировали внимание детей на различия в функциях мальчиков и девочек  при расстановке и уборке оборудования. Девочки всегда расставляли и  убирали только легкий инвентарь (обручи, палки, кегли), а мальчики группой в несколько человек – тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, гимнастические маты).

    Нами  систематизированы упражнения на развитие двигательных качеств, которые использовались на занятиях по физической культуре дифференцированно для девочек и мальчиков (приложение 8).

    Кроме того, при работе над формированием  полоролевого поведения  использовались следующие типы физкультурных занятий: традиционные, образно-игровые, сюжетно-игровые, предметно-образные, по сказкам, по литературным произведениям, круговая тренировка, по интересам, на свободное творчество и контрольные.

    Психологом  детского сада были предложены подвижные  игры на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, чувства  эмпатии, которые проводились на физкультурных занятиях различных типов (приложение 9).

    Для детей, имеющих неадекватное полоролевое  поведение, была организована специальная работа с психологом. На физкультурных занятиях проводились игровые тренинги, детям давались индивидуальные задания. Например, Саше И., у которой наблюдается застенчивость, неумение общаться, болезненное отношение к неудачам, предлагалось выбрать себе пару для выполнения упражнения, предлагали ей помочь ведущей в подвижных играх, выбрать водящего считалкой, приобщали к уборке инвентаря, причем предлагали проконтролировать, правильно ли ребята расставляют оборудование. Большое значение для этой девочки имел метод поощрения, словесное одобрение («У тебя хорошо получается», «Ты делаешь для всех», «Попробуй теперь повторить и у тебя получится»). Папе было предложено соблюдать режим дня, проводить с ребенком закаливание в домашних условиях,  приобрести спортивное оборудование для занятий дома. Также для становления у девочки адекватных полоролевых ориентаций рекомендовано посещение спортивных секций (фигурное катание, художественная гимнастика, спортивные танцы).

    Для Оли З., которая часто конфликтует, бурно реагирует на адекватную оценку, не принимает наказания, выбирались такие упражнения, которые требуют партнерских отношений («Помоги Ксюше пройти по скамейке»), предлагалось оценить свое выполнение упражнений и товарищей, при проведении подвижных игр ей предлагалось выбрать ведущего. Нами были приобретены настольные игры (шашки, шахматы) для игры в группе, которые способствуют развитию усидчивости. Воспитателям рекомендовано приобщать Олю к этим играм во второй половине дня. Также, девочка стала посещать кружок художественной гимнастики. Маме предложено приобщать девочку к домашнему труду, учить рукоделию, посещать театральные представления, художественные выставки, концерты, записать девочку в секцию синхронного плавания.

    Большие трудности возникли при организации  работы с Ильей М. Ребята группы не хотели общаться с этим мальчиком, поэтому на физкультурных занятиях мы проводили коммуникативные игры, которые включают в себя телесный контакт детей друг с другом («Давай подружимся», «Посмотри, кто пришел»). При работе в парах перед проведением упражнения рассказывали детям, как хорошо Илья умеет выполнять это упражнение. Назначали его капитаном команды при проведении эстафет, ведущим в подвижных играх. Мальчик стал посещать кружок армрестлинга. Рекомендовано посещение спортивных секций (лыжи, бассейн, борьба, фехтование, теннис), подбор художественной литературы о мужественных людях, прогулки со сверстниками на улице. 

    Следует отметить, что развитию физических качеств так же способствовала кружковая  работа, организованная в дошкольном учреждении. На базе детского сада действует  кружок художественной гимнастики «Малышка»  для девочек (приложение 6) и секция армрестлинга «Крепыши - рукоборцы» для мальчиков (приложение 5) . Организуя работу в кружках, педагоги опираются не только на половые особенности, но и учитывают индивидуальную физическую подготовленность детей.  Проводя занятия, руководители кружков реализуют следующие задачи:

    1. Укрепление физического и психического  здоровья детей. 

    2. Воспитание интереса и любви  к занятиям спортом.

    3. Развитие двигательных качеств и умений: ловкости, точности, координации движений; гибкости, пластичности; выносливости, силы; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

    4. Развитие психических процессов:  эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике, посредством движений; восприятия, внимания, памяти, мышления; чувство уверенности в себе.

    5. Развитие нравственно-волевых и  коммуникативных качеств личности

    При работе с родителями нами было организовано родительское собрание на тему «Знаете ли вы своих детей?». Также использовались такие формы работы как: беседы («Здоровье наших детей», «Закаливание в домашних условиях»), консультации («Вместе с папой на зарядку», «Вместе с мамой на коньках», «Переутомление, как с ним бороться», «Я – пример для своего ребенка»), спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья», совместные походы, конкурс рисунков «Спортивная семья», фотостенд «У нас в семье дружат со спортом». Родители привлекались к изготовлению нестандартного оборудования, баскетбольной площадки на территории детского сада. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3.4. Проведение итоговой  диагностики физической  подготовленности  дошкольников.

    В результате проведения работы по физическому  воспитанию с учетом половых особенностей детей были получены следующие данные формирующего эксперимента:

    Результаты  показателей двигательных качеств  детей экспериментальной группы

      Таблица 14. 

 
Статическая выносливость  
Гибкость
Сила  мышц плечевого пояса  
Ловкость
1 2 3 4 5 6 Правая  рука Левая рука
1 + + + + + - +6 9 8,7 2,15
2 + + + + + + +12 10 10,4 1,9
3 + + - + + + +7 9,1 8,7 2,02
4 + + - + + + +8 7,7 8 2,14
5 + + + + + + +10 10,4 9,9 2,03
6 + - + + + + +3 9,0 8,7 2, 44
7 - - + + - - +2 10 9,5 2,22
8 + + + + + + +11 14 13,7 1,81
9 + + + + + - +2 10,7 10,9 1,83
10 + + - + + - +4 11,2 10,8 1,9
11 + + + + + - +1 11,7 11,2 1,83
12 - - + + + - +2 11,5 10,6 2,03
13 + - - + + + +5 10,8 11,4 2
14 + + + + + + +6 14,5 13,6 1,78

Информация о работе Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек