Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:07, дипломная работа
Цель дипломной работы: изучить организацию педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников с учетом их половых особенностей.
Объект исследования – дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза основана на предположении о том, что использование дифференцированных форм работы по формированию полоролевого поведения на занятиях физической культурой окажет положительное влияние на улучшение физической подготовленности мальчиков и девочек..
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы дифференцированного полового воспитания детей дошкольного возраста. 8
1.1 Мужское и женское в природе и обществе. 8
1.2.Идеи дифференцированного полового воспитания в рамках исторического развития. 12
1.3.Вопросы полоролевого поведения в психолого-педагогических и социологических исследованиях 16
Глава II.
Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста. 20
2.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек. 20
2.2.Формирование полоролевого поведения дошкольников. 24
2.3.Физическое воспитание мальчиков и девочек. 29
Глава III. Система мероприятий по формированию полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями. 34
3.1. Анализ образовательных программ по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. 34
3.2. Диагностика физической подготовленности мальчиков и девочек. 38
3.3. Конструирование и апробация технологии работы по физическому воспитанию с учетом половых особенностей дошкольников. 49
3.4. Проведение итоговой диагностики физической подготовленности дошкольников. 62
Заключение. 65
Литература. 67
При выявлении сформированности динамической координации движений стало очевидным, что у девочек движения скоординированы лучше, чем у мальчиков. Они чередовали шаг и хлопок ладонями в ходьбе, сохраняли прямолинейность движения при преодолении дистанции (5м) на одной ноге. Все это свидетельствует о зрелости координационных механизмов, соответствии возрастной норме развития. Мальчики не могли чередовать шаг с хлопками, напрягались, балансировали туловищем и руками, не сохраняли траекторию движения, продвигаясь на одной ноге, делали много лишних движений, не могли сразу попасть по предмету и направить его по нужной траектории.
Диагностика физических качеств показала, что из всех предложенных заданий наилучшие результаты были отмечены в сформированности силы мышц плечевого пояса, выносливости и ловкости. Также, после проведения мониторинга обнаружилось, что дети, у которых наблюдается неадекватное полоролевое поведение, имеют низкий уровень развития физических качеств, за исключением Оли З., и Миши П. у которых преобладают черты маскулинного поведения. Эти дети имеют высокий уровень развития физических качеств.
На
основе проведенного констатирующего
эксперимента было выявлено, что дети
относятся к среднему уровню физической
подготовленности. Анализ результатов
показал, что уровень сформированности
физических качеств зависит от половых
особенностей, типа конституции.
3.3. Конструирование и апробация технологии работы по физическому воспитанию с учетом половых особенностей дошкольников.
Полученные
данные позволили выстроить
- наблюдение за детьми с целью выявления их двигательных предпочтений в организованной и самостоятельной деятельности;
- изучение опыта работы ДОУ,
беседа с инструктором по
- апробация системы работы, которая
была направлена на
В процессе наблюдений, бесед с детьми было выявлено, что у мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. Так, мальчики больше проявляли интерес к спортивным играм, в которых имелась возможность быстрого свободного перемещения в зале или на улице , упражнениям с простейшими силовыми тренажерами. Мальчики больше тяготели к деятельности, требующей высокой двигательной активности, применения силы. Девочкам больше нравились сюжетные подвижные игры, в основном с бегом, а также бессюжетные игры с мячами, основным содержанием которых были различные перебрасывания, отбивания («школа мяча»). Девочек больше интересовали упражнения, требующие точности, выразительности движений, музыкального сопровождения, выполнение заданий с яркими предметами. Наблюдения показали, что существует значительная разница между мальчиками и девочками в овладении некоторыми видами основных движений. Отчетливо это проявляется в прыжках через скакалку. Девочки использовали разнообразные прыжки, применяли их в самостоятельной деятельности, мальчики могли совершать только одиночные перепрыгивания и практически не использовали этот вид движений в самостоятельной деятельности.
На вопрос «Почему ты занимаешься физкультурой?» самым распространенным был ответ: «Нравится» (и у мальчиков, и у девочек). Мотив занятий «для укрепления здоровья» занял последнее место. В выборе видов физических упражнений мальчики в первую очередь отметили спортивные и подвижные игры, девочки – гимнастику и фигурное катание.
Анализируя
материалы бесед с инструктором
по физвоспитанию в ДОУ, воспитателями,
можно сделать следующие
Таким
образом, практические работники предпочитают
работать в смешанной группе и
считают целесообразным учитывать
половые особенности
На основе собранного материала система работы в дошкольном учреждении включала в себя следующие направления:
Формирование соответствующего полоролевого поведения мальчиков и девочек в процессе занятий физическими упражнениями осуществлялось, основываясь на следующих педагогических условиях:
- формирование системы
- разработка методов,
- моделирование социокультурной среды, создающей условия для реализации детьми стиля и действий, характерных для мужского и женского типов поведения.
В упражнениях и подвижных играх закрепляли представления детей о мужских и женских именах, профессиях, одежде, игрушках («Я знаю пять имен девочек», «Мамина одежда», «Игрушки мальчиков» и др.).
Девочкам
и мальчикам предъявлялись
Приведем примеры некоторых игр.
Игра «Игрушки мальчиков». Играющие становятся в круг. Руководитель становится в центре круга с мячом в руках. Поочередно перебрасывая мяч играющим, педагог называет различные игрушки. Если названа игрушка, в которую играют мальчики, то ребенок должен поймать мяч, если названа игрушка, в которую играют девочки, то мяч ловить не надо.
Игра «Такси». Мальчики берут обручи («машины») и «подъезжают» к остановке (гимнастическому мату), где стоят пассажиры – девочки. Девочки «садятся в машину» (берутся руками за обруч) и в магазин, парикмахерскую.
На физкультурных досугах также закрепляли определенные половые стереотипы в поведении детей. В старшем дошкольном возрасте проводились следующие досуги: «Спортивные задоринки», «А ну-ка девочки, а ну-ка мальчики», «А ну-ка Принцы, а ну-ка Золушки» (Приложение 1).
При применении на занятиях карточек-моделей использовали условные обозначения для мальчиков (синий цвет), для девочек (красный). Дозировка также обозначалась дифференцированно.
Учет половых особенностей дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями велся по нескольким направлениям:
- подбор упражнений, нормирование физической нагрузки;
- методика обучения сложным двигательным действиям;
- педагогическое руководство
двигательной деятельностью
- взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений;
- использование системы
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Подбор упражнений зависел от способа организации занятия. Одно из трех занятий в старшем дошкольном возрасте проводили раздельно для мальчиков и для девочек. Для таких занятий подбирали упражнения, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками (метание) и упражнения, вызывающие интерес у данной группы детей (для мальчиков – футбол, хоккей, для девочек – упражнения с лентами). (Приложение 3).
Приведем
пример заданий на физкультурном
занятии для мальчиков в
1. Обычная ходьба в колонне по одному. Перестроение в пары. Ходьба по одному. Попеременный шаг, руки за спиной. Шаг в полуприседе, руки у груди «полочкой». Бег широким шагом с забрасыванием голени назад, руки за спиной (1,5мин). Ходьба и построение тройками.
2. Комплекс общеразвивающих упражнений с канатами:
- «Перетягивание каната»;
- «Пригибание»;
- «Наклоны в сторону»;
- «Наклоны вперед»;
- Лежа на спине (шеренгой), руки с канатом наверху. Сесть без помощи рук, наклоняясь как можно ниже к ногам, затем медленно вернуться в исходное положение.
- «Качка на корабле»;
- «Присядка по-матросски»;
- Прыжки через канат боком, вперед – назад.
Основные движения (способ организации – поточный).
- ходьба по канату прямо;
- ходьба
приставным шагом боком,
- ходьба на ступнях и ладонях по канату;
- подлезание под канатами на ступнях и ладонях вверх животом;
- прыжки через канат по одному, парами, вбегая и выбегая из-под вращающейся веревки.
Подвижная игра «Моряки и акула».
Ходьба с замедлением темпа и игра «Море волнуется».
При проведении физкультурных занятий со всей группой, в подготовительной и заключительной частях занятия дети выполняли упражнения все вместе, а в основной части занятия они делились на подгруппы в зависимости от пола. Каждая группа выполняла свое задание (комплекс общеразвивающих упражнений для мальчиков с набивными мячами, для девочек – музыкально-ритмические композиции; упражнения на тренажерах для мальчиков, для девочек – комплекс стретчинга, упражнений с лентами).
Использовались и другие варианты подбора упражнений. На протяжении всего занятия дети выполняли упражнения вместе, но ряд упражнений предполагал варианты исполнения для мальчиков и девочек. Например, в общеразвивающих упражнениях – исходное положение; в полосе препятствий – условия преодоления препятствий (мальчики перелезают, девочки подлезают); в метании – расстояние до цели; в ритмической гимнастике – рисунок движений; в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка. Для того чтобы не снижать моторную плотность, использовали карточки – задания, графически отображающие действия мальчиков и девочек.
Девочкам и мальчикам предъявлялись разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затрат дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагала, что требования к их результативности должны быть разными. Например, в прыжках на скакалке для мальчиков хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как для девочек хороший результат – усложненные варианты прыжков (прыжки с вращением скакалки назад, прыжки ноги скрестно, прыжки руки скрестно, прыжки вдвоем и т.д.).
Нормирование физической нагрузки в большей степени основывалось на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности, типе конституции. В этой связи мальчикам с низким уровнем физической подготовленности физическая нагрузка повышалась постепенно. В то же время требования полоролевого воспитания предполагали формирование у детей установки на то, что мужчина должен быть сильным, защищать слабых, уметь брать на себя ответственность. Поэтому акцентировали внимание детей на то, что мальчики выполняют более трудные упражнения. Этого добивались разными требованиями к выполнению заданий, как в группе мальчиков, так и в группе девочек. Например, упражнение «поднимание туловища в сед из положения «лежа» значительно усложняется, если руки ребенка не «помогают», а находятся за головой. Детям громко говорили, что девочки выполняют это упражнение 8 раз, а мальчики, так как они будущие мужчины, - 10 раз. А потом, не привлекая внимание детей, предлагали физически неподготовленным мальчикам выполнять поднимания с махом рук, а девочкам, для которых это упражнение не представляет сложности, - в положении «руки за головой».
Существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают трудности и требуют большего времени для овладения ими (метание на дальность и в цель). И наоборот, есть упражнения, легкие для овладения девочками, и требующие многого времени и усилий у мальчиков (прыжки на скакалке). Поэтому требовались особые методические подходы: разное число повторений, выбор подводящих и подготовительных упражнений, использование вспомогательного оборудования.
Приведем пример игр со скакалками и на закрепление навыков метания.
Игра «Повторяй за мной» (со скакалкой). Участницы игры встают в круг, разомкнувшись на вытянутые руки. В середину выходит наиболее умелая и изобретательная прыгунья. Ведущая прыгает со скакалкой, постепенно изменяя способы прыжков и усложняя их. Остальные должны, не останавливаясь повторять ее движения с максимальной точностью. Сделавший ошибку, выбывает из игры или получает штрафное очко.