Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:07, дипломная работа
Цель дипломной работы: изучить организацию педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников с учетом их половых особенностей.
Объект исследования – дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза основана на предположении о том, что использование дифференцированных форм работы по формированию полоролевого поведения на занятиях физической культурой окажет положительное влияние на улучшение физической подготовленности мальчиков и девочек..
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы дифференцированного полового воспитания детей дошкольного возраста. 8
1.1 Мужское и женское в природе и обществе. 8
1.2.Идеи дифференцированного полового воспитания в рамках исторического развития. 12
1.3.Вопросы полоролевого поведения в психолого-педагогических и социологических исследованиях 16
Глава II.
Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста. 20
2.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек. 20
2.2.Формирование полоролевого поведения дошкольников. 24
2.3.Физическое воспитание мальчиков и девочек. 29
Глава III. Система мероприятий по формированию полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями. 34
3.1. Анализ образовательных программ по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. 34
3.2. Диагностика физической подготовленности мальчиков и девочек. 38
3.3. Конструирование и апробация технологии работы по физическому воспитанию с учетом половых особенностей дошкольников. 49
3.4. Проведение итоговой диагностики физической подготовленности дошкольников. 62
Заключение. 65
Литература. 67
В Мурманском регионе распределение сезонных периодов сходно с Норильским регионом, но есть и отличия в природно-климатических условиях. Так, Н.В. Алябьева выделяет 4 периода:
1. период нормальной смены дня и ночи (18.08-30.11);
2. вход в полярную ночь, полярная ночь (01.12-31.01);
3. выход из полярной ночи, нормальная смена дня и ночи, вход в полярный день (01.02-20.04);
4.полярный день, белые ночи (21.04-17.08).
По данным исследования Ю.В.Гончарова (1972–1987г.) и Н.В. Алябьевой (1987-1999г.) климатические условия Крайнего Севера оказывают влияние на двигательную активность, на конкретные стороны моторики в каждом биоритме. Наиболее неблагоприятные периоды, где происходит снижение двигательной активности, возрастной массы тела, работоспособности, физических качеств (выносливости, силы) это периоды полярной ночи и выхода из нее [3].
Наиболее
благоприятные периоды –
Отличия от традиционной программы:
Таким образом, использование данных программ в дошкольном учреждении направлено на:
- снижение заболеваемости детей в условиях Крайнего Севера;
- повышение уровня физической подготовки;
- формирование потребности в движении;
- использование полученных знаний и сформированных умений в изменяющихся условиях.
Анализ оборудования физкультурного зала показал, что инвентарь и оборудование физкультурного зала подобраны для удовлетворения потребностей ребенка в движении, обусловленное его полом. В зале имеются в наличии предметы, которые дети могут выбирать для самостоятельных занятий, а также атрибуты к тематическим играм, проводимым отдельно с мальчиками и девочками.
Методика обучения ряду упражнений предусматривает разные условия для мальчиков и девочек. Например, для детей 6 лет при метании в цель оптимальным расстоянием для девочек будет 2,5м, а для мальчиков – 3.м.; для детей 7лет расстояние до цели для девочек 3м, а для мальчиков – 3,5м. Этим требованием соответствует разметка в зале.
Проанализировав
образовательные программы по физическому
воспитанию, используемые в дошкольном
учреждении, мы пришли к выводу: в современных
программах практически отсутствует информация
о том, что двигательная деятельность
девочек отличается от двигательной деятельности
мальчиков, каковы предпочтения девочек
и мальчиков в подвижных играх, и в
чем должны проявляться различия методических
подходов при обучении мальчиков и девочек
физическим упражнениям.
3.2. Диагностика физической подготовленности мальчиков и девочек.
Предшествующий данному этапу теоретический анализ проблемы дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста показал, что формирование полоролевого поведения в дошкольном детстве – междисциплинарная проблема. Исходя из этого, в процессе работы врачом и психологом детского сада был произведен врачебно-психологический мониторинг детей экспериментальной и контрольной групп, который включал в себя:
- анализ состояния здоровья
Контингент обследуемых детей (экспериментальная группа).
Таблица 1.
Имя ребенка | Возраст | Пол | Группа здоровья | Диагноз перенесенных заболеваний |
Лена Д. | 6 | Ж | 2 | Дисплазия тазобедренного сустава |
Полина Р. | 6,2 | Ж | 1 | |
Настя Л. | 6,4 | Ж | 2 | Синдром двигательных нарушений |
Маша Х. | 6 | Ж | 2 | Недоразвитие ногтевых фаланг левой кисти |
Оля З. | 6,9 | Ж | 2 | |
Оля Н. | 6,3 | Ж | 2 | Дискинезия желчевыводящих путей |
Саша И. | 6,8 | Ж | 2 | |
Женя С. | 7 | М | 1 | |
Илья М. | 6,5 | М | 2 | Аденоиды 2 степени |
Юра П. | 6,1 | М | 2 | Дисплазия тазобедренного сустава |
Миша М. | 6,7 | М | 2 | |
Кирилл К. | 6 | М | 2 | Гипертонус нижних конечностей |
Вася П. | 6,3 | М | 2 | |
Юра М. | 7 | М | 1 |
Контингент обследуемых детей (контрольная группа).
Таблица 2.
Имя ребенка | Возраст | Пол | Группа здоровья | Диагноз перенесенных заболеваний |
Аня К. | 6,1 | Ж | 2 | Деформация грудной клетки |
Оля С. | 6 | Ж | 2 | |
Света Д. | 6,4 | Ж | 2 | Синдром двигательных нарушений |
Оксана А. | 6,7 | Ж | 2 | Врожденный вывих левого плеча |
Даша М. | 6 | Ж | 2 | Аденоиды 2 степени |
Даша К. | 6,6 | Ж | 2 | |
Коля Р. | 7 | М | 2 | Плосковальгусные стопы |
Костя С. | 6,4 | М | 1 | |
Миша П. | 6,1 | М | 2 | Дискинезия желчевыводящих путей |
Никита А. | 6,3 | М | 2 | |
Ярослав Я. | 6,8 | М | 2 | |
Рома З. | 7 | М | 2 | Аденоиды 2 степени |
Сережа Н. | 6,9 | М | 2 | |
Витя Б. | 6 | М | 2 |
- особенности личности (отношения
в коллективе, статус ребенка,
отношение в семье, отношение
к поощрению/наказанию,
Помимо этого, психологом
Проанализировав результаты исследования, можно констатировать, что:
- 86% детей имеют 2 группу здоровья;
- 14% - часто длительно болеющие дети;
- 22% детей имеют неполные семьи;
- 11% детей воспитываются в неблагополучных семьях;
- 8% воспитываются бабушкой. Родители имеют работу, связанную с
командировками;
- 45% детей считают, что им не хватает родительского внимания.
Приведем наиболее яркие примеры неадекватного полоролевого поведения детей контрольной и экспериментальной групп.
Илья М. (воспитывается бабушкой). Отсутствует нацеленность на преодоление трудностей, отказ от действий, снижение притязаний во избежание возможных неудач. На физкультурных занятиях отказывается выполнять упражнения, если у него не получается, постоянно требует поощрения, внимания к себе. Присутствуют черты феминного поведения.
Оля З.(воспитывается мамой, семья неполная). Бурно реагирует на наказание, часто конфликтует из-за первенства, всегда хочет быть ведущей в подвижных играх и капитаном команды в эстафетах. Болезненно реагирует на адекватную оценку. Этой девочке присущи черты маскулинного поведения.
Саша И.(воспитывается папой). Не обладает даром общения, застенчива, охотнее всего общается в игре. Делает все добросовестно, но не проявляет инициативы. Часто болеет, поэтому занятия физической культурой посещает редко. На занятиях очень переживает, если не получается какое-либо упражнение, при неудачах замыкается в себе.
Миша
П. (воспитывается в
Рома З. (воспитывается мамой, семья неполная). Не имеет дружеских привязанностей, вытесняемый в коллективе сверстников, пассивный. На занятиях физической культурой дети группы не хотят работать с ним в паре, избегают телесных контактов с ним. Характеризуется отсутствием каких-либо полоролевых ориентиров.
Для обследования физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп были использованы стандартные тесты (Н.В. Алябьева) [2].
Определение статической выносливости (тест Крауса – Вебера).
Детям давались 6 упражнений. Каждое упражнение выполнялось только один раз и оценивалось «выполнено» (+) или «не выполнено» (-).
Выявление статической выносливости (экспериментальная группа).
Таблица 3.
№ | Имя ребенка | Упражнения | Примечания | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
1 | Лена Д. | + | + | + | + | + | - | Слабая гибкость |
2 | Полина Р. | + | + | + | + | + | + | Высокий |
3 | Настя Л. | + | + | - | + | + | + | Слабые мышцы спины |
4 | Маша Х. | + | + | - | + | + | + | Слабые мышцы спины |
5 | Оля З. | + | + | + | + | + | + | Высокий |
6 | Оля Н. | - | - | - | + | + | + | Слабые мышцы брюшного пресса |
7 | Саша И. | - | - | + | + | - | - | Низкий уровень выносливости |
8 | Женя С. | + | + | + | + | + | + | Высокий |
9 | Илья М. | + | + | + | + | + | - | Слабая гибкость |
10 | Юра П. | + | + | - | + | + | - | Слабые мышцы спины, гибкость |
11 | Миша М. | + | + | + | + | + | - | Слабая гибкость |
12 | Кирилл К. | - | - | + | + | - | - | Низкий уровень выносливости |
13 | Вася П. | - | - | - | + | + | + | Слабые мышцы брюшного пресса |
14 | Юра М. | + | + | + | + | + | + | Высокий |