Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:07, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: изучить организацию педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников с учетом их половых особенностей.
Объект исследования – дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза основана на предположении о том, что использование дифференцированных форм работы по формированию полоролевого поведения на занятиях физической культурой окажет положительное влияние на улучшение физической подготовленности мальчиков и девочек..

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы дифференцированного полового воспитания детей дошкольного возраста. 8
1.1 Мужское и женское в природе и обществе. 8
1.2.Идеи дифференцированного полового воспитания в рамках исторического развития. 12
1.3.Вопросы полоролевого поведения в психолого-педагогических и социологических исследованиях 16
Глава II.
Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста. 20
2.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек. 20
2.2.Формирование полоролевого поведения дошкольников. 24
2.3.Физическое воспитание мальчиков и девочек. 29
Глава III. Система мероприятий по формированию полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями. 34
3.1. Анализ образовательных программ по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. 34
3.2. Диагностика физической подготовленности мальчиков и девочек. 38
3.3. Конструирование и апробация технологии работы по физическому воспитанию с учетом половых особенностей дошкольников. 49
3.4. Проведение итоговой диагностики физической подготовленности дошкольников. 62
Заключение. 65
Литература. 67

Работа состоит из  1 файл

Введени1.doc

— 669.00 Кб (Скачать документ)

    В Мурманском регионе распределение  сезонных периодов сходно с Норильским регионом, но есть и отличия в природно-климатических условиях. Так, Н.В. Алябьева выделяет  4 периода:

    1. период нормальной смены дня  и ночи (18.08-30.11);

    2. вход в полярную ночь, полярная  ночь (01.12-31.01);

    3. выход из полярной ночи, нормальная смена дня и ночи, вход в полярный день (01.02-20.04);

    4.полярный  день, белые ночи (21.04-17.08).

    По данным исследования Ю.В.Гончарова (1972–1987г.) и Н.В. Алябьевой (1987-1999г.)   климатические условия Крайнего Севера оказывают влияние на двигательную активность, на конкретные стороны моторики в каждом биоритме. Наиболее неблагоприятные периоды, где происходит снижение двигательной активности, возрастной массы тела, работоспособности, физических качеств (выносливости, силы) это периоды полярной ночи и выхода из нее [3].

    Наиболее  благоприятные периоды – нормальной смены дня и ночи, белых ночей и период перехода вечерних сумерек в утренние.

    Отличия от традиционной программы:

  1. Программа «Север» направлена на развитие физических качеств: силы, выносливости, гибкости, быстроты;
  2. материал распределен по биоритмам;
  3. длительность занятий, их интенсивность, объем движений, моторная плотность носят вариативный характер и основываются на моторно-функциональном состоянии детского организма;

    Таким образом, использование данных программ в дошкольном учреждении направлено на:

     - снижение заболеваемости детей  в условиях Крайнего Севера;

     - повышение уровня физической  подготовки;

     - формирование потребности в  движении;

     - использование полученных знаний и сформированных умений в изменяющихся условиях.

    Анализ  оборудования физкультурного зала показал, что инвентарь и оборудование физкультурного зала подобраны для  удовлетворения потребностей ребенка  в движении, обусловленное его  полом. В зале имеются в наличии предметы, которые дети могут выбирать для  самостоятельных занятий, а также атрибуты к тематическим играм, проводимым отдельно с мальчиками и девочками.

    Методика  обучения ряду упражнений предусматривает  разные условия для мальчиков  и девочек. Например, для детей 6 лет при метании в цель оптимальным расстоянием для девочек будет 2,5м, а для мальчиков – 3.м.; для детей 7лет расстояние до цели для девочек 3м, а для мальчиков – 3,5м. Этим требованием соответствует разметка в зале.

    Проанализировав образовательные программы по физическому воспитанию, используемые  в дошкольном учреждении, мы пришли к выводу: в современных программах практически отсутствует информация о том, что двигательная деятельность девочек отличается от двигательной деятельности мальчиков, каковы предпочтения девочек и мальчиков в подвижных играх,  и в чем  должны проявляться различия методических подходов при обучении мальчиков и девочек физическим упражнениям. 
 
 
 
 

    3.2. Диагностика физической подготовленности мальчиков и девочек.

    Предшествующий данному этапу теоретический анализ проблемы дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста показал, что формирование полоролевого поведения в дошкольном детстве – междисциплинарная проблема. Исходя из этого, в процессе работы врачом и психологом детского сада был произведен врачебно-психологический мониторинг детей экспериментальной и контрольной групп, который включал в себя:

     - анализ состояния здоровья ребенка  (перенесенные заболевания, операции, хронические заболевания, состоит ли на диспансерном учете, гармоничность физического развития в соответствии с возрастом);

Контингент  обследуемых детей (экспериментальная группа).

Таблица 1.

Имя ребенка Возраст Пол Группа  здоровья Диагноз перенесенных заболеваний
Лена  Д. 6 Ж 2 Дисплазия тазобедренного сустава
Полина  Р. 6,2 Ж 1  
Настя Л. 6,4 Ж 2 Синдром двигательных нарушений
Маша  Х. 6 Ж 2 Недоразвитие  ногтевых фаланг левой кисти 
Оля З. 6,9 Ж 2  
Оля Н. 6,3 Ж 2 Дискинезия  желчевыводящих путей
Саша  И. 6,8 Ж 2  
Женя  С. 7 М 1  
Илья  М. 6,5 М 2 Аденоиды 2 степени
Юра П. 6,1 М 2 Дисплазия тазобедренного сустава
Миша  М. 6,7 М 2  
Кирилл  К. 6 М 2 Гипертонус  нижних конечностей
Вася  П. 6,3 М 2  
Юра М. 7 М 1  
 
 
 
 

       Контингент  обследуемых детей (контрольная группа).

       Таблица 2.

Имя ребенка Возраст Пол Группа  здоровья Диагноз перенесенных заболеваний
Аня К. 6,1 Ж 2 Деформация  грудной клетки
Оля С. 6 Ж 2  
Света Д. 6,4 Ж 2 Синдром двигательных нарушений
Оксана  А. 6,7 Ж 2 Врожденный  вывих левого плеча
Даша  М. 6 Ж 2 Аденоиды 2 степени
Даша  К. 6,6 Ж 2  
Коля  Р. 7 М 2 Плосковальгусные  стопы
Костя С. 6,4 М 1  
Миша  П. 6,1 М 2 Дискинезия  желчевыводящих путей
Никита  А. 6,3 М 2  
Ярослав Я. 6,8 М 2  
Рома  З. 7 М 2 Аденоиды 2 степени
Сережа  Н. 6,9 М 2  
Витя  Б. 6 М 2  

     - особенности личности (отношения  в коллективе, статус ребенка,  отношение в семье, отношение  к поощрению/наказанию, типичные  конфликты, страхи, жалобы, самооценка, увлечения) (приложение 7).

      Помимо этого, психологом детского  сада проводилось наблюдение за детьми в процессе занятий физической культурой.

    Проанализировав результаты исследования, можно констатировать, что:

     - 86% детей имеют 2 группу здоровья;

     - 14% - часто длительно болеющие  дети;

     - 22% детей имеют неполные семьи;

     - 11% детей воспитываются в неблагополучных семьях;

     - 8% воспитываются бабушкой. Родители  имеют работу, связанную с       

        командировками;

     - 45% детей считают, что им не хватает родительского внимания.

    Приведем  наиболее яркие примеры неадекватного  полоролевого поведения детей контрольной и экспериментальной групп.

    Илья  М. (воспитывается бабушкой). Отсутствует  нацеленность на преодоление трудностей, отказ от действий, снижение притязаний во избежание возможных неудач. На физкультурных занятиях отказывается выполнять упражнения, если у него не получается, постоянно требует поощрения, внимания к себе. Присутствуют черты феминного поведения.

    Оля З.(воспитывается мамой, семья неполная).  Бурно реагирует на наказание, часто  конфликтует из-за первенства, всегда хочет быть ведущей в подвижных играх и капитаном команды в эстафетах. Болезненно реагирует на адекватную оценку. Этой девочке присущи черты маскулинного поведения.

    Саша  И.(воспитывается папой). Не обладает даром общения, застенчива, охотнее всего общается в игре. Делает все добросовестно, но не проявляет инициативы. Часто болеет, поэтому занятия физической культурой посещает редко. На занятиях очень переживает, если не получается какое-либо упражнение, при неудачах замыкается в себе.

    Миша  П. (воспитывается в неблагополучной семье). На занятиях возбужден, беспокоен, может толкнуть рядом стоящего, выбить мяч, не дослушивает инструкции до конца, перебивает воспитателя. Не способен усидеть на одном месте, гиперактивен. Переносит стереотипы поведения в семье на общение со сверстниками и педагогами.

        Рома З. (воспитывается мамой, семья неполная). Не имеет дружеских привязанностей, вытесняемый в коллективе сверстников, пассивный. На занятиях физической культурой дети группы не хотят работать с ним в паре, избегают телесных контактов с ним. Характеризуется отсутствием каких-либо полоролевых ориентиров.

    Для обследования физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп были использованы стандартные тесты (Н.В. Алябьева) [2].

    Определение статической выносливости (тест Крауса – Вебера).

    Детям давались 6 упражнений. Каждое упражнение выполнялось только один раз и оценивалось «выполнено» (+) или «не выполнено» (-).

    1. Поднять туловище из положения «лежа на спине», ноги прямые и закреплены, руки за головой.
    2. Поднять туловище из положения «лежа на спине», ноги согнуты в коленях, стопы закреплены.
    3. поднять ноги на 30 градусов над полом из исходного положения «лежа на спине», руки за головой. Держать ноги в этом положении 10 сек.
    4. Подъем туловища из исходного положения «лежа на животе». Стопы закреплены. Держать туловище 10сек.
    5. Поднять ноги из исходного положения «лежа на животе», туловище закреплено. Держать ноги 10сек.
    6. Исходное положение «основная стойка». Наклон вперед, колени прямые, пальцы касаются пола. Выдержать 3 сек.

       Выявление статической выносливости (экспериментальная группа).

Таблица 3.

Имя ребенка Упражнения Примечания
1 2 3 4 5 6
1 Лена Д. + + + + + - Слабая гибкость
2 Полина Р. + + + + + + Высокий
3 Настя Л. + + - + + + Слабые мышцы  спины
4 Маша Х. + + - + + + Слабые мышцы  спины
5 Оля З. + + + + + + Высокий
6 Оля Н. - - - + + + Слабые мышцы  брюшного пресса
7 Саша И. - - + + - - Низкий уровень  выносливости
8 Женя С. + + + + + + Высокий
9 Илья М. + + + + + - Слабая гибкость
10 Юра П. + + - + + - Слабые мышцы  спины, гибкость
11 Миша М. + + + + + - Слабая гибкость
12 Кирилл К. - - + + - - Низкий уровень  выносливости
13 Вася П. - - - + + + Слабые мышцы  брюшного пресса
14 Юра М. + + + + + + Высокий

Информация о работе Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек