Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:07, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: изучить организацию педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников с учетом их половых особенностей.
Объект исследования – дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза основана на предположении о том, что использование дифференцированных форм работы по формированию полоролевого поведения на занятиях физической культурой окажет положительное влияние на улучшение физической подготовленности мальчиков и девочек..

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы дифференцированного полового воспитания детей дошкольного возраста. 8
1.1 Мужское и женское в природе и обществе. 8
1.2.Идеи дифференцированного полового воспитания в рамках исторического развития. 12
1.3.Вопросы полоролевого поведения в психолого-педагогических и социологических исследованиях 16
Глава II.
Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста. 20
2.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек. 20
2.2.Формирование полоролевого поведения дошкольников. 24
2.3.Физическое воспитание мальчиков и девочек. 29
Глава III. Система мероприятий по формированию полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями. 34
3.1. Анализ образовательных программ по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. 34
3.2. Диагностика физической подготовленности мальчиков и девочек. 38
3.3. Конструирование и апробация технологии работы по физическому воспитанию с учетом половых особенностей дошкольников. 49
3.4. Проведение итоговой диагностики физической подготовленности дошкольников. 62
Заключение. 65
Литература. 67

Работа состоит из  1 файл

Введени1.doc

— 669.00 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы дифференцированного полового воспитания детей дошкольного возраста.

1.1 Мужское и женское  в природе и  обществе. 

    С самого рождения социально-психологические, культурные, бытовые установки направляют мальчика и девочку по разным дорогам  воспитания, к соответствующей полу роли, самоосознанию себя мужчиной или женщиной. Исследователи (Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтас, Л.Е. Семенова и др.) отмечают, что социально-психологический пол во многом определяется социальными ожиданиями и требованиями, предъявляемыми обществом к человеку как к представителю пола с одной стороны, и отношениями самой личности к своим свойствам, связанным с полом, и к социально-половым ролям, с другой [21] .

    Существует  установка на желательность рождения сына или дочери, точно также имеются  установки на то, каким должен быть мужчина, как должна выглядеть и  вести себя женщина. С осознанием себя мальчиком или девочкой приходит и установка, «каким быть». В.И. Гарбузов отмечает, что мужественность и женственность – фундаментальная основа личности. Эти основы – природные, врожденные и заданные как одно из условий выживания человеческого рода.

    Мужественность и женственность обеспечивает гармоничность личности. Мальчик физически крепок, спортивен, отлично плавает. Это хорошо, но это лишь внешнее выражение мужественности. Девочка ловка, грациозна, чистоплотна, умеет вкусно готовить и красиво сервировать стол. Это хорошо, но это еще не женственность. Мужественность и женственность происходит из врожденных потенций, природной гармонии и целесообразности адаптивных механизмов человека. Эти потенции и механизмы – общие и в то же время индивидуальные.

    Фундаментальной основой восприятия, реагирования и поведения являются инстинкты. В.И. Гарбузов выделил 7 основных инстинктов: инстинкт самосохранения, инстинкт продолжения рода, альтруистический инстинкт, инстинкт доминирования, исследовательский инстинкт, инстинкт свободы и достоинства.

    Таким образом, отмечает В.И. Гарбузов, мужественность и женственность не надуманные категории, не схема, а естественное, природное, наилучшим образом обеспечивающее самовыражение мужчины и женщины [19].

    Психосексуальное  развитие ребенка.

    Основные  принципы, понятия и приемы психоанализа связаны с именем З.Фрейда. Он не разрабатывал специально методы и техники детского психоанализа. Ему принадлежит лишь классическое членение развития ребенка на стадии. Так, в классическом психоанализе выделяют три стадии психосексуального развития: оральную, анальную, эдипову (фаллическую), латентную и пубертатную (генитальную).

    Оральная  стадия. Психосексуальное развитие ребенка как развитие его эмоций, влечений и способности получать удовольствие от функционирования собственного тела начинается еще до рождения – в утробе матери.

    Основная  зона тела, которая в момент грудного вскармливания является ответственной  за получение удовольствия – зона рта. Поэтому Фрейд назвал первую стадию оральной.

    Анальная стадия. Эта стадия названа анальной потому, что «внимание» ребенка смещается с зоны рта на область сфинктеров, которыми в это время ребенка обучают управлять в ходе привития навыков опрятности. Именно от эффективности овладения этими навыками на данной стадии зависит эмоциональное благополучие ребенка. Поэтому овладение данным навыком определяется исключительно психологическими потребностями в сохранении любви матери, в стремлении к поощрению и к избеганию наказания.

    Эдипова стадия. Получила свое название от имени царя Эдипа. У детей, находящихся на этой стадии, возникает интерес к различию полов, к своему происхождению, к сексуальным отношениям родителей, других взрослых. Одновременно обостряется интерес к атрибутике своего пола. В освоении собственной психосексуальной роли ребенку помогает ролевая игра. Не испытав на эдиповой фазе чувства гордости от принадлежности к своему полу, ребенок может вырасти робким и неуверенным в себе. Итогом эдиповой стадии является присвоение ребенком психосексуальной идентичности посредством ролевой игры и формирования инфантильной «концепции» о различиях и взаимоотношениях полов.

    Латентная и пубертатная  стадии. В большинстве стран мира начало латентной стадии обычно совпадает с началом школьного обучения. Появляется желание узнать больше о мире вне семьи. Так на этой стадии, наряду с расширением его знаний о мире природы и человеческой культуре, расширяется социальная компетентность ребенка.

    Следующая стадия – пубертатная – совпадает  с наступлением половой зрелости [54].

    Л.С. Выготский создал стройную теорию психического развития ребенка, одной из сторон которого является половое развитие.

    Источник  развития личности лежит не в генетическом механизме, не в функционировании желез  внутренней секреции, а в системе  межличностных отношений, в которые вступает ребенок в процессе своей деятельности. Он выступал против мнения многих ученых о том, что детство есть ангелоподобный бесполый возраст, следовательно, половые проблемы для детства не существуют. При этом он подчеркивал, что устранение полового воспитания из общей системы воспитательных воздействий, полное вычеркивание данной области из жизни юношества, голый чиновничий запрет, наложенный на эти вопросы, есть худший из выходов.

    Л.С. Выготский вслед за другими учеными говорил о необходимости полового воспитания и цели, которые он ставит перед воспитателями, несколько отличаются от задач других исследователей, так как для него это главное социальными нормами и культурой полового чувства.

    Под половым просвещением он разумеет ознакомление детей с раннего возраста с научным взглядом на вопросы, касающиеся пола. Он говорит о том, что правда всегда воспитывает правдивость.

    В результате анализа системы взглядов  Л.С. Выготского выясняется, что он, в качестве одного из основных компонентов этой системы выделял совместное обучение, причем вскрывает психологические предпосылки этого процесса[16].

    Еще один вопрос, рассматриваемый Л.С. Выготским – воспитательная среда. Мысль его заключается в том, чтобы отказаться от стихийного начала в воспитательном процессе и противопоставить ему разумное сопротивление и управление этим процессом, достигаемым через рациональную организацию среды. Рациональная организация среды выступает, прежде всего, в социальных взаимодействиях ребенка и взрослого. Они оказывают решающее влияние на социальную обусловленность полового созревания, которое по-разному происходит у детей различных культур. Такой подход и обуславливает преимущественный интерес Л.С. Выготского к изучению связи воспитания, просвещения и полового созревания, причем именно в этом вопросе с позиции социогенетиков, изучая влияние среды на биологическое созревания и подчеркивая, как и они, зависимость этого созревания от среды. Отсюда и интерес к разработке метода полового воспитания и к проблеме совместного обучения [17].

     

       
 
 
 
 

           

1.2.Идеи  дифференцированного  полового воспитания  в рамках исторического  развития. 

    У каждого народа существовали свои неповторимые системы воспитания подрастающего  поколения.

    В истории Древней Греции особое значение имели 2 государства – Афины и Спарта. Основной целью спартанской системы воспитания была подготовка стойких и закаленных воинов. Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, умение управлять рабами.

    Афины представляли собой развитое рабовладельческое  государство, в котором большое  значение придавалось воспитанию и  обучению. Афиняне стремились к сочетанию  умственного и нравственного, эстетического  и физического развития человека. До 7 лет ребенок оставался в семейной обстановке под присмотром матери или специально приставленного раба. С семи лет мальчики посещали различные школы: грамматиста и кифариста. Жизнь девочек была ограничена семейным кругом, их воспитанию не придавали большого значения.

    В Западной Европе средних веков католическое духовенство пропагандировало взгляд  на ребенка как на существо, с  рождения причастное к «первородному  греху», который следует побеждать  путем воспитания в «страхе Божьем».

    Сыновья феодалов овладевали лишь семью «рыцарскими добродетелями»: верховой ездой, плаванием, фехтованием, владением мечом, щитом и копьем, охотой, игрой в шахматы, слаганием и пением стихов.

      Дочери феодалов получали воспитание дома или в монастырях, где их воспитывали в религиозном духе, обучали письму, чтению, рукоделию.

    Один  из виднейших представителей эпохи  Возрождения – Ян Амос Каменский. Улучшение мира возможно лишь путем  всеобщего, равного для всех детей  обоего пола образования и воспитания, вооружения подрастающего поколения  реальными знаниями с помощью методов, облегчающих обучение и делающих его радостным. Детям до 6 лет предназначалась Материнская школа.

    Во  времена Киевской Руси уже в трехлетнем возрасте ребенку предстоял «постриг». Мальчика постригали и впервые сажали на коня. С 6-7 лет мальчики переходили из женских рук в мужские.

    Складывались  свои традиции и в воспитании детей  княжеской дружины. Будущих дружинников  Киевской Руси с ранних лет готовили к профессиональной военной карьере.

    В эпоху царствования Романовых из специфических мужских развлечений следует отметить кулачные бои. Бои имели три разновидности: один на один, стенка на стенку, слобода на слободу. К подобным упражнениям мальчиков приучали с малых лет. Проводились отдельные бои между самыми маленькими (5-6 лет), а в возрасте 12-13 лет подростки уже могли участвовать в групповых боях наравне со взрослыми.

    В эпоху Екатерининских преобразований для исполнения обязанностей президента академии художеств и директора кадетского корпуса был приглашен И.И. Бецкой. Он выдвинул проект о сословных закрытых учреждениях, который был одобрен и утвержден императрицей.

    Воспитание  в XIX веке в России распространились материалистические идеи, наблюдалось дальнейшее развитие науки, искусства, литературы. Возникло широкое общественно-педагогическое движение, не имевшее себе равного в мире по размаху и идейному содержанию.

    Вопросы становления психологического пола впервые стали изучаться в  начале XX века. Наиболее значительный вклад в изучение проблемы внесли представители биологизаторского направления зарубежной психологии: З. Фрейд, У. Бронфенбреннер, Д. Доусон, С. Кох и др.

    Л. Колберг, Д. Уллиан изучали процесс  половой дифференциации посредством  познания половых ролей и теории стадиального развития.

    Большой вклад в изучение данной проблемы с точки зрения медицины, физиологии, социологии и психологии внесли такие современные отечественные исследователи, как Д.Н. Исаев, Б.Е. Каган, Г.Е. Васильченко, А.О. Бухановский, А.С. Андреев, И.С. Кон и др. В работах этих ученых наиболее полно раскрыты понятия пола, половой идентичности, полового принятия, половой роли, психологического пола, половой идентификации, половой социализации, половых стереотипов маскулинности и феминности.

    В отечественной психологии изучение полового самосознания начато в   20-е годы прошлого столетия. Н.Е Румянцева сделала вывод о положительном влиянии совместного обучения. На практике это привело к тому, что дифференцированные по полу интересы считались отрицательным фактором, мешающим обучению детей.

    Решением  проблем полового развития в дальнейшем занимались педологи. Наиболее значимая среди работ этого периода – «Очерки о детской сексуальности» П.П. Блонского.

    После начатой в нашей стране критики  фрейдизма, вопросы, связанные с  проблемой половых различий длительное время не изучались.

    Становление полового самосознания в качестве психологической, медицинской и педагогической проблемы вновь вернулось в последних  десятилетиях.

  • Наибольшее  количество работ российских ученых посвящено изучению половой социализации подростков (И.С. Кон, А.Е. Личко, Д.В. Колесов).
  • Проблемой половой социализации дошкольников занимались такие ученые как Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина.
  • Специальное исследование, посвященное изучению особенностей половой социализации мальчиков и девочек в семье, связанной с их дифференцированным воспитанием в дошкольном возрасте проведено Т.И. Арутюновой.
  • Выявлению реальной роли отца в семье посвящены  работы О.П. Кирьяновой, которая связывает  факт отсутствия отца с изменением в структуре семейных половых  ролей.
  •     Вопросами половой дифференциации в современной отечественной педагогике занимаются Т.А. Репина, Э.К. Суслова, В.Д. Еремеев, Т.П. Хризман и др. Они рассматривают проблему полового воспитания в рамках современного дошкольного образовательного учреждения.

    Информация о работе Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек