Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:07, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы: изучить организацию педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников с учетом их половых особенностей.
Объект исследования – дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза основана на предположении о том, что использование дифференцированных форм работы по формированию полоролевого поведения на занятиях физической культурой окажет положительное влияние на улучшение физической подготовленности мальчиков и девочек..

Содержание

Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы дифференцированного полового воспитания детей дошкольного возраста. 8
1.1 Мужское и женское в природе и обществе. 8
1.2.Идеи дифференцированного полового воспитания в рамках исторического развития. 12
1.3.Вопросы полоролевого поведения в психолого-педагогических и социологических исследованиях 16
Глава II.
Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста. 20
2.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек. 20
2.2.Формирование полоролевого поведения дошкольников. 24
2.3.Физическое воспитание мальчиков и девочек. 29
Глава III. Система мероприятий по формированию полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями. 34
3.1. Анализ образовательных программ по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. 34
3.2. Диагностика физической подготовленности мальчиков и девочек. 38
3.3. Конструирование и апробация технологии работы по физическому воспитанию с учетом половых особенностей дошкольников. 49
3.4. Проведение итоговой диагностики физической подготовленности дошкольников. 62
Заключение. 65
Литература. 67

Работа состоит из  1 файл

Введени1.doc

— 669.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

    Результаты  показателей двигательных качеств  детей контрольной группы

    Таблица 15. 

 
Статическая выносливость  
Гибкость
Сила  мышц плечевого пояса  
Ловкость
1 2 3 4 5 6 Правая  рука Левая рука
1 + + + + - - +6 8,3 8 2,24
2 + + + + + + +10 9,6 9,2 2,23
3 + + + + + + +5 8,1 7,8 2,27
4 + + + - - + +7 7,2 7,2 2,24
5 + + + + + + +12 9,4 9 2,26
6 - - - + + + +4 9,1 9 2, 24
7 - + + + - - +5 9 8,5 2,22
8 + + + + + + +10 12,8 12,3 2,01
9 + + + + + - +3 9,9 10 1,97
10 + + - + + - +2 11,6 9,9 2,01
11 + + + + + - +2 10,3 9,9 2
12 - + + + - - +1 10,5 10 2,06
13 - + - + + + +6 10,1 10 2,03
14 + + + + + + +6 12,7 12,4 2,05
 

    Проведенная работа позволяет нам сделать  вывод: проводимая в конце года диагностика  сформированности физических качеств показала, что прирост показателей в экспериментальной группе составил 10-12%, тогда как в контрольной группе этот прирост составил всего 6-8% (темпы прироста оценивали по формуле В.И.Усакова).

    W= 100 X (V2 – V1): 0,5 X (V1 + V2), где W -  прирост показателей темпов в %, W1 - исходный уровень, W2 - конечный уровень.

    По  сравнению с диагностикой, проводимой в начале года, динамика и более стабильные результаты были достигнуты за счет возросших функциональных возможностей детей, а так же благодаря целенаправленному осуществлению дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам на занятиях физической культурой. Кроме того, большое значение имеет то, что дети данной группы регулярно посещали занятия в кружках детского сада по художественной гимнастике (девочки) и армрестлингу (мальчики). Важную роль в достижении положительных результатов сыграло использование разнообразных форм работы с семьей.

    Для детей, имеющих неадекватное полоролевое  поведение, была организована специальная  работа с психологом. На физкультурных  занятиях для них были разработаны  индивидуальные задания, проводилась  работа с родителями беседы с детьми группы. В результате, у детей экспериментальной группы  можно отметить становление полоролевых ориентаций, тогда как в контрольной группе у детей неадекватные полоролевые ориентации остались.

      Значительные индивидуальные различия в проявлении двигательных способностей дошкольников подтверждают необходимость учета и типа конституции в оценивании их двигательных возможностей. Над этой проблемой предстоит еще работать.

    Таким образом, при оценке физического  состояния дошкольников следует ориентироваться на конституционный тип ребенка, а также учитывать половые особенности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение. 

    Дошкольный  возраст – наиболее благоприятный  период для формирования полоролевого поведения ребенка. Большинство  исследователей, изучавших вопросы дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, справедливо отмечают, что если педагогический процесс в этом направлении начинается с опозданием, то это уже перевоспитание,  которое не может в полной мере компенсировать проблемы, возникшие на предыдущих этапах.

    Гуманизация образования предполагает, что в  процессе формирования личности ребенка  педагог учитывает все его  особенности, в том числе и  его пол. Мы убеждены, что занятия  физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

    На  основании вышесказанного можно  сделать вывод, что в процессе работы были в полной мере реализованы  цель и задачи исследования.

    В ходе анализа психолого-педагогической литературы изучены теоретические аспекты проблемы дифференцированного полового воспитания, в рамках исторического развития и с точки зрения современных авторов.

    Недостаточная разработанность вопроса учета  половых особенностей в процессе занятий физическими упражнениями предполагает, что любые исследования в этом направлении заслуживают пристального внимания и поддержки.

    На  основании анализа опыта работы по физическому  воспитанию в ДОУ  №38, собственных исследований, наблюдений за детьми в процессе апробации технологии работы с учетом половых особенностей дошкольников, были изучены двигательные предпочтения мальчиков и девочек, половая дифференциация содержания во всех видах детской деятельности, различия в двигательной деятельности дошкольников. Подобранны различные методические подходы при обучении мальчиков и девочек физическим упражнениям.

    В заключении мы предлагаем некоторые рекомендации практическим работникам дошкольного учреждения:

    1. Учитывая, что для мальчиков и  девочек наиболее благоприятен  режим большой двигательной активности, следует в режиме дня детям представлять больше возможностей для дополнительных занятий физическими упражнениями (тренажерный зал, спортивный зал).

    2. Частично эту проблему можно  решить рациональным размещением  зоны двигательной активности  в группе и через систему занятий в секциях.

    3. Исходя из того, что для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства, следует чаще проводить занятия на улице.

    4. Целесообразно, чтобы мальчики и девочки носили разную физкультурную форму. Это постепенно будет формировать у детей представление об эстетике физического воспитания девочек и мальчиков.

    5. Чаще проводить физкультурные  занятия по подгруппам (для мальчиков  – футбол, хоккей, силовые упражнения; для девочек – упражнения с  лентами, мячами, степ-аэробика).

    6. Привлекать узких специалистов  дошкольного учреждения (психолога,  логопедов, дефектолога, музыкального руководителя, руководителя изостудии) к проведению работы по формированию полоролевого поведения у детей. 

    7. Систематически проводить работу с семьей через родительские собрания, консультации, беседы. 
 
 
 
 
 

    Список  литературы.

  1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. – М., 1992.
  2. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. – Мурманск, 1998.
  3. Алябьева Н.В., Конусова О.А. Педагогические основы формирования физической культуры дошкольника в условиях Кольского Заполярья / Под ред. Алябьевой Н.В. Психолого-педагогические условия развития ребенка-дошкольника. – Мурманск: МГПУ, 2004.
  4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах.- М.: Педагогика, 1980.
  5. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – СПб., 1996.
  6. Белл П. Алан, Уайнберг С. Мартин, хаммерсмит Кифер Сью. Формирование сексуальных предпочтений // Сексология. Хрестоматия / Под ред. Д.Н. Исаева – СПб.: Питер, 2001.
  7. Блонский П.П. Очерки о детской сексуальности. – М.: Медицина, 1988.
  8. Вавилова С.М. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. – М., 1981.
  9. Васильченко Г.С. Нарушения психосексуального развития. – М., 1995.
  10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988.
  11. Вильчковский Э.С. Педагогические основы формирования двигательной подготовленности детей 3-7 лет. – Киев, 1989.
  12. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. - Киев: Здоровье, 1983.
  13. Викулаев А.Д. , Бутин М.М. Развитие физических способностей детей. – Ярославль, 1996.
  14. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. 2-е изд. перераб. и доп. -  Киев. Здоровье, 1979.
  15. Воронцов И.М. Закономерности развития детей и методы его оценки. – Л., 1986.
  16. Выготский В.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии, 1972 - №2 – С.14-16.
  17. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. Т.5. – М.: Педагогика, 1983.
  18. Гаворина Л. Физкультурно-оздоровительная работа с часто болеющими детьми // Дошкольное воспитание, 1995 - №2.
  19. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.
  20. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика./ Под ред. Штылевой Л.В. – Мурманск: ОУ КРЦДОиРЖ, 2001.
  21. Гулина М.А. Психоаналитические концепции здоровья  / Под ред. Никифорова Г.С. – СПб., 2000.
  22. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст. – М., 1984.
  23. Деятельность и взаимоотношения дошкольников: методические рекомендации / Сост. Л.В. Карманова, В.Н.Щебеко, Т.Ю.Логвина - М., 1992.
  24. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. – М., 1983.
  25. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М., 2002.
  26. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики, девочки – два разных мира. – М.: Линка - Пресс, 1998.
  27. Изаак С.И. Статистические модели дифференцированной оценки двигательных возможностей детей и молодежи. – М., 1997.
  28. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста: сборник научных трудов. – М., 1989.
  29. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: методико-психологические аспекты. – Л.: Медицина, 1986.
  30. История педагогики  / Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1981.
  31. История дошкольной зарубежной педагогики: хрестоматия. – М.: Просвещение, 1974.
  32. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2003.
  33. Котелевская Н.Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции. – СПб., 2000.
  34. Кудрявцева Е.А. Педагогические особенности нравственного воспитания девочек старшего дошкольного возраста. – М., 1992.
  35. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. – 1994.- №7.- С.8-11.
  36. Логвина Г.Ю., Шебенко В.Н., Шишкина В.А. Диагностика и коррекция физического состояния детей дошкольного возраста. – Минск, 1996.
  37. Ноткина Н.А. Индивидуальные различия в формировании двигательных качеств дошкольников.- Л., 1965.
  38. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1978.
  39. Петрищев И.П. О половом воспитании детей и подростков.- М., 1990.
  40. Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в Древнем Мире и Средневековой России. – Орехово-Зуево, 1992.
  41. Плисенко П.В. Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте. – М., 1985.
  42. Пулькинен Т. О перформативной теории пола. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  43. Репина Т.А. Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей? // Дошкольное воспитание.- 1993. - №4. – С. 55-57.
  44. Репина Т.А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч. – 1998. - №6. – С.3-5.
  45. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  46. Сексуальное развитие и половое воспитание детей / Сост. Э.К.Суслова. – М.: АПО,1994.
  47. Стаховская В.Л. 300 подвижных игр в реабилитации ослабленных детей. – М., 1996.
  48. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / Сост. Бычкова С.С. – М., 2001.
  49. Степанов С.С. Азбука детской психологии. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  50. Стрелова М. Раздельное воспитание: за и против // Дошкольное воспитание. – 2000. -№4. – С.37-40.
  51. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1991.
  52. Тешев К.И. Социально-педагогические основы формирования физической культуры дошкольника. – Майкоп, 1996.
  53. Филиппова С. На физкультуру, мальчики! На физкультуру, девочки! // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. – С.31-38.
  54. Фрейд З. Избранное. - М.: Просвещение, 1978.
  55. Фуриева Т. Детский сад: проблема полового воспитания // Дошкольное воспитание.- 1993. - №11. – С.79-81.
  56. Шебеко В.Н., Шишкина В.А., Ермак Н.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М., 1998.
  57. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. – СПб.: Питер Пресс, 1996.
  58. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. – СПб.: Питер Пресс, 1996.
  59. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

Информация о работе Осуществление дифференцированного подхода к физическому воспитанию мальчиков и девочек