Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 09:07, дипломная работа
Цель дипломной работы: изучить организацию педагогического процесса по физическому воспитанию дошкольников с учетом их половых особенностей.
Объект исследования – дифференцированный подход к физическому воспитанию девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза основана на предположении о том, что использование дифференцированных форм работы по формированию полоролевого поведения на занятиях физической культурой окажет положительное влияние на улучшение физической подготовленности мальчиков и девочек..
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы дифференцированного полового воспитания детей дошкольного возраста. 8
1.1 Мужское и женское в природе и обществе. 8
1.2.Идеи дифференцированного полового воспитания в рамках исторического развития. 12
1.3.Вопросы полоролевого поведения в психолого-педагогических и социологических исследованиях 16
Глава II.
Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек дошкольного возраста. 20
2.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности мальчиков и девочек. 20
2.2.Формирование полоролевого поведения дошкольников. 24
2.3.Физическое воспитание мальчиков и девочек. 29
Глава III. Система мероприятий по формированию полоролевого поведения дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями. 34
3.1. Анализ образовательных программ по физическому воспитанию в дошкольном учреждении. 34
3.2. Диагностика физической подготовленности мальчиков и девочек. 38
3.3. Конструирование и апробация технологии работы по физическому воспитанию с учетом половых особенностей дошкольников. 49
3.4. Проведение итоговой диагностики физической подготовленности дошкольников. 62
Заключение. 65
Литература. 67
Результаты показателей двигательных качеств детей контрольной группы
Таблица
15.
№ |
Статическая выносливость | Гибкость |
Сила мышц плечевого пояса | Ловкость | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Правая рука | Левая рука | |||
1 | + | + | + | + | - | - | +6 | 8,3 | 8 | 2,24 |
2 | + | + | + | + | + | + | +10 | 9,6 | 9,2 | 2,23 |
3 | + | + | + | + | + | + | +5 | 8,1 | 7,8 | 2,27 |
4 | + | + | + | - | - | + | +7 | 7,2 | 7,2 | 2,24 |
5 | + | + | + | + | + | + | +12 | 9,4 | 9 | 2,26 |
6 | - | - | - | + | + | + | +4 | 9,1 | 9 | 2, 24 |
7 | - | + | + | + | - | - | +5 | 9 | 8,5 | 2,22 |
8 | + | + | + | + | + | + | +10 | 12,8 | 12,3 | 2,01 |
9 | + | + | + | + | + | - | +3 | 9,9 | 10 | 1,97 |
10 | + | + | - | + | + | - | +2 | 11,6 | 9,9 | 2,01 |
11 | + | + | + | + | + | - | +2 | 10,3 | 9,9 | 2 |
12 | - | + | + | + | - | - | +1 | 10,5 | 10 | 2,06 |
13 | - | + | - | + | + | + | +6 | 10,1 | 10 | 2,03 |
14 | + | + | + | + | + | + | +6 | 12,7 | 12,4 | 2,05 |
Проведенная работа позволяет нам сделать вывод: проводимая в конце года диагностика сформированности физических качеств показала, что прирост показателей в экспериментальной группе составил 10-12%, тогда как в контрольной группе этот прирост составил всего 6-8% (темпы прироста оценивали по формуле В.И.Усакова).
W= 100 X (V2 – V1): 0,5 X (V1 + V2), где W - прирост показателей темпов в %, W1 - исходный уровень, W2 - конечный уровень.
По сравнению с диагностикой, проводимой в начале года, динамика и более стабильные результаты были достигнуты за счет возросших функциональных возможностей детей, а так же благодаря целенаправленному осуществлению дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам на занятиях физической культурой. Кроме того, большое значение имеет то, что дети данной группы регулярно посещали занятия в кружках детского сада по художественной гимнастике (девочки) и армрестлингу (мальчики). Важную роль в достижении положительных результатов сыграло использование разнообразных форм работы с семьей.
Для детей, имеющих неадекватное полоролевое поведение, была организована специальная работа с психологом. На физкультурных занятиях для них были разработаны индивидуальные задания, проводилась работа с родителями беседы с детьми группы. В результате, у детей экспериментальной группы можно отметить становление полоролевых ориентаций, тогда как в контрольной группе у детей неадекватные полоролевые ориентации остались.
Значительные индивидуальные различия в проявлении двигательных способностей дошкольников подтверждают необходимость учета и типа конституции в оценивании их двигательных возможностей. Над этой проблемой предстоит еще работать.
Таким
образом, при оценке физического
состояния дошкольников следует ориентироваться
на конституционный тип ребенка, а также
учитывать половые особенности.
Заключение.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования полоролевого поведения ребенка. Большинство исследователей, изучавших вопросы дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, справедливо отмечают, что если педагогический процесс в этом направлении начинается с опозданием, то это уже перевоспитание, которое не может в полной мере компенсировать проблемы, возникшие на предыдущих этапах.
Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и его пол. Мы убеждены, что занятия физическими упражнениями должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет половых особенностей дошкольников позволит педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе работы были в полной мере реализованы цель и задачи исследования.
В
ходе анализа психолого-
Недостаточная
разработанность вопроса учета
половых особенностей в процессе
занятий физическими
На основании анализа опыта работы по физическому воспитанию в ДОУ №38, собственных исследований, наблюдений за детьми в процессе апробации технологии работы с учетом половых особенностей дошкольников, были изучены двигательные предпочтения мальчиков и девочек, половая дифференциация содержания во всех видах детской деятельности, различия в двигательной деятельности дошкольников. Подобранны различные методические подходы при обучении мальчиков и девочек физическим упражнениям.
В заключении мы предлагаем некоторые рекомендации практическим работникам дошкольного учреждения:
1.
Учитывая, что для мальчиков и
девочек наиболее благоприятен
режим большой двигательной
2.
Частично эту проблему можно
решить рациональным
3. Исходя из того, что для нормального развития мальчикам требуется освоение большого пространства, следует чаще проводить занятия на улице.
4. Целесообразно, чтобы мальчики и девочки носили разную физкультурную форму. Это постепенно будет формировать у детей представление об эстетике физического воспитания девочек и мальчиков.
5. Чаще проводить физкультурные занятия по подгруппам (для мальчиков – футбол, хоккей, силовые упражнения; для девочек – упражнения с лентами, мячами, степ-аэробика).
6. Привлекать узких специалистов дошкольного учреждения (психолога, логопедов, дефектолога, музыкального руководителя, руководителя изостудии) к проведению работы по формированию полоролевого поведения у детей.
7.
Систематически проводить работу с семьей
через родительские собрания, консультации,
беседы.
Список литературы.