Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:48, отчет по практике
Отчет о практике по "Педагогике"
Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы "за" и "против". Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Использование дилемм, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить ценностные ориентации человека.
Методы изучения индивидуальных особенностей.
Психолого-педагогическая диагностика
Изучение документации.
Беседа (изучение интеллектуальных и личностной сферы, индивидуальных особенностей)
Наблюдение (поведения в конфликтных ситуациях, участия в конкренном виде деятельности)
Опросник (изучение мотивации, интересов) Например: какие цели ставишь перед собой? Что нужно сделать, что бы их достичь?
Тесты (отношение к себе, к миру)
Анкеты (степень влияния на коллектив, позиция детей в коллективе)
Рисуночные тесты (семейные отношения)
Сочинения (кругозор, интересы, отношение к мировым ценностям)
Выявление проблем.
Анализ собранной информации
Дневник индивидуального развития детей группы риска
Для раскрытия творческих способностей детей применяю активные формы и методы:
− беседы;
− дискуссии;
− игры;
− походы и экскурсии;
− конкурсы; турниры;
− собеседования;
− олимпиады;
− наблюдения;
− творческий труд; поисковые эксперименты;
− индивидуальные занятия;
− художественно-эстетическая деятельность и т.д.
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.
Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.
Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:
1. Цель воспитания.
2. Содержание и направленности воспитательных задач.
3. Возраст учащихся.
4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.
5. Особенности детского коллектива и его традиций.
6. Особенности и традиции региона.
7. Технические и материальные возможности школы.
8. Уровень профессионализма учителя.
Форм воспитательной работы существует огромное множество. Далее представлен перечень форм, используемых в работе Екатерины Леонидовны.
Направления и формы работы
1. Спортивно - оздоровительное
• Проведение спортивных мероприятий
• Оздоровительные процедуры и беседы
2. Воспитательно-организационное
• Организация совместной деятельности классного руководителя и детей, при которой каждый ребенок смог бы проявить себя наилучшим образом
3. Развивающее и познавательное
•
•
•
4. Патриотическое
•
•
•
5. Трудовое
•
•
6. Развлекательное
•
•
7. Эстетическое
•
•
•
8. Психологическая помощь
•
•
•
Мы изучили «Методический фонд» учителя:
Фонотека,
классный уголок,
информационный стенд,
методическая литература,
подшивка журналов «Начальная школа»,
методический архив разработок воспитательных мероприятий,
наглядность.
Коллектив как объект и субъект воспитания
Коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как мощный педагогический инструмент.
Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания. Осмысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следующих положения.
Первое из них состоит в том, что важной целью воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и качеств. Указанная цель может быть достигнута только при условии, что личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях коллективе.
Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность личности, но и выступает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно- эстетических отношений. Поэтому в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития личности. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.
Стадии развития коллектива (по Лутошкину)
1.Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ межличностных отношений.
2.Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.
3.Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры.
4.Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).
5.Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты педагогу, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.
На мой взгляд, данный класс находится лишь на 3 стадии развития, т.е. «Мерцающий маяк». Т.к. здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе, в группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.
Психолого-педагогическая характеристика на класс
В классе учится 26 человек, из них 19 мальчиков и 7 девочек. Большинство детей 2001 года рождения. Учатся вместе 3 года. Многие дети живут в неполных семьях (13).
В классе 1ребенок из многодетной семьи. В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Детей, склонных к правонарушениям нет.
В классе отличников нет, но следует выделить Рохина Колю, Бесперстову Машу, Шлебина Андрея, Пономарева Сашу. Большинство учащихся – хорошисты. Низкая успеваемость у Князевой Даши.
У учеников обнаружились следующие типы мышления как теоретический, наглядно-образный, интуитивный и репродуктивный.
В классе есть одаренные дети. Маутэр Лана артистична, пишет стихи. Бесперстова Маша занимается в музыкальной школе. Дети в классе спортивные, 8 человек ходят в секцию баскетбола, 5 человек занимаются легкой атлетикой.
Класс активный, дети принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, у многих детей есть выраженные черты лидера Пономарев Саша, Рохин Коля. Многие хорошо рисуют, принимают участие в художественных конкурсах.
На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. Учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.
Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.
Старостой класса является Широбоков Дмитрий. Классный руководитель, Екатерина Леонидовна - опытный педагог и мастер своего дела, пользуется непререкаемым авторитетом среди учащихся.
На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классом и классным руководителем, работы в классе, данных социометрии и тестов можно утверждать, что класс является достаточно подготовленным, «высоким» классом.